ТОП 10:

Предмет, структура и функции теории государства и права.



Предмет, структура и функции теории государства и права.

Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения относится к числу сложнейших и ключевых. Сама жизнь выдвинула ТГП в число фундаментальных наук.

В наше время ТГП становится более демократичной, открытой для восприятия. С восприятием правового государства значительно обогатилось содержание современного учения о Государстве и праве.

Любая теория, т.е. система идей, понятий, суждений приобретает статус науки, когда поднимается до выработки обобщённых, достоверных объективных знаний об определённых процессах и явлениях действительности, предлагает систему методов, приёмов, способов (механизм) использования этих знаний в общественной практике.

ТГП - это система обобщенных знаний о государственно-политической и правовой действительности.

Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, достоверных знаний о государстве и праве, стремиться познать устойчивые глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие ее историческое движение.

Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается сторона объективной действительности. То есть, предмет науки – это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено и научное познание. Наука изучает, прежде всего, закономерности развития природы и общества. В этом смысле предмет теории государства и права не является исключением. ТГП изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права.

Предметом служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политический системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание.

Единство предмета ТГП обуславливается ее практическим и научно-понятийным единством. Государство и право нерасторжимо связаны друг с другом. А потому ТГП не изолированные отрасли знания, а единая наука. Но, оставаясь целостной наукой, она подразделяется на две относительно самостоятельные структурные части: теорию государства и теорию права.

Итак, предметом ТГП выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.

ТГП как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций. Функция – это основные направления научной деятельности, выражающиеся в её целях и задачах. Очевидно, что основная функция науки – это производство, приращивание научных знаний (истинных, обоснованных, проверяемых).

Онтологическая функция – первая и отправная. Онтология – учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выполняя онтологическую функцию, ТГП отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время и т.д.

Гносеологическая функция – ТГП, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания. Т.е. познание и объяснение сущности, содержания и форм государства и права, а также иных, органично связанных с государством и правом явлений и процессов.

Эвристическая функция. ТГП не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, ТГП формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. ЕЕ категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. ТГП призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Идеологическая функция. ТГП аккумулирует и приводит в систему идеи о государстве и праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры, воздействует на общественную жизнь, поведение людей как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Практически-организаторская функция. ТГП служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период.

Прогностическая функция. На основе познания закономерностей развития государства и права ТГП выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Функции из лекций:

· теоретико-познавательная: ТГП опирается на методы, вырабатывает определенные понятия;

· методологическая, т.е. ТГП является общей по отношению к др. теоретическим наукам. Понятие права, нормы права является исходным. Он вооружает методологию для государственно-правовых явлений как конкретных наук;

· практическо-прикладная: ТГП связана с практикой правового регулирования, выявляет его недостатки;

· прогностическая – ТГП делает выводы о перспективах развития государственно-правовых явлений.

Логико – языковой метод, его значение в науке и юридической практике. Язык и метаязык права.

Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку в результате многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

Особенности обычаев:

· выражают интересы всех членов общества (закрепляли равенство);

· воспринимались как естественное явление природы (человек рождался, включался в систему обычаев, не ставил под сомнения обычаи);

· не было письменных носителей информации (из поколения в поколение передавались устно);

· не было специального аппарата принуждения;

· каждое племя имело свои обычаи, т.е. обычаи имели локальный характер);

· это нормы только первобытнообщинного строя;

· это примат группового начала над индивидуальным – они регулировали отношения между группами, племенами.

Обычаи имели различные виды и назывались мононормами, т.е. малодифференцированными правилами поведения, включающие в себя: мораль, этикет, и т.д.)

Такая социальная организация первобытного общества тысячелетиями воспроизводила присваивающую экономику, обеспечивала гармоничное взаимодействие человека и природы, была первым, отличным от всех последующих способом существования человеческого общества, полностью соответствовала его потребностям.

Происхождение государства. Основные причины, типичные и уникальные формы.

Государственная власть в раннеклассовых обществах. Города – государства.

Теория происхождения государства: патриархальная, теологическая, органическая, договорная, насилия, марксистская.

Признаки государства

· Первым признаком государства является наличие географического пространства (территории) формировавшегося в течение длительного времени и являющегося неотъемлемым атрибутом государства.

· Население закрепляется за этой территорией.

· Чтобы сложилось единство населения необходимо, чтобы сложился общенациональный язык общения.

