Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 32 политический и государственный режимы

Поиск

Различаются понятия "политический режим" и "государственный режим". Если политический режим в общем и целом характеризует методы осуществления государственной власти, то государственный – есть среда и условия существования политической жизни общества, иными словами является политическим климатом данного общества.

Понятие "политический режим" более широкое, чем понятие "государственный режим", ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций

2. Политический режим обеспечивает:

• стабильность политической власти;

• управляемость граждан, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений;

• достижение целей политики, реализацию интересов властвующей элиты.

3. Политический режим определяется:

• уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов;

• структурированностью правящей элиты;

• состоянием отношений с бюрократией;

• развитостью общественно-политических традиций господствующими в обществе политическим сознанием и поведением;

• доминирующим в обществе типом легитимности.

 

Вопрос 33 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

 

1. Понятие "демократия"(от греч. demos – народ и kratos – власть) означает народовластие, власть народа.

Демократический режим – это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.

2. Характерные черты:

- избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем всеобщих, равных и прямых выборов при тайном голосовании;

- наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви при наличии механизма сдерживания и противовесов в отношениях между ними;

- многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, как стоящих на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;

- принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;

- отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных отношений.

3. Условия функционирования демократического режима:

- наличие системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных органов и государственного аппарата;

- отсутствие системы привилегий, связанных с обладанием властью;

- наличие возможностей и условий для своевременного и полного политического информирования граждан;

- наличие упрощенной процедуры отзыва депутатов и смены чиновников;

- гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику властей и любых ее представителей.

Демократический режим работает эффективно только в том случае, если граждане имеют право и условия самостоятельно принимать решения по политическим вопросам и выступать против действий власти, если эти действия не удовлетворяют их интересам.

 

Вопрос 34 ДЕМОКРАТИЯ

1. Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. Эволюция значения термина "демократия" отражает развитие человеческого общества. Сначала демократия рассматривалась как прямое npaвление граждан в отличие от правления монарха или аристократов. В античности демократия считалась "худшей формой" правления. Режимы демократии существовали недолго и переходили в охлократию (власть толпы).

Новый этап в развитии концепции демократии начался с Великой французской революции. С тех

 

пор демократия рассматривается как направление общественной мысли, которое формирует цели соци-

 

ально-политического движения, отвергающего монархию и элитарность.

 

Авторы различных теорий демократии исходят либо из приоритета принципа долженствования, ли-

 

бо из практики и опираются на нее при формировании системы правления.

 

2 Либеральная теория демократии основывается на англосаксонской традиции. Демократию

 

рассматривает как ответственное и компетентное правление. Источник власти – народ, выражающий

 

свою волю не прямо, а через своих представителей.

 

3 Теория прямой демократии. Ж.-Ж. Руссо, один из авторов этой теории отрицает принцип пред-

 

ставительности. По его мнению, демократия – прямое правление народа, который способен выразить

 

 

----------------------- Page 26-----------------------

 

свою единую волю. В этой теории нет деления на управляющих и управляемых. Общая воля народа,

 

выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительств и составления законов.

 

4 Теория плюралистической демократии. Сторонники этой теории отрицают наличие в общест-

 

ве единой воли народа как основы для деятельности власти. Наличие единой воли народа невозможно,

 

так как люди в своих действиях исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Там образом,

 

общество рассматривается как совокупность социальных rpyпп, стремящихся к реализации своих инте-

 

ресов.

 

5 Элитарная теория демократии. Шумпетер И., последователь данной теории, использует об-

 

ратную логику в доказательстве преимуществ своего подхода. Господствующая элита, избранная на оп-

 

ределенный срок, принимает функции политического представительства интересов большинства насе-

 

ления, лишенного на этот же срок возможности действовать.

 

Требования демократии определяют метод формирования институтов власти. Шумпетер И. отме-

 

чал: "Демократический метод – это порядок создания института для достижения политических реше-

 

ний, при котором отдельные (социальные силы) получают право на принятие решений посредством

 

конкурентной борьбы за голоса народа".

 

6 Теория социалистической демократии. В противоположность индивидуалистическим и груп-

 

повым носителям власти в условиях демократии данная теория трактует ее как форму классового гос-

 

подства. Здесь можно выделить два направления в трактовке демократического правления – ортодок-

 

сальное (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) и реформистское (Э. Бернтштейн, К. Каутский).

 

В ортодоксальной интерпретации власть народа устанавливает только социалистическая демокра-

 

тия, но при коммунизме демократия, как принцип существования государства, отмирает вместе с госу-

 

дарством.

