Та метафізичний характер методології в гуманітарних та соціальних науках. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Та метафізичний характер методології в гуманітарних та соціальних науках.



18 век – важный этап в эволюции западноевропейской культуры. Он внес вклад в развитие литературы, музыки, театра, живописи, дав миру много прославленных имен. 18 век отличается от предыдущего и последующего идейным и общественным движением, возникшим тогда в Европе и известным как Просвещение. Идеология Просвещения возникла в 17 веке, однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Представители Просвещения в своих политических, философских, культурологических взглядах отстаивали могущество разума и свет знаний, которые должны победить тьму невежества и предрассудков. Такие воззрения были направлены против пережитков феодализма в государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Путь преодоления социальных бед и неравенства, обеспечения царства свободы, равенства, всеобщего счастья просветители видели в «просвещении умов». Их идеалом было свободомыслие (вольнодумство), неприятие каких-либо догм, критическое отношение к любым авторитетам.

Просветители почитали науку, которая в эту эпоху вышла за пределы только университетов и лабораторий. Эпоха Просвещения – это безграничная вера в возможности человеческого разума и наук, создающих условия для экономического и социального благополучия. Просветители верили в просвещенный абсолютизм и считали возможным уничтожение бесправия и общественной несправедливости просвещением народа воспитанными монархиями.

Англия стала родиной эпохи Просвещения. Наибольшее влияние среди английских просветителей имели идеи Джона Локка (1632–1704). Локк выступал за изменение английской воспитательной системы, утверждая, что воспитание должно прежде всего обогащать человеческий разум и подготавливать людей к активной политической жизни и практической деятельности. Им была доработана система естественного права, основы которой были заложены еще античными мыслителями. К неотъемлемым правам он относил право на жизнь, свободу и собственность: при рождении каждому человеку дается право на жизнь и свободу, а право на собственность есть результат его труда. Локк отверг теорию божественного права монархии. Для лучшего обеспечения естественных прав человека необходимо создание специального органа – государства. Локк – сторонник происхождения государства на основе общественного договора. Оптимальной формой государственного устройства он считал конституционную монархию и разработал теорию разделения властей – исполнительная власть, включая судебную, должна быть четко отделена от законодательной. Народ имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Политическая теория Локка оказала огромное революционное воздействие на общественную мысль Европы. Л окк разобрал эмпирическую теорию познания. Он отвергал существование врожденных идей, полагая, что все знания происходят от чувственного опыта (сенсуализма). Признание ощущения источником нашей мысли – огромное достижение Локка. Идеалистическое направление в Английском Просвещении представлено Беркли и Юмом. Джордж Беркли (1685–1753) не принимал идеи материализма и обосновывал незыблемость религии. По его мнению, реальный мир существует лишь постольку, поскольку он воспринимается нами. Это означало отрицание объективности реального мира и признание высшей духовной субстанции – Бога. Давид Юм (1711–1776) – философ, историк, экономист, сформулировал основные принципы агностицизма. Признавая реальность окружающего нас мира, Юм отрицал возможность его познания. Этот взгляд он распространял и на духовную субстанцию. Яркими талантливыми мыслителями представлено Французское Просвещение. Особое место среди французских мыслителей 18 века занимает Жан Мелье (1664–1729), провозвестник материалистического мировоззрения; он подверг острой критике общественные отношения феодальной Франции и ее государственное устройство. Мелье считал тиранами тех правителей, которые путем обмана и насилия довели народ до нищеты. Мелье – активный противник частной собственности, в ней, утверждал он, начало всех социальных зол. Основой идеального государственного строя он полагал общинную собственность и обязательный для всех труд. По своим философским взглядам Мелье – материалист и атеист. Он признавал бесконечность материального мира, несотворимость материи и движения. Имя Шарля Луи Монтескье (1689–1755) – одно из первых в ряду просветителей, которыми гордится вся Франция. Он понимал свободу, как право делать все, что дозволено законами. Однако свобода достижима только там, где нет злоупотребления властью. Монтескье предложил систему государственного управления и разделения властей: исполнительной, законодательной и судебной. Он выделял три формы государственного устройства: республику, монархию, деспотию, отдавая предпочтение конституционной и отвергая деспотию. Он полагал, что форма правления определяется размерами государства, т.е. географической средой. Монтескье признавал существование Бога как разумного первоначала и творца мира. Выдающийся представитель Французского Просвещения Вольтер (1694–1778) отличался острым умом, разносторонними способностями и энциклопедическими познаниями. Всю свою жизнь Вольтер боролся за уничтожение духовного рабства, выступал за свободу вероисповедания, печати, слова, утверждая, что справедливый общественный порядок может быть тогда, когда он основан на свободе и равенства. Ненавидя всякую тиранию, он считал необходимым ограничить власть короля, однако верил в силу «просвещенной монархии». Главным социальным злом Вольтер признавал церковь, которая обманывала народ. В то же время он верил в Бога: Бог – перводвигатель, законодатель Вселенной, ее высшее разумное начало, вера в Бога нужна как основа морали и узда для народных масс. Жан-Жак Руссо (1712–1778) с детских лет много трудился, познал нужду, унижения, сменил много профессий. По мнению Руссо, первым нарушением и попранием «естественных прав» человека стало возникновение частной собственности. Вся история человечества после этого – дальнейший рост неравенства, что привело к угнетению бедных богатыми, слабых сильными. Однако Руссо признавал частную собственность, основанную на личном труде. Соглашаясь, что уничтожение частной собственности преждевременно, Руссо полагал, что это зло может быть уменьшено путем введения законов против излишней роскоши. Крупнейший представитель Немецкого Просвещения – Иммануил Кант (1724–1804). Главная проблема, которая Канта волновала как философа, была связана с возможностью человека познать мир. Позиция Канта двойственна. Он признавал объективно существующую «вещь в себе», но утверждал, что она непознаваема. Кант был одним из первых в эпоху Нового времени теоретиков правового государства. Функции государства, по Канту, состоят в выработке и принятии законов, регулирующих поведение людей в обществе и обеспечивающих торжество права и свободы. Без государства невозможно ограничить произвол одних по отношению к другим. Совершенствование правовых норм и изменение государственного и общественного строя должны проводиться путем последовательных реформ, а любое грубое насилие недопустимо.

