ЕКПЧ: право на уважение частной жизни; свобода выражения мнения




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЕКПЧ: право на уважение частной жизни; свобода выражения мнения



Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод является одним из основных документов Совета Европы. Этот международный договор подписан в 1950 году и вступил в силу 3 сентября 1953 года. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией.

Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека — существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека (сокр. ЕСПЧ), рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения конвенции.

Право на жизнь является первой статьей раздела «Права и свободы» Конвенции.

Текст статьи:

Статья 2
Право на жизнь

1. Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.

2. Лишение жизни не рассматривается как нарушение настоящей статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:

a) для защиты любого лица от противоправного насилия;

b) для осуществления законного задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;

c) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа

Статья 3
Запрещение пыток

Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Под пытками понимается следующее определение, данное в Конвенции против пыток 1984 года: любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включается боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно.

Впервые пытки были запрещены Женевской конвенцией в 1949 году – имелись в виду пытки военного времени, они рассматривались как военное преступление.

 

Статья 9
Свобода мысли, совести и религии,

Статья 11
Свобода собраний и объединений

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

2. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

 

 

1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

Статья 8
Право на уважение частной и семейной жизни,

Статья 10
Свобода выражения мнения

1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

2. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

 

36. Понятие "гуманитарной интервенции" в международном праве

Определение:

Под гуманитарной интервенцией следует понимать осуществляемое извне вооруженные

действия в некоей стране для предотвращения или прекращения там гуманитарной катастрофы, т.е. массовых акций насилия с многочисленными жертвами, заключенными и беженцами.

 

Развитие концепции:

Начиная с XIX века некоторые государства допускали вооруженные действия против любого правительства, которое «нарушает права человека чрезмерной несправедливостью и жестокостью по отношению к определенным категориям своих подданных, пренебрегая законами цивилизации». Подобным образом Франция обосновывала направление своих войск в Ливан в 1860 г. для спасения маронитов от их уничтожения друзами.

 

В 1987 г. Бернар Кушнер опубликовал книгу «Le Devoir d’Ingerence» («Обязанность вмешаться»), в которой утверждал, что демократические государства не только имеют право, но и обязаны для защиты прав человека вмешиваться в дела иностранных государств, невзирая на их суверенитет.

 

После геноцида 1994 года в Руанде и этнических чисток на Балканах и в Косово в 1995 и 1999 годах международное сообщество приступило к серьезному обсуждению вопроса об эффективных мерах в тех случаях, когда права человека граждан грубо и систематически нарушаются.

 

Именно в 90-е годы, когда происходили события в Сомали, Руанде, Сребренице и Косово, обсуждения права на «гуманитарную интервенцию» переросли в концепцию «ответственности по защите».

 

В 2004 году Международная комиссия по вопросам вмешательства и государственного суверенитета (была создана в 2000 г., в состав которой вошел и представитель от России — В. В. Лукин.),выпустила доклад, озаглавленный «Ответственность по защите». В докладе указывалось, что суверенитет не только предоставляет государствам право «контролировать» свои внутренние дела, но также налагает непосредственную ответственность по защите людей, проживающих в пределах границ этих государств. В докладе предлагалось, что, когда государство не способно защитить людей — будь то из-за отсутствия возможностей, либо из-за отсутствия воли, — ответственность переходит к широкому международному сообществу.

 

В нем было выделено пять оснований для легитимной силовой акции:

 

· серьезность угрозы — является ли угроза причинения ущерба государству или человеку в достаточной мере ясной и серьезной, чтобы оправдать применение военной силы, сопряжена ли она с геноцидом и другими массовыми убийствами и другими серьезными нарушениями международного гуманитарного права;

 

· правильная цель — вмешательство должно быть направлено в первую очередь на помощь населению, а не смену существующего строя;

 

· чрезвычайный характер применения силовых средств — обязаны быть изучены и использованы все невоенные варианты отражения данной угрозы (политические, дипломатические, юридические и экономические);

 

· соразмерность средств — предполагаемые военные действия по своим масштабам должны быть минимально необходимыми для отражения данной угрозы;

 

· сбалансированный учет последствий — организаторы операции должны быть едины во мнении, что при успешном осуществлении военных действий по отражению данной угрозы вмешательство не вызовет худших последствий, нежели бездействие.

 

В 2004 году созданная Генеральным секретарем Кофи Аннаном Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам поддержала формирующуюся норму, предусматривающую ответственность по защите, указав, что использование силы международным сообществом является, в случае необходимости, допустимым шагом и должно использоваться в качестве крайнего средства.

 

В 2005 году в ходе Всемирного саммита Организации Объединенных Наций все государства-члены официально признали принцип ответственности каждого государства защищать свое население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечества. В Итоговом документе также указывалось, что международное сообщество, действуя через Организацию Объединенных Наций, обязано также «использовать соответствующие дипломатические, гуманитарные и другие мирные средства в соответствии с главами VI (мирное разрешение споров) и VIII (региональные соглашения) Устава для того, чтобы содействовать защите населения от этих преступлений.

 

Кроме того, мировые лидеры пришли к соглашению, что в тех случаях, если какое-либо государство окажется не в состоянии выполнить такое обязательство, все государства («международное сообщество») несут ответственность за оказание помощи по защите людей, которым угрожают подобные преступления, и что для этого необходимо в первую очередь использовать дипломатические, гуманитарные и иные мирные средства. Впоследствии, если такие меры окажутся недостаточными, и если национальные власти «явно не в состоянии» защитить свое население, им необходимо предпринять коллективные действия «своевременным и решительным образом» — через Совет Безопасности ООН и в соответствии с главой VII (Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии) Устава ООН.

 

 

Методы, применяемые при гуманитарной интервенции

 

· Обеспечение эвакуации населения из районов охваченных гуманитарной катастрофой, в том числе организация гуманитарных коридоров.

· Обеспечение нуждающегося населения гуманитарной помощью и охрана пунктов её раздачи от вооруженных групп мародеров.

· Установление контроля за электростанциями, резервуарами питьевой воды, телерадиоцентрами, откуда могут звучать призывы к межобщинному насилию (в случаях межэтнического конфликта)

· Развертывание, обеспечение и охрана лагерей беженцев.

· Избегание массовой гибели людей в ходе боевых операций: использование небольших мобильных подразделений, сверхточного (снайперские винтовки) или несмертельного оружия (шумовые гранаты, водометы, слезоточивый газ, резиновые пули).

· Контртеррористические действия против вооруженных отрядов экстремистов и криминальных группировок.

· Организация вспомогательных вооруженных отрядов из среды местного населения.

Краткая критика концепции:

 

1) Устав ООН и современное международное право не предусматривают такое право

2) Деятельность государств в последние два столетия, и особенно после 1945 г., в лучшем случае указывает лишь на несколько явных случаев гуманитарной интервенции, а согласно большинству оценок, их вообще не существует

 

Спорные случаи использования концепции гуманитарной интервенции:

Бомбардировка Югославии 1999

 

Концепция «гуманитарной интервенции» также использовалась Россией в связи с нападением Грузии на Южную Осетию в 2008 г.

 

В 2011 г. концепция «гуманитарной интервенции» была применена для обоснования интервенции ряда государств в Ливию.

 

3) Масштаб возможности злоупотребления таким правом в целях предосторожности ставит под сомнение смысл его существования

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.009 с.)