Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мы считаем себя самодостаточнымиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Бог создал всех нас неполными, незавершенными. Огромен список всего того, чем мы не можем снабдить себя сами. В этом списке значится и любовь Божья, и Его попечение, и любовь других людей, и наши физические потребности. И все же мы хотели бы заменить собой всю вселенную. Подсознатель- но мы все противимся этой потребности в других людях, возмущаемся необходимостью просить о том, чего у нас нет, и смиренно преклонять колени перед Богом. Нам не хочется признавать, что одни мы с жизнью не справимся. Мы отрицаем свою нищету, ведь она так унизительна. Сатана собирался воздвигнуть свой престол «выше звезд Божиих» (Исайя 14:13). Он возненавидел свою зависимость от Бога. Люди возвели Вавилонскую башню, дабы утвердиться в своей самодоста- точности, чтобы сделать себе имя и не рассеяться по лицу всей земли (см. Бытие 11:4). Лаодикийская церковь также пыталась утверждать, будто она ни в чем не нуждается, и услышала суровую отповедь: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ и слеп и наг» (Откровение 3:17). Мы же часто внушаем людям самодостаточность как некую позитивную сторону характера. Когда христианин приходит к душепопечителю и жалуется ему на депрессию, тревогу, проблемы в браке и семье, он нередко слышит в ответ: «Вам недостает веры», «Вы не готовы взять верх над своими трудно- стями». Индивидуум, не имеющий проблем или же искусно их скрывающий, превращается в образец для подражания. Как далеко это от того, чему учит нас Иисус в притче о фарисее и мытаре! Мытарь в грехе и слабости осознает свою потребность в прощении и вопиет к Богу — и уходит домой оправдан- ным (см. Луки 18:14), фарисей же вернется домой с пустыми руками. Каким образом самодостаточность разрушает надежность? Прежде всего она мешает нам разгля- деть свою нищету. Мы «справляемся сами», мы не нуждаемся в других, мы не алчем и не жаждем об- щения с ними. Человек даже в одиночестве и горе перестает ощущать эту пустоту внутри. Он не ищет контакта с другими людьми, поскольку не осознает своей потребности в них. Эта динамика часто наблюдается у людей, выросших в семье профессиональных военных. Чуть ли не каждый год отца переводят на новое место, и дети быстро привыкают к тому, что в следующем учеб- ном году у них появятся новые товарищи. Чтобы пережить разлуки и новые знакомства, они вырабаты- вают определенную адаптивную технику: заводят в классе несколько приятелей, избегают конфликтов с коллективом, и этого им достаточно. Они не стремятся к тесному общению, не нуждаются в друзьях. Они становятся самодостаточными, чтобы избежать очередной утраты и переживаний. Очень часто та- ким людям удается вполне благополучно прожить свое детство и юность, но, когда они вырастают и пытаются вступить в брак, а затем сохранить его, происходит катастрофа. Познайте свои потребности, подружитесь с ними. Это дар Божий, предназначенный для того, что- бы привлечь вас ближе к Нему и Его людям. Ваши потребности помогут вам исцелиться от греха само- достаточности.
Мы претендуем на особое отношение к себе
Наша греховная природа порождает в нас претензии. Сатана не только позавидовал благости Бога и пожелал утвердиться в своей самодостаточности, он еще и счел, что его лишили заслуженных приви- легий. «Взойду на высоты облачные» — говорит он (Исайя 14:14). Таким образом Сатана притязает на божественность. Нужда отличается не только от зависти, но и от притязаний. Нужда просит: «Я голоден, я жажду, пожалуйста, накорми и напои меня». Притязающий же говорит: «Знаешь, кто я? Ты обязан дать мне еду и питье». Люди, претендующие на какие-либо привилегии, эгоцентричны и высокомерны. Книга Ионы может поведать нам о таком отношении. Пророк Израиля высоко ценил свой статус, принадлежность к народу избранному, и, когда Господь проявил милосердие к Ниневии, Иона обиделся на Бога. «И молился он Господу и сказал: «о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране мо- ей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты — Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:2-3). Иона не радовался милости Божьей, он был полон претензий: ему казалось, что и он, и его народ лишились привычных привилегий, раз милость Божья изливается не только на Израиль, но и на Нине- вию.
Человек притязает на особое, лучшее обращение. Мы не испытываем благодарности за обычные, «нормальные» дары. Нет, мы постоянно требуем большего. Вот некоторые примеры такого рода пре- тензий. • Мне кажется, я заслуживаю лучшей участи. • Люди должны как-то возместить нанесенные мне обиды. • Мне станет лучше, только когда другие извинятся передо мной. • Я не чувствую себя любимым, когда не играю первую скрипку. • Я чувствую себя обиженным, когда другие перестают носиться со мной. • Мне кажется, люди недостаточно ценят мои заслуги.
Претензии уничтожают надежность, поскольку ни один человек не может соответствовать всем этим требованиям. Трудно любить человека с раздутыми претензиями: малейшая ошибка, недостаток сопереживания, проявление «бесчувственности» — и отношения рухнули. Человеку с претензиями на- до, чтобы его всегда слушали, всегда понимали до конца, иначе он обижается и чувствует себя оскорб- ленным в лучших чувствах. Все это ведет к одиночеству. Противоядием станет взаимное умение прощать. Мы должны просить прощения за собственные изъяны и простить других людей за то, что они не в состоянии исполнить наши претензии.
