Соотношение понятий «правовая семья» и «правовая система». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение понятий «правовая семья» и «правовая система».



Правовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых средств, необходимых и достаточных для правового регулирования поведения. Разумеется, что это – нормы права, правоотношения, юридические факты, правовые акты (нормативные и индивидуальные), законность, правосознание, правовая культура, правосубъектность, меры правового принуждения и др.

Под правовой семьей понимают совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности их различных черт и признаков. Таким образом, несколько национальных правовых систем, обладающих схожими признаками, объединяются в одну правовую семью. Единого подхода к критериям объединения в настоящее время в юридической науке нет. В качестве критериев объединения можно указать: общность правовой идеологии, в соответствии с которой строятся общие начала права в той или иной семье; близость правовой методологии как совокупности средств и приемов воплощения права в жизнь, включающих, в частности, источники права, его структуру, юридическую технику, юридическую терминологию; сходство систем юридического образования и подготовки юридических кадров; правовые традиции, общие для государств, входящих в правовую систему и т.д.

Таким образом, понятия «правовая система» и «правовая семья» не идентичны. Правовая семья шире, чем правовая система, так как включает в себя их совокупность.

58. Основные черты романо-германской (континентальной) правовой семьи.

К романо–германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо–германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо–германской правовой семье. Среди признаков романо–германской правовой семьи можно выде­лить следующие:

1) единая иерархически построенная система источников писаного права,доминирующее место в которой занимают нормативные акты (закоонодательство);

2) главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприме­нитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменитель­ных актах;

3) Писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

4) высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

5) весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

6) деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

7) правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

8) на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

Особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо–германской правовой семьи послужило римское право. В своем становлении романо–германская правоная семья прошла три главных этапа:

В) эпоха Римской империи – XII в. н.э. – зарождение римского праваи его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров – поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д., т.е. фактическое отсутствие права;

2) XIII–XVII вв. – возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти; I

3) XVIII–XX вв. – кодификация права, принятие конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), появление отраслевых кодексов гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.

 

 

59. Основные черты англосаксонской (англоамериканской) правовой семьи.

В отличие от государств романо-германской правовой семьи, где основным источником права является закон, в государствах англо-американской правовой семьи основным источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы, сформулированные судьями в их решениях.Англосаксонская правовая семья (семья общего права) — исторически сложилась в Англии, США и страна: британского доминиона (Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д.).

Специфика англосаксонского (общего) права состоит в отсутствии отраслей, урегулированных кодифицированными нормативными актами и наличии в качестве источников права громадного количества судебных (административных) решений - прецедентов, являющихся образцами для последующих аналогичных дел, рассматриваемых другими судами (административными органами). Кроме прецедентов источниками права в англосаксонской правовой семье являются юридические обычаи, законы (статуты), юридические доктрины.

Нормы англосаксонского (общего) права носят казуистический (индивидуальный) характер и представляют собой «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. В рамках данной правовой семьи приоритетное значение придается процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования, и механизм реализации правового предписания.

Важным признаком англосаксонской правовой семьи выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве.

Основные черты англосаксонской правовой семьи:

1) основной источник права - судебный прецедент;

2) юридические прецеденты носят индивидуальный характер;

3) ведущая роль в формировании права принадлежит суду, который занимает особое положение в системе госорганов;

4) на первом месте находятся не обязанности, а права человека, защищенные судом;

5) главенствующее место занимает процессуальное право, которое определяет материальное право;

6) отсутствуют кодификационные отрасли права;

7) отсутствует деление права на публичное и частное;

8) статутное право и юридические обычаи выступают в качестве дополнительных источников;

9) юридическая доктрина носит прикладной характер.

 

60. Основные черты мусульманской (исламской) правовой семьи.

Мусульманское право относится к религиозным правовым системам. Оно основано на исламе и включает в себя не только юридические, но и религиозные нормы, обычаи. Характерна для Ирана, Ирака, Азербайджана, Узбекистана и пр.