· Наличие публичной власти особого рода.

А) Сложился аппарат государства, состоящий из особого рода лиц, которые заняты только управлением. В его структуре сформировались особые отряды вооруженных людей, призванные обеспечить охрану порядка внутри государства и защиту территориальных границ.

Б) государству перешла монополия на присуждение. Для этого в государстве сформируются вещественные гарантии власти (принудительные учреждения, где реально реализуется государственное принуждение).

В) в связи со специализацией деятельности на содержание механизма государства, общество формирует средства, т.е. появляются налоги и займы.

Классическое определение государства обращено к государству как к ассоциации, как к способу объединения людей, проживающих на определенной территории. Этого понятия не достаточно, потому что общество по своей природе не однородно, в нем функционируют многообразные интересы. В рамках этих интересов общество объединяется и одновременно подразделяется на различные социальные группы, классы, страты, сословия. Но следует обратить внимание, что не надо абсолютизировать классовую структуру общества. Этот взгляд на общество претерпевает изменения. В основе объединения людей в социальные группы лежат множественные интересы: профессиональные, национальные, экономические, культурные, религиозные и т.д. государство, являясь жизненно-необходимой управленческой структурой общества, не свободно от общества и объективного в своей деятельности обязано учитывать разнообразные интересы различных социальных групп. Эта сторона государства характеризует государство как орган политической власти. Следует отметить, что общество может функционировать только при условии если государство пытается объединить интересы различных социальных групп. У государства, как политического учреждения, появляется самостоятельный признак – государственный суверенитет. Характеризует верховенство среди всех других видов власти в обществе. Нет в обществе власти выше государственной. Независимость государства: Государство принимает решения независимо от видов власти внутри общества и во вне. Универсальность государства: в рамках интересов, которые поддаются государственному управлению, государство, обладая людскими, материальными и финансовыми ресурсами, обязано разрешить любой вопрос жизни общества.

Вывод: При определении понятия государства необходимо учитывать его двуединую природу, связанность государства общесоциальными интересами и интересами различных социальных групп. При разрешении вопросов, стоящих перед государством, государство приоритетно опирается на общесоциальные интересы с учетом интересов различных соц.групп. Общесоциальное начало преобладает над политическим началом.

Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти особого рода, располагающая специальными отрядами вооруженных людей и принимающая веления, общеобязательные для населения всей страны.

Функции государства (переводе с латинского «исполнение»)– это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом и в присущих ему формах и присущими ему методами.

Существенные признаки функций государства.

1. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере – в экономике, политике, охране природы и т.д.

2. В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве – его сущность и социальное назначение.

3. Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность.

4. Функции государства – понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества.

1. Реализуются функции в определенных формах (чаще всего в правовых) и особыми, характерными для государственной власти методами.

Соотношение функций и задач: функции носят объективный характер, задачи определяются субъективным характером. Задачи и функции взаимосвязаны, они не существуют друг без друга. Но эти понятия нельзя отождествлять, хотя нельзя и противопоставлять.

Задачи определяются социальным назначением государства. Она может быть одна, а для её выполнения необходимо несколько функций. Зависимость функций определяется трояким способом:

Ø Задачи могут быть решены только через функции, т.е. функция зависит задач.

Ø Задачи определяют содержание функции.

Ø Задачи влияют на выбор мер осуществления функций.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект – определенная сфера общественных отношений, на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функции показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

До недавнего времени было общепризнанно, что все функции государства вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может не выступать по ряду его направлений представителем интересов всего общества. Уже восточные деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию – организовали общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и др. Все государства обеспечивали правопорядок, без которого не может обойтись ни одно общество.

Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере. Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, - охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Чем больше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса.

1.По причинам (источникам) возникновения функции государства можно подразделить на:

а) функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопротивления эксплуатируемых классов и др.);

б) функции, вытекающие из потребностей общества в целом (обеспечение правопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

2.По направленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Система внутренних и внешних функций тесно взаимосвязаны и их трудно разграничить между собой. Внутренние функции нацелены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние – на установление и поддержание определенных отношений с другими государствами.

Среди внутренних можно выделить блок охранительных функций – охраны существующих форм собственности, обеспечения правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и др.

4. В зависимости от сфер деятельности: политическая, экономическая, социальные, др.

5. По периоду времени – постоянные, временные (например: вовремя войны временные).

Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.

Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Они показывают как государственные органы, и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства – правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.

Ø Правотворческая деятельность – это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функции государства практически невозможна.

Ø От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя.

Ø Правоохранительная деятельность, т.е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.

В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства.

Неправовые формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия (Например: подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и др.).

Методы осуществления функций государства многообразны. Выполняя правоохранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов – прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Лекции: Под функциями государства понимаются основные направления деятельности государства, в которых проявляется его сущность и социальное назначение. Характеристика функций не связана с описанием самостоятельной деятельности государства, а характеризует предметно-содержательную сторону направлений деятельности. Государство деятельный институт, его активная роль в жизни общества должна проявляться постоянно. Как только государство, так или иначе, устраняется от реализации своего предназначения, оно вытесняется другими видами социальной власти.

Функции государства помимо предметно-содержательной характеристики характеризуется с точки зрения их объективности, носят объективный характер. В этой характеристике: во 1) подчеркивается, что эти направления деятельности производны от содержания общественных отношений, от видов этих отношений и от видов сфер жизни общества. Жизнедеятельность общества проявляется через основные сферы: материальную, экономическую, духовную, политическую. Эти направления деятельности носят объективный характер. Если есть политическая сфера, обязательно должны быть политические направления жизни общества. Бесспорно, в каждой сфере деятельности проявляется и реализуется потребности общества. В конечном счете, осознаются эти потребности обществом. На основе их осознания формируются цели, основные направления деятельности и главные шаги в достижении этих целей, т.е. формируются задачи.

В отличие от функций, цели и задачи носят субъективный характер, т.е. являются результатом осознанной деятельности людей и свое закрепление носят в определении целей и постановке задач, ее достижении.

Представление о функциях дает классификация по содержанию направлений деятельности.

Виды функций:

1) функции экономического содержания, в рамках которых определяется роль государства в экономических отношениях общества, степень участия государства в экономических отношениях: организация рыночного хозяйства, налоговая деятельность, антимонопольное направление деятельности.

2) Функции социально-политического содержания: охрана общественного порядка и всех форм собственности, организация функционирования органов государства: в социальной сфере – организации здравоохранения, социальной помощи, организация инфраструктуры в виде средств коммуникаций (ж/д, связь).

3) направления деятельности в духовной сфере: охрана памятников культуры, организация библиотечного дела, образование в обществе.

4) природоохранная функция, характеризующая межгосударственные связи.

Цивилизационный подход. Функции делятся на управленческообеспечительные, охранительная функция.

Формационный подход – классовая сущность. Социальная направленность имеет второстепенную роль.

Морозова:

1. Внутренние: обеспечения народовластия, экономическая, социальная, налогообложения и финансового контроля, экологическая, охраны прав и свобод граждан.

2. Внешние: интеграции в мировую экономику, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими странами в области глобальных (демографические, экология, энергетические, преступность, космос и т.д.) проблем.

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек: гражданин, юрист, ученый.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы.

Содержание составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым и несправедливым.

Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме (Демокрит, Сократ, Платон). Отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. Данная теория утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека. Благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право. Она концептуально соединяет право и нравственность. Однако, не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

Позитивистская теория (Бергб, Шершеневич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Позитивизм отождествляет право и закон.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах (Кельзен).

Современное понимание этой теории:

Право – это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах.

Нормы права издаются государством, в них отражается государственная воля, возведенная в закон;

Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;

Само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства.

От норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Позитивное: такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства; обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений; содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан; обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко определить права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения; позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права.

Минусы: отрицание обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

Психологическая теория (Петражицкий) правом признает конкретную психическую реальность – правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяются на: переживание позитивного права, установленного государством; переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право выступает регулятором поведения человека и поэтому рассматривается как реальное, действительное право.

Положительное: теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую.

Недостатки: односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.

Социологическая теория права (Дюги, Муромцев, Эрлих, Паунд). Рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешит спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивное: общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления; теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений; учение подчеркивает роль права как средства социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Отрицательное: отрицание нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права – интереса – самим правом.

Право и мораль.

Мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, идеалов, норм, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развития общества как целого.

Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия, взаимодействуют друг с другом.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ:

1. принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности

2. имеют общую цель – регулирование поведение людей

3. базируются на справедливости как на нравственном высшем принципе

4. выступают как мера свободы индивида.

