ТОП 10:

Мы считаем себя самодостаточными



 

Бог создал всех нас неполными, незавершенными. Огромен список всего того, чем мы не можем снабдить себя сами. В этом списке значится и любовь Божья, и Его попечение, и любовь других людей, и наши физические потребности. И все же мы хотели бы заменить собой всю вселенную. Подсознатель- но мы все противимся этой потребности в других людях, возмущаемся необходимостью просить о том, чего у нас нет, и смиренно преклонять колени перед Богом. Нам не хочется признавать, что одни мы с жизнью не справимся. Мы отрицаем свою нищету, ведь она так унизительна.

Сатана собирался воздвигнуть свой престол «выше звезд Божиих» (Исайя 14:13). Он возненавидел свою зависимость от Бога. Люди возвели Вавилонскую башню, дабы утвердиться в своей самодоста- точности, чтобы сделать себе имя и не рассеяться по лицу всей земли (см. Бытие 11:4). Лаодикийская церковь также пыталась утверждать, будто она ни в чем не нуждается, и услышала суровую отповедь:

«Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ и слеп и наг» (Откровение 3:17).

Мы же часто внушаем людям самодостаточность как некую позитивную сторону характера. Когда христианин приходит к душепопечителю и жалуется ему на депрессию, тревогу, проблемы в браке и семье, он нередко слышит в ответ: «Вам недостает веры», «Вы не готовы взять верх над своими трудно- стями». Индивидуум, не имеющий проблем или же искусно их скрывающий, превращается в образец для подражания. Как далеко это от того, чему учит нас Иисус в притче о фарисее и мытаре! Мытарь в грехе и слабости осознает свою потребность в прощении и вопиет к Богу — и уходит домой оправдан- ным (см. Луки 18:14), фарисей же вернется домой с пустыми руками.

Каким образом самодостаточность разрушает надежность? Прежде всего она мешает нам разгля- деть свою нищету. Мы «справляемся сами», мы не нуждаемся в других, мы не алчем и не жаждем об- щения с ними. Человек даже в одиночестве и горе перестает ощущать эту пустоту внутри. Он не ищет контакта с другими людьми, поскольку не осознает своей потребности в них.

Эта динамика часто наблюдается у людей, выросших в семье профессиональных военных. Чуть ли не каждый год отца переводят на новое место, и дети быстро привыкают к тому, что в следующем учеб- ном году у них появятся новые товарищи. Чтобы пережить разлуки и новые знакомства, они вырабаты- вают определенную адаптивную технику: заводят в классе несколько приятелей, избегают конфликтов с коллективом, и этого им достаточно. Они не стремятся к тесному общению, не нуждаются в друзьях. Они становятся самодостаточными, чтобы избежать очередной утраты и переживаний. Очень часто та- ким людям удается вполне благополучно прожить свое детство и юность, но, когда они вырастают и пытаются вступить в брак, а затем сохранить его, происходит катастрофа.

Познайте свои потребности, подружитесь с ними. Это дар Божий, предназначенный для того, что- бы привлечь вас ближе к Нему и Его людям. Ваши потребности помогут вам исцелиться от греха само- достаточности.

 

Мы претендуем на особое отношение к себе

 

Наша греховная природа порождает в нас претензии. Сатана не только позавидовал благости Бога и пожелал утвердиться в своей самодостаточности, он еще и счел, что его лишили заслуженных приви- легий. «Взойду на высоты облачные» — говорит он (Исайя 14:14). Таким образом Сатана притязает на божественность.

Нужда отличается не только от зависти, но и от притязаний. Нужда просит: «Я голоден, я жажду, пожалуйста, накорми и напои меня». Притязающий же говорит: «Знаешь, кто я? Ты обязан дать мне еду и питье». Люди, претендующие на какие-либо привилегии, эгоцентричны и высокомерны.

Книга Ионы может поведать нам о таком отношении. Пророк Израиля высоко ценил свой статус, принадлежность к народу избранному, и, когда Господь проявил милосердие к Ниневии, Иона обиделся на Бога. «И молился он Господу и сказал: «о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране мо- ей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты — Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:2-3).

Иона не радовался милости Божьей, он был полон претензий: ему казалось, что и он, и его народ лишились привычных привилегий, раз милость Божья изливается не только на Израиль, но и на Нине- вию.


 

Человек притязает на особое, лучшее обращение. Мы не испытываем благодарности за обычные,

«нормальные» дары. Нет, мы постоянно требуем большего. Вот некоторые примеры такого рода пре- тензий.

• Мне кажется, я заслуживаю лучшей участи.

• Люди должны как-то возместить нанесенные мне обиды.

• Мне станет лучше, только когда другие извинятся передо мной.

• Я не чувствую себя любимым, когда не играю первую скрипку.

• Я чувствую себя обиженным, когда другие перестают носиться со мной.

• Мне кажется, люди недостаточно ценят мои заслуги.

 

Претензии уничтожают надежность, поскольку ни один человек не может соответствовать всем этим требованиям. Трудно любить человека с раздутыми претензиями: малейшая ошибка, недостаток сопереживания, проявление «бесчувственности» — и отношения рухнули. Человеку с претензиями на- до, чтобы его всегда слушали, всегда понимали до конца, иначе он обижается и чувствует себя оскорб- ленным в лучших чувствах. Все это ведет к одиночеству.

Противоядием станет взаимное умение прощать. Мы должны просить прощения за собственные изъяны и простить других людей за то, что они не в состоянии исполнить наши претензии.

