ТОП 10:

Половине 50-х - начале 60-х гг. Критика культа личности Сталина.



 

Завершение второго этапа индустриализации И рост военной МОЩИ СССР К середине 50-х гг. позволили советскому руководству переключить большие средства на развитие социальной сферы и подъем жизненного уровня населения. Одновременно шел активный поиск эффективных форм оживления социальной активности всех слоев общества и демократизации общественной жизни, утверждения социальной справедливости распределения по труду.

 

В 1956 г. отменен закон 1940 г. о прикреплении трудящихся к предприятиям, они получили право свободно менять место работы, уведомив администрацию об уходе за две недели. Затем и колхозникам стали выдавать паспорта с правом перемены места жительства. Минимальная заработная плата в госсекторе (в том числе и в совхозах) повышена на 35 % и освобождена от налогов. Размеры пенсий почти удвоены, расширена категория пенсионеров, а пенсионный возраст снижен до 60 лет для мужчин и 55 для женщин. Он стал самым низким в мире. Колхозники также получили право на пенсию, но пенсионный возраст у них был выше на пять лет. Продолжительность рабочей недели сокращена с 48 до 46 часов (для металлургов — 42, шахтеров и подростков — 36 часов). Увеличен отпуск по беременности с 70 до 112 дней.

 

Правительство отменило обязательные госзаймы и обязалось выплатить по облигациям старых займов через 20 лет (при фактически постоянных государственных ценах на товары народного потребления). Проведенная денежная реформа стабилизировала новый рубль и изъяла часть средств у теневой экономики. Значительно доступнее стали выезды за границу по культурным и научным связям и туризму.

 

Развернулось самое массовое за всю историю России и СССР жилищное строительство: с 1955 до 1964 г. городской жилищный фонд увеличился на 80 % (почти в 2 раза), при этом семьи трудящихся в городах получали бесплатно отдельные квартиры, а большое число «коммуналок» становилось также отдельными квартирами. Введена система кооперативного строительства жилья, поощрялось индивидуальное жилищное строительство на селе.

 

Все меры по подъему жизненного уровня населения и демократизации общественной жизни в сочетании с активной идеологической работой создали подъем социальной активности всех слоев населения, активизировали духовную жизнь общества.

 

Большое внимание уделялось развитию системы образования и здравоохранения. Резко возросли масштабы высшего и среднего специального образования. Численность учащихся и студентов в средних специальных и высших учебных заведениях СССР с 1960 по 1970 гг. удвоилась. В СССР в эти годы отмечен самый высокий процент национального дохода, расходовавшийся на науку, превосходящий США более чем в 2 раза. Показателен рост уровня образования народа за годы Советской власти по современному критерию — в годах обучения занятого в производстве населения:

Даты
Годы обучения 7,4 9,4

 

Информативная и интеллектуальная насыщенность программ в средней и высшей школе СССР в то время была выше, чем в средней и высшей школе США, на что также обратила внимание комиссия конгресса, исследовавшая причины отставания США в космонавтике. Для расширения доступа к бесплатному высшему образованию повышены стипендии, предоставлялось бесплатное общежитие иногородним студентам, расширена система заочного высшего образования без отрыва от производства.

 

Совершенствовалась система бесплатного здравоохранения, увеличилось число медицинских вузов, лечебные учреждения насышались новым оборудованием. Значительно выросла сеть курортно-санаторного лечения, домов отдыха и туристских баз со значительной доплатой из профсоюзных средств и государственных ресурсов, число дошкольных детских учреждений с частичной оплатой или полностью бесплатных.

 

Но наряду с бесспорным подъемом в социальной сфере в советском обществе сохранялись и существенные недостатки. Уровень жизни значительно отличался по различным регионам страны, отставала социальная сфера села, существовал дефицит товаров высокого качества, сфера бытового обслуживания — существенно ниже европейской.

 

В социальной структуре продолжали развиваться процессы, свойственные современному индустриальному обществу. Идет быстрый рост численности рабочего класса и городского населения. Общая тенденция преобладания рабочего класса в составе занятого населения проявилась в 60-х гг. во всех союзных республиках. В целом численность рабочих в 50-х гг. увеличилась на 61%, в 60-х — еще на 40 %. Основной костяк рабочего класса составляли индустриальные рабочие (более 50 % от общей численности). Повышение энерговооруженности и овладение новой техникой обеспечили рост производительности промышленного труда.

