Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пробел в праве – это полное или частичное отсутствие норм, регулирующих общественные отношения, нуждающихся в правовой регламентации.

Поиск

Каждая юридическая норма регулирует отдельный вид общественных отношений, следовательно, каждая норма имеет свой «участок». Пробелы в праве возникают чаще всего двумя путями: возникновение новых общественных отношений и из-за упущений при разработке законов. Отличительная черта в праве в том, что фактические обстоятельства, в отношении которых отсутствует конкретное нормативное предписание, в общем-то урегулированы посредством урегулирования аналогичных обстоятельств. Пробелы, конечно же, нежелательны в праве. С точки зрения возникновения пробелов в праве пробельность может быть первоначальной и последующей.

Предпосылки пробелов в праве:

Ø Объективные предпосылки, вытекают из динамики общественных отношений.

Ø Субъективные предпосылки: неполная реализация нормы, нечеткая формулировка, низкая правовая культура.

Пробел должен быть реальным, не вымышленным. Наличие пробелов в праве представляет собой ненормальное явление, которое подлежит скорейшему устранению. Средством устранения пробелов служит правотворческая деятельность, в результате которой принимаются новые нормы права или уточняются старые. Однако в ряде случаев до решения вопросов законодателем пробелы могут быть преодолены посредством применения права или закона по аналогии. Аналогия означает определенное сходство между различными в остальном предметами или явлениями. Применение права по аналогии допустимо лишь при наличии одновременно двух условий:

1. Если нет правовой нормы, которая непосредственно была бы рассчитана на регулирование рассматриваемого случая;

2. Если рассматриваемый случай все же находится в сфере правового регулирования.

Аналогия закона есть применение к конкретным общественным отношениям правовых норм, регулирующих сходные отношения. Для аналогии закона наряду с отсутствием правовой нормы, регулирующей рассматриваемые отношения, характерно наличие норм, рассчитанных на регулирование сходных отношений.

Аналогия права – это принятие решения по конкретному делу, исходя из общих начал и смысла законодательства. Общие начала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права. При аналогии права принципы выполняют непосредственно регулирующую функцию и выступают единственным нормативно-правовым основанием правоприменительного решения. Применение аналогии права обосновано при наличии двух условий: при обнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона.

Требования при использовании аналогии:

- решение дела по аналогии возможно в случае полного отсутствия или неполноты правовых норм;

- сходство отношений должно быть в существенных, равнозначных в правовом отношении признаках;

- выработанное в ходе использования по аналогии правоотношение не должно противоречить предписаниям закона.

Вопрос 65: Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

 

Действие НПА в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов РФ – на территории этих субъектов, акты муниципальных органов – на территории соответствующих муниципальных образований.

К территории государства относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство. К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства, территории дипломатических посольств, представительств. Военные суда без исключений, а гражданские – в водах и воздушных пространствах своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

По общему правилу, НПА распространяются на всех лиц, находящихся на той территории, на которой действуют эти акты.

Действие НПА зависит от:

Ø Уровня государственного органа

Ø Юридической силы

Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают. Они юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. Действие НПА в данном случае ограничено.

Пор общему правилу НПА РФ действуют в отношении всех граждан, иностранцев, лиц без гражданства, внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности.

Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения и от того понесли ли они наказание по законам иностранного государства. В то же время главы государств и правительств, сотрудники посольств, некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности.

Еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть в соответствии с законом быть субъектами ряда отношений (судьи, военнослужащие и т.д.). НПА могут действовать в отношении отдельных категорий граждан: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и др.

 

Вопрос 66: Акт применения права: понятие, признаки, виды. Отличие акта применения права от нормативно-правового акта и акта толкования права.

Акт применения права- это правовой акт, который содержит индивидуально-конкретное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения юридического дела.

Признаки:

Ø изданными компетентными органами или должностными лицами. Отсюда вытекает

Ø государственно-властный характер,

Ø носят строго индивидуальный характер, то есть, обязательны к исполнению лицами, которым адресованы их предписания.

Ø Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм (исполнение юридических обязанностей, мера юридической ответственности)

Ø Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением (судебные исполнители).

Классификация:

1) По субъектам принятия: акты органов государственной власти, органов государственного управления, контрольно - надзорных органов, судебных органов, органов местного самоуправления.

2) По характеру правового воздействия: регулятивные и охранительные. В регулятивных устанавливаются конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей. В правоохранительных закрепляется применение правоохранительных норм. Связаны с неправомерным поведением людей.

3) По значению в правоприменительном процессе они могут быть вспомогательными (определение суда о назначении экспертизы) и основными (решение суда).

4) По форме акты делятся на имеющие вид отдельного документа(приговор), форму резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения), устный вид (наложение штрафа за безбилетный проезд).

Правоприменительные акты отличаются от НПА:

Ø Первые содержат индивидуально-конкретные предписания, вторые – предписания общего характера;

Ø правоприменительные акты адресуются индивидуально-определенным лицам, нормативные – каждому, кто окажется в условиях, предусмотренных нормой права; правоприменительные акты имеют разовое значение, тогда как НПА рассчитаны на неоднократное применение.

Ø Акт толкования права имеет общий характер, акт применения права связан с решением конкретного дела.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.54.188 (0.01 с.)