Правовое воздействие и правовое регулирование. Нормативное и индивидуальное регулирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое воздействие и правовое регулирование. Нормативное и индивидуальное регулирование.



 

Правовое воздействие – это совокупность форм влияния права на общественную жизнь. Информационное воздействие, т.е. доведение до участников общественных отношений нормативной информации. Ценностно-ориентационное воздействие – воспитание у людей должного образа поведения. Правовое регулирование.

Понятие правового воздействия шире, чем понятие правового регулирования, правовое регулирование обладает юридическим механизмом.

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств (механизма правового регулирования) с целью упорядочения этих отношений.

Помимо правового регулирования право оказывает влияние на всю общественную жизнь, на все общественные отношения, даже не включая МПР. Все эти направления воздействия права на общественные отношения называются правовым воздействием.

 

Весь процесс правового регулирования делится на два крупных вида правового регулирования.

Нормативное регулирование это первый вид правового регулирования, когда через систему общеобязательных правил поведения создается нормативная база для регулирования общественных отношений и внешне закрепляется в системе НПА.

Нормативное регулирование – это правовая регламентация общественных отношений, которая заключается: в определении и закреплении в юридических нормах круга общественных отношений; в определении субъектов права; в определении прав и обязанностей субъектов; в установлении ответственности субъектов. При нормативном регулировании создается норма права, НПА. Однако нормативное регулирование в силу своей абстрактности, не может учесть все многообразие индивидуальных особенностей будущих отношений. Нормативное регулирование опирается на главные, существенные признаки будущих отношений, следовательно, во многих случаях законодатель не завершает правило поведения, оставляет его открытым для завершения (для окончательного формирования модели поведения) в индивидуальном регулировании.

Индивидуальное регулирование – это упорядочение общественных отношений специальным компетентным органом государства при разрешении конкретного юридического дела. Индивидуальное регулирование связано с применением права и законодатель определяет три основных вида индивидуального регулирования: а) стандартное говорит о буквальном толковании норм права (адекватное); б) альтернативное – законодатель дает выбор вариантов поведения для завершения нормы, т.е. свобода выбора модели поведения; в) факультативное – дополнительное, оно по усмотрению правоприменителя применяется, но оно не является обязательным.

Виды индивидуального регулирования: субординационное – индивидуальный акт издается в одностороннем порядке компетентным органом; координационное – происходит выработка сторонами договора.

Индивидуальное регулирование является продолжением нормативного регулирования и воплощается в индивидуальном правовом акте: судебное решение, приговор, административный акт, договор.

Саморегулирование – это регулирование отношений участниками этих отношений, а не государственными органами (диспозитивные нормы в ГП). Это непосредственная реализация, сами участники выбирают поведение.

Понятие и структура механизма правового регулирования. Роль основных элементов.

Категория механизм правового регулирования производна от процесса правового регулирования. С помощью МПР многообразные, реально существующие юридические средства обобщаются, и устанавливается взаимозависимость между этими средствами.

МПР – взятая в единстве система юридических средств, с помощью которых осуществляется процесс правового регулирования.

Механизм правового регулирования – это система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование.

К элементам, составным частям механизма правового регулирования относятся:

1. Нормы права выступают как предписания и как образец, модель поведения в правовых отношениях. Нормы права – это основа всего механизма правового регулирования. Все остальные его элементы предусмотрены нормами права, носят поднормативный характер.

2. Нормативно—правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений.

3. Акты официального толкования – документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

4. Юридические факты – предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правоотношений.

5. Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в конкретизированные и индивидуализированные акты поведения членов общества. Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в ьакты поведения людей.

6. Акты реализации права – это действия субъектов права, участников правовой жизни по воплощению в жизнь предписаний нормы права. В таких действиях реально осуществляются выраженные в правах и обязанностях меры возможного или должного поведения.

7. Акты применения права суть индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений (решение суда).

8. Правосознание и режим законности – своеобразные элементы МПР. От уровня правосознания и реальности режима законности зависит эффективность работы всех элементов МПР.

Способы правового регулирования.

Общие дозволения и запреты в праве (типы правового регулирования).

Тип правового регулирования – это особое построение, порядок правового регулирования общественных отношений зависимый от того, что лежит в его основе: общее дозволение или общий запрет.

Типы правового регулирования:

1. Общедозволительный, т.е. субъекты вправе совершать любые действия, кроме запрещенных. В основе правового регулирования – обще дозволение;

2. Разрешительное регулирование, субъекты вправе совершать только те действия, которые прямо дозволены. В основе правового регулирования – общий запрет.

Идея правового государства в историческом развитии.

Правовое государство – особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

Основные признаки:

ü признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем; признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

ü законность во всех сферах жизни; верховенство и прямое действие конституции и законов;

ü внешний и внутренний суверенитет государства; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;

ü сосредоточение всех государственно-властных полномочий в системе государственных институтов, созданных на основе права;

ü разделение властей;

ü высокий авторитет суда, реальные возможности суда обеспечить права и свободы граждан;

ü контроль общества за властью, наиболее действенным способом, которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;

ü недопущение монополизма в политике и экономике;

ü единство прав и обязанностей граждан;

ü взаимная ответственность человека и государства;

ü наличие развитого гражданского общества.