Ислам – самая молодая из 3-х мировых религий. Она содержит теологию, которая устанавливае догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить, и шариат, т.е. предписания верующим: что они должны делать и чего не должны.

Особенности мусульманского права:

1)Норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через пророка Мухаммеда. Оно не подлежит изменению, но нуждается в разъяснении и толковании для практического использования. Нормы МП представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки.

МП определяет мотивы, которые мусульманин должен знать: посты, милостыни, паломничества.

2) Выделяют 4 гл. источника МП:

1) Коран – священная книга мусульман;

Это книга стихов, содержащая 114 сур (глав), более 4 тысяч коротких стихотворных фрагментов, не связанных общим конструктивным замыслом, - речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам и собранные впоследствии в одно произведение. Серьезное воздействие на этот источник религиозно-правовой мысли оказали более древние доктрины - христианство и иудаизм, главным образом Пятикнижие (Тору), Талмуд.

2) Сунна – сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий;

Это сборник хадисов, преданий о жизни Мухаммеда, его поступках, образе мыслей. Сунна складывалась на протяжении нескольких веков (с VII по IX); среди хадисов немало таких, достоверность которых не вызывает сомнений. Сунна собственно юридических норм содержит мало, в ней доминируют нравственно-религиозные положения. Среди юридических предписаний нет обобщающих принципов, а представлены, прежде всего, конкретные казусы, случаи из жизни Мухаммеда.

3) Иджма – согласие мусульманского общества об обязанностях мусульманина;

4) Кияз – суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой.

3) В структуре МП отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяют в качестве основных отраслей: уголовное (за воровство, убийство, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков), судебное (судья единолично рассматривает дела) и семейное право (это право личного статуса, регулирует не только семейные но и наследственные отношения и некоторые другие).

В настоящее время мусульманское право подразделяется на следующие группы норм (отрасли):

·регулирующие отправление религиозного культа

·закрепляющие личный статус (семейное, наследственное право и пр.)

·образующие гражданское право

·регулирующие административные, финансовые отношения

·образующие уголовное право

·образующие судебное (процессуальное) право

·образующие международное право (осуществляют политику защиты интересов всех мусульман).

 

 

61. Понятие и общая характеристика юридических коллизий.

Юридические коллизии — это расхождения или противоречия между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами своих полномочий.

Различают объективные и субъективные причины возникновения коллизий. К объективным причинам относится развитие общественных отношений темпами, превышающими темпы совершенствования законодательства. В этом случае ранее действовавшие нормы не соответствуют вновь принятым (например, в РФ действуют законы СССР, РСФСР, РФ и субъектов РФ, указы Президента и пр.). К субъективным причинам возникновения коллизий относятся особенности правотворческого процесса, нечеткость разграничения полномочий между государственными органами, недостатки юридической техники.

Возникают следующие группы коллизий:

·между нормами права, нормативно-правовыми актами

·коллизии в правотворчестве — дублирование, издание взаимоисключающих актов

·между правоприменительными актами

·между отдельными полномочиями государственных органов

Можно выделить Три вида коллизий:

·темпоральные — расхождение норм права во времени: действуют нормы, принятые в разное время. Разрешаются путем применения более поздней нормы

·иерархические — несогласованность норм разной юридической силы, которые регулируют одни и те же отношения. Разрешаются путем применения нормы с более высокой юридической силой

·содержательные — расхождение между общей и специальной нормой одинаковой юридической силы. Разрешаются путем применения специальной нормы

Под способами разрешения коллизий понимаются конкретные приемы, средства, механизмы, процедуры их устранения.

Наиболее распространенные способы разрешения коллизий:

1) толкование;

2) принятие нового акта;

3) отмена старого;

4) внесение изменений или уточнений в действующем;

5) судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство;

6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;

8) конституционное правосудие;

9) оптимизация правопонимания, взаимосвязи теории и практики;

10)международные процедуры.