 

Социал-реформаторы понимали демократию как определенную форму компромисса, соглашения

 

разнородных социальных сил. Цели общества меняются по мере изменения условий жизни личности.

 

Каждая из этих моделей демократии имеет свои достоинства и недостатки. Как политический ре-

 

жим демократия менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку

 

требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толе-

 

рантности.

 

Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в из-

 

меняющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных, плюралистических обще-

 

ствах.

 

Вопрос 35 АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ

 

1 Авторитарный (от лат. "autoritas" – власть) режим – государственно-политическое устройство

 

общества, в котором политическая власть осушествляется конкретным лицом (классом, партией, элит-

 

ной группой) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима оставляет

 

авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отноше-

 

ний.

 

2 Характерные черты:

 

- концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц;

 

- наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь;

 

- ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как от-

 

дельных граждан, так и общественно-политических организаций;

 

- отсутствие огромного репрессивного аппарата;

 

- разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;

 

- наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы).

 

3 Авторитарный режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, со-

 

провождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные эко-

 

 

----------------------- Page 27-----------------------

 

номические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится

 

невозможным. Во второй половине XX в. авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от

 

колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки.

 

Вопрос 36 ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ

 

1 Тоталитарный режим – это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного

 

(тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

 

Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова "totalis" (весь, целый, полный). Он был

 

введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г.

 

это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фа-

 

шизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в

 

СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.). Государство поглощает все общество

 

и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или

 

узкой группой лиц из правящей элиты.

 

2 Признаки тоталитарного режима:

 

• государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к

 

всеохватывающей власти;

 

• общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого;

 

в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; моно-

 

польный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, ре-

 

лигией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

 

• абсолютная "правовая", а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, кото-

 

рая базируется на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом";

 

• государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества ка-

 

налам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;

 

• доминирующими методами управления становятся насилие, принуждение, террор;

 

• господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государст-

 

вом, запрет оппозиционно настроенных сил;

 

• права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутст-

 

вуют веские гарантии их реализации;

 

• экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая,

 

общинная;

 

• наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен;

 

• централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;

 

• невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных

 

органов;

 

• государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения

 

большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

 

Вопрос 37 ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ АВТОРИТАРНЫМ И

 

ТОТАЛИТАРНЫМ РЕЖИМАМИ

 

1 Одно из различий связано с пониманием цели, исторического назначения режима. Тоталита-

 

ризм связан с утопической идеей. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционно-

 

го переустройства общества. Их цель – выполнить конкретную задачу, а именно – вывести страну из

 

исторического тупика.

 

2 Если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторита-

 

ризм предполагает наличие сфер общественной жизни, недоступных государственному контролю.

 

Принцип тоталитарного общества – "разрешено то, что приказано властью", а авторитарного –

 

 

----------------------- Page 28-----------------------

 

"разрешено то, что не имеет отношения к политике".

 

3 В тоталитарном обществе существует систематический террор по отношению к противникам, а в

 

авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение

 

возникновения оппозиции.

 

4 В тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от людей – послушание и

 

скромность ("не высовываться"). При авторитаризме от власти требуется компетентность, а от людей –

 

послушание и профессионализм.

 

Вопрос 38 ТОТАЛИТАРИЗМ И ДИКТАТУРА

 

1 Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в XX в.

 

Диктатура (от лат. "dictatura" – неограниченная власть) – режим правления одного лица или группы

 

лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых.

 

Диктатура возникла давно и имела множество исторических форм своего проявления. Первона-

 

чально, в республиканском Риме (V – I вв. до н.э.) диктатором именовалось чрезвычайное должностное

 

лицо (магистрат), назначавшееся на срок не более шести месяцев для организации защиты от внешней

 

угрозы или для подавления внутреннего мятежа. Диктатор был связан правом в своих полномочиях и

 

сроках пребывания у власти.

 

2 Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую

 

роль играют государство и идеология. Термин "тоталитарный" ввел в политический лексикон лидер

 

итальянских фашистов Б. Муссолини (1883 – 1945). Цели фашистского движения состояли в создании

 

сильного государства, использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и под-

 

чинения всех общественных сил иерархическому принципу. Сущность тоталитаризма как нового поли-

 

тического порядка Б. Муссолини выразил формулой: "Все в государстве, ничего вне государства, ни-

 

чего против государства".