 

Пополнение рабочего класса шло большей частью за счет сельского населения, составляя первое поколение рабочих со свойственной ему крестьянской психологией и маргинальными чертами. К концу 60-х гг. начался приток потомственных рабочих второго поколения с более высоким уровнем образования. Среди рабочих 1940 — 1950 гг. рождения 82 % имели полное среднее образование и высшее, 15 % — неполное среднее и только 3 % — начальное.

 

Повышение культурно-образовательного уровня рабочего класса и расширение системы профобразования обеспечивали возможность овладения все более сложной техникой на производстве и в Вооруженных Силах.

 

Серьезные сдвиги происходили в социальной структуре и на селе. В 60-х гг. продолжала сокращаться численность сельского населения из-за оттока молодежи в города. Значительная часть колхозов переходила на положение совхозов. Высокими темпами шел процесс индустриализации сельскохозяйственного производства, в совхозах и в колхозах значительно увеличивается прослойка механизаторов.

 

Выросла численность интеллигенции — с 19,7 млн человек до 28,6 млн, составив 25 % общей численности занятого населения (из них 78 % городской интеллигенции). Наиболее многочисленный слой составляла инженерно-техническая (ИТР) и сельская интеллигенция, которая в наибольшей степени состояла из рабоче-крестьянской среды и в большинстве представляла первое поколение интеллигентов. Из этой среды выделялась социальная группа хозяйственных руководителей — «директорский корпус», получивший большую самостоятельность и значение в экономической жизни. Второй по численности слой — педагогическая, вузовская и медицинская интеллигенция. В этой среде интеллигентов во втором поколении стало уже значительно больше. Такая же картина и в офицерском корпусе Вооруженных Сил.

 

Научная и научно-техническая интеллигенция значительно расширила свой состав за счет создания многочисленных НИИ и КБ по отраслям науки и техники. Корпоративность еще не сложилась в этой среде, где творческие способности проявлялись наиболее открыто, хотя семейные связи уже влияли на стартовые возможности молодых ученых. Такая же ситуация складывалась и в среде творческой интеллигенции.

 

Слой управленцев — государственные чиновники и партаппарат — продолжал расширяться, несмотря на реформы и сокращения. Он все больше формировался из номенклатуры, создавая замкнутый социальный слой, определявший политику государства.

 

Ликвидация жесткого контроля центральной власти за партаппаратом, децентрализация управления в ходе преобразований, усиление роли региональных и местных органов управления производством расширили возможности нелегального накопления денежных средств в руках теневых структур, в первую очередь — у руководителей торговли. Слой «подпольной буржуазии» расширяется, начинается его сращивание с местной администрацией. Этот разлагающий общество процесс переходит постепенно в центральные органы. Ослабляется контроль за мерой потребления в соответствии с трудовым вкладом, что способствует накоплению нелегальных доходов. Расширяется и «телефонное право» номенклатурных работников в системе правоохранительных органов. Эти негативные стороны советской действительности не получают должной оценки и разработки мер борьбы со стороны центральных партийных и государственных органов.

 

Социальное развитие общества получило отражение в культурной жизни. Рост общеобразовательного и интеллектуального уровня общества, развитие личности советского человека вызвали определенный поворот в художественном творчестве к личностным проблемам и вопросам соотношения личности и общества. Значительно усиливаются традиции русской художественной литературы и изобразительного искусства — критический реализм, обращенный как к современности, так и в недавнее прошлое. Расширяются культурные связи с Западом, многие темы творчества западных художников созвучны с проблемами, волновавшими советское общество.

 

В литературном творчестве значительно вырос эстетический идеал, расширилось и обогатилось понимание гуманизма. Проблемы соотношения личности и общества, гуманизма и прогресса приобрели реальную жизненную сложность. В литературе о войне произведения Ю. Бондарева, В. Быкова, Б. Васильева, В. Кондратьева, К. Воробьева и других писателей отражают правду характеров и трагические потрясения военных ситуаций, раскрывают нравственный символ «человек на войне». Сложные проблемы современной жизни, развитие личности и постижение ею нравственных ценностей освещаются в романах, повестях и рассказах писателей Ю. Трифонова, В. Шукшина, Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Тендрякова, Д. Гранина, В. Белова, Ю. Нагибина, Г. Семенова, Ч. Айтматова, Н. Думбадзе и многих других. Напряженный пульс современной жизни и актуальные проблемы общества отражаются в драматургии В. Розова, А. Арбузова, М. Рощина, И. Друце, А. Вампилова и др.