Принципы – это основополагающие идеи, определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию, модель государства, которое могло бы называться правовым.

1. Принцип приоритета права.

а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

б) соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей и формально-регулятивных ценностей права с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властью;

в) необходимость идеологически-правового обоснования любых решений государственных и общественных органов;

г) наличие в государстве необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и гражданина.

3. Принцип единства права и закона.

4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

1. гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.

2. экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.

3. налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая неструктурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

5. до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании НПА и даже принятие неправовых законов – это не самое главное. Более сложными являются вопросы понимания и усвоения права широкими слоями населения, внедрения в позитивные законы естественно-правовых начал, формирования устойчивых правовых традиций в массовом сознании, стимулирования правового самосознания.

В настоящее время правовое государство выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения. До второй половины XX в. характерно сочетание правового принципа с социальным, что даёт формулу социального правового государства.

Ряд идей о правовом государстве получил в античном мире, затем они формулировались в эпоху переходного периода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Цицерон «Государство»: государство – это дело народа. Эти идеи получили развитие в трудах Спинозы, Гоббса, Локка (государство – это сопротивление всякому произволу), Вольтера, Монтескье, Руссо. Кант – объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Но он не употреблял термина правовое государство. Главным признаком по Канту – верховенство закона. Термин «правовое государство» ввёл немецкий учёный Моль. В России распространителями данного термина были Чичерин, Новгородцев, Коркунов, Кистяковский. Отношение К. Маркса – негативное, так как он полагал, что государство отомрёт при коммунистическом строе.

В Конституции современной России поставлена задача построения правового государства. Закреплены основополагающие принципы правовой государственности.

Гражданское общество и правовое государство немыслимы друг без друга. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «правовое общество». Первое намного старше второго. Становление гражданского общества это долгий и особый период истории человечества. Понятие гражданское государство формулировалось еще в Древнем Риме и Греции. Аристотель полагал, что государство – это совокупность граждан, гражданское общество. Он употреблял термины «государство» и «гражданское общество» как синонимы.

Гражданское общество в его современном понимании и значении – это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его в «узде».

Гражданское общество – это такое общество, когда человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются его права и свободы, государство способствует динамичному развитию экономике и политической свободе, находится под контролем общества, государственная и общественная жизнь основывается на праве, идеалах демократии и справедливости.

Основными признаками гражданского общества являются:

Ø свобода (обеспечивается в полной мере тогда, когда индивид независим от государства, является собственником, не находится под полным контролем со стороны сословия, класса, семьи; самостоятельно выбирает сферу профессиональной самореализации, свободно формулировать свои политические убеждения; права и свободы признаются и защищаются государством; существует гарантии прав и свобод человека, механизм их защиты)

Ø плюрализм (наличие в обществе различных классов, слоёв, социальных групп, имеющих собственные (порой отличающиеся) интересы, наличием политических сил, выражающих эти интересы, свободной конкуренции политических сил, структурированностью политической системы, достаточным совершенством государственного аппарата, наличием разделения властей, отсутствием обязательной государственной идеологии)

Ø открытость (информационной свободы, свобода мысли и слова, образования и воспитания, перемещения внутри страны, въезда и выезда из страны)

Ø правовой характер (им обладает общество, где имеет место быть правовое государство, то есть государство основанное на праве, соблюдении конституции, законов, подзаконных актов)

Ø самоуправляемость и саморазвитие (индивиды, классы, социальные группы устанавливают самостоятельно взаимоотношения и самостоятельно регулируют их. Как правило, не прибегая к услугам государства как арбитра)

Структура гражданского общества:

Экономическая (совокупность экономических институтов и отношений, составляющих материальную основу жизни общества: отношения собственности, производства материальных и нематериальных благ, распределения, обмена, потребления, частные, ГУПы, МУПы, и иные юридические лица, физические лица и иных социальные институты)

Политическая (совокупность институтов и отношений в рамках, которых происходит политическая жизнь и осуществляется государственная власть: государство, политические партии, общественные движения, организации, профсоюзы и т.д.; политические отношения между элементами данной системы, политическое сознание, нормы, традиции, право)

Социальная (совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношения между ними: межличностные отношения, семья – ячейка общества, большие социальные общности людей, связанные друг с другом общими интересами; отношения между крупными социальными группами)

Информационная (совокупность непосредственно информации, СМИ, предприятий, учреждений, организаций, граждан, осуществляющих информационную деятельность)

Духовно-культурная (совокупность нематериальных благ, отношений по поводу них и институтов, через которые реализуются данные отношения: образование, отношения, связанные с образованием; образовательные институты; наука; культура; искусство; религия; соответствующие (научные, культурные, религиозные) отношения и институты).

Приведённые системы составляют только основу гражданского общества – многогранного явления в структуру которого входит много элементов(обычаи, нормы и др.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.249.42 (0.032 с.)