История менеджмента как науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История менеджмента как науки.



История менеджмента как науки.

Понятие бизнеса зародилось вместе с понятием товарно-денежных отношений, на общинном этапе развития человечества. Когда основной формой "торговли" между людьми был натуральный обмен, появились міняли-кочівники, что кочевали из одного общества в другую и выменивали разные товары с выгодой для себя. Это и можно считать одним из первых проявлений духа предпринимательства.

Постепенно с развитием товарно-денежных отношений развивался и бизнес. Во времена рабовладения процветала торговля; позже, во времена феодализма и натурального хозяйства роль торговли в поселениях уменьшилось, но с развитием городов и ремесла она опять приобрела свое первобытное значение. Во времена становления капитализма и нагромождение капитала процветало финансовое предпринимательство, а позже - промышленное. В середине XIX ст. бизнес приобрел новые формы. Если к этому единоличным руководителем был хозяин, то во времена бурного промышленного роста структура управления значительно изменилась.

Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том понимании, в котором мы привыкли воспринимать его сегодня. Нельзя сказать, что он появился внезапно именно с развитием капитализма, он существовал и раньше. Во времена рабовладения были управляющими на плантациях, которые следили за правильностью выполнения работ, но это вернее было бы назвать присмотром, чем управлением. Во времена феодализма и натурального хозяйства, также существовали управляющие, помощники хозяина, это, наверное, можно считать одним из первых проявлений само управление, а не только надзору за работающими, поскольку у управляющего была возможность выбора: он мог заменить вид работ в виде поощрения или наказания крестьян, мог снизить налог (правда, лишь за счет повышения налога для других). Но по-настоящему менеджмент начал развиваться только с развитием капитализма, именно тогда появилась потребность в талантливых руководителях, которые могли бы произвести свою стратегию управления предприятием и развития бизнеса и привести его к успеху, или в крайнем случае, спасти от банкротства.

Ярким примером является Америка конца ІXІ ст.: огромное количество фирм, которые работают в разных областях. Каждая из них имеет свою управленческую структуру, где кроме президента (хозяина) еще и управляющий, финансисты и аналитики, которые занимаются разработкой политики фирмы. Те из них, чьи специалисты оказались самыми талантливыми, опытными и грамотными выжили в море дикой конкуренции. Все самые знаменитые американские бизнесмены: Генри Форд, Рокфеллер и другие начинали с малого, но быстро сориентировавшись в сформированной на рынке ситуации, смогли набрать команду и сделать свою работу максимально эффективной; работая быстрее и лучше других, они смогли стать лидерами в своей сфере.

Основная цель существования любого бизнеса и создание любого предприятия - привести его к вершине успеха, закрепиться там и дать ему возможность смело смотреть в будущее, видя там новые перспективы развития. Сущность бизнеса заключается в постоянном усовершенствовании самой системы, ее стратегии и тактики в борьбе за место на рынке, в стремлении к совершенству. Увеличение капитала, получения прибыли и развитие дела, надежда на будущее - это те составляющие, без которых бизнес невозможен. Так же он невозможен без талантливых менеджеров, которые могут повести за собой людей и реализовать все задуманное.

История возникновения и развития менеджмента насчитывает около семи тысячелетий и пяти управленческих эволюций. За начало отсчета в литературе принимают зарождение письменности в древнем Шумере в пятом тысячелетии к нашей эре. Считают, что это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особенной группы "жреців-бізнесменів". Тому, в литературе по менеджменту это первая управленческая революция, которая характеризуется, как "религиозно-коммерческая".

Вторая управленческая революция связана с деятельностью вавилонського царя Хаммурапггі (1792-1750 гг. к не.), который выдал сборник законов управления государством для регуляции всех взаимоотношений между разными социальными группами населения. Через законы вводился светский стиль, а революция получила название "светско-административной".

Третья управленческая революция известна, как "производственно-строительная", была направлена на сочетание государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Случилась она во время правления Новохудоносора II (605-562 гг. до н.э.).

