Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Часть I. Установление и расчёт точностных характеристик сопряжений и деталей, разработка методик контроля геометрических параметров деталей↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение Современное машиностроительное производство может быть высокопроизводительным и обеспечить требуемое качество выпускаемых изделий при их серийном и массовом выпуске только при его организации на основе принципа взаимозаменяемости. Принципом взаимозаменяемости называется комплекс научно-технических исходных положений, выполнение которых при конструировании, производстве и эксплуатации обеспечивает взаимозаменяемость детали, сборочных единиц и изделий. Для того, чтобы выделить основные элементы взаимозаменяемости изделий, рассмотрим общую схему производственного процесса в машиностроении (рисунок 1). Рисунок 1. Общая схема производственного процесса в машиностроении. Таким образом, к основным элементам обеспечения взаимозаменяемости изделий можно отнести: 1. Нормирование параметров; 2.Контроль соответствия действительных значений параметров установленных стандартизированных требований. Причем выделенные элементы относятся как к продукции на различных этапах ее преобразования, так и к технологическим процессам, преобразующим продукцию. Часть I. Установление и расчёт точностных характеристик сопряжений и деталей, разработка методик контроля геометрических параметров деталей Выбор и расчёт посадок подшипника качения
Исходя из заданных характеристик и условий работы подшипникового узла, дать полную расшифровку обозначения подшипника качения, выбрать его посадки на вал и в корпус. Для выбранных посадок построить схемы расположения полей допусков, рассчитать предельные размеры сопрягаемых деталей, а также табличные зазоры (натяги). Произвести проверку наличия радиального зазора в подшипнике качения после установки его на вал и в корпус. Исходные данные: подшипник 406; виды нагружения колец: d-Ц, D-М; режим работы: Н. В соответствии с заданием задан подшипник 406 ГОСТ 8338: 06 (первая и вторая позиции) – внутренний диаметр подшипника, который получают умножением этих чисел на 5, т.е. d=06*5=30 мм; 4 (третья позиция) – серия подшипника, в данном случае тяжелая серия; 0 (четвертая позиция) – тип подшипника, в данном случае шариковый радиальный; 0 (пятая и шестая позиции) – основное конструктивное исполнение; 0 (седьмая позиция) – серия ширин подшипника, в данном случае узкой серии ширин подшипников 0 – класс точности подшипника качения, в данном случае подшипник нормального класса точности. С – категория подшипника (категорию С перед условным обозначением подшипника не указывают). Основные размеры подшипника: - номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца подшипника d=30 мм; - номинальный диаметр наружной цилиндрической поверхности наружного кольца D=90 мм; - номинальная ширина подшипника B=23 мм; - номинальная высота монтажной фаски r=2.5 мм. Определим виды нагружения колец подшипника. Внутреннее кольцо подшипника испытывает колебательное нагружение и во избежание проскальзывания кольца относительно вала необходимо выбрать посадку с натягом. Наружное кольцо подшипника установлено в корпус неподвижно, испытывает местное нагружение, и поэтому необходимо выбрать посадку с зазором. Режим работы подшипникового узла - нормальный. ГОСТ 3325-85 для такого случая рекомендует поля допусков цапфы вала, сопрягаемой с кольцом подшипника качения:: . Также на основании рекомендаций стандарта выбираем поле допуска отверстия корпуса: , , , , . Выбираем посадку подшипника - H7/lO. Предельное отклонение средних диаметров колец подшипников качения определяем по ГОСТ 520-2002, предельные отклонения вала Æ 30 jS6 и отверстия корпуса Æ90 H7 - по ГОСТ 25347-82 «Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки» и расчеты сводим в таблицы (таблица 2.1 и 2.2). Таблица 1.2.1. Предельные размеры колец подшипников качения
Таблица 1.2.2. Предельные размеры цапфы вала и отверстия корпуса
Определение предельных натягов по внутреннему диаметру подшипника (по dm): Наибольший предельный натяг: Nmax=dmax-dm min=30,0065-29,990=0,0165 мм=16,5 мкм; Наименьший предельный натяг: Nmin=dmin-dm max=29,9935-30,000=-0,0065 мм=-6,5 мкм; Средний предельный натяг: Nср=(Nmax + Nmin)/2=(16,5-6,5)/2=5 мкм. Определение предельных зазоров по наружному диаметру подшипника (по Dm): Наибольший предельный зазор: Smax=Dmax-Dm min=90.035-89.985=0,050 мм=50 мкм; Наименьший предельный зазор: Smin=Dmin-Dm max=90,000-90,000=0 мм=0мкм; Средний предельный зазор: Sср=(Smax+Smin)/2=(50+0)/2=25 мкм. Производим проверку наличия в подшипнике качения радиального зазора, который уменьшается по причине натяга при посадке подшипника на вал. В расчете принимаем среднее значение натяга и среднее значение зазора в подшипнике как наиболее вероятные. Среднее значение натяга: Nср=5 мкм; Эффективный натяг: Nэф=0,85*5=4,25 мкм=0,00425 мм; Приведенный внутренний диаметр подшипника: d0=dm+(Dm-dm)/4=30,000+(90,000-30,000)/4=45,000 мм; Диаметральная деформация беговой дорожки внутреннего кольца при посадке с натягом: Δd1=Nэф*dm/d0=0,00425*30,000/45,000 = 0,0028 мм =2,8 мкм.
