Пропаганда здорового образа жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пропаганда здорового образа жизни



 

Понятие здорового образа жизни очень обширно и включает в себя многие компоненты: правильное питание, занятие спортом, отказ от вредных привычек, режим дня и т.д. Остановимся на теме вредных привычек, спорта и его доступности.

Пропаганда здорового образа жизни сегодня заполонила почти все ресурсы массового восприятия, будь это телевидение, либо акции которые проводятся на улицах городов. Как говорится, утро уже давно начинается не с кофе, а с интернета. Интернет, на сегодняшний день самый просматриваемый ресурс, он является как средством общения, так и средством получения новых знаний. По этой причине в интернете появляются всевозможные статьи о вредных привычках, об их последствиях, ученые разных стран проводят многообразные опыты, связанные со спортом, с количеством употребляемого алкоголя и т.п., ведь эту информацию прочитают, ее увидят и про нее расскажут дальше. В новостных лентах социальных сетей очень часто встречаются мотивирующие картинки, на которых изображены красивые девушки или парни, которые довольны своим телом, своим внутренним миром, они наполнены энергией и здоровьем. Часто такие фотографии сделаны в спортивных залах, что побуждает, мотивирует других людей начать следить за собой, за своим здоровьем, и задуматься о будущем поколении. Так же напротив, существую картинки с обратным эффектом. На таких чаще всего изображены страшные кадры из человеческой жизни, наглядно показано, что с человеком может сделать пагубные привычки выпить или покурить. Увидев такое изображение человеку становится неприятно и каждый не желает, чтобы с ним случился подобный фиал.

Но все эти изображения не означают, что люди увидевшие подобное сразу пересмотрели свою жизнь и свои привычки. Подобных афиш, плакатов, демотиваторов в последнее время очень много, что человек может их даже и не заметить и поэтому задача дизайнеров состоит в том, чтобы привлечь внимание общества.

Так же почти в каждом городе проводятся многочисленные акции, в которых на люди которые придерживаются здоровому образу жизни на собственном примере показывают, что такое хорошо и к чему надо стремиться.

Еще в советское время физическая культура становится неотъемлемой частью коммунистического воспитания. В качестве инструментов наглядной пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта использовались изобразительное, театральное искусство, СМИ, а также литература. Самый яркий и широко распространенный для того времени пример пропаганды физической культуры и спорта – это советские плакаты, призванные доводить до массового сознания в доступной форме коммунистические идеи.[1]

Дизайн плаката требует многих навыков, он должен затрагивать, сообщать и мотивировать потенциального потребителя. Пройдитесь по улице, зайдите в музей, магазин или кафе.… Повсюду можно увидеть плакаты. Лучшие из них притягивают наше внимание, изящно передают нам необходимую информацию, запоминаются и заставляют задуматься.

 

Дореволюционный социальный плакат

Особенности, графические приемы

Для начала надо разобраться, что включает в себя понятие плакат.

Плакат (от французского placard– объявление, афиша) – это вид изобразительного искусства, с лаконичными формами, цветом и с небольшим текстом разного формата. Сам термин Советский плакат возник в годы революции, он был создан для того что бы в массы нести призывы за свободу и справедливость которые провозглашали Коммунисты.[2]

Социальный плакат – этот вид рекламы оформлен таким образом, что посмотрев на него, у человека откладывается определенный образ и сформировывается нужные создателю мысли и ценности. Изображения на плакате зачастую представленные в резком и прямом виде, благодаря этому плакат эффективно бил по восприятию человека. Такой вид плакатов сам, к сожалению, не может изменить мир, однако могут стать ясным напоминанием о том, что в обществе надо что-то менять! [3]

Плакат является одним из старейших форм рекламы. Социальный плакат активно начал использоваться в массах во время первой мировой войны, и актуален по сей день. Само понятие плакат использовалось в конце XIX века и зародилось в немецком языке «das Plakat», что в переводе означает калька. В Англии и США использовали название «poster», бравшее свое начало от слова почта. Во Франции прижилось слово «affiche» – афиша.

Интересно, что само понятие как социальная реклама существует только в России, в странах Европы оно называется «Publik Interest».[4]

Специфика социального плаката заключается в том, что она зеркально отражает социальные проблемы общества и ориентирует человека на необходимость их решения.[5]

Существует мнение, что социальный плакат является объектом графического дизайна. Как говорил исследователь графического дизайна Сергей Серов: «В дизайнерской профессии плакат стоит несколько особняком. С одной стороны, это почти станковая форма графического дизайна, самостоятельная область творчества. С другой – плакат принадлежит самой сердцевине графического дизайна. Здесь развивается проектное воображение, совершенствуется визуальный язык. Для дизайнеров плакат – постоянный спутник профессиональной биографии. Это и учебное задание на первом курсе, и вершина свободного творчества. Поэтому сохранение плаката как жанра – вопрос экологии проектной культуры. Будучи лишенным возможности для плакатного выражения весь графический дизайн измельчает и захиреет».[6]

 

Базовые принципы плаката

Однозначность:Главным принципом плаката, в том числе и социального, является однозначное толкование образов. Создавая плакат, дизайнер должен забыть про такие понятия как глубина и многозначность, иначе плакат социальный не будет выполнять свою функцию. Плакат должен нести ясный, четкий образ, посмотрев на который все становится понятно, вся мысль должна быть на поверхности. Человеку надо показать «ужас» мира, который творится вокруг них. Об этом принципе хорошо пишет Л.Н. Федотова: «В социальной рекламе должна быть максимально эксплицитно, явственно выражена идея совершения благовидного и/или неблаговидного поступка…сама суть этой дихотомии хорошо – плохо должна отчетливо присутствовать если не текстуально, то как явный мыслительный вывод. Искусство может, воспроизводя все многообразие мира, «искать в злодее положительные черты», но этот прием не годится для такого прагматичного посыла, каким является реклама».[7]

Лаконичность.Совершенно логично использование в плакатах лаконичных цветов, пятен, без введения сложной графики. В среде, как правило, человек не будет разглядывать плакат, как картину на выставке. Одна из задач социального плаката – это зацепить взгляд «на лету», т.е. человек воспринимает рекламные и социальные плакаты как уже привычное и в суете дней задача дизайнеров состоит в том, чтобы остановить взгляд и привлечь внимание человека именно к конкретной теме.