Зарождение капитализма и начало индустриального прогресса европейской цивилизации - главные факторы четвертой управленческой революции - "индустриальной", ХУІІ-ХУІП ст. ее результатом стало отделение менеджмента от собственности (капиталу) и зарождения профессионального управления.

Пятая управленческая революция (конец XIX начало XX ст.) известна под названием "бюрократическая". В XX ст. научные разработки в отрасли управления развивались по направлениям.

 

Основные понятия менеджмента. (в инете прям такой ответ)

Менеджмент – современная система управления фирмой, работающая в условиях рыночной экономики. Понятие «менеджмент» представляет собой аналог термина «управление». Однако есть и отличия. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, государством. Таким образом, управление является более обширным понятием. Менеджмент используется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид определенной деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Система менеджмента – это множество определенных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, а также правового обеспечения.
Термин «менеджмент» применим ко всем типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более корректно использовать термин – «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления используется термин «администрирование».
Менеджмент включает в себя четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Планирование есть вид деятельности по созданию методов воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Суть планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого структурного подразделения в частности на определенный период: определение хозяйственных задач, методов их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов для решения указанных задач. Планирование дает возможность заранее учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для нормальной работы и развития фирмы, предприятия или структурного подразделения.
Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в формировании постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, установлении порядка и условий их функционирования. Организация как процесс является функцией по координации многих задач.
Мотивация как важнейшая функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через создание мотивов поведения для достижения личных целей организации.
Контроль как основная функция менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, коррелированные с созданием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей.

 

Системный подход

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юдин и др.

Предприятие в рамках данного подхода рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений, функций, процессов, методов). Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой.

По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. Б результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами.

Планирование как функция мен-та.

Планирование – это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Любая организация не может обходится без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно: распределение ресурсов; координации деятельности между отдельными подразделениями; координации с внешней средой (рынком); создание эффективной внутренней структуры; контроля за деятельностью; развития организации в будущем. Стратегическое планирование — это процесс создания и претворения в жизнь алгоритмов действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач. Сущностью стратегического планирования является системное согласование балансовдоходов и расходов производителей и конечных потребителей — государства (межгосударственного блока), домашних хозяйств, экспортёров и импортёров (внешнеэкономический баланс) интересов производителей и потребителей. Тактическое планирование неразрывно связано со стратегическим планированием, так как там, где используется стратегическое планирование, возникает потребность в тактическом планировании.Тактическое планирование означает уточнение, коррекцию, дополнение, одним словом, конкретизацию стратегии. Под тактическим планированием понимают планирование действий, которые должны представлять наиболее эффективные способы достижения стратегических целей. Иными словами, тактика является одной из форм выражения стратегии. Стратегия и тактика, в общем плане, имеют родственные цели и их сущность заключается в определении средств, с помощью которых предприятие стремится к достижению поставленных целей и заданий. Тактическое планирование — это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий. Тактику можно рассматривать как определенные шаги, ступени по направлению к вершине — общей цели, предусмотренной стратегией. Текущее (оперативное) планирование заключается определении про-межуточных целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новых технологий. Обычно это планирование осуществляется на год. Планы представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для фирмы и её подразделений, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению.

10. Стратегическое и тактическое планирование. Хар-ка. (есть в 9 ответе)

Теория ожиданий основана на положении, что наличие активной потребности — не единственная мотивация. Человек также должен надеяться, что действительно сможет ее удовлетворить, благодаря правильно выбранному типу поведения. Большую роль в разработке теории ожидания сыграл Виктор Врум, который ввел понятие валентности — предполагаемой степень относительного удовлетворения (или неудовлетворения) вследствие получения вознаграждения, или, другими словами, насколько вознаграждение соответствует ожиданиям вознаграждаемого.

Врум определил мотивацию как произведение следующих переменных:

§ ожидания того, что усилия дадут желаемые результаты;

§ ожидание того, что за достигнутыми результатами последует вознаграждение;

§ валентность (ожидаемую ценность вознаграждения).

