Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 26: Социальные нормы: понятие, виды, регулятивные особенности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Норма – образец, правило. Социальные нормы – правила поведения людей в обществе, распространяющиеся на всех членов общества и имеющие общий характер. Социальная норма – это допустимое, возможное поведение людей в обществе с позиций оценки соответствия этого поведения существующим нормам морали или обычаев, сложившихся в обществе. – Городилова И.А. Раньше можно было говорить о рыцарском праве, материнском праве и т.д. НО это несколько ограниченное толкование права., т.к. существует понятие права в юридическом смысле. С помощью социальных норм регулируется поведение членов общества. Социальная норма – это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества. Признаки: 1. Они являются общими правилами поведения. 2. Данные нормы возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей. 3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, т.е. направлены на регулирование общественных отношений, поведения в обществе. 4. Они возникают в процессе исторического развития и функционирования общества. 5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. Социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации. Основные виды социальных норм: Ø Нормы права – установленные государством, формально определённые, подкреплённые возможностью государственного принуждения общеобязательные правила поведения людей в обществе. Ø Нормы морали – правила поведения, установленные самим обществом на основе выработавшихся представлений о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости, несправедливости. Ø Нормы обычаев – правила поведения общего характера, исторически сложившиеся в результате неоднократного повторения. Ø Нормы традиций – правила поведения, передаваемы из поколения в поколение в семье, местности, народе и служащие целям поддержания жизнеспособности общества и самобытности общества. Ø Деловые обыкновения – обычаи выработанные, в процессе деятельности органов государства в деловой (хозяйственной, коммерческой) деятельности и действующими в единстве с юридическими нормами. Ø Политические нормы – правила, регулирующие отношения между политическими группами, слоями, классами в процессе осуществления государственной власти. Ø Экономические нормы – правила, регулирующие общественные отношения в сфере материального производства, распределения, обмена и потребления. Ø Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) – внутренние правила, регулирующие поведение и взаимоотношения членов общественных организаций. Ø Технико-юридические нормы – это нормы, которые в качестве диспозиции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве санкции (охранительной нормы) - юридическую норму. Это спорный вопрос: относить ли данные нормы к социальным. Ø Ненормативные социальные регуляторы (А. Б, Венгеров) – ценностные, информативные, директивные и т.д. Функции: 1. регулятивная. Эти нормы устанавливают правило поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма. 2. Оценочная. Выступают критерием оценки действий, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов. 3. Трансляционная. Достижения человечества в организации общественной жизни, культуры отношений через них транслируются следующим поколениям. Классификация: По сферам действия: нормы экономические, политические, религиозные, экологические (т.е. в зависимости от предмета регулирования). По механизму (регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Мораль – совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения между людьми. Обычай – общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей. Корпоративные нормы – правила поведения, создаваемые в организованных обществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Регулятивные особенности: 1. предмет регулирования – многообразные общественные отношения 2. регулируются не всякие, а наиболее типичные, массовидные отношения.
Вопрос 26: Основные школы правопонимания (нормативная, естественно-правовая, социологическая, психологическая). Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек: гражданин, юрист, ученый. Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. Содержание составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым и несправедливым. Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме (Демокрит, Сократ, Платон). Отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. Данная теория утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека. Благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право. Она концептуально соединяет право и нравственность. Однако, не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности. Позитивистская теория (Бергб, Шершеневич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Позитивизм отождествляет право и закон. Нормативистская теория основана на представлении о том, что право – это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах (Кельзен). Современное понимание этой теории: Право – это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах. Нормы права издаются государством, в них отражается государственная воля, возведенная в закон; Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения; Само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства; От норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение. Позитивное: такой подход позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства; обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений; содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан; обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко определить права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения; позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права. Минусы: отрицание обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему. Психологическая теория (Петражицкий) правом признает конкретную психическую реальность – правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяются на: переживание позитивного права, установленного государством; переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право выступает регулятором поведения человека и поэтому рассматривается как реальное, действительное право. Положительное: теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую. Недостатки: односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений. Социологическая теория права (Дюги, Муромцев, Эрлих, Паунд). Рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешит спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы. Позитивное: общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления; теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений; учение подчеркивает роль права как средства социального равновесия, возвышает роль судебной власти. Отрицательное: отрицание нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права – интереса – самим правом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.130.96 (0.012 с.) |