Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений (как?).

Поиск

Метод правового регулирования характеризует нормы определенной отрасли права с точки зрения их юридических признаков, особенностей воздействия на общественные отношения. Однако он имеет двойственную природу:

Ø он предопределен предметом правового регулирования (т.е. имеет зависимость);

Ø он играет самостоятельную роль (без метода нет отрасли).

Учение о методах основано на видах. Есть два основных вида, определенные предметом: Централизованное регулирование, децентрализованное регулирование.

Метод правового регулирования является необходимым признаком, который наряду с предметом правового регулирования кладется в основу разделения и группирования норм права по отраслям. Наиболее распространенными являются

-императивный (метод субординации). В основе императивного метода лежит субординация между участниками правоотношения. Чаще всего применяется в публично-правовых отраслях при регулировании властеотношений.

-диспозитивный (метод координации) методы регулирования. Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения, обычно применяется в частно-правовой сфере.

Юридическое значение метода:

1. Определяет правовой статус (правовое положение) участников будущих отношений в той или иной отрасли (в субординации – подчинение, в координации – равенство, т.е. воли согласуются);

2. С помощью метода определяется преобладающее основание возникновения общественных отношений, т.е. вид юридических фактов (субординации – это акт применения права, т.е. государственно-властный, индивидуальный; координации – преобладающим основанием является сделка, договор);

3. С помощью метода в отрасли определяется преобладающий способ защиты прав (для субординации – преобладает юридическая ответственность, для координации – правовосстановительные меры).

По предмету и методу отрасли делятся на

Ø первичные (профилирующие), которые имеют самостоятельный предмет и формируют юридический метод (КП, АП, ГП, УП, ГПК, УПП);

Ø специальные отрасли имеют самостоятельный предмет, но заимствуют метод у профилирующих (СП, ТП, ФП);

Ø комплексные отрасли, они заимствуют предмет или у специальных или у профилирующих и не имеют самостоятельного метода (природоохранное право).

 

Вопрос 50: Система права и система законодательства.

Система права – это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части, связанные между собой.

Под системой законодательства понимается совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируют содержательные внутренние и структурные характеристики права.

Система права характеризует внутренне строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, система законодательства – относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права.

Система законодательства объединяет все источники права (законы, кодексы, указы, уставы, положения и т.д.) в их совокупности, взаимосвязи. Выделяют также отрасли законодательства. Система законодательства в отличие от системы права в определенной мере зависит от законодателя, который по своей воле может изменять систему законодательства.

Между системой законодательства и системой права существует тесная связь, т.е. система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Система права служит основой систематизации законодательства.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру.

Горизонтальное (отраслевое) строение (принцип координации) системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям права.

Вертикальное (иерархическое) строение (принцип субординации) отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе.

Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. Три уровня НПА РФ: федеральные, субъектов РФ, законодательство органов местного самоуправления.

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное, НПА по отдельным группам (молодежь, женщины, ветераны).

Соотношение раскрывается: если стоять на нормативной трактовке права, то между ними нет различия (т.е. право есть закон). Однако, это не так. Система права служит основой построения системы законодательства, каждая профилирующая и специальная отрасль, на их базе, как правило, разрабатывается кодифицированный акт, имеющий определяющее значение.

Система законодательства строится по двум критериям:

в основе лежит система права,

свойство юридической силы НПА - это свойство НПА, отражающее компетенцию правотворческого государственного органа, в соответствии с которой выстраивается иерархия, следовательно, система законодательства иерархична, а система права нет.

В систему законодательства могут быть включены НПА, которые не носят правового содержания (являются произволом). В системе права нормы могут исчезнуть, т.к. уже нет общественных отношений, а в системе законодательства сохраняются НПА, которые еще не отменены правотворческим органом.

Отрасль законодательства шире, чем отрасль права.

Система законодательства внешний источник выражения норм права, результат правотворчества. Т.о. они соотносятся как форма и содержание.