Чем выше значение каждого из множителей, тем выше мотивация. В случае, если один из множителей отсутствует (равен нулю), то мотивация равна нулю. Данная теория оставила без внимания то, какая валентность имеет большую ценность: валентность заработной, платы, продвижения или других факторов.

Через три года после Врума Эдворд Лоулер и Лайман Портер предложили расширенную комплексную версию модели Врума, в которую объединили теорию ожиданий и теорию справедливости. Согласно этой модели уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой определенный уровень вознаграждения. Лоулер и Портер рассматривали вознаграждения и их воспринимаемую справедливость в качестве недостающего звена модели Врума между производительностью и удовлетворенностью. Причем внутренние награды, реализующие потребности высокого уровня, рассматриваются как более вероятностная причина удовлетворения и дальнейшей мотивации по сравнению с внешними наградами.
Основной вывод, который следует сделать из модели Портера – Лоулера, можно сформулировать так: результативность труда порождает удовлетворенность, а не наоборот.
Многие исследователи указывают на значение работ Портера и Лоулера для понимания мотивации как очень сложного явления, увязывающего в единое целое производство и личность человека, его жизнь и внутренний мир. Тем не менее следует отметить, что ни одна из теорий мотивации труда не является бесспорной и общепризнанной. Обобщая рассмотренные теории, можно рекомендовать следующие принципы формирования систем мотивации труда:
- структура вознаграждений должна обеспечивать сбалансированное стимулирование как количественных, так и качественных результатов труда;
- размер вознаграждений должен быть тесно увязан с результатами труда конкретного работника и всего предприятия в целом;
- темпы роста результативности труда должны опережать рост вознаграждений;
- в процессе мотивации труда должно обеспечиваться рациональное удовлетворение интересов личности и организации;
- система мотивации труда должна быть простой и способствовать сотрудничеству различных категорий работников, а не антагонизму между ними.

Конкретная система мотивации труда работников должна разрабатываться с учетом особенностей предприятия, формы собственности, характера деятельности, уровня конкурентоспособности и финансовых возможностей.

 

Нематериальная мотивация.

Нематериальная мотивация – это одна из приоритетных составляющих стиля управления в компании, которая используется в совместимости с материальной мотивацией и демотивацией.

К нематериальной мотивации относятся: карьерный рост, командировки, гибкий график работы; устная или письменная благодарность руководства, возможность повышения квалификации, уютная рабочая обстановка, корпоративные мероприятия. Например, корпоративные мероприятия способствуют здоровой атмосферы в коллективе, что также отражается на общей работоспособности сотрудников. Здесь хотелось бы упомянуть о таком понятии как team-building, переводится как «командообразование». Это совместные поездки в дома отдыха, походы, конкурсы, участия в экскурсиях и общих мероприятиях.

Ярким примером нематериальной мотивации, является мотивация военнослужащих США. У них очень низкие оклады, зато медицинскую страховку (в штатах она очень дорогая), им оплачивает государство, также их дети учатся в вузах бесплатно, плюс выход на пенсию у них намного раньше чем у гражданских сотрудников. В итоге, для людей служащий в армии США, главным являются не деньги, а получение определенных льгот и привилегий, предусмотренных законодательством.

Также стоит упомянуть о том, что демотивация – это тоже мотивация, например: штрафы за опоздания – мотивируют сотрудника приходить вовремя на работу, а снятие 100% премии за нарушение процедур, стимулирует нас более ответственно относиться к своей работе и т.д.

 

Предварительный контроль

Предварительный или входной контроль производится еще до фактического начала рабочего процесса. Целью данного действия является обеспечить все необходимые условия для бесперебойного функционирования предприятия, то есть определить, готовы ли персонал, система управления, производственная сфера компании к началу работ. Если смотреть с точки зрения управления персоналом, то этот вид контроля в менеджменте позволяет ответить на вопрос, можно ли с помощью данного штата сотрудников решить поставленные перед организацией задачи.