62. Пробелы в праве: понятие и способы преодоления.

Пробелом в праве считают полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве юридических норм, которые необходимы для решения дел по существу или урегулирования общественных правоотношений на основании законности и справедливости.

Важно соблюдать два условия при выявлении пробела в праве:

1. фактические обстоятельства должны находиться в области правового регулирования;

2. определенная норма права, которая призвана регулировать конкретные фактические обстоятельства, должна отсутствовать.

Различают объективные и субъективные причины пробелов в праве. Их необходимо своевременно устранять и преодолевать. Устранить пробел можно только с помощью правотворческого процесса через принятие новой нормы права. С помощью правоприменительного процесса можно преодолеть пробел. Хотя в этом случае новых норм права уже не создается, а правоприменителю необходимо каждый раз пополнять отсутствующее нормативное предписание через аналогии права, аналогии закона.

Проблема пробелов в праве разрешается посредством аналогий, что представляет собой процесс выведения умозаключения, чтобы, используя знание, полученное в процессе изучения конкретных объектов, перенести его и полученный опыт на вновь возникший объект правовых отношений, который требует разрешения.

Законодатели рассматривают как инструмент устранения пробелов две возможности, способные разрешить и урегулировать ситуацию в рамках закона:

1) аналогия закона – решение конкретного юридического дела на основании правовой нормы, которая рассчитана не на данный, а на похожий случай. Аналогия закона применяется в том случае, когда отсутствует норма права, регулирующая разбираемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве есть иная норма, регулирующая похожие с ним отношения;

2) аналогия права – решение конкретного юридического дела на основании общих принципов и смысла права. Этот способ преодоления пробелов можно применить только в том случае, когда нет конкретной нормы, способной урегулировать похожий случай. Ее не должно быть ни в данной отрасли, ни в смежной. Аналогию права применяют тогда, когда в законодательстве отсутствует также норма права, которая регулирует похожий случай, и дело должно решиться на основании главных, общих принципов права, таких как: справедливость, гуманизм, равенство перед законом и т. д. Данные принципы закрепляются в Конституции и иных законах.

Пробелы в праве устраняются, кроме того, при систематизации и рассмотрении правоприменительной практики. Законодательный орган власти, который имеет необходимые полномочия, может принимать нормы права, регулирующие отношения, в которых прежде имел место правовой пробел. Но необходимо заметить, что законодатель не реагирует оперативно на наличие пробелов в праве, поэтому преимущественно и используется аналогия при устранении пробелов.

Таким образом, пробел в праве – это отсутствие в законодательстве юридических норм и институтов, необходимых для решения дела по существу или урегулирования общественного отношения на основании законности и справедливости.

 

63. Понятие, формы и объект толкования права.

Толкование (интерпретация) права — интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим интерпретатором (уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение).

Формы:

Уяснение содержания (смысла) норм права - это первый и обязательный элемент толкования, где лицо раскрывает содержание нормативного предписания для себя;

Разъяснение - это результат мыслительного процесса, который фиксируется в совокупности высказываний, отражающих содержание норм права. Объективируется результат толкования как в форме официальных документов, например, постановлений пленумов высших судов РФ, так и неофициальных в большинстве в качестве научных рекомендаций, даваемых юристами-практиками, учеными (комментарии к законам и т.д.).

Толкование — важнейшая составляющая процесса применения права, более того, без толкования нет и не может быть правоприменения.

Объектом толкования выступают различные явления правовой действительности – право в целом и отдельные правовые нормы и правовые отношения (юридическая практика); нормативно-правовые и правоприменительные акты; отдельные статьи этих актов. Объектами толкования могут быть договоры.

 

64. Способы (приемы) толкования права.

Способы толкования — специальные приемы, правила и средства познания смысла норм права, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых явлений.

Различают способы толкования норм права:

· языковой (лингвистический, филологический, грамматический);

· логический;

· систематический;

· историко-политический.