Между видами социальных норм существует тесная связь и есть различия.

Мораль – совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения между людьми и обществом.

Соотношение между правом и моралью включает четыре компонента: единство, различия, взаимодействие и противоречие.

Единство права и морали состоит в том, что они являются разновидностью социальных норм, имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения; единство цели – упорядочение и совершенствование общественных отношений.

Различия между правом и моралью:

1. Мораль формируется раньше права, правового сознания. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право с появлением государства.

2. В обществе может существовать несколько моральных систем (классов, групп, профессиональных слоёв, индивидов)

3. По способу формирования право закрепляется (издается) государством (законодательная деятельность); а мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания.

4. По форме фиксации: правовые нормы закреплены в строго определенных документальных формах (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и т.д.). Способы их фиксации должны отвечать строго установленным требованиям с позиций и характера текстов и их атрибутов. Моральные же нормы содержаться в общественном массовом сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок.

5. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категорий нравственности. Складывалось всё спонтанно.

6. Не совпадают предметы регулирования норм право и норм морали. Мораль – это сфера дружбы, любви, взаимопомощи., куда право как регулятор не должно проникать. Но есть сферы, куда не проникают нормы морали: технико-юридические нормы.

7. Моральные нормы не обладают такой логически стройной и достаточно жёсткой структурой как нормы права

8. Различие и по средствам и методам обеспечения реализаций своих норм. Нормы морали гарантируются силой общественного мнения, а нормы права принудительной силой государства.

Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Моральные нормы выражены в безличном долженствовании и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности: ценностей, мотивов, установок.

Специфику способов и методов обеспечения юридических норм традиционно усматривают в их связи с государственным принуждением, функционированием особых институтов государства и общества. Мораль не имеет подобных специальных механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общественного мнения, массовым примером, представленным в виде соответствующих убеждений, ценностей, понятий о справедливости, долге, чести, совести и т.д.

Моральное пространство шире правового, мораль всегда существовала, и будет существовать, право возникло позже.

Взаимодействие права и морали достаточно сложно. В современном цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Следовательно, можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы.

Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в юридических текстах. В НПА нередко используются оценочные понятия нравственного характера (цинизм, честь, недостойное поведение и др.). Это свидетельствует о том, что моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой – нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых последствий (санкций).

Противоречия между правом и моралью:

Разные методы регуляции, разные критерии при оценке поведения субъекта, право консервативно, мораль более динамично реагирует на происходящие изменения, право что-то разрешает, мораль запрещает. Нечто вполне позволительное с точки зрения права может быть чем-то, что мораль запрещает.

Мораль и право взаимодействуют. Право – это осуществление господствующей морали. Не исключены и противоречия между ними: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.

Право и обычай.

Обычай представляет собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительного своего существования, вошедшие в привычку людей.

В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Содержание обычая – это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах. Отсутствуют особые механизмы его обеспечения.

Взаимодействие обычаев и права:

1.юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации.

2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

3. юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство, и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

Отличие обычая от нормы права:

1. Неписанная норма, правило поведения

2. Устанавливаются не государством, а в результате многократного повторения

3. Нет государственного принуждения

Виды правовых норм.

1. В зависимости от отрасли права: государственного, административного, трудового, гражданского, уголовного и др. отраслей права.

2. По их роли в регулировании общественных отношений:

Ø Регулятивные - устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение.

Ø Охранительные – предусматривают меры государственного принуждения за совершение правонарушения.

Ø Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяющие задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений (нормы – принципы).

Ø Специализированные (нормы о нормах): дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий, коллизионные нормы – призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями, оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.д.

3. По методу правового регулирования:

Ø Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками конкретных правоотношений.

Ø Диспозитивные содержат такие правила поведения, которые действуют лишь постольку, поскольку участники отношения не установили для себя иные правила поведения.

Ø Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

4. По сфере действия:

Ø Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Ø Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами.

Ø Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

5. По юридической силе: нормы закона и подзаконнные акты

6. По времени действия: общие и временные.

7. ПО характеру изложения в НПА: управомачмвающие, обязывающие, запрещающие

Лекции: НП – исходящее от общества и государства общеобязательное, формально-определенное правило поведения, функционально и генетически связанное с государством, обеспечиваемое принудительной силой государства и опре







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.037 с.)