Предварительный контроль в большей части ложится на плечи представителей кадровой службы, которым с помощью тестов и собеседований предстоит определить профессиональную пригодность сотрудников предприятия. Нужно также получить ответ на вопрос, знает ли персонал свои обязанности, права, понимает ли глобальные цели, стоящие перед организацией.

Еще одна составляющая предварительного этапа контроля в менеджменте – оценка финансовых и материальных ресурсов компании. Главные средства оценки финансовой сферы – такие документы, как бюджет или смета организации, а материальные возможности определяются проверкой состояния складских помещений, наличием сырья, гарантированностью поставок.

Текущий контроль

Следующая форма контроля в менеджменте – текущая оценка, которая проводится непосредственно в процессе хозяйственной деятельности компании. Основное предназначение данной процедуры – усовершенствовать производственный процесс и максимально скорректировать его для скорейшего достижения поставленной цели. На данном этапе необходимо выявить все отклонения от заданных рабочих параметров и устранить их. Есть две формы текущего контроля в менеджменте – стратегическая и оперативная. Оперативный контроль проводится в то же время, когда происходит выполнение основной работы, здесь происходит оценка распределения времени, соблюдения последовательности производственных операций, качества труда персонала. Что касается стратегической составляющей, она показывает эффективность использования ресурсов предприятия в рамках достижения глобальной цели. Выясняется, происходит ли во всех подразделениях внедрение новых методов работы, ведется ли поиск более совершенных технологий и т.д.

Заключительный контроль

Третий вид контроля в менеджменте – заключительный, который производится после окончания производственного процесса. Происходит подведение итогов, изучается поведение руководителя и анализируются результаты работы, чтобы скорректировать планы организации на будущее.

Контроль можно также классифицировать:
- по принадлежности к предприятию субъекта контроля (внутренний, внешний);
- по основанию для обязанности (добровольный, по уставу, договорной, по закону);
- по объекту контроля (за объектом, за решениями, за результатами);
- по регулярности (регулярный, нерегулярный, специальный).

Формы контроля: финансовый и административный. Финансовый контроль - получение от каждого хозяйствен­ного подразделения финансовой отчетности по важнейшим эко­номическим показателям деятельности по стандартным формам. Эта отчетность, получаемая от крупных дочерних компаний, находящихся на важнейших рынках, служит основой для срав­нения фактических показателей с плановыми и анализа причин отклонения. При этом основными являются показатели: уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платежеспо­собность и ликвидность) и др. Административный контроль - контроль на уровне произ­водственных отделений и дочерних компаний за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; сравнение объема фактических и планируе­мых продаж; анализ изменения доли фирмы на рынке как в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка, со­стояния портфеля заказов.

Функции контроля: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателя­ми, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения наме­ченных целей.

Проблема - означает расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоления этого расхождения. Проблема – это преграда, противоречие, которое несет в себе элементы новых, неизвестных ранее изменений. Проблему как предмет исследования характеризуют такие параметры: реальность, актуальность, ресурсосообеспеченность, ценность предполагаемого результата.

Чтобы ее решить необходимо ее сначала определить, т. е. «увидеть» возникшее противоречие. Определение – это сложная процедура, состоящая из нескольких фраз, основными являются:

- выявление проблемы, т. е. определение ее симптомов (первых признаков, сформулированных на этапе описания ситуации), что позволяет установить наличие проблемы, но не причины ее возникновения, поэтому необходима вторая фаза – диагноз проблемы, т.е. установление причин ее возникновения; диагностика базируется на сборе и анализе информации о факторах, послуживших причиной появления проблемы и выделения среди них управляемых, воздействуя на которые можно решить проблему.

Решение выявленной проблемы предполагает установление причинно-следственной цепи, иерархию причин и следствий, которая ведет «назад» от следствия к причине до той точки, в которой можно предпринять действие, помогающее устранить исходные причины.