Мы преступаем законы Божьи
В конце концов греховная природа проявляет себя в склонности к несоблюдению законов. Этим мы нарушаем границы, установленные Самим Богом. Нашей греховной природе свойственно восста- вать против любых ограничений. Сколько даров получили Адам и Ева от Бога, почти ничем не стеснен- ную свободу — и только один запрет: не ешьте плода от древа познания добра и зла! Но они нарушили даже этот единственный запрет. Склонность нарушать законы Божьи возникает не бессознательно: это потворство себе, не при- знающее даже любви Божьей. «От умышленных грехов удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого преступления» (Псалом 18:14). Отказывая в доброте человеку, нуждающемуся в нашем внимании, говоря друг другу ложь, прибе- гая к насилию, мы постоянно преступаем Божьи установления, пренебрегаем ими и лишаем их ценно- сти. Этими же преступлениями мы разрушаем надежность наших отношений. Иногда причиной преступления становится склонность к мятежу. Так подросток напивается допь- яна, чтобы нарушить существующие правила. Иногда к несоблюдению границ подталкивают эмоцио- нальные проблемы, например, разведенная, оставшаяся с детьми мать выпивает, пытаясь как-то заглу- шить боль одиночества и растерянность. В обоих случаях подросток и женщина несут ответственность за свое деструктивное поведение. Но, чтобы помочь человеку, необходимо прежде всего выявить побу- дительную причину его поступков. Зависть, самодостаточность, претензии и нарушение правил сталкивают нас все глубже в бездну одиночества, а одиночество приводит к краху, катастрофе. Мы просто перестаем двигаться, функцио- нировать, как останавливается автомобиль, когда кончается топливо. Наши дурные привычки, депрес- сии, дисфункции выливаются в наших отношениях. «Дурные поступки» — это лишь симптом более глубокой проблемы: распада связей, вызванного завистью, самодостаточностью, претензиями и престу- плениями. Слишком часто мы сводим проблемы поведения ко «греху» и считаем, что панацеей будет еще бо- лее интенсивная молитва. На самом же деле проблема порождена изоляцией, которую, в свою очередь, вызвала эта «большая четверка». Сформулируем это более ясно. • Наша греховная природа порождает зависть, самодостаточность, претензии и склонность нару- шать правила. • Зависть, самодостаточность, претензии и нарушения правил приводят к одиночеству. • Одиночество порождает новые проблемы (эмоциональные и поведенческие отклонения, рас- стройство отношений).
Вспомним Рэнди, о котором мы говорили в начале главы. Он согрешил в области секса и испове- дался перед своей группой поддержки. Причину своей проблемы он видел в том, что еще «недостаточно вошел в Слово». Отчасти он прав, ибо отношения с Богом являются для нас основополагающими. Однако Рэнди не упомянул об обрушившихся на него недавно горестях, проблемах на работе, конфликтах с детьми и чрезвычайно болезненном для него отчуждении от жены. Позднее Рэнди сумел
выявить эту схему поведения: как только он сталкивался с каким-то огорчением или сильным стрессом, он искал утешения в порнографии, а не у друзей. О проблемах Рэнди группа поддержки узнавала зад- ним числом, когда он в очередной раз исповедовался в совершенном грехе. Когда Рэнди осознал, что он обращался к порнографии за утешением, он стал в первую очередь звонить друзьям, если чувствовал себя одиноким или испытывал приступ тревоги. Так ему удавалось предотвратить греховный поступок. Признав свою потребность в общении с Богом и людьми, Рэнди на- чал бороться со своим греховным поведением.
Грех против нас
Поздравляем! С дурными новостями вы справились. Следующий раздел не менее важен, но все- таки всегда лучше в первую очередь разобраться с собственной виной. Как учит Иисус: «Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего» (Матфея 7:5). Грехопадение породило и второй фактор, лишающий нас чувства безопасности: грех, направлен- ный против нас. Мы не только сами творим зло, но и становимся его жертвами. Мы грешим, и против нас грешат. Библия приводит много примеров действия этого принципа. Бог называет это наказанием «детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исход 20:5). Эту мысль может подтвердить любой чело- век, выросший в семье алкоголиков. В нашем падшем мире невиновные страдают за грехи других. Почему же страдают невиновные? Из-за любви. Бог желает, чтобы любовь проистекала из нашей свободной воли. Он не хочет, чтобы мы любили Его из страха или угодничества, Он хочет быть люби- мым из благодарности. Но у такой любви есть и обратная сторона: поскольку любовь свободна, человек может и отказать в любви — в противном случае она была бы вынужденной, а не свободной. Мы воль- ны проявить не только любовь, но и нелюбовь, вот почему столь многие из нас попадают под паровой каток чужого эгоизма. Каким образом грехи против нас разрушают надежность? В первую очередь они мешают нам про- дуктивно общаться с другими людьми. Эти проблемы постоянно возобновляются на протяжении всей жизни, но коренятся они в детстве и развиваются вместе с человеком. Рассмотрим четыре способа, какими грех против нас может повлиять на наше развитие: 1) нару- шается процесс формирования связей; 2) не соблюдаются границы; 3) нас не воспринимают как цельно- го человека с дурными и хорошими качествами; 4) нам не дают стать зрелым и взрослым человеком. Любое из этих проявлений греха против нас может повредить нашей способности строить отношения с надежными людьми*.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.133.127 (0.012 с.) |