Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовой режим иностранцев. Статус апатридовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Иностранные граждане – лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. Их правовое положение определяется национальным законодательством места нахождения и заключенными международными договорами. Государство пребывания, устанавливая правовой режим иностранцев, должно действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.Иностранцы пользуются в полном объеме личными и социально-экономическими правами, но их политические права и свободы ограничены. Правовое положение (правовой режим) иностранцев представляет собой совокупность их прав и обязанностей на территории данного государства. Различают три вида правового режима иностранцев: национальный режим, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области с собственными гражданами государства пребывания. Это наиболее распространенный в правовых системах режим иностранцев. Специальный режим, как правило, носит негативный характер и сводится к изъятию из правоспособности иностранцев определенных прав, связывая напрямую обладание ими с наличием гражданства данного государства, а также к возложению на иностранцев дополнительных обязанностей. Права иностранцев ограничены прежде всего в политической сфере. В соответствии с общемировой практикой только гражданину предоставляется право принимать участие в ведении государственных дел непосредственно или посредством свободно выбранных представителей, что включает в себя право избирать и быть избранным, право на участие в референдуме, право на доступ к государственной службе, право на участие в отправлении правосудия. Специальный режим может заключаться также в предоставлении определенных преимуществ для иностранцев в виде дополнительных прав (например, иностранцы имеют право на беспрепятственный выезд с территории РФ, в том числе при наличии доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, в отличие от российских граждан, право выезда которых с территории РФ может быть временно ограничено при их допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям)[42] или путем исключения некоторых гражданских обязанностей (например, обязанности по несению срочной военной службы) Если национальный и специальный режимы являются по своей сути производными от правоспособности граждан государства пребывания, то режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим, о которых речь пойдет далее, существуют в отношении к правам и обязанностям граждан третьих государств, предоставляемым на территории данного государства. Режим наибольшего благоприятствования - это предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и/или установление для них в какой-либо области таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Что касается сферы отношений между государствами, где возможно включение оговорки о режиме наибольшего благоприятствования, то это могут быть как политические, так и экономические, социальные, культурные или иные взаимоотношения между государствами. Объектами режима наибольшего благоприятствования могут быть такие виды деятельности, как занятие определенными видами трудовой деятельности, доступность получения образования иностранными гражданами, адекватное социальное обеспечение, вопросы пенсионного права и так далее. Национальное законодательство обычно различает несколько категорий иностранцев: ¨ Постоянно проживающие на территории государства; ¨ Временно пребывающие в государстве; ¨ Обладающие дипломатическим иммунитетом; ¨ Беженцы.
От иностранцев следует отличать апатридов, т.е. лиц без гражданства. Термин «лица без гражданства» (апатриды) в различных правовых системах квалифицируется по-разному. Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. в качестве апатрида квалифицирует лицо, «которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона». Теория международного права определяет, что лицо без гражданства (апатрид) – лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее соответствующими доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранного государства. Теория МП выделяет абсолютное безгражданство – т.е. безгражданство с момента рождения. И относительное – безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. В целом же, основной причиной возникновения безгражданства являются так называемые «отрицательные коллизии» национальных законодательств о гражданстве. Такие коллизии могут иметь место, когда - одно государство лишает лицо своего гражданства и ему не предоставляется возможность сразу приобрести гражданство другого государства. Так, во время гитлеровского «третьего рейха» имело место массовое лишение германского гражданства по расовым и политическим основаниям. В результате нацистских преследований большие массы беженцев были вынуждены искать убежища в других государствах. - Безгражданство может также возникнуть при выходе лица из гражданства одного государства по собственной инициативе и невозможности приобретения им гражданства другого государства. Апатризм, без сомнения, представляет собой отрицательное явление, поскольку основой существования государства является наличие прочной правовой связи с определенной общностью лиц, проживающих на территории этого государства. Отсутствие гражданства ставит апатридов в менее выгодное правовое положение по сравнению с гражданами государства, на территории которого они проживают.
ЗАЩИТА ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ предоставление государством в основном своим гражданам, находящимся за границей, защиты в случаях ущемления или нарушения (либо попыток ущемления или нарушения) их конституционных или конвенционных (закрепленных международными соглашениями) прав и свобод.В отдельных случаях по специальной договоренности между заинтересованными государствами допускается также З.д. граждан (физических и юридических лиц) третьих государств ("делегированная защита"). • З.д. является дискреционной (лат. discretio - благоусмотрение, воля победителя) функцией государства: она может быть оказана гражданам по их воле-, независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованного лица. Однако для приведения в действие механизма оказания З.д. необходимо: во-первых, поступление достоверной информации компетентному государственному органу (внешнеполитическому ведомству, зарубежному органу внешних сношений и т.д.) о реальных обстоятельствах ущемления (нарушения) прав и свобод конкретного лица,причинах и юридических основаниях соответствующих акций со стороны властей государства его пребывания; во-вторых, принятие указанным органом решения о производстве адекватных дипломатических шагов и правильный выбор процедурных или иных средств, которые могут быть применены в данном случае, - протест, требования, просьбы и другие формы дипломатического демарша. Своеобразной формой оказания З.д. является институт экстерриториальности, означающий пользование полным иммунитетом от юрисдикции иностранного государства..