Рисунок 1.2.1. Схема расположения полей допусков сопряжения Æ30L0/js6
Рисунок 1.2.2. Схема расположения полей допусков сопряжения Æ90H7/l0 По ГОСТ 24810 определяем предельные значения теоретических зазоров в подшипнике 406 до сборки: Нормальная группа Gr min=5 мкм; Gr max=25 мкм. Средний зазор в подшипнике 406 определяется как полусумма предельных теоретических зазоров: Gr ср=(Gr min+Gr max)/2=(5+25)/2=15 мкм. Тогда Gпос=Gr ср-Δd1=15-2,8=12,2 мкм. Расчет показывает, что при назначении посадки Ø30 L0/js6 по внутреннему диаметру зазор в подшипнике качения после посадки будет положительным, заклинивания подшипника не произойдет. На чертежах общего вида выбранные посадки подшипника качения обозначаются: - на вал - Æ30 L0/jS6, где L0 поле допуска внутреннего кольца подшипника 0-го класса точности; k6 поле допуска вала; - в корпус - Æ90 H7/l0, где H7 поле допуска отверстия корпуса; l0 поле допуска наружного кольца подшипника 0-го класса точности. По ГОСТ 20226-82 «Подшипники качения. Заплечики для установки подшипников качения. Размеры» определяем диаметры заплечиков вала и корпуса: Для диаметра вала d=30 мм шариковых подшипников наименьший и наибольший диаметры заплечика соответственно равны =39 мм и =41 мм. Выбираем диаметр заплечика da=40 мм. Для внутреннего диаметра корпуса D=90 мм шариковых подшипников наименьший и наибольший диаметры заплечика соответственно равны =80 мм и =77 мм. Выбираем диаметр заплечика =80 мм. Исходя из рекомендаций, назначаем следующие требования к шероховатости посадочной поверхности вала под кольцо подшипника - Rа 1,25; посадочной поверхности корпуса под кольцо подшипника - Rа 2,5; торцов заплечиков валов и корпусов - Rа 2,5. В ГОСТ 3325 также нормированы требования к форме посадочных поверхностей вала и корпуса, сопрягаемых с кольцами подшипника, и к торцовому биению заплечиков валов и отверстий корпусов: - допуск круглости посадочной поверхности вала под кольцо подшипника 3,5 мкм; - допуск профиля продольного сечения посадочной поверхности вала под кольцо подшипника 3,5 мкм; - допуск круглости посадочной поверхности корпуса под кольцо подшипника 9 мкм; - допуск профиля продольного сечения посадочной поверхности корпуса под кольцо подшипника 9 мкм. Следует отметить, что ограничения, наложенные стандартом на форму поверхностей, сопрягаемых с подшипниками, могут не совпадать со стандартными допусками формы по ГОСТ 24643-81 «Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски формы и расположения поверхностей. Числовые значения». Однако можно согласовать эти требования за счет ужесточения «расчетных» допусков до ближайших стандартных значений, установленных в общетехнических стандартах. Исходя из этого назначаем допуск круглости посадочной поверхности вала под кольцо подшипника равным 3 мкм и допуск профиля продольного сечения посадочной поверхности вала под кольцо подшипника равным 3 мкм, допуск круглости посадочной поверхности корпуса под кольцо подшипника равным 6 мкм и допуск профиля продольного сечения посадочной поверхности корпуса под кольцо подшипника равным 6 мкм. Стандарт нормирует также торцовое биение заплечиков валов и отверстий корпусов. Из таблицы 5 ГОСТ 3325 выбираем значения: - допуска торцового биения заплечика вала 21 мкм; - допуска торцового биения заплечика корпуса 54 мкм. Суммарное допустимое отклонение от соосности по ГОСТ 3325: Допуск соосности поверхности вала Tсоосн=4*B/10=4*23/10=9,2 мкм; Допуск соосности поверхности корпуса Tсоосн=8*B/10=8*23/10=18,4 мкм.