В конце концов общество должно было задуматься об их защите и гарантиях. Так возникло государство, а вместе с ним – власть, право и законы. Оно возникло не воле Бога, а в результате сознательного соглашения, «общественного договора» между людьми. Именно государство должно было гарантировать строгое соблюдение принципов и норм естественного права. Высшей точкой в этом процессе явился феодализм с его абсолютной монархией, который просветители подвергли суровой и непримиримой критике. Они утверждали, что феодальный строй несовместим с принципами разума и естественного права и посему должен уступить место новому обществу, в котором указанные принципы вновь восстановлены. Вместе с тем они понимали, что возврат в прошлое, в «золотой век», невозможен. Поэтому предполагаемая ими грандиозная программа построения нового общества носила ярко выраженный футуристический характер: она была устремлена в «светлое будущее», в «лучезарное завтра» – говоря словами французских просветителей, – в котором вновь восторжествуют Свобода, Равенство, Справедливость и т.д. На пути к «светлому будущего» просветители видели два главных препятствия: деспотизм, выступающий в форме абсолютной монархии, и обскурантизм, воплощением которого была религия и Церковь. В качества основных средств построения нового общества выдвигаются просвещение и воспитание. Невежественный, непросвещенный, темный человек, по мнению просветителей, не может быть свободным. В свою очередь, только невежественный монарх мирится с угнетением, неравенством и несправедливостью, не сознавая всей их безнравственности.

Поэтому просветители возлагают большие надежды на просвещенного монарха, «государя-монарха», «мудреца на троне», который будет способен сознательно избавить общество от несвободы, несправедливости и других пороков. Решающая роль в достижении светлого будущего отводилась разуму. В своем убеждении в возможности создания справедливого общества просветители полагались на веру в прогресс разума и способность человека к бесконечному самосовершенствованию. Разум был объявлен высшим судьей всего существующего.

Заключение. 18 век озарен величайшими творениями западно-европейских композиторов, писателей, художников. Быстро и плодотворно развивалась также и научная мысль – как в общественных, так и в точных науках. В передовой стране западного мира – Англии – начался промышленный переворот, который привел к формированию на Земле общества нового типа – индустриального, организованного более эффективно и рационально, чем общество традиционное. Поистине 18 век в истории западноевропейской цивилизации был «веком разума и Просвещения».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.202.45 (0.007 с.)