Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административный – выделение экономических районов осуществляется с учетом административно-территориального деления государства, что обеспечивает эффективность развития районов.

Поиск

Факторы специализации районов:

– природные условия и географическое расположение;

– наличие природных ресурсов;

– наличие трудовых ресурсов;

– уровень научно-технического прогресса;

– экологическая обстановка;

– наличие объективных возможностей для развития территории района;

– исторически сложившиеся отрасли хозяйства.

Всего в Российской Федерации выделяют 11 экономических районов:

1) Центральный экономический район;

2) Центрально-Черноземный экономический район;

3) Северный экономический район;

4) Северо-Западный экономический район;

5) Волго-Вятский экономический район;

6) Поволжский экономический район;

7) Северо-Кавказский экономический район;

8) Уральский экономический район;

9) Западно-Сибирский экономический район;

10) Восточно-Сибирский экономический район;

Дальневосточный экономический район.

В свою очередь, эти экономические районы объединяются в две экономические зоны:

– Западную (европейская часть России и Урал);

– Восточную (Сибирь и Дальний Восток).

3.

Одной из важнейших проблем с которой столкнулась реформируемая Россия

- обострение дифференциации экономического и социального развития российских регионов. Регионы сегодня различаются по уровню насыщенности производительными силами, социальной структурой, наличию сырьевой базы, расстоянию от высокоразвитых промышленных, культурных и столичных центров.

Целью государственного регулирования территориального развития является:

• стимулирование развития территорий не способных функционировать в режиме саморазвития; • поддержка и активизация социальной мобильности населения отдельных регионов; • создание условий для возникновения государственно значимых "точек роста" (свободно - экономических зон, технопарков и т.д.). • Государственная селективная поддержка территорий может осуществляться в форме: • трансфертов, направленных в бюджеты субъектов РФ из бюджетного федерального фонда финансовой поддержки регионов с целью выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов федерации; • дополнительной финансовой поддержки депрессивных регионов. Основным критерием для определения депрессивности региона служит расчетные превышения расходов над доходами; • федеральных целевых программ решения региональных проблем (достижение ускоренного роста приоритетных отраслей, рост экспортного потенциала региона и т.д.); • бюджетных инвестиций и конкретных инвестиционных проектов. С 1998 года в федеральном бюджете предусматривается так называемый бюджет развития; • отдельным регионам из федерального бюджета могут быть предоставлены субсидии для переселения граждан из закрывающихся городов и поселков, для строительства жилья для переселенцев; • содействие социальной сфере региона; • специфической формой государственной поддержки является установление особых организационно - правовых регионов на территории отдельных субъектов РФ;

Сложностью государственного регулирования территорий является отсутствие единой нормативно установленной процедуры отбора региональных проблем для принятия решений на федеральном уровне. Исходя из практики государственного регулирования можно выделить несколько устойчивых общих подходов к выбору предмета соответствующих регулятивных действий.

Во-первых - критерий политической целесообразности (необходимость поддержки региональных властей, активно осуществляющих правительственный политический курс; нейтрализация сепаратистских направлений).

Во-вторых - метод индивидуального отбора региональных проблем по определенным критериям:

• из особой значимости проблем для осуществления структурных изменений и повышения эффективности развития отраслей производства, социальной сферы, экологической безопасности;

• сжатость срока решения проблем и необходимость концентрации ресурсов.

В третьих - ранжирование региональных проблем по критериям специально подобранным в соответствии со спецификой повода для данного ранжирования (объективные обстоятельства социально-экономического или геополитического характера, политические соображения).

В четвертых - прямой расчет потребности в этой поддержке.

4.

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является анализ социально-экономического развития региона.

Анализ социально-экономического развития региона нацелен на решение следующих задач:

• оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона;

• выявление причин ухудшения состояния окружающей среды;

• изучение особенности динамики и половозрастной структуры населения, причины основных миграционных потоков;

• оценка использования трудовых ресурсов в разрезе основных отраслей экономики;

• раскрытие специфических особенностей незанятости (безработных) в регионе;

• оценка достигнутого уровня и качества жизни населения, обеспеченности основными объектами социальной инфраструктуры;

• оценка достигнутого уровня экономического развития региона (промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры) с позиций возможности функционирования в условиях рынка;

• анализ межрегиональных и внешнеэкономических связей региона;

• выявление экспортных резервов производства;

• оценка финансового положения территории, имеющихся источников доходной части бюджета и сложившихся направлений расходования финансовых ресурсов региона;

• оценка возможностей использования предприятий различных форм собственности в интересах хозяйства и населения региона.

Решение всех перечисленных задач анализа нацелено, с одной стороны, на выявление возможностей усиления комплексности в хозяйственном развитии региона (включая его города и района), а с другой стороны – на оценку условий его успешного функционирования в условиях рыночной экономики, исходя из рационального использования трудовых, материальных, природных и финансовых ресурсов.

Структура анализа

Анализ социально-экономического развития региона необходимо начинать с макроэкономической характеристики региона. На основе имеющейся статистической информации определить показатели уровня экономического развития (ВРП на душу населения), уровня потребления в фактических ценах (конечное потребление на душу населения), уровня производительности труда (ВРП на одного занятого). Кроме того, данные о конечном потреблении следует корректировать с учетом региональных различий покупательной способности доходов. Для этого величину конечного потребления на душу населения необходимо сопоставить с величиной прожиточного минимума.

5. В связи с перестройкой, происходящей в нашей стране, происходит перестройка и рынка труда. Изменяется потребность в различных профессиях, появляются новые и падает спрос на ранее значимые профессии. Поэтому, такие проблемы, как занятость населения, безработица, конкурентоспособность рабочей силы и в целом рынок труда, актуальны для рассмотрения.

Цели и задачи Цель:

1. изучение российского рынка труда Задачи:

2. рассмотреть определение, сущность, типологию и структуру рынка труда рассмотреть современное состояние рынка труда в России рассмотреть тенденции развития рынка труда в России

Тенденции развития рынка труда в России.

Российский рынок труда переживает серьезные перемены, связанные с ростом дефицита кадров, реструктуризацией экономики и усилением конкуренции на рынке. увеличение спроса на финансистов падение спроса на маркетологов увеличения мобильности и миграции трудовых ресурсов формирование национального рынка рабочей силы

рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда.

Так как рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений:

1. это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

2. Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов.

6. Основная задача, стоящая перед коллективом — разработка моделей и методов комплексного прогнозирования социально-экономического развития территории в условиях переходного периода, когда традиционные методы, так или иначе основанные на экстраполяции сложившихся тенденций, не дают достоверных результатов.

На сегодняшний день коллектив ведет прикладные работы по следующим основным направлениям.

1. Разработка кратко- и среднесрочных региональных прогнозов (прогнозы развития отдельных отраслей, комплексный прогноз социально-экономического развития региона, прогноз доходной части и анализ сбалансированности регионального бюджета, оценка нетрадиционных источников пополнения бюджета).

Инструментальная база — разработанная авторами экспертная система моделей функционирования экономики региона.

Опыт экспертной работы — 15 лет, 11 прогнозно-аналитических исследований по Новосибирской и Иркутской областям, Красноярскому и Алтайскому краям, включая 5 экспертиз территориальных бюджетов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.34 (0.008 с.)