 

3 Теоретик итальянского фашизма Дж. Джентиле (1875 – 1994) раскрыл "тоталитарное содер-

 

жание" следующим образом: "Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или ду-

 

ховное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне го-

 

сударства. В этом смысле фашизм тоталитарен и фашистское государство, как объединение и унифика-

 

ция всех ценностей, дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придает силы. Вне

 

государства не должны существовать ни индивиды, ни группы (политические партии, общества, синди-

 

каты и классы)".

 

4 Объективные процессы, развивавшиеся в конце XIX – начале XX в., способствовали возникнове-

 

нию тоталитаризма. Вступление человеческого общества в индустриальную стадию развития обуслови-

 

ло создание разветвленной системы массовых коммуникаций. Возникли технические возможности для

 

идеологического и политического контроля за личностью.

 

Растущие разделение и специализация индустриального труда разрушили традиционные формы

 

жизни и сделали личность беззащитной перед миром рыночной стихии и конкуренции.

 

Усложнение социальных отношений потребовало усиления роли государства как универсального

 

регулятора и организатора взаимодействий индивидов, имеющих несовпадающие интересы. Опыт пока-

 

зал, что тоталитарные режимы возникают, как правило, при чрезвычайных условиях: нарастающей

 

нестабильности в обществе; глубоком кризисе, охватывающем все стороны жизни; при необходимо-

 

сти решения стратегической задачи исключительно важной для страны.

 

5 В западной политической науке тоталитаризм имеет следующие признаки:

 

• единственная массовая партия;

 

• монопольно существующая и признанная всеми идеология;

 

• монополия на средства массовой информации;

 

• монополия на средства вооруженной борьбы;

 

• террористический контроль со стороны политической полиции;

 

• централизованная система контроля и управления экономикой.

 

Один из важных признаков, абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на вла-

 

 

----------------------- Page 29-----------------------

 

ствующую партию, – принцип вождизма или фюрерства. Отражает низкий уровень развития демо-

 

кратического сознания, возникает как выражение потребности в символе нации в условиях социальной

 

нестабильности.

 

Вопрос 39 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В РОССИИ

 

1 Способы реализации политической власти в истории российского общества не оставались неиз-

 

менными. Трем периодам российской политической истории, качественно отличающимся друг от дру-

 

га – досоветскому, советскому и постсоветскому – соответствовали конкретные способ и характер госу-

 

дарственного правления. Сходство же этих трех периодов заключалось прежде всего в том, что россий-

 

скому политическому процессу на всем его протяжении больше соответствовала диктатура, чем демо-

 

кратия.

 

Традиционной абсолютной монархии, существовавшей со времен правления Ивана III до 1917 г.,

 

была характерна диктатура, то усиливавшая свою жесткость (как было при Иване IV, Петре I), то пере-

 

ходившая в умеренную авторитарную систему с элементами парламентаризма в лице Государственной

 

Думы и многопартийности (например, в конце царствования Николая II). Вся полнота власти сосредо-

 

тачивалась в руках монарха, который в своем правлении опирался не только на традиции, но и на наси-

 

лие.

 

Особой разновидностью диктаторского политического режима является диктатура пролетариата,

 

установленная после Октябрьской революции 1917 г. Диктатура пролетариата, по определению В.И.

 

Ленина, означала, что "только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские

 

рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за удержание и

 

укрепление победы, в деле создания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за

 

полное уничтожение классов".

 

На практике был создан политический режим партийной номенклатуры. Государство, руководимое

 

профессиональными революционерами, сосредоточило в своих руках всю полноту законодательной,

 

исполнительной и судебной власти, монополизировало национальную собственность. Постепенно

 

сформировавшийся новый класс партийно-государственной номенклатуры тяготел к олигархическому

 

характеру власти, социальную базу которой составили массовая Коммунистическая партия и Советы.

 

Правящее меньшинство осуществляло свою власть над большинством, опираясь не только на сильный

 

пропагандистский аппарат, но и на разветвленную карательную систему, средства политического тер-

 

рора и борьбы с инакомыслием. Вследствие этого режим со временем приобрел черты тоталитарности.

 

2 Отмена конституционных гарантий монопольного положения Коммунистической партии приве-

 

ла к падению режима. Появились новые институты власти: президент, парламент, органы местного са-

 

моуправления. В 1993 г. была упразднена система Советов, формально являвшихся основой механизма

 

функционирования власти в стране.