· специально–юридический

Языковой способ толкования предполагает установление содержания норм права на основе знаний о языке, на котором они сформулированы. Знание синтаксиса, морфологии, словоупотребления, способность интерпретатора различать синонимы, омонимы, паронимы является необходимой предпосылкой установления действительного, а не мнимого содержания толкуемой нормы права.

Логический способ толкования предполагает установление содержания норм права с помощью приемов логического мышления, основанных на законах и правилах формальной логики. К таким приемам относятся, например, логическое преобразование предложения, логическое развитие нормы, вывод по аналогии, вывод от противного, дедуктивное или индуктивное умозаключение и др.

Систематический способ толкования предполагает установление содержания нормы права на основе знаний о ее логических связях с иными нормами в системе права. Например, при конкуренции нормы общей и специальной применяется специальная в силу действия правила: "специальная норма отменяет действие общей в случаях, предусмотренных первой".

Историко-политический способ толкования предполагает установление содержания норм права на основе знания фактов, относящихся к истории ее возникновения. Источником этих знаний могут быть разного рода публикации, относящиеся к процессу создания нормативного акта, закрепляющего толкуемую норму права.

Нередко при реализации этого способа толкования сравниваются толкуемая новая норма права и аналогичная норма, закрепленная:

а) в старом (измененном, отмененном) нормативно-правовом акте;

б) в проекте нового (принятого, изданного) нормативно-правового акта.

Такой подход позволяет лучше понять цель новой нормы права и на этой основе выдвинуть аргументы, подтверждающие или опровергающие тезисы, раскрывающие смысл толкуемой нормы.

специально–юридический – совокупность специальных приемов, основанных на юридическом знании (юридических понятий, терминов, юридических конструкций, закономерностей правового регулирования, правил юридической техники и др.);

 

65. Виды толкования права и их характеристика.

Толкование норм права имеет два направления (процесс): уяснение («для себя») и разъяснение («для других»). Уяснение смысла нормы права является необходимой предпосылкой для правильного понимания и реализации ее требований. Разъяснение правовой нормы осуществляется тогда, когда в процессе уяснения обнаруживаются неясности в ее содержании.

В зависимости от субъектов, разъясняющих правовые нормы, толкование-разъяснение подразделяется на официальное и неофициальное.

Официальное толкование — это такое разъяснение нормы права, которое дается компетентными органами. Оно обязательно для всех, кто применяет данную норму. Официальное толкование находит выражение в специальных актах (документах), которые издает компетентный орган (постановления, инструкции и др.).

Официальное толкование по объему подразделяется на нормативное и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование — это официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права. Такое разъяснение распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь ее требований. Официальное толкование может давать и сам орган, издавший разъясняемую норму права. Такое разъяснение называется аутентичным. Например, разъяснение президентом изданных им указов. В то же время официальное нормативное толкование правовых норм могут давать и органы, которые их не издавали. В этом случае они наделяются специальными полномочиями по официальному разъяснению указанных норм. Так, законодательный орган может поручить соответствующим органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. В свою очередь, на основании специальных полномочий министерства и ведомства наделяются правом официального разъяснения нормативно-правовых актов, издаваемых правительством. Так, министерство финансов может разъяснять решения кабинета министров по вопросам распределения государственного бюджета, министерство труда — по вопросам использования трудовых ресурсов и т. п.

Казуальное толкование — это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Такое толкование называется казуальным потому, что оно имеет силу только для данного конкретного случая (казуса). Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда реше­ния нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юри­дическим делам являются неправильными, не соответствуют закону. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении конкретного дела. Кроме того, они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.

Нормативное и казуальное разъяснения по своему содержанию подразделяются на судебное и административное.