Средства контроля Выбор средств измерений параметров зубчатых колес и передач осуществляется по ГОСТ5368-81, где представлены типы, основные параметры и нормы точности зубоизмерительных приборов. Приборы для контроля зубчатых колес и передач внешнего и внутреннего зацепления разделяются по конструкции на станковые и накладные, а по точности измерений – на приборы группы А и Б. Приборы группы А предназначены для контроля колес 3..6 степени точности. При технологическом контроле и в эксплуатации используются главным образом приборы группы Б, предназначенные для измерения параметров зубчатых колес и передач 6..12 степени точности. Показатель Frr легко определять в цеховых условиях на биениемере (например, Б-10М, Б-10М.03 и др.) (рисунок 1.6.5). Для контроля радиального биения зубчатого венца применяется прибор Б-10М:
Рисунок 1.6.5. Прибор биениемер Б-10М ГОСТ 1643-81 определяет радиальное биение зубчатого венца как разность действительных предельных положений исходного контура в пределах зубчатого колеса. Схема измерения радиального биения представлена на рисунке 1.6.6 Одиночный зуб 1 эвольвентной рейки (исходного контура) занимает определенное положение во впадине зубчатого колеса 2 (показано сплошными линиями). Положение зуба рейки в следующей впадине (показано пунктиром) при наличии радиального биения зубчатого венца будет отличаться от предыдущего. Биение зубчатого венца - наибольшая разность положений исходного контура во всех впадинах колеса.
Рисунок 1.6.6. Схема измерения: 1 - зуб эвольвентной рейки; 2 - зубчатое колесо
Рисунок 1.6.8. Схемы биениемера: а) схема измерения с использованием тангенциальным наконечником; б) схема измерения с шариковым наконечником; 1 - наконечник биениемера; 2 - индикатор; 3 - пружина растяжения Измерение радиального биения осуществляется за счет измерительных наконечников специальной формы и размера: в виде конуса с углом 40° для контроля колес внешнего зацепления и в виде шарика для колес внутреннего зацепления. Путем дискретного проворачивания зубчатого колеса вручную наконечник последовательно вводится в каждую впадину. Разность положений наконечника за полный оборот колеса характеризует величину радиального биения зубчатого венца. Дополнительно прибор может комплектоваться наладкой Б-10М.03 для контроля направления контактной линии зубчатых колес. Для измерения колебания длины общей нормали применяются приборы, имеющие две параллельные плоскости, соприкасающиеся с профилями зубьев. Отклонение направления зуба Fβr определяют на специальных приборах – ходомерах (рисунок 1.6.9.), например, мод. БВ-5034 (для косозубых колес) или БВ-5055 (для прямозубых или косозубых колес). После предварительной настройки прибора измерительный наконечник, контактирующий с боковой поверхностью проверяемого зуба, описывает относительно оси колеса теоретическую винтовую линию. Это обусловлено кинематической связью в приборе поступательного движения измерительного наконечника вдоль оси контролируемого колеса с углом поворота этого колеса. Большинство выпускаемых в настоящее время эвольвентомеров (например, мод. БВ-5062) приспособлено для контроля направления зуба.