Важным этапом исследования проблемы является ее распознавание, связанное с осуществлением следующих операций:

- формулирование проблемы, включающее постановку центрального вопроса; фиксацию того противоречия, которое составляет основу проблемы и описание предположительных последствий. Различают два типа формулирования проблемы: субъективные и объективные. Проблемы первого типа фиксируют в терминах потребностей данного субъекта управления, отражают факт их неудовлетворенности. Проблемы второго типа отражают недостаточность тех или иных средств и факторов для решения соответствующей исходной проблемы;

- построение проблемы, базирующееся на методе декомпозиции и изучении ее внутренней структуры. Внутреннюю структуру составляют такие элементы, как предмет, субъект, связи и цель решения. Предмет характеризует возникшее главное противоречие, которое отражается в вопросе: «В чем сущность проблемы?» Объект проблемы отвечает на вопрос: «Где возникла проблема?». Субъект – тот, кто связан с проблемой. Связи характеризуют ограничения и отношения с другими проблемами. Они отражаются в вопросе: «С чем связана проблема?» Цель решения проблемы выражается в вопросе: «Для чего необходимо решать проблему?»;

- оценка проблемы, связанная с выявлением условий решения проблемы, соотнесения потребностей и возможностей при ее решении, ее классификация;

- обоснование проблемы, т.е. установление взаимосвязей с другими проблемами организации.

Существуют различные типы проблем. Наиболее подходящей для наших целей является классификация, предложенная Г. Саймоном, согласно которой все проблемы подразделяются на три класса:

1. хорошо структуризованные или количественно сформулированные проблемы, в которых существенные зависимости выяснены настолько хорошо, что они могут быть переданы в числах или символах, то есть выражены в численной оценке;

2. неструктуризованные или качественно выраженные проблемы, содержащие лишь описание важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны;

3. слабоструктуризованные или смешанные проблемы, которые содержат как качественные, так и количественные элементы, причем качественные, малоизвестные и неопределенные стороны проблем имеют тенденцию к доминированию.

21) Управленческие решения. Типы. Группы. Требования

Управленческое решение – это определенный экономический процесс, совершаемый в рамках управления организацией, имеющий три этапа – подготовки, принятия и реализации управленческих решений, которые включают в себя, помимо выявления проблемы, формулирования заданий, сопоставления альтернативных вариантов решения, еще и составление плана реализации решения и оперативное руководство реализацией решений.

М. Вудкок и Д. Фрэнсис выделяют четыре уровня (или типа) принятия решений.

Уровень принятия решений Тип решений
Рутинный (например, управляющий маленького обувного магазина) Все процедуры принятия решения заранее предписаны. Руководитель ведет себя в соответствии с этими предписаниями, идентифицируя ситуацию и беря на себя ответственность за начало определенных действий
Выборочный (например, руководитель отдела производства завода) Руководитель оценивает достоинства целого круга возможных решений и выбирает из определенного числа альтернатив те, которые наилучшим образом подходят к данной проблеме
Адаптационный (например, руководитель отдела маркетинга) Руководитель ищет новое решение известной проблемы. Обычно здесь имеются набор проверенных возможностей, а также новые идеи. Подобные решения дают ответ на проблемы, которые могли существовать и раньше, но в иной форме
Инновационный (например, руководитель исследовательского центра) Руководитель сталкивается с проблемой, для которой нет приемлемых решений. Эти проблемы наиболее сложны и требуют творческого подхода к их решению

В высшем звене управления все основные решения подразделяют на:

Структурные решения – решения, направленные на создание или изменение организационно-штатной структуры организации или ее подразделений, распределение или перераспределение функциональных обязанностей, наделение властью, а, следовательно, и ответственностью.

Функциональные решения - решения, связанные с исполнением основных управленческих функций (оценка обстановки, планирование, организация деятельности персонала, реализация, контроль).

Структурные решения принимаются нечасто и преимущественно первыми руководителями и кадровыми подразделениями; функциональные же решения занимают основное место в деятельности большинства руководителей различных управленческих звеньев. Функциональные управленческие решения в зависимости от значимости в достижении целей организации могут быть подразделены на стратегические, тактические и текущие.