Судебное толкование — это разъяснение смысла норм права, осуществляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание и единообразное применение норм права в деятельности судов. В ряде стран особо важное значение имеют официальные разъяснения высших судебных органов государства нижестоящим судам по возникшим в ходе рассмотрения судебных дел вопросам применения гражданского и уголовного законодательства. Руководящие разъяснения высших органов судебной власти обязательны для всех судов, других органов и должностных лиц, применяющих разъясняемые нормы права.

Административное толкование — это разъяснение смысла норм права, которое дается исполнительными органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения и подобных.

Толкование норм права в пределах своей компетенции могут давать и местные органы самоуправления, разъясняя смысл созданных ими правовых норм, действие которых, однако, ограничено подведомственной территорией

Неофициальное толкование — это разъяснение смысла правовых норм, которое не носит обязательного характера. Оно может даваться любым гражданином или исходить от общественной организации. Та­кое толкование необязательно для тех органов или должностных лиц, которые применяют нормы права. Например, высказывания крупных государственных и общественных деятелей о сущности и роли определенного закона в общественной жизни, о его практической направленности. Важным видом неофициального разъяснения правовых норм является доктриналъное (научное) толкование. Оно дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, квалифицированными учеными-юристами, опытными юристами-практиками в комментариях к законодательству, в научных работах, в статьях, лекциях, выступлениях и т. д.

 

66. Понятие и формы реализации права.

Реализация права - процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений и иных участников общественных отношений. Принимая соответствующие нормативные акты, правотворческие органы рассчитывают на их реализацию в общественных отношениях.

Формы реализации права:

1.Соблюдение

2.Исполнение

3.Использование

4.Применение

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, соблюдают требования правовых норм. Поведение индивида может быть правомерным, неправомерным, юридически безразличным (поведение участников общественных отношений, находящееся за пределами правового регулирования, и не нуждающееся в нём в силу объективных причин или по воле законодателя (морально-нравственное, религиозное, эстетическое и др.).). Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения(социально полезное поведение), таким образом право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы реализации права заключаются в следующем:

-это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий

-наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех субъектов от гр. до президента

-она касается главным образом правовых запретов

-осуществляется вне конкретных правоотношений

-происходит естественно, обычно, незаметно

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, тем самым реализуя правовые нормы.

Спецификой данной формы является то, что:

-распространяется на обязывающие формы

-предполагает активные действия субъектов

-отличается императивностью, властностью

-в большинстве случаев правоисполнительные действия фиксируются и оформляются

При использовании субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют своюправодееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина использовать свое право. В повседневной жизни люди постоянно совершают юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают в правоотношения с организациями и друг с другом. (продают, покупают, увольняются) Это они могут делать сами по себе. Но иногда гражданину необходимо содействие органов (получение пенсии, выдача паспорта, оформить завещание)

В процессе реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются, используются, но и применяются уполномоченными на то органами к субъектам, событиям, фактам. Применение это способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них функции. Применять нормы права - значит применять власть, а нередко и принуждение, санкции, наказание.

 

67. Применение права как форма реализации права.

Правоприменениеопределяется как особая форма правореализации, которая представляет собой властную деятельность уполномоченных законом субъектов по осуществлению управленческого воздействия на общественные отношения путем издания индивидуально-правовых предписаний и актов.

Правоприменение как особая форма реализации права характеризуется след.особенностями:

1)это властная деятельность, государство управомочивает спец. органы на осуществление данного вида деятельности;

2) она связана с разрешением конкретных ситуаций, требующих профессиональных знаний и навыков;

3) всегда осуществляется в рамках конкретных правоотношений. Но правовое положение сторон в этих правоотношениях различно;

4) осуществляется в определенной проц. форме, установленной законодательством;

5)сопровождается вынесением индивидуального акта, который принимается правоприменителем и обязателен к исполнению.