Совпадения субъективного характера:

Отраслей законодательства больше, чем отраслей права. Когда правотворческий орган плохо прорабатывает предмет правового регулирования, ту область общественных отношений, их особенности, тем не менее, документально закрепляет норму права, и включает эту норму в несвойственную ей сферу общественных отношений.

Система права является определяющей для системы законодательства. В праве нет норм, которые бы строились по иерархии. Система законодательства учитывает юридическую силу НПА, следовательно, складывается иерархия через компетенцию законодательных органов.

Отрасли формируются на основе предмета и метода, а система законодательства на основе отраслей и юридической силы НПА.

 

Вопрос 51: Правоотношение: понятие, признаки, виды. Роль правоотношений в правовом регулировании.

Правоотношение – это индивидуализированная общественная связь, возникающая между лицами на основе норм права, и характеризуется предоставлением участникам субъективных прав и юридических обязанностей.

Признаки:

1. Индивидуализированная общественная связь. В рамках правоотношения конкретизируются участники правоотношения. Правоотношение выступает в виде конкретной общественной связи, причем степень конкретизации может быть различной.

2. Правоотношение – это общественное отношение, т.е. отношение между людьми.

3. Разновидность волевых отношений. Они связаны с государственной волей, с индивидуальной волей (реализуются посредством сознания и воли его участников).

4. Возникают на основе норм права.

5. Правоотношения, будучи следствием выраженной в праве воли государства, им и сохраняются. Правовое отношение, такое общественное отношение, в котором осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения.

6. Участники связаны взаимными юридическими правами и обязанностями, которые возникают у субъектов при наступлении определённых юридических фактов. Стороны правоотношения всегда обладают субъективными правами и несут обязанности. Содержание правоотношения формируется в результате волеизъявления его участников, действия юридических норм, а также в соответствии с решениями правоприменительных органов. Правоотношение представляет собой двустороннюю связь. Это значит, что в любом отношении участвуют две стороны: управомоченная и обязанная.

Структура правоотношений:

Ø Объект – те материальный и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение (деньги, имущество, здоровье, честь, достоинство, произведения искусства и иные)

Ø Субъект – участники правоотношений, выступающие в качестве управомоченной стороны (имеющей субъективные права) либо обязанной (несущей юридические обязанности) стороны, либо одновременно обязанной и управомоченной. Это физические и юридические лица, а также общности, группы, участвующие в правоотношении. Статус субъектов определяет такой понятие как правосубъектность. Он включает в себя правоспособность (способность иметь права и нести обязанности); дееспособность (способность своими действиями реализовывать свои субъективные права и исполнять обязанности).

Ø Юридическое содержание, которое включает субъективные права (мера возможного поведения в целях получения блага, по поводу которой возникло правоотношение) и юридические обязанности (мера должного поведения обязанной стороны для реализации интересов управомоченной). Фактическое содержание – это сами общественные отношения.

Виды правоотношений:

1. По отраслям права: конституционные, административные, гражданско-правовые, семейные, уголовно-правовые и т.д.

2. По содержанию: общерегулятивные, регулятивные, охранительные.

Возникновение регулятивных правоотношений связано с наступлением таких жизненных факторов, которые не противоречат нормам права. Охранительные же правоотношения возникают в связи с действиями, которые нарушают требования правовых норм.

3. В зависимости от характера обязанностей:

Активного типа – содержанием обязанности является совершение определенных положительных действий. В правоотношениях пассивного типа содержание обязанности составляет воздержание от определенных действий.

4. По степени определенности: абсолютные – конкретно определено лишь управомоченное лицо. В качестве обязанных выступают все остальные субъекты. Относительные – определены конкретно как управомоченные так и обязанные субъекты.

5. По количеству участников: простые (односторонний договор), сложные (сбор подписей за назначение референдума)

6. По продолжительности: моментальные (мена); длительные (аренда)

Правоотношения состоят из элементов: объект, субъект и содержание.

Охраняемые государством правоотношения составляют основу правопорядка любого общества. Правоотношение – это юридическая реализация нормы права. Роль в МПР – происходит перевод юридических моделей в правомерное социально-полезное поведение субъектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.99.221 (0.007 с.)