Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Двухфакторный дисперсионный анализ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
15.1. Двухфакторный дисперсионный анализ как метод анализа результатов эксперимента при изучении причинно-следственных отношений
Предположим, что решая рассмотренную выше задачу - выявление зависимости (независимости) успехов студентов от формы обучения, мы пришли к выводу о неполноте такой постановки задачи: к примеру, поняли, что эффективность формы обучения зависит от пола студента. Исходная матрица ячеек становится двумерной. Покажем, как она строится. Пусть величина Yijk означает значение главного интересующего нас признака Y, вычисленное для i-го по счету (счет ведется внутри ячейки) объекта, помещенного в ячейку с номером (j, k), где j – отвечающее рассматриваемой ячейке значение первого фактора X1 , а k – отвечающее той же ячейке значение второго фактора X2 . Будем рассматривать упрощенный случай, когда число объектов во всех ячейках одинаково и равно n (в приведенной ниже таблице n = 3). Фактор X1 - значения 1, 2, …, J (в примере J=2), а фактор X2 принимает значения 1, 2, …, K (в нашем примере K = 3).
6.1. Модель двухфакторного дисперсионного анализа
Общая модель двухфакторного дисперсионного анализа имеет вид: , где - - значение зависимого признака для конкретного респондента, помещенного в ячейку, отвечающую j – му уровню первого фактора и k – му уровню второго фактора (скажем, обучающемуся по второй форме юноши, тогда j=2, k=1), имеющему номер i в соответствующей ячейке; - - вклад j-го уровня (нижний индекс) первого фактора (верхний индекс) X1 в формирование значения Y (в нашем примере первый фактор – форма обучения; упомянутый вклад определяется тем, что студент обучался либо по первой форме обучения (j=1), либо по второй (j=2), либо по третьей (j=3)); - - вклад k-го уровня второго фактора X2 в формирование значения Y (в нашем примере второй фактор – пол студента; соответствующий вклад определяется тем, является ли студент юношей или девушкой); - - вклад, определяющийся взаимодействием i-го уровня первого фактора и j-го уровня второго; - eI j k – поправочный коэффициент (остаточный член), говорящий о различии между реальным значением Y-ка для рассматриваемого респондента и тем его значением, которое должно получиться для любого респондента, вошедшего в рассматриваемую ячейку (с номером (j,k)) в соответствии с нашей моделью. Особое внимание стоит уделить понятию взаимодействия. Именно наличием этого элемента принципиально отличается двухфакторный дисперсионный анализ от однофакторного. Наличие взаимодействия двух признаков (в отношении некоторого зависимого признака Y) говорит о том, что вид связи первого признака с Y зависит от того, какое значение принимает второй признак. К примеру, по отдельности и форма обучения, и пол могут в среднем (статистически) не влиять на качество обучения, но, скажем, вторая форма обучения применительно к девушкам при этом может давать очень высокий положительный эффект. Другими словами, действие формы обучения зависит от того, для девушек или для юношей она используется. Когда в принципе уровень Y-ка зависит от сочетаний конкретных значений X1 и X2, говорят о наличии взаимодействия между рассматриваемыми факторами. Иногда в том же смысле говорят о синергетическом эффекте, вызванном сочетанием значений факторов. В том же смысле ведут речь о нелинейности воздействия факторов на зависимую переменную. Иногда взаимодействием называют само сочетание значений факторов, обусловливающее некий конкретный уровень Y-ка.[101]
Выборочные оценки всех формирующих модель составляющих вычисляются аналогично тому, как это делалось для однофакторного дисперсионного анализа.
Определенную сложность представляет лишь оценка взаимодействия. Зададимся вопросом о том, каким образом можно оценить наличие (или отсутствие) взаимодействия в конкретной ячейке с номером (j,k). Наличие некоего среднего уровня, совокупное воздействие j-го уровня фактора X1 и k-го уровня фактора X2 в отдельности вкупе с взаимодействием указанных уровней приводят к тому, что средний уровень успеваемости для объектов рассматриваемой ячейки оказывается равным ·jk. Он состоит из общего среднего уровня ···, вклада j-го уровня первого фактора ( ·j· - ···), вклада k-го уровня второго фактора ( ··k - ···) и вклада упомянутого взаимодействия. Как же получить оценку последнего. Естественно, путем «вытаскивания» из среднего уровня, типичного для рассматриваемой ячейки, названных вкладов. Другими словами, выборочная оценка взаимодействия равна
·jk- ( ·j· - ···) - ( ··k - ···) = ·jk - ·j· - ··k + ···. (15.1)
Аналогичные рассуждения справедливы и для генеральной совокупности. Этим мы воспользуемся в следующем параграфе при обсуждении вида гипотез, проверяемых в двухфакторном дисперсионном анализе.