Если лицо, обладающее двумя и более гражданствами, находится на территории одного из государств, гражданством которого оно обладает, то оно рассматривается как гражданин только этого государства. В Конституции России говорится: “Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации” (п. 2 ст. 62). Практическое значение последней фразы трудно определить. В силу сказанного другое государство, гражданством которого лицо также обладает, не может оказывать ему дипломатическую защиту. В Гаагской конвенции 1930 г. соответствующая норма сформулирована достаточно четко: “Государство не может предоставлять дипломатическую защиту одному из своих граждан против государства, гражданством которого такое лицо также обладает” (ст. 4). Сложные проблемы возникают, когда лицо с двумя или более гражданствами находится на территории третьего государства, т.е. государства, гражданством которого оно не обладает. Третье государство вправе определить, какое из имеющихся у лица гражданств является эффективным. На этом основании будет приниматься во внимание только это гражданство. В Гаагской конвенции 1930 г. сказано: “В пределах третьего государства лицо, имеющее более одного гражданства, пользуется таким режимом, как если бы оно имело только одно гражданство”. Признаваться должно либо гражданство государства, в котором лицо постоянно или преимущественно проживает, либо гражданство государства, с которым оно фактически более тесно связано (ст.5). Иначе говоря, вопрос должен решаться путем определения эффективного гражданства.
Проблема дипломатической защиты неграждан Новый статус такого рода лиц в национальном праве пока не нашел должного отражения в международном праве. Продолжает существовать издавна утвердившееся правило, что лица без гражданства не пользуются правом на дипломатическую защиту. Это правило в международной практике обычно формулировалось следующим образом: государство “не совершает международного правонарушения, причиняя вред лицу, не обладающему гражданством, и соответственно ни одно государство не вправе вмешиваться или ходатайствовать о нем до или после причинения вреда”. (Решение международного арбитража 1931 г. по делу компании Диксон.16) Приведенное положение служит свидетельством бесправного и беззащитного положения апатридов. Его трудно совместить с современной концепцией прав человека.
Одна из главных проблем дипломатической защиты — круг мер, которые могут предприниматься в порядке ее осуществления. В этих целях используются прежде всего дипломатические меры — действия дипломатических и консульских учреждений, переговоры, обращения к международным судебным органам и т.д. Несущее ответственность за правонарушение государство обязано после соответствующего представления прекратить неправомерные действия и дать заверения в том, что они больше не повторятся. Оно должно восстановить положение, существовавшее до правонарушения (реституция), например вернуть незаконно конфискованное имущество. Если это невозможно, то пострадавшему лицу должна быть предоставлена компенсация. При нарушении личных прав иностранца обычно речь идет о компенсации. Наконец, во всех случаях пострадавший иностранец и его государство должны получить моральное удовлетворение (сатисфакцию) в виде принесения извинений, а иногда и материального возмещения. Если это не сделано, то заинтересованное государство вправе применить меры воздействия на правонарушителя. В этих целях могут быть использованы реторсии, которые представляют собой меры, не выходящие за пределы международного права. Они обычно применяются в ответ не на неправомерные, а на несправедливые, дискриминационные действия. К таким мерам относятся, например, снижение уровня дипломатического представительства, сокращение экономических, транспортных, культурных связей. Защищая права гражданина, государство может прибегнуть к предусмотренным правом международной ответственности контрмерам. Под этим понимаются меры, которые были бы квалифицированы как нарушение международного права, если бы они не предпринимались в ответ на правонарушение другой стороны. Так, серьезные нарушения прав граждан иностранного государства дают последнему основание приостановить действие того или иного соглашения с государством-правонарушителем.
Уголовная юрисдикция. Каждое государство самостоятельно устанавливает пределы своей уголовной юрисдикции в отношении собственных граждан. Государства привлекают собственных граждан к уголовной ответственности за преступления, совершенные ими на своей территории, а в некоторых случаях и за рубежом. Иностранцы в принципе несут ответственность за все преступления, совершенные ими на территории государства пребывания, по законам этого государства. В некоторых случаях, чаще всего по политическим соображениям, иностранцы не подвергаются наказанию на территории страны пребывания и высылаются. Вместе с тем в международном праве существует общепризнанная обычная норма, согласно которой иностранец не может привлекаться к уголовной ответственности на территории государства пребывания за преступления, совершенные в каком-либо другом государстве, если эти преступления не затрагивают государства пребывания. Может возникнуть вопрос о его выдаче. Но обязанность выдачи преступников существует лишь на основе договоров. Исключение составляет выдача военных преступников, которая основана на принципах, закрепленных не только в договорах, но и в обычаях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 1729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.5.161 (0.007 с.) |