Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Направленные и ненаправленные альтернативные гипотезы. Односторонние и двусторонние критерииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Теперь, когда мы познакомились с техникой проверки некоторых математико-статистических гипотез, имеет смысл коснуться очень важного момента, обусловливающего способ поиска табличного значения используемого критерия. Сделаем это прежде, чем переходить к рассмотрению других гипотез, поскольку при таком рассмотрении соответствующие положения имеет смысл активно использовать.
9.1. Направленные и ненаправленные альтернативные гипотезы. Наряду с каждой сформулированной выше нуль-гипотезой исследователь обычно формулирует и т.н. альтернативную гипотезу Н1 – то утверждение, которое он будет считать верным при отказе от H0. При рассмотрении некоторых гипотез формулировка H1 очевидна и говорить об альтернативной гипотезе не стоит. Это касается, например, той гипотезы об отсутствии связи, которую мы проверяли с помощью критерия “Хи-квадрат”. Ей противостоит единственно возможная альтернативная гипотеза, утверждающая, что связь между переменными имеется. Подобная альтернативная гипотеза называется ненаправленной. Однако не такова ситуация, возникающая при проверке статистической гипотезы о равенстве математических ожиданий. Гипотезе Н0: m 1 = m2 противостоят два альтернативных утверждения: Н1: m 1 ¹ m2. и Н1: m 1 > m2 (или Н1: m 2 > m1) В первом случае альтернативная гипотеза называется ненаправленной, а во втором – направленной. В первом случае мы полагаем, что при неравенстве математических ожиданий одинаково возможны и такая ситуация, когда первое среднее больше второго, и такая, когда второе среднее больше первого. Во втором случае (когда гипотеза - направленная) считаем, что что только первое среднее может быть больше второго. Подобное предположение может объясняться либо чисто содержательными соображениями, когда вторая ситуация, не отраженная в нашей альтернативной гипотезе (второе среднее больше первого), просто не может возникнуть; либо тем, что вторая ситуация нас просто не интересует (например, нас может интересовать, имеется ли в какой-то отрасли промышленности дискриминация женщин по оплате; тогда мы будем проверять гипотезу о равенстве средних зарплат мужчин и женщин, ориентируясь на оценку вероятности того, что зарплата мужчин выше зарплаты женщин; ситуация же, когда средняя зарплата женщин выше средней зарплаты мужчин нас будет «волновать» ровно в той же мере, что и ситуация, когда указанные зарплаты равны). За каждым видом выбранной альтернативы часто стоит свое понимание ситуации проверки гипотезы. 9.2. Односторонние и двусторонние критерии
Предположим, что мы проверяем гипотезу Н0: m 1 = m2 и альтернативной гипотезой является гипотеза Н1: m 1 ¹ m2. Выбор альтернативной гипотезы означает следующее. При анализе описанной выше мысленной конструкции с бесконечным количеством пар выборок у нас могут встречаться и такие пары, для которых наш критерий (неважно, какой – (8.1), (8.2), (8.5) или (8.6)) положителен (т.е.первая средняя больше второй), и такие, для которых критерий отрицателен (вторая средняя больше первой). Соответственно, оценивая вероятность попадания конкретного выборочного значения критерия в тот или иной интервал, мы должны учитывать, что маловероятными областями являются не только правый конец оси, но и левый. Значит, маловероятная критериальная область, попадание в которую приведет нас к решению об отвержении гипотезы, распадется на две части. Уровень значимости a должен будет отвечать двум концам нормального распределения (этой величине должна быть равна сумма площадей и под правым, и под левым его концом). В таблицах же, как правило, указывается только такое табличное значение, которое отвечает правому концу. Чтобы это учесть, надо будет искать zкрит, отвечающее величине a/2. И если наше zвыб окажется отрицательным, то мы будем его сравнивать со значением (- zкрит). Другими словами, мы будем принимать проверяемую гипотезу, если и отвергать ее, если > zкрит . Совершенно аналогичные рассуждения справедливы и для того случая, когда используемый критерий имеет распределение Стьюдента. Соответствующие статистики тоже могут быть положительными и отрицательными, а распределение очень похоже на нормальное – тоже представляет собой симметричный «колокол». При распределении F рассуждение несколько меняется. Соответствующие критерии всегда положительны (как мы увидим ниже, они «строятся» из дисперсий – статистик, не могущих принимать отрицательные значения). Тем не менее, они могут быть двусторонними. По таблице мы ищем Fкрит для правого конца распределения. Отвечать оно должно, как и выше, величине a/2. А табличное значение для левого конца будет равно (1/ Fкрит). И проверяемая гипотеза принимается, если
£Fвыб£ Fкрит,
и отвергается, если Fвыб > Fкрит или Fвыб <
Для критерия «Хи-квадрат» (и для других статистик, имеющих распределение c2) альтернативная гипотеза не направлена, но критерий всегда односторонен. Как мы увидим ниже, не так обстоит дело с другим показателем связи - коэффициентом корреляции, поскольку он, как известно, может быть и положительным, и отрицательным. Соответствующий критерий (а речь пойдет о распределении Стьюдента) может и односторонним, и двусторонним.
ТЕМА 10
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.007 с.) |