15.3. Двухфакторный дисперсионный анализ как проверка статистических гипотез В двухфакторном дисперсионном анализе проверяются три статистические гипотезы. Первые две аналогичны гипотезе однофакторного анализа, это гипотезы: H0: m·1· = m·2· = … = m·J· (15.2) H0: m··1 = m··2 = … = m··K. (15.3)
При проверке первой гипотезы мы как бы забываем о втором факторе и рассматриваем J ячеек, на которые наша совокупность делится в соответствии со значениями первого фактора. При проверке второй гипотезы аналогичные рассуждения используем применительно ко второму фактору. Использующиеся критерии очень похожи на те, которые фигурируют в однофакторном дисперсионном анализе (отличие состоит в виде внутригрупповой дисперсии, что станет ясно из приведенных ниже формул). Третья гипотеза говорит об отсутствии взаимодействий, или, что то же самое, о равенстве всех взаимодействий нулю. В соответствии с формулой (15.1), речь идет о проверке равенства нулю выражений вида m·jk - m·j· - m··k + m···. Известно, что можно говорить о равенстве нулю всех чисел из некоторой совокупности, если сумма квадратов этих чисел равна нулю. Поэтому третья проверяемая в двухфакторном дисперсионном анализе гипотеза имеет вид: H0 : (m·jk - m·j· - m··k + m···)2 = 0. (15.4) Перейдем к обсуждению вида критериев, использующихся для проверки указанных трех гипотез. Вместо межгрупповой суммы квадратов, обозначенной нами выше SSb = SSмежду, введем в рассмотрение три аналогичные суммы: SS1, SS2, SS12, отвечающие, соответственно, гипотезам (15.2), (15.3), (15.4).
SS1 = nK ( ·j· - ···)2, SS2 = nJ ( ··k - ···)2, SS12 = n ( ·jk - ·j· - ··k + ···)2
Внутригрупповая сумма квадратов SSw = SSвнутри вычисляется одинаковым образом для всех трех гипотез:
SSw = ( IJk - ·JK)2
Каждой сумме квадратов отвечает свое число степеней свободы: df 1 = J-1; df 2= K-1; df 12 = (J-1)(K-1); df w = JKn – JK;
Введем обозначения средних квадратов: MS1 = SS1 / df 1 ; MS2 = SS2 / df2 ; MS12 = SS12 / df 12 ; MSw = SSw/ df w. Искомые статистики имеют вид:
; ; .
Логика проверки соответствующих гипотез – та же, к которой читатель, как мы надеемся, уже привык. В заключение обсуждения вопроса о дисперсионном анализа отметим, что существуют такие его варианты, которые рассчитаны на порядковые данные (непараметрический дисперсионный анализ).
Примеры задач 1. Исcледователи решили выяснить, в какой мере крепость семьи связана с тем, одинаковы или нет национальности супругов, и каково количество детей в семье. Для ряда семей по определенной методике был рассчитан коэффициент прочности семьи (число от 1 до 10). Наблюдаемые данные были сведены в следующую таблицу (в клетках – коэффициенты прочности обследованных семей).
Что можно сказать о влиянии названных факторов на крепость семьи? Добавочная литература к главам 14 и 15 [102] Основная Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1998. С.349-362 (однофакторный дисперсионный анализ) Горелова Г.В., Кацко И.А. Теория вероятностей и математическая статистика в примерах и задачах с применением Excel. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. С.207-239 (однофакторный, двухфакторный, трехфакторный дисперсионный анализ) Калинина В.Н., Панкин В.Ф. Математическая статистика. М.: Высшая школа, 1998. С. 244-266 (однофакторный и двухфакторный дисперсионный анализ) Колемаев В.А., Калинина В.Н. Теория вероятностей и математическая статистика, М.: Инфра-М,1997.С. 184-191; Юнити, 2003 (однофакторный и двухфакторный дисперсионный анализ) Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С.375-391 (однофакторный и двухфакторный дисперсионный анализ) Дополнительная Гусев А.Н. Дисперсионный анализ в экспериментальной психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии ВУЗов по направлению 512000 – «Психология», М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000 Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS.М.:Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2005. С. 109-114 (непараметрический дисперсионный анализ Краскэла – Уоллиса) Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб: Речь, 2000. С. 224-260 (однофакторный и двух факторный дисперсионный анализ) Статистические методы анализа социологической информации. М.: Наука, 1979. Гл. 11. Girden E.R. ANOVA: Repeated measures // Sage University Paper series on Quantitative applications in the social sciences; Beverly Hills: SAGE Publications. V. 84.
СМ 1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1998. С. 282-319. 2. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. Издательский дом ГУ-ВШЭ. Москва, 2006. 3. Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений/ Пер. с англ. Под ред. Член-корр. РАН И.И.Елисеевой. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. 4. Руководство пользователя SPSS 11.0. 5. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации, анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. DiaSoft, 2002.
Приложение 1 Литература Основная Андропов А.М., Копытов Е.А., Гринглаз Л.Я. Теория вероятностей и математическая статистика. Учебник для вузов. С.-Пб: Питер, 2004 Бородин А.Н. Элементарный курс теории вероятностей и математической статистики. С.-Пб: Лань, 2004 Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1998 Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей математической статистике. М.: Высшая школа, 1998 Калинина В.Н., Панкин В.Ф. Математическая статистика. М.: Высшая школа, 1998 Колемаев В.А., Калинина В.Н. Теория вероятностей и математическая статистика, М.: Инфра-М,1997; Юнити, 2003 Кочетков Е.С., Смерчинская С.О., Соколов В.В. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Изд. дом «Форум», 2003 Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 Прикладная статистика. Основы эконометрики. Т.1: Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Теория вероятностей и прикладная статистика. М.: Юнити-Дана, 2001 Теория статистики с основами теории вероятностей / Под ред. И.И.Елисеевой. М.: Юнити, 2001 Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. М.: ИНФРА-М, 2003 Шведов А.С. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2005
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.54 (0.011 с.) |