 

Мы преступаем законы Божьи

 

В конце концов греховная природа проявляет себя в склонности к несоблюдению законов. Этим мы нарушаем границы, установленные Самим Богом. Нашей греховной природе свойственно восста- вать против любых ограничений. Сколько даров получили Адам и Ева от Бога, почти ничем не стеснен- ную свободу — и только один запрет: не ешьте плода от древа познания добра и зла! Но они нарушили даже этот единственный запрет.

Склонность нарушать законы Божьи возникает не бессознательно: это потворство себе, не при- знающее даже любви Божьей. «От умышленных грехов удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого преступления» (Псалом 18:14).

Отказывая в доброте человеку, нуждающемуся в нашем внимании, говоря друг другу ложь, прибе- гая к насилию, мы постоянно преступаем Божьи установления, пренебрегаем ими и лишаем их ценно- сти. Этими же преступлениями мы разрушаем надежность наших отношений.

Иногда причиной преступления становится склонность к мятежу. Так подросток напивается допь- яна, чтобы нарушить существующие правила. Иногда к несоблюдению границ подталкивают эмоцио- нальные проблемы, например, разведенная, оставшаяся с детьми мать выпивает, пытаясь как-то заглу- шить боль одиночества и растерянность. В обоих случаях подросток и женщина несут ответственность за свое деструктивное поведение. Но, чтобы помочь человеку, необходимо прежде всего выявить побу- дительную причину его поступков.

Зависть, самодостаточность, претензии и нарушение правил сталкивают нас все глубже в бездну одиночества, а одиночество приводит к краху, катастрофе. Мы просто перестаем двигаться, функцио- нировать, как останавливается автомобиль, когда кончается топливо. Наши дурные привычки, депрес- сии, дисфункции выливаются в наших отношениях. «Дурные поступки» — это лишь симптом более глубокой проблемы: распада связей, вызванного завистью, самодостаточностью, претензиями и престу- плениями.

Слишком часто мы сводим проблемы поведения ко «греху» и считаем, что панацеей будет еще бо- лее интенсивная молитва. На самом же деле проблема порождена изоляцией, которую, в свою очередь, вызвала эта «большая четверка». Сформулируем это более ясно.

• Наша греховная природа порождает зависть, самодостаточность, претензии и склонность нару- шать правила.

• Зависть, самодостаточность, претензии и нарушения правил приводят к одиночеству.

• Одиночество порождает новые проблемы (эмоциональные и поведенческие отклонения, рас- стройство отношений).

 

Вспомним Рэнди, о котором мы говорили в начале главы. Он согрешил в области секса и испове- дался перед своей группой поддержки. Причину своей проблемы он видел в том, что еще «недостаточно вошел в Слово». Отчасти он прав, ибо отношения с Богом являются для нас основополагающими.

Однако Рэнди не упомянул об обрушившихся на него недавно горестях, проблемах на работе, конфликтах с детьми и чрезвычайно болезненном для него отчуждении от жены. Позднее Рэнди сумел


 

выявить эту схему поведения: как только он сталкивался с каким-то огорчением или сильным стрессом, он искал утешения в порнографии, а не у друзей. О проблемах Рэнди группа поддержки узнавала зад- ним числом, когда он в очередной раз исповедовался в совершенном грехе.

Когда Рэнди осознал, что он обращался к порнографии за утешением, он стал в первую очередь звонить друзьям, если чувствовал себя одиноким или испытывал приступ тревоги. Так ему удавалось предотвратить греховный поступок. Признав свою потребность в общении с Богом и людьми, Рэнди на- чал бороться со своим греховным поведением.

 

Грех против нас

 

Поздравляем! С дурными новостями вы справились. Следующий раздел не менее важен, но все- таки всегда лучше в первую очередь разобраться с собственной виной. Как учит Иисус: «Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего» (Матфея 7:5).

Грехопадение породило и второй фактор, лишающий нас чувства безопасности: грех, направлен- ный против нас. Мы не только сами творим зло, но и становимся его жертвами. Мы грешим, и против нас грешат.

Библия приводит много примеров действия этого принципа. Бог называет это наказанием «детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» (Исход 20:5). Эту мысль может подтвердить любой чело- век, выросший в семье алкоголиков. В нашем падшем мире невиновные страдают за грехи других.

Почему же страдают невиновные? Из-за любви. Бог желает, чтобы любовь проистекала из нашей свободной воли. Он не хочет, чтобы мы любили Его из страха или угодничества, Он хочет быть люби- мым из благодарности. Но у такой любви есть и обратная сторона: поскольку любовь свободна, человек может и отказать в любви — в противном случае она была бы вынужденной, а не свободной. Мы воль- ны проявить не только любовь, но и нелюбовь, вот почему столь многие из нас попадают под паровой каток чужого эгоизма.

Каким образом грехи против нас разрушают надежность? В первую очередь они мешают нам про- дуктивно общаться с другими людьми. Эти проблемы постоянно возобновляются на протяжении всей жизни, но коренятся они в детстве и развиваются вместе с человеком.

Рассмотрим четыре способа, какими грех против нас может повлиять на наше развитие: 1) нару- шается процесс формирования связей; 2) не соблюдаются границы; 3) нас не воспринимают как цельно- го человека с дурными и хорошими качествами; 4) нам не дают стать зрелым и взрослым человеком. Любое из этих проявлений греха против нас может повредить нашей способности строить отношения с надежными людьми*.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.169.76 (0.007 с.)