 

Созвучно литературе развивается и киноискусство. Советский кинематограф и телевидение наполнены яркими и глубокими по содержанию произведениями на волнующие общество темы истории и современности, утверждающими высокие нравственные идеалы. Ленты Г. Панфилова, А. Германа, А. Смирнова, Л. Шепитько, В. Аристова, Н. Михалкова, И. Квирикадзе, Э. Климова, М. Хуциева и таких мастеров как М. Ромм и А. Тарковский обогатили духовную жизнь современников.

 

В живописи отражается как героика военного времени, так и пафос послевоенного трудового подъема, быстро развивается изобразительное искусство народов СССР. Театр, концертная деятельность и эстрада дали обилие высоко художественных произведений, подлинно народным стало творчество В. Высоцкого, отражающего дух времени. В музыкальном искусстве всемирную известность получили произведения композиторов Г. Свиридова — продолжателя традиций классической русской музыки, А. Хачатуряна и других, создаются произведения и новаторов — Э. Денисова и А. Шнитке. На весь мир разнеслась слава пианиста С. Рихтера и виолончелиста М. Ростроповича.

 

По уровню образования, достижениям науки и техники, богатству произведений литературы и искусства период советской истории со второй половины 50-х до конца 60-х гг. можно считать вторым «золотым веком» российской культуры.

При определенной либерализации культурной политики и допущении свободы творчества «линия Хрущева» выдерживала требования дозированной критики жизни советского общества, не допуская свободы разрушения социалистической идеологии, чего добивались центры «холодной войны». На Западе политическая и социальная направленность задавалась преимущественно экономическими методами. В советском обществе она осуществлялась административным путем, в ряде случаев и некомпетентными чиновниками, что вызывало противодействие интеллигенции.

 

Критика культа личности Сталина вызвала психологический стресс в советском обществе вообще, а в среде интеллигенции в особенности. Общественное сознание потеряло устойчивость, а усилившиеся контакты с Западом способствовали проникновению западных идей. Это вызвало «брожение умов» и формирование нескольких альтернативных официальной идеологии идейно-политических течений: «подлинного марксизма-ленинизма», «либерализма» и «христианской идеологии». Первое исходило из того, что Сталин исказил марксистско-ленинскую идеологию и ее надо восстанавливать; второе полагало возможным переход к демократии западного типа; третье предлагало в качестве основы общественной жизни христианские нравственные ценности и следование традициям славянофильства. Все они отражали проблемы, волновавшие различные круги общества и проявились в последующие годы.

Эти течения проявились и в художественном творчестве. Противодействие цензуры привело к выпуску машинописных журналов. На основе «самиздата» начало зарождаться диссидентское движение. Оно широко использовалось Западом в «холодной войне» для разрушения СССР. Один из видных диссидентов писатель В. Максимов уже в середине 90-х гг. заявил, что если бы он знал, к чему приведет диссидентство, то сжег бы свои рукописи.

 

 

Культ личности Сталина — возвеличивание личности И. В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола.

 

Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 году в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».

Борьба с культом личности Сталина:

доклад на XX съезде КПСС, осудивший «культ личности»,

массовая десталинизация,

вынос тела Сталина из Мавзолея в 1961 году,

переименование названных в честь Сталина городов,

снос и разрушение памятников Сталину (кроме памятника в Гори, который был демонтирован властями Грузии только в 2010 году).

Реабилитация жертв сталинских репрессий.

 

Десталинизация — процесс преодоления культа личности и ликвидации политической и идеологической системы, созданной в СССР в период правления И. В. Сталина. Этот процесс привёл к частичной демократизации общественной жизни, называемой «оттепелью». Термин «десталинизация» употребляется в западной литературе с 1960-х годов.

 

Иногда говорят о трёх так называемых «волнах» десталинизации — состоявшихся в советское время при Хрущёве и Горбачёве, а также современной российской.

Билет 58.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.76.91 (0.008 с.)