ТОП 10:

Акты применения права классифицируют на определенные виды по различным основаниям



1. по форме внешнего выражения;

2. по субъектам, применяющим нормы права;

3. по функциональному признаку;

4. по предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности);

5. в зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права;

6. по способу принятия;

7. по характеру решения;

8. по юридическому значению;

9. в зависимости от действия во времени.

По форме внешнего выражения правоприменительные акты можно разделить

1. на акты-документы (приговоры, указы, решения, постановления, резолюции и др.);

2. акты-действия (словесные – устные распоряжения начальника и конклюдентные – жесты постового милиционера).

По субъектам, применяющим нормы права, различают

1. акты представительных органов;

2. акты исполнительных органов;

3. акты правоохранительных органов;

4. акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.);

5. акты органов местного самоуправления.

По функциональному признаку выделяют:

1. акты-регламентаторы;

2. правоприменительные акты.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) различают

1. акты конституционно-правовые;

2. акты административно-правовые;

3. акты уголовно-правовые;

4. акты применения материального и процессуального права.

В зависимости от характера общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются

1. на регулятивные;

2. охранительные, устанавливающие ответственность за правонарушения (приговор суда).

По способу принятия акты применения права систематизируют

1. на принятые коллегиально;

2. принятые единолично.

По характеру решения правоприменительные акты бывают:

1. запрещающие;

2. обязывающие;

3. управомочивающие.

По своему юридическому значению акты применения права подразделяются

1. на основные;

2. вспомогательные, содержащие предписания, подготавливающие издание основных актов.

В зависимости от действия во времени различают

1. акты однократного действия (наложение штрафа);

2. длящиеся акты (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

 

 

69. Понятие, признаки, состав и виды правоотношений.

Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами, участники которого связаны взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями.

Признаки правоотношения:

1) это общественное отношение, которое представляет собой связь между социальными субъектами;(то есть отношение между людьми. Не может быть правового отношения между человеком и вещью, человеком и животным (даже если оно находится в собственности хозяина). Правоотношения могут лишь возникать по поводу этих объектов.)

2) оно возникает на основе норм права (общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к конкретным субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);

3) это связь между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

4) это волевое отношение, т.к. для его возникновения необходима воля его участников (как минимум, хотя бы с одной стороны);

5) это отношения, охраняемые государством и составляющие основу государственного принуждения.

Состав (структура) правоотношения:

•субъекты правоотношения (носители субъективных прав и обязанностей);

•содержание правоотношения (права и обязанности сторон);

•объект правоотношения (то благо, по поводу которого возникло правоотношение).

ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

1)По отраслевой принадлежности:

1) государственно-правовые отношения; 2) гражданско-правовые отношения;(правоотношения купли продажи) 3) уголовно-правовые отношения 4) административные (правоотношения по уплате налога) и др.

2)по функции права:

- регулятивные (которые выражаются в правомерном, положительном поведении субъектов правоотношений).

- охранительные (которые возникают по причине неправомерного поведения субъектов правоотношений и направлены на охрану установленных законом прав и обязанностей участников правоотношений.).

3) по степени определенности субъектов:

- относительные (точно определены все участники правоотношения и лица управомоченные, и лица обязанные);

- абсолютные (в которых точно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права, а все остальные – носители юридических обязанностей)

4) в зависимости от распределения прав и обязанностей правоотношения могут быть:

простые – когда у одной стороны есть права, а у другой только обязанности;(между двумя участниками)

сложные – когда права и обязанности есть у каждой из сторон.(три и больше участников)

5) по отраслевой принадлежности:

- материальные (они возникают на основе норм материального права).

- процессуальные (возникают на базе процессуальных норм, являются производными (вторичными) от материально-правовых отношений и предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей субъектов, то есть порядок разрешения)

-частные и публичные

6)По характеру выполнения юридических обязанностей

- на активные, а именно те, в которых обязанность состоит в исполнении активных действий; (произвести ту или иную работу, передать имущество)

-пассивные, а именно те, в которых обязанность проявляется в воздержании от совершения некоторых деяний.

7)По длительности можно выделить:

- кратковременные правовые отношения;

- длительные правовые отношения.

70. Субъекты правоотношений: понятие и виды. Понятие и элементы правосубъектности.

Субъекты правовых отношений — это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; это непосредственные участники правоотношения.В соответствии с общим положением субъекты правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

В любом правовом отношении должно быть не менее двух субъектов права — такое правоотношение называется простым, но может быть и большее количество субъектов — в данном случае имеет место сложное правовое отношение. Однако даже при сложном правоотношении, так же как и в простом, выделяются всего две противостоящие стороны:

• управомоченная сторона, наделенная субъективными правами, законными интересами и свободами,

• обязанная сторона, наделенная юридическими обязанностями.

Вообще, в рамках теории государства и права субъектов правовых отношений великое множество. Однако в целях классификации можно провести разделение всех субъектов правоотношений на две группы:

1. Индивидуальные субъекты — это физические лица:

а) граждане Российской Федерации,

б) иностранные граждане (постоянно либо временно проживающие на территории Российской Федерации),

в) лица без гражданства — апатриды,

г) лица с двойным гражданством — бипатриды.

2. Коллективные субъекты — это юридические лица:

а) государство, государственные органы и учреждения, субъекты Российской Федерации, административно-территориальные единицы и муниципальные образования государства,

б) общественные объединения, религиозные организации,

в) избирательные округа,

г) промышленные предприятия, иностранные организации и др.

Группа коллективных субъектов выделяется отдельно благодаря наличию у юридических лиц некоторых общих отличительных признаков. Данные признаки и отличают их от лиц физических:

1) имущественная обособленность,

2) способность от своего имени приобретать соответствующие субъективные права и нести юридические обязанности,

3) способность выступать в гражданском обороте, быть истцом и ответчиком в суде,

4) организационное единство.

Следует отметить, что субъектами правовых отношений в качестве являются лица, которые более или менее устойчивы, постоянные и значительны по сфере действия. Данные постоянные образования, помимо прочего, характеризуются единством воли и цели, а также определенной внутренней организацией, структурированностью.

Правосубъектность- это способность быть субъектом права, вступать в правовые отношения. Правосубъектность складывается из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

1. Правоспособность - это способность иметь права и нести обязанности. В соответствии с российским законодательством правоспособностью могут обладать физические лица (человек и гражданин), юридические лица (предприятия, организации и учреждения), государство в лице органов государственной власти и должностных лиц.

2. Дееспособность - это возможность субъекта права своими действиями приобретать субъективные права и юридические обязанности.

3. Деликтоспособность предполагает возможность нести юридическую ответственность за совершенные деяния.

Правосубъектность юридических лиц возникает в полном объеме с момента их государственной регистрации и существует до момента исключения юридического лица из реестра юридических лиц.

Правосубъектность гос-тва возникает в момент его признания международным сообществом (международнаяправосубъектность) или населением.

Правосубъектность органа государственной власти возникает с момента вступления в силу нормативно-правового акта, закрепляющего его правовой статус и существует до момента отмены такого акта.

Правосубъектность выборного должностного лица возникает с момента его вступления в должность до вступления в должность следующего вновь избранного должностного лица. Правосубъектность назначаемого должностного лица возникает с момента вступления в силу правоприменительного акта о его назначении и длится до вступления в силу правоприменительного акта о прекращении его полномочий.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.006 с.)