 

Однако по характеру государственная власть мало изменилась, по существу она осталась автори-

 

тарной. Ей присущи:

 

- значительная концентрация власти в руках главы государства – президента, что сделало общест-

 

во весьма зависимым от его субъективной воли;

 

- слабое разделение политических ролей и функций, что говорит о неразвитости политического

 

механизма в целом. Чем выше степень дифференциации и специализации функций политических ин-

 

ститутов, тем выше их способность реагировать на возникающие в обществе новые интересы и потреб-

 

ности. Следовательно, пирамидальная структура власти, характерная для современной России, обладает

 

высокой степенью инерционности, субъективизма.

 

Последнее обстоятельство обуславливает и недостаточно высокую эффективность режима, прежде

 

всего, его неспособность надежно гарантировать все конституционные права и свободы граждан, реаги-

 

ровать на возникающие у них потребности.

 

В условиях чрезмерной концентрации власти в руках президента и исполнительных органов факти-

 

чески отсутствуют возможности постоянного действенного контроля за их деятельностью как со сторо-

 

 

----------------------- Page 30-----------------------

 

ны общества, так и со стороны законодателей. Это создает возможности для бесконтрольного расходо-

 

вания федеральных средств, для коррупции. Инструментами контроля в этих условиях могут выступать

 

средства массовой информации и зрелая партийная система. Однако конкурентная партийная система,

 

способная выявить и выразить интересы социальных групп, еще не завершила своего формирования.

 

Средства массовой информации в условиях рынка сами оказываются зависимыми от власти.

 

Вопрос 40 ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ

 

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

1 Государство – это политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию по-

 

литической власти и управление социальными процессами на определенной территории.

 

2 Государство является наиболее важным институтом политической системы. Значимость

 

государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих

 

ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

 

3 С момента своего возникновения государство неоднозначно трактовалось в истории политиче-

 

ской мысли. Выдвигались самые разнообразные причины возникновения и существования государст-

 

ва: в теологической теории это – Божественная сила; в договорной – сила разума, сознания; в психоло-

 

гической – факторы психики человека; в органической – биологические факторы; в материалистиче-

 

ской – социально-экономические факторы; в теории насилия – военно-политические факторы.

 

В литературе выделяются факторы, влияющие на образование государства: географические, этни-

 

ческие, демографические, информационные.

 

Возникновение государственности обусловлено причинами, среди которых вряд ли можно выде-

 

лить какую-либо в качестве главной, определяющей. Государство возникает, существует и развивается

 

как результат усложнения социально-экономической жизни, как инструмент упорядочения совместного

 

удовлетворения интересов общества, групп, классов, социальных слоев, отдельных личностей.

 

Вопрос 41 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

1 Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоя-

 

щих перед ним задач. Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политиче-

 

ских институтов. Они подразделяются на внутренние и внешние.

 

2 Внутренние функции:

 

• экономическая;

 

• социальная;

 

• организаторская;

 

• правовая;

 

• политическая;

 

• образовательная;

 

• культурно-воспитательная.

 

Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании эко-

 

номических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономическо-

 

го роста или осуществления санкций.

 

Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании

 

здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в

 

страховании жизни, собственности, здоровья.

 

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые ре-

 

гулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разруши-

 

тельных действий экстремистов.

 

Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культур-

 

ных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, воз-

 

можности самореализации в творчестве.

 

 

----------------------- Page 31-----------------------

 

Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществ-

 

лении властных полномочий, выработке политического курса, отвечающего потребностям и чаяниям

 

широких слоев населения, или поддержании политического господства класса-собственника.

 

Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим

 

рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспе-

 

чению здоровой, нормальной среды обитания.

 

3 Внешние функции – функции взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной,

 

технологической, культурной, торговой областях с другими государствами, функция защиты от внеш-

 

них угроз – обороны страны.

 

Вопрос 42 ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВА

 

1. Признаки государства:

 

- наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, ма-

 

териализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю терри-

 

торию страны и на всех находящихся там лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления

 

и принуждения, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);

 

- система налогов, податей, займов (необходимы для материального обеспечения государствен-

 

ной политики: экономической, социальной, оборонной, для содержания государственного аппарата,

 

людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

 

- территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех лю-

 

дей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, ве-

 

роисповеданию);

 

- суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в меж-

 

дународных отношениях);

 

- право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет

 

государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы

 

осуществления функций государства);

 

- монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить гра-

 

ждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность госу-

 

дарственной власти).