Стратегические решения определяют политику и идеологию организации, ее взаимодействие с другими организациями (заказчиками, потребителями, производителями, конкурентами и пр.). Такого вида решения - прерогатива руководителей верхних эшелонов государственных или общественных организаций.

Тактические решения связаны с реализацией указаний вышестоящего руководства, а также с выработкой, принятием и реализацией собственных решений руководителей организации, ее подразделений.

Текущие решения связаны преимущественно с реализацией тактических решений в повседневной управленческой деятельности руководителя.

Все вышеназванные типы управленческих решений могут:

- носить как директивный характер решений, так и рекомендательный или ориентирующий;

- передаваться в письменной или устной форме;

- по сроку исполнения подразделяться на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;

- по форме подготовки решения - быть единоличными или коллективными;

- по направленности - разрешающими или запрещающими.

 

Принимаемое менеджером управленческое решение должно отвечать следующим требованиям:

• быть научно обоснованным, компетентным;

• приниматься на основе достоверной, полной и своевременной информации с анализом и оценкой возможных альтернатив;

• быть непротиворечивым;

• иметь ясную направленность и адресность;

• отличаться своевременностью и быстродействием;

• обладать точностью и ясностью;

• быть контролируемым;

• иметь комплексный характер;

• обладать полномочностью;

• быть экономичным и эффективным.

Конфликт — это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

В структуре конфликта выделяют:

§ объект (предмет спора);

§ субъекты (отдельные индивиды, группы, организации);

§ условия протекания конфликта;

§ масштаб конфликта (межличностный, локальный, региональный, глобальный);

§ стратегии и тактики поведения сторон;

§ исходы конфликтной ситуации (последствия, результаты, их осознание).

Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий следующие основные стадии:

Приспособление — попытка смягчить конфликтную ситуацию и сохранить взаимоотношения, уступая давлению противника. Приспособление применимо к конфликтным ситуациям в отношениях между начальником и подчинённым.

Слишком малая рабочая нагрузка. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, тоже обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно обделенным.

Конфликт ролей. Конфликт ролей является следствием неверного распределения прав и обязанностей в организации, то есть в самом распределении ролей заложена "бомба", которая рано или поздно "взорвется". Например, конфликт ролей может произойти в результате нарушения принципа единоначалия (два руководителя в иерархии могут дать работнику противоречивые указания). Особенно остро такой конфликт ролей может проходить с участием новичков, по отношению к которым старожилы устраивают своеобразную "дедовщину".

Неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми. Человек страдает от неопределенности и зыбкости своего положения, в результате чего может перерабатывать или недорабатывать. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

Неинтересная работа. Работники, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой, как это показано в ряде исследований. Монотонная работа, работа бедная событиями, - вызывает у человека ощущение пустоты, никчемности своего существования. Время для такого работника тянется бесконечно медленно, что является причиной психического напряжения. Следует учитывать, что разным людям одна и та же работа может казаться - одним - интересной, а другим - скучной. Распространенное "самолечение" работников от скуки - разговоры между собой, совместные чаепития, перекуры и т.п.

Переизбыток информации. Слишком большие объемы информации, которые необходимо перерабатывать могут вызывать психологические стрессы разной тяжести. Наиболее часто встречается в операторских профессиях.

Стили руководства

Стиль руководства — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:• Директивный стиль (авторитарный); • Демократический стиль (коллегиальный); • Либеральный стиль (попустительский или анархический).

Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников

Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

28) Основные качества, необходимые менеджеру:

ü мировоззренческая позиция:

o наличие выработанной управленческой концепции;

o желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации;

o умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером;

ü деловая компетенция:

o обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;

o обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;

o владеть современными методами менеджмента;

ü административный талант:

o проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности;

o обладать опытом административной работы;

o иметь высокий уровень культуры профессионального общения;

o уметь осуществлять корпоративную поддержку;

ü личностные качества:

o генетическая предрасположенность к лидерству;

o обладать чувством внутренней свободы и готовности к риску;

o критически оценивать свои достижения;

o уметь гармонизировать межличностные отношения;

Теории лидерства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.096 с.)