Реализация права в форме правоприменения возможна при наличии определенных обстоятельств, установленных законом:

- совершение правонарушения, влекущего применение опред. меры наказания или воздействия (может сделать только субъект, имеющий на то полномочия);

- правоприменительный акт;

- обязательный контроль со стороны а за определенными правоотношениями (например, нотариальное удостоверение, гос. регистрация);

- регулирование взаимоотношений в гос. органах (назначение на должность, снятие с должности);

- ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей;

- возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению;

- необходимость официального установления наличия (отсутствие) фактов и квалификацию их в качестве юридически значимых (восстановление прав по утраченным денежным документам на предъявителя, установление лица безвестно отсутствующим).

Требования к содержанию актов:

· законность,

· обоснованность,

· справедливость.

Требование к форме актов устанавливаются законом и подзаконными актами. Письменные акты подписываются долж. лицом, их утвердившим, с датой.

Если акт написан от руки – текст разборчив. В акте должно быть ясно существо принятого решения.

Акт содержит 4 части:

· вводную,

· описательную,

· мотивированную,

· резолютивную (где содержится властное веление с указанием на норму права).

По характеру правоприменения акты разнообразны и квалифицируются по различным основаниям:

1) По характеру регулятивного воздействия на общественные акты делятся на:

· исполнительные (констатируют возникновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением);

· правоохранительные (издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений (например, акты следственных, судебных, прокурорских органов и т.д.)).

2) По субъектам – правоприменителям выделяют:

· акты главы,

· правительственные акты,

· акты юрисдикционных органов,

· органов гос. управления.

3) По форме различают: указы Президента ненормативного характера, приказы, протоколы, решения и др.

4) По способу принятия акты могут быть: коллегиальными и единоличными.

5) По юр. значению: основные и вспомогательные.

6) По способам выражения: акты – документы, акты – действия, акты – символы.

7) по времени действия:однократного действия и длящегося действия.

 

68. Общая характеристика стадий применения права. Понятие и виды актов применения права.

Применение права – это властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса, дела и вынесения по нему индивидуального решения, обязательного для его адресатов.

Применение права отличается от других форм реализации (соблюдения, исполнения, использования) следующими признаками:

- оно осуществляется уполномоченными на то органами государства и в пределах их компетенции;

- правоприменение имеется там, где рассматривается конкретное юридическое дело, и по нему выносится решение индивидуального конкретного характера (указ президента о награждении, приговор суда);

- указанное решение является обязательным для субъектов, которым оно адресовано и для них органов, которые должны его исполнять;

- правоприменительная деятельность носит властный характер, который проявляется не только в обязательности указанного решения для его адресатов, но и в обязательности требований правоприменителя к лицам, так или иначе причастным к рассмотрению дела (обязательность явки свидетеля в суд, ответчиков, экспертов);

- применение права регламентировано процессуальными нормами, определяющими последовательность и порядок совершения тех или иных действий в ходе правоприменения.

Применение права – сложная последовательная деятельность, осуществляемая в рамках нескольких этапов, стадии.

Первая стадия – установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая – выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья – принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья – заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение – акт применения права.

1. Установление фактических обстоятельств юридического дела. Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается применение права, очень широк. При совершении преступления – это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; при возникновении гражданско-правового спора – обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т. д. Фактические обстоятельства, как правило,относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами – материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т. д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию.

2. Выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению. Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т. е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты.

Для правильной квалификации дела используются различные способы уяснения смысла юридических норм, акты толкования права; в необходимых случаях разрешаются коллизии между действующими нормами, применяется аналогия закона и права.

ринятие акта применения. Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

3. Принятие акта применения. Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом его фактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решения правоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Вынесение решения по делу нужно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий – прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

Во-вторых, решение по делу представляет собой документ – акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

Акт применения права – это официальный правовой документ компетентного органа, должностного лица или организации, изданный на основе правовой нормы в отношении конкретного лица (лиц), дополнительно определяющий их права и обязанности.

 

 

Правоприменительные акты обладают следующими признаками:

1. они принимаются компетентными органами или должностными лицами в строгом соответствии с законом;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 8273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.131 с.)