 

2 Структура государства:

 

По разделению власти:

 

- система законодательных (представительных) учреждений;

 

- исполнительно-распорядительные органы;

 

- судебные органы.

 

По выполняемым функциям

 

Органы, осуществляющие внутренние функции:

 

- охрана правопорядка, безопасности (полиция, суд, прокуратура);

 

- социально-экономическое регулирование (финансово-налоговый аппарат, органы связи, комму-

 

нальной службы, транспорта);

 

- духовное производство (учреждения образования, культуры, органы информации).

 

Органы, осуществляющие внешние функции:

 

- вооруженные силы;

 

- разведка;

 

- органы межгосударственных отношений.

 

Вопрос 43 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВ

 

 

----------------------- Page 32-----------------------

 

1 Типология государств – это их специфическая классификация, проводимая, в основном, с пози-

 

ции двух подходов: формационного и цивилизационного.

 

2 При формационном подходе главным критерием являются социально-экономические признаки

 

(общественно-экономическая формация). В зависимости от типов экономического базиса выделяют

 

следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

 

Достоинства формационной типологии:

 

• использует плодотворную идею делить государства на основе социально-экономических факто-

 

ров, которые действительно влияют на общество;

 

• показывает поэтапный, естественно-исторический характер развития государства.

 

Недостатки:

 

• формационная типология однолинейна и характеризуется излишней запрограммированностью, в

 

то время как история многовариантна и не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;

 

• недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные).

 

3 При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки – культур-

 

ные, религиозные, национальные, психологические.

 

Достоинства цивилизационной типологии:

 

• факторы культуры выделены как существенные в определенных условиях;

 

• в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют особенности тех

 

или иных цивилизаций, получается более "заземленная", близкая к реальности типология государств.

 

Недостатки:

 

• недооцениваются социально-экономические факторы;

 

• по сути эта типология не столько государства, сколько общества.

 

Вопрос 44 ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ

 

СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

 

В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций.

 

1 Ведущей тенденцией в развитии многих государств, особенно европейских, является стремле-

 

ние к созданию подлинно демократического, правового государства. Данный тезис отражается в кон-

 

ституциях многих европейских стран.

 

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., про-

 

возглашает нашу страну демократическим, правовым и федеративным государством с республиканской

 

формой правления.

 

2 Важной тенденцией в развитии современного государства выступает демократическая ограни-

 

ченность суверенитета государства, которая идет на смену его абсолютному суверенитету. Раньше

 

любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или иному государству рас-

 

ценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависи-

 

мого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверени-

 

тета.

 

3 Тенденция децентрализации государственной власти. Власть перераспределяется между выс-

 

шими государственными структурами в пользу местных структур в целях придания им больших демо-

 

кратических начал и самостоятельности в решениях, т.е. наблюдается развитие самоуправления.

 

4 Важными тенденциями в развитии современного государства также выступают: тенденция к ин-

 

теграции экономической и политической жизни, тенденция к оживлению национальных движений

 

и дроблению уже существующих государств.

 

Тенденция к интеграции проявляется в увеличении количества государств, входящих в Европейское

 

Сообщество, которое в 1994 г. пополнилось еще тремя государствами – Австрией, Швецией и Финлян-

 

дией и насчитывает 15 стран.

 

Одновременно с процессами интеграции идут процессы дезинтеграции, т.е. дробления государств,

 

 

----------------------- Page 33-----------------------

 

создания самостоятельных государств на основе распавшихся федераций, выделения автономий из уни-

 

тарных государств, предоставления им более широких полномочий, вплоть до создания самостоятель-

 

ного государства.

 

Стремление к самостоятельности и обособлению можно оценить положительно, если бы процессы

 

дезинтеграции не сопровождались этническими конфликтами. Европа в последнее время переживает

 

более 150 этнических конфликтов, которые подрывают стабильность любой политической системы.

 

Поэтому политологи говорят о необходимости определения пределов для государств, образующихся на

 

базе национально-политических движений.

 

5 Важная тенденция в развитии современного государства – стремление иметь собственную

 

идеологию, объединяющую общество. Государство теряет свою интеграционную функцию, когда не

 

существует объединяющей идеи. В условиях многонационального государства нужна идея, которая

 

объединила бы народы, населяющие Россию, укрепила основы патриотизма и общности исторической

 

судьбы различных социально-политических и национальных сил. Наличие идеи могло бы способство-

 

вать укреплению стабильности государства.

 

6 Еще одна важная тенденция связана с сокращением бюрократического управленческого а<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.27 (0.02 с.)