Понятие государства. Дуализм в социально назначении государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие государства. Дуализм в социально назначении государства.



Вопрос № 1

Понятие государства. Дуализм в социально назначении государства.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства;

Дуализм в социальном назначении государства Следует отметить своеобразный «дуализм» государственной власти. Любому государству присуща двойственная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой - долговременные интересы всего населения. Первую «половину» сущности государства назовем его классовой природой, вторую - общесоциальной.Государство может служить орудием насилия в руках меньшинства для подавления большинства населения (например, эксплуатируемых классов). Различают два основных подхода к сущности государ­ства:классовый;общесоциальный.

При классовом подходе государство можно рас­сматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью наси­лия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.

При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественно­го компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.

Вопрос № 2 характеристика основных функций современного государства

1. Политическая функция. При исследовании государственных функций необходимо учитывать, что это - явление историческое: Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

2. 2. Экономическая функция. Экономическая функция государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласующей интересы производителей и потребителей. Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики экономического развития страны

3. 3. Социальная функция Содержание этой функции многозначно: государство призвано охранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивать систему социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты

4. Экологическая функция, или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными.

 

Вопрос № 3 Тип государства.Соотношение типа и сущности государства.

Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данным государствам их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Соотношение типа и формы государства определяет сущность двух этих категорий. В соответствии с тем, что тип государства – это его содержание, а его форма – средство выражения, можно выделить следующие соотношения:

1) тип государства обусловливает экономическую базу и политическое содержание государственной власти, при этом форма государства напрямую зависит от данного содержания и устанавливается им;

2) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;

3) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д.

Вопрос № 12 Функции права и их характеристика

Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.

Существует несколько видов функций:

Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни:

политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти;

экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений;

Культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей;

функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.;

воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования.

регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене;

о хранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав:

карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения.

Вопрос № 14 Понятие и виды источников права в различных правовых системах

Национальная правовая система – элемент того или иного конкретного государства, отражает его социально-экономические, политические и культурные особенности.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического его формирования. В соответствии с этими критериями образуются следующие семьи: романо-германская; правовые системы стран, примыкающих к романо-германской правовой семье (скандинавское право, латиноамериканское и японское); евразийское правовое пространство; англо-американская; мусульманская; индусская; дальневосточная; обычно-традиционная правовая семья правовых систем.

 

ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

Под источником права понимается официальная форма выражения и закрепления правовых норм, действующих в том или ином государстве. Нормы действующего (позитивного) права издаются в особом, установленном Конституцией страны и другими законами порядке, полномочными государственными органами, среди которых, конечно же, главным является парламент, представляющий собой представительную законодательную власть в современном государстве. Нормы права принимаются и органами исполнительной власти, а на местном уровне – местными органами власти и органами местного самоуправления. Нормативные акты, в которых содержатся нормы права, могут приниматься также уполномоченными на то должностными лицами, если это оговорено в законах, определяющих их полномочия. В отдельных случаях нормы права могут приниматься также судебной властью.В нашей правовой системе, как и в других государствах бывшего Союза ССР, а также в странах континентальной Европы, чьи правовые системы входят в романо-германскую семью правовых систем, основным источником права является нормативно-правовой акт.

Вопрос № 15 - Действующее право Республики Казахстан.

 

Правовая система РК относится романо-германской правовой системе. Основным источником права является нормативно-правовой акт. Так, согласно ст.4 Конституции РК действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного суда Республики.

Структурные элементы.

Включает в себя пять основных компонентов: нормы права, институты права, отрасли права, субинституты и подотрасли.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений своеобразием предмета и метода правового регулирования. Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри однойотрасли права или на их стыке.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений..

Метод правового регулирования - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами: а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений; б) средствами их обеспечения (санкциями); в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов. В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, — гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права. Диспозитивный метод), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

Вопрос № 24 Правовые отношения

Правовые отношения - выгодные или допускаемые государством, урегулированные нормами права общественные отношения, участники которых своими осознанными волевыми действиями способны реализовать принадлежащие им взаимные права и юридические обязанности.

Виды правоотношений, возникающих на острове норм права, выделяются в зависимости от оснований или признаков классификации.