Принцип синхронности. Плакат должен соответствовать времени, в котором он существует именно поэтому, и сам разработчик должен «идти со временем в ногу». В противном случает люди не смогут правильно интерпретировать содержание рекламного сообщения.

Но с другой стороны синхронность не обязательное правило, им можно пренебречь, если тематика плаката может потребовать необходимости во временном переносе.

Вербальная (словесная) компонента плаката. Словесному компоненту в плакате, как правило, уделяют большое внимание, при этом возможны различные вариации компоновки слова с изображением – от полного отсутствия слова, до превосходства над графикой, зачастую вообще ее искореняя.[8]

Слово может вообще отсутствовать на плакате, в этом случает образ изображения должен быть на столько сильный, эмоциональный и понятный, что расшифровка словесная не имеет смысла. Наглядным примером являются социальные плакаты общественной организации GREENPEACE.

Во втором случает текстовой блок поддерживает и усиливает эмоциональный фон графической части.

Третий вариант – это полное отсутствие графики и доминирование словесного компонента. В этом случае шрифтовая композиция принимает весь «удар на себя».

На территории Российской Федерации существует закон «о рекламе», в котором расписанные условия производства и размещения социальной рекламы.

В настоящее время одной из основных тем социальной рекламы является здравоохранение, которое раскрывает проблемы здорового образа жизни, профилактика табакокурения, наркотической и алкогольной зависимости, создание семьи.

1920-е годы революционной России оставили яркий след в истории не только отечественного, но и мирового плаката. Политические и рекламные плакаты этого времени были одним из самых активных средств пропаганды и агитации масс. Минимальное использование средств давало максимальный объем информации. Художественная концепция конструктивизма воплощалась в плакатах В. Маяковского, А. Родченко, Эль Лисицкого.[9]

Темы плакатов были очень разнообразными и самый яркий, широко распространенный для того времени пример пропаганды физической культуры и спорта – это советские плакаты, призванные доводить до массового сознания в доступной форме коммунистические идеи. В них, также, как и в открытках того времени, ярко отражаются достижения советского спорта, крупных турниров и соревнований. Содержавшаяся в них пропаганда сочетала общечеловеческие ценности (свобода, социальная справедливость), патриотизм, общеобразовательные элементы, призывы к здоровому образу жизни и так далее. Советские плакаты, как правило, являются произведениями изобразительного искусства и отражают элементы советского культурного наследия. Плакат отвечал тем мыслям и чувствам, которые переживал народ.[10]

Советский социальный плакат «Папа, не пей» (рисунок 1) создал художник Д.Буланов в 1929 году в рамках антиалкогольной кампании 1929-30 годов. На плакате изображен несчастный мальчик, старающийся остановить папину руку с рюмкой. Плакат выполнен в темных тонах с техникой фотомонтажа, подчеркивая весь трагизм пьянства и алкоголизма для детей, семей и общества.

В этом же году вышел, плакал «Долбанем!» (рисунок 2), когда алкоголь был объявлен врагом советской страны. Автор плаката - художник В.Н. Дени. На плакате изображен рабочий, разбивающий молотом "культурной революции" бутылку с алкоголем. На заднем плане плаката изображены дымящиеся трубы заводов, что говорит о недопустимости употребления алкоголя на рабочем месте. Под плакатом стих Демьяна Бедного в котором говорится о том, что пьянство надо искоренять.
художник П.Соколов-Скаля создал плакат «Стой. Последнее предупреждение» (рисунок 3). На плакате изображен пьющий водку из горлышка бутылки мужчина, который идет от семьи в пропасть. Но его останавливает сильная рука. Плакат говорит, что нужно вовремя остановиться, иначе - гибель. Плакат создан в мрачных тонах, тем самым подчеркивая весь негатив от алкоголя.

Плакаты «Ультиматум взрослым» (рисунок 4), «Здесь курить нельзя» (рисунок 5), «Никотин - яд» (рисунок 6) и многие другие принадлежат неизвестному художнику. Эти плакаты пропагандируют вред курения. Они выполнены на светлом фоне, красный цвет используется как акцент, для визуального выделения важной информации. Так же на плакатах присутствует довольно большое количество текста: присутствует статистика или перечисление веществ, которые вдыхает человек при затяжке сигареты, так же советы юного пионера взрослым.

Образ, цвет, форма – все важно в создании плаката. Использование темных тонов подчеркивает весь трагизм заявленной проблемы. Так же зачастую используются оттенки желтого, но в этом случает желтый выступает не символом солнца, добра и радости, а напротив, цвет болезни, смерти, потустороннего мира. В книге «О духовном в искусстве» Василий Кандинский признается в своем преимущественно негативном отношении к желтому цвету. По его мнению, он вносит беспокойство, колет, возбуждает человека, проявляя заложенное в характере этого цвета насилие, действуя нагло и назойливо. Это свойство желтого цвета может достигать невыносимой для глаза и души силы. Кандинский сравнивает это состояние с безумием.[11]

Красный цвет используется для привлечения внимания и большей акцентуации проблемы. Красный символизируется с кровью и огнем, его воспринимают как символ войны, мести, вражды!

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.015 с.)