ТОП 10:

Деятельность I и II Государственных Дум.



 

Расстрел мирного шествия 9 января 1905 г. и последовавшие вслед за этим революционные события привели к осознанию в высших эшелонах власти необходимости проведения реформ государственного строя России.
Первой реакцией правительства стал изданный царем рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г.Булыгина, в котором говорилось о намерениях предварительной разработки изменений законодательства и привлечения к этой работе народных представителей. 6 августа были обнародованы «Учреждение Государственной Думы» и «Положение о выборах в Государственную Думу». Однако в 1905 г. булыгинская Дума с законосовещательными функциями не была созвана в связи с революционными событиями.
11 декабря 1905 г. обнародован указ о расширении избирательных прав граждан и созыве законодательной Думы. В феврале 1906 г. избран Государственный Совет. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату парламента и уравнивался с Думой в законодательных правах.

 

 

Выборы в I Думу состоялись в феврале-марте 1906 г. Выборы проходили по 4 куриям (сословно-имущественный разряд избирателей) – землевладельческой, рабочей, крестьянской, городской. Избирательных прав были лишены военные, женщины и др. С первого заседания был поставлен вопрос о долговременности работы и взаимоотношениях с правительством. Необходимо было построить тактику работы таким образом, чтобы не быть разогнанными правительством, подобно I Думе. Кадеты, войдя в единый блок с трудовиками и национальными группами, создали большинство. Они сняли вопросы об амнистии, отмене смертной казни и др. Основным оставался аграрный вопрос, обсуждались основные положения столыпинской аграрной реформы. Правые и октябристы поддерживали реформу. Кадеты выступали за смягченный ее вариант, сведя к минимуму количество отчуждаемых у помещиков земель. Левое крыло Думы отказалось утверждать ее проект. 24 марта 1907 г. аграрная комиссия Думы отметила необходимость отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян. Таким образом, II Дума оказалась еще левее, чем I Дума. Правительство стало искать причины для ее разгона. По сфабрикованному обвинению в ночь на 3 июня 1907 г. арестовали членов социал-демократической фракции, а днем был опубликован указ о роспуске II Думы. Правительство обвинило ее в неэффективности работы, затягивании рассмотрения и принятия законов, причастности некоторых ее депутатов к подготовке государственного переворота.После роспуска II Государственной Думы правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как государственный переворот («3-июньский переворот»). Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.

 

Билет 39.

Третьеиюньский государственный переворот 1907 г.

 

Роспуск II Государственной думы и нарушение Манифеста 17 ОК 1905. Явился завершением революции 9 ЯН 1905-3 ИН 1907, после которой установилась буржуазная третьеиюньская монархия - союз царя, дворян и крупной буржуазии, объединённый Государственной думой, конструктивную политику в интересах империи инарода в период 1907-1916. Совершён по предложению председателя Совета министров Столыпина П.А. императором Николаем II. Одновременно с роспуском II Государственной думы 3 ИН 1907 был изменён избирательный закон. Это позволило правительству получить послушную Думу, состав которой совершенно не отражал общественных настроений в стране. Издание новогоизбирательного закона, прозванного "бесстыжим", поскольку по нему крупные землевладельцы и буржуазия получали дополнительных выборщиков за счёт уменьшения числа выборщиков от рабочих (в III Государственной думе один депутат от дворянпредставлял 230 избирателей, а от рабочих - 125 тыс.), крестьян, народов национальных окраин (якобы не достигших "достаточного развития гражданственности"). Правительство не могло обходиться без Думы, хотя Николай II неоднократно высказывал желание превратить её в совещательный орган, т.е. пересмотреть Манифест 17 ОК 1905. Дума была необходима для того, чтобы создавать иллюзию единения царя с народом. Лишение Думы законодательного статуса грозило острым конфликтом с буржуазнымилибералами и даже умеренно правыми политиками, что вело к полной изоляции режима от общества. Поэтому историки иногда характеризуют третьеиюньский режим как "конституционное самодержавие". Это означает, что по сути политический строй оставался самодержавным (в частности, правительство по-прежнему было ответственно только перед царём, а не перед Думой), но уже не мог существовать без конституционного прикрытия.

 

 

Билет 40.

Столыпин и программа модернизации России.

Аграрная реформа.

В самый разгар революции в начале 1906г. премьер-министром России был назначен Пётр Аркадьевич Столыпин. Главной задачей Столыпина было укрепление социальной базы существующего строя. Он замыслил, оставив в неприкосновенности помещичье землевладение, ублаготворить наиболее зажиточную часть крестьянства за счет основной массы крестьян-общинников. Не последнюю роль в планах Столыпина играли надежды на то, разрушение общины, появление хозяина-собственника благотворно скажется на хозяйственном развитии деревни, поможет ей поднять уровень производства, вырваться из рутины, характерной для общинного земледелия. Наиболее важные из этих реформ были тесно связаны между собой - аграрная реформа должна была помочь оформлению «крепких хозяев» в сильную социальную группу. Реформа местного самоуправления - предоставить им большие возможности для участия в работе земств; реформа средней и высшей школы - демократизировать систему образования в России, сделать ее более доступной для крестьянских детей. Однако вследствие постоянной оппозиции правых в царским окружении Столыпину удалось более или менее последовательно провести в жизнь лишь аграрную.

Основным направлением реформы, начатой еще во времена революции, было разрушение общины. «Крепких хозяев» нацеливали на превращение своих хозяйств в изолированные друг от друга хутора. Местная администрация всеми силами форсировала процесс разрушения общины. За 1907-1914 гг. из общины выделилось 20 млн крестьян (22% всех хозяйств).

Другое направление реформы, также нацеленное на укрепление слоя зажиточных крестьян, было связано с Крестьянским банком. Банк способствовал переходу части помещичьих земель в руки сельской буржуазии, но ненасильственным путем, в форме купли-продажи, причем на выгодных для помещиков условиях. Крестьянам-единоличникам банк предоставлял на льготных условиях ссуды, необходимые для такой покупки.

Проблемы, связанные с сельской беднотой, Столыпин надеялся решить с помощью массового переселения. Основная масса переселенцев отправилась в Сибирь. Процесс переселения и землеустройства был плохо организован. Сплошь и рядом крестьян бросали на произвол судьбы, значительная часть их попала в кабалу к местному кулачеству. Не случайно из 3 млн. переселенцев более 500 тыс. (около 16%) предпочли вернуться «на пепелище» - в родные края. Пренебрежение власти, проявленное в этом важном деле, еще больше ожесточило бедноту.

Не удалось П. А. Столыпину выполнить и свою главную задачу: расширить социальную опору власти за счет зажиточных крестьян. Его реформа, несомненно, значительно усилила эту часть крестьянства. Однако, по мере того как сельская буржуазия росла и крепла, росли и крепли ее аппетиты: кулаки мечтали прибрать к рукам землю своих главных конкурентов - помещиков, и готовы были использовать с этой целью любые средства. Найти компромиссное решение этой проблемы, которое, сохранив для государственной власти поддержку помещиков, привлекло бы к ней симпатии сельской буржуазии, Столыпину не удалось. Очевидно, это вообще была неразрешимая задача. Община отвергла реформу Столыпина и переработала её. Капиталистический путь на селе оказался бесперспективным.

Билет 41.







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.150 (0.004 с.)