1. По отраслевой принадлежности выделяются:

конституционные;

гражданские;

гражданско-процессуальные;

уголовные;

уголовно-процессуальные;

уголовно-исполнительные;

административные;

и другие правоотношения.

2. При выделении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет деление их на:

материально-правовые (возникают на основе норм материального права и регулируют общественные отношения непосредственно);

процессуальные (возникают на основе процессуальных норм и носят организационный, управленческий характер).

3. Соответственно основным юридическим функциям права выделяются:

регулятивные (правоотношения являются результатом осуществления регулятивных юридических норм, закрепляющих определенный порядок отношений, создающих в обществе правопорядок, т.е. тот результат, ради которого принимаются юридические нормы);

охранительные правоотношения (возникают как реакция государства и общества на неправомерное поведение субъектов права. Они служат защите существующего в обществе нормального порядка отношений и наказанию правонарушителя)

Регулятивные правоотношения бывают двух видов: активные и пассивные. Первый вид выражает динамическую функцию права и складывается на основании обязывающих норм. Второй вид выражает статическую функцию права и складывается на основе запрещающих и некоторых управомочивающих норм права.

4. В юридической литературе также существует деление правоотношений на:

абсолютные (Считается, что к таким правоотношениям относятся отношения собственности, авторские и изобретательские отношения)

относительные (точно определены обе стороны: и лица управомоченные, и лица обязанные)

В основу этой классификации положен способ индивидуализации субъектов правоотношения.

Вопрос № 25 - Субъективные права и юридические обязанности как содержание правоотношения

Правовое регулирование осуществляется главным образом через механизм субъективных прав и юридических обязанностей, именно этим оно отличается от любого иного нормативного регулирования, например морального. Указанные права и обязанности, корреспондируя друг другу в рамках определенного правоотношения, и образуют его юридическое содержание.

Субъективное право определяется в правовой науке как гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. А юридическая обязанность – как вид и мера должного или требуемого поведения, В основе субъективного права лежит юридически обеспеченная возможность; в основе обязанности – юридически закрепленная необходимость. Носитель возможности называется управомоченным, носитель обязанности – правообязанным. Первый может совершать известные действия; второй обязан их исполнять. Перед нами два полюса правоотношения как взаимной юридической связи.

Структура субъективного права. Субъективное право – определенная правовая возможность, но эта возможность многоплановая, она включает в себя, как минимум, четыре элемента:

1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;

2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;

3) возможность прибегнуть кгосударственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание);

4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом.

Иными словами, субъективное право может выступать как право-поведение, право-требование, право-притязание и право-пользование.

В зависимости от характера и стадии реализации того или иного субъективного права на первый план в нем может выходить одна из указанных возможностей, как правило – первая. В целом же все четыре компонента в их единстве составляют содержание и структуру субъективного права как общего понятия. Оно служит средством удовлетворения интересов управомоченного.

Структура юридической обязанности соответствует структуре субъективного права (являясь как бы его обратной стороной) и тоже включает в себя четыре компонента:

1) необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них-,

2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;

3) необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований;

4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.

Юридическая обязанность устанавливается как в интересах управомоченного, так и в интересах государства в целом. Она – гарант их осуществления.

Субъективное право – право субъекта правоотношения. Эпитет «субъективное» отражает здесь, во-первых, принадлежность права субъекту и, во-вторых, зависимость его от субъекта – в отличие от нормы права, которая никому лично не принадлежит и не зависит от воли конкретного индивида.

В этом смысле юридическую обязанность также можно квалифицировать как субъективную. В рамках правового отношения право и обязанность субъектов в равной мере субъективны.

Вопрос № 1

Понятие государства. Дуализм в социально назначении государства.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства;

Дуализм в социальном назначении государства Следует отметить своеобразный «дуализм» государственной власти. Любому государству присуща двойственная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой - долговременные интересы всего населения. Первую «половину» сущности государства назовем его классовой природой, вторую - общесоциальной.Государство может служить орудием насилия в руках меньшинства для подавления большинства населения (например, эксплуатируемых классов). Различают два основных подхода к сущности государ­ства:классовый;общесоциальный.

При классовом подходе государство можно рас­сматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью наси­лия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.

При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественно­го компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.05 с.)