Рисунок 1.6.9. Схема ходомера. На рисунке показана схема ходомера, предназначенного для контроля погрешности направления зуба. На подвижном в продольном направлении столе 1 центрами зажимают контролируемое колесо 2. На шпинделе закреплен барабан 3, который получает вращение через ленты при движении поперечной каретки 4. Эта каретка упирается в клиновую линейку, устанавливаемую под углом с помощью угломерного лимба 5 и нониусного микроскопа 6. Каретка 4 получает движение в поперечном направлении при продольном перемещении стола 1. Измерительная каретка 9 в процессе контроля хода винтовой линии остается неподвижной. Для контроля накопленной погрешности шага колеса используют лимб 10 и микроскоп 11, позволяющий поворачивать шпиндель прибора и контролируемого колеса на номинальную величину углового шага; при этом освобождается барабан 3. При измерении стол 1 остаётся неподвижным, а измерительная каретка отводится в радиальном направлении после снятия каждого отсчёта. Для контроля осевых шагов колеса применяют шкалу 7, закреплённую на подвижном столе 1 отсчётный микроскоп 8, связанный с измерительной кареткой 9. По шкале 7 отсчитывают номинальную величину одного или нескольких осевых шагов, а по отсчетному устройству измерительной каретки – величину отклонения. Измерительная каретка позволяет поворачивать отсчетную головку с измерительным рычагом, благодаря чему отклонения осевых шагов могут быть отсчитаны в направлении, нормальном к поверхности зуба. Шаг зацепления контролируют с помощью накладных шагомеров, снабженных измерительными наконечниками. При контроле зубчатого венца перемещение измерительного наконечника фиксируется встроенным отсчетным устройством.
Рисунок 1.6.10. Накладной шагомер: 1 — контролируемое колесо; 2, 3 и 4 — измерительные наконечники; 5 – двухстороннее отсчётное устройство. Показанный на рис. 1.6.11 штангензубомер предназначен для измерения зубчатых колес с модулем от 5 до 36 мм. Он состоит из двух штанг 1 и 2, расположенных под прямым углом одна к другой. По штанге 2, имеющей губку 4, перемещается высотная линейка 6 с рамкой, а по штанге 1 — рамка с подвижной губкой 5. Высотную линейку и подвижную губку точно устанавливают микрометрическим винтом и закрепляют зажимами 3. При измерении высотную линейку 6 устанавливают на вершину зуба, а губку 4 прижимают к левой стороне профиля зуба. Затем, вращая гайку 8, перемещают вдоль штанги 1 рамку с губкой 5 и подводят ее к правой стороне профиля зуба. Установив размер по шкалам штанг 1 и 2 и нониусу 7, закрепляют рамки винтами 3 и проверяют шаг и высоту всех зубьев колеса. Толщину зуба измеряют по постоянной хорде
Рисунок 1.6.11. Штангензубомер для измерения хорды зуба. Список литературы Цитович Б.В. и др. Нормирование точности и технические измерения. Методические указания к выполнению курсовой работы (контрольной работы). Часть 1. / Б.В.Цитович, П.С.Серенков, К.И.Дадьков, Л.В.Купреева, А.В.Кусяк, Г.В.Боровец; Под общ. ред. Б.В.Цитовича и П.С.Серенкова. – Мн.: БНТУ, 2006. – 182 с. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т. Т. 1 – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1982. – 736 с., ил. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т. Т. 2 – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1980. – 559 с., ил. Дунаев П.Ф., Леликов О.П.. Варламова Л.П. Допуски и посадки. Обоснование выбора: Учеб. пособие для студентов машиностроительных вызов. – М.: Высш.шк.. 1984. – 112 с., ил. Справочник конструктора-приборостроителя. Проектирование. Основные нормы/В.Л. Соломахо, Р.И. Томилин, Б.В. Цитович, Л.Г. Юдовин. – Мн.: Выш. шк., 1988. – 272с.
Введение Современное машиностроительное производство может быть высокопроизводительным и обеспечить требуемое качество выпускаемых изделий при их серийном и массовом выпуске только при его организации на основе принципа взаимозаменяемости. Принципом взаимозаменяемости называется комплекс научно-технических исходных положений, выполнение которых при конструировании, производстве и эксплуатации обеспечивает взаимозаменяемость детали, сборочных единиц и изделий. Для того, чтобы выделить основные элементы взаимозаменяемости изделий, рассмотрим общую схему производственного процесса в машиностроении (рисунок 1). Рисунок 1. Общая схема производственного процесса в машиностроении. Таким образом, к основным элементам обеспечения взаимозаменяемости изделий можно отнести: 1. Нормирование параметров; 2.Контроль соответствия действительных значений параметров установленных стандартизированных требований. Причем выделенные элементы относятся как к продукции на различных этапах ее преобразования, так и к технологическим процессам, преобразующим продукцию. Часть I. Установление и расчёт точностных характеристик сопряжений и деталей, разработка методик контроля геометрических параметров деталей
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.75 (0.015 с.) |