Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историю Развития горного права в России можно подразделить на 3 этапа, каждый их которых соответствует периоду действия определенного законодательного акта.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1) Горное право периода Российской Империи (1700-1917гг). Этому времени соответствует действие первых указов о горном праве, таких как указ «Об учреждении приказа Рудокопных дел», а также Горного Устава Российской Империи. Формально он начинается с 1700 года и заканчивается в 1917 году. 2) Горное право СССР и РСФСР (1920-1992гг). В этот период были приняты Декрет «О недрах земли», Горное положение СССР в 1927 г и «основы законодательства СССР и Союзных Республик о недрах». 3) Современное законодательство о недрах (начиная с 1992г). Берет начало с принятия Закона РФ «О недрах» и идёт по настоящее время. Горное право периода Российской Империи (1700-1917гг). 24 августа 1700 года - издан именной указ «Об утверждении Приказа Рудокопных Дел». С этой даты начинается трехсотлетняя история развития Горного права в России. Именным указом Петра I «Об утверждении Приказа Рудокопных Дел», в России было установлено централизованное управление рудосыскными делами. 10 декабря 1719 г – издана Бег Привилегии Петра I «Об учреждении Берг Коллегии и о свободе рудосыскного предпринимательства». 1) Берг Привилегией устанавливалось централизованное управление поисками, разведкой, добычей полезных ископаемых. 2) Провозглашалась горная регалия, т.е. исключительная гос.собственность на недра, и горная свобода, которая подразумевала права первооткрывателя месторождения на его разработку. 3) Стремление власти максимально оперативно вовлечь в эксплуатацию открытые месторождения полезных ископаемых нашло свое воплощение в принципе равного доступа к открытому месторождению вне зависимости обладания правом собственности на земельный участок. 4) Нормами Берг - Привилегии регламентировался порядок получения государственных разрешений на строительство рудоперерабатывающих заводов. 5) Берг – Привилегией предусматривались значительные субсидии и различного вида льготы за обнаружение месторождения полезного ископаемого. 6) Устанавливалось приоритетное право государства на покупку золота, серебра, меди и селитры. 7) Нормами Берг – Привилегии определялись предельные размеры участков недр предоставляемых в пользование. 8) Устанавливаются санкции за не объявление об обнаружении полезного ископаемого. Лица, не объявившие о своей находке, приравнивались к «врагам общенародной пользы», лишались всего имущества, подвергались телесным наказаниям, вплоть до смертной казни. 1832 год – первая публикация основ Горного законодательства России –«Свобода учреждений и уставов горного управления». Это первое официальное издание Устава горного Российской Империи. Устав горный позволял регулировать как непосредственно отношения недропользования, так и отношения, связанные с функционированием горного производства, наймом и увольнением чиновников горного ведомства, их пенсионным обеспечением, надзором и контролем за соблюдением общественного порядка и безопасности на горных заводах и промыслах, взиманием налогов и сборов и др. В Уставе Горном была произведена дифференциация правового регулирования в зависимости от вида полезного ископаемого. Были закреплены специальные нормы, призванные регулировать отношения, возникающие в связи с использованием: · Золота и платины; · Нефтяных источников и углеводородных газов; · Драгоценных и цветных камней; · Янтаря; · Каменного угля и антрацита; · Соляных источников и вод. Отдельными положениями регулировались отношения по использованию полезных ископаемых на дне морей и озёр. Дифференциация позволила заложить основы, как для развития специального законодательства, так и для функционирования соответствующих добывающих отраслей. Дальнейшее развитие Российского горного законодательства шло по пути объединения в одном кодифицированном акте правовых норм, регулирующих не только отношения недропользования (понимая под этим процесс геологического изучения, поисков, разведки и добычи полезных ископаемых), но и отношения по переработке полезных ископаемых. Наиболее существенными недостатками Устава горного являются: · Отнесение его к Гражданским законам, при наличии императивных норм и предписаний; · Исторически сложившееся объединение права собственности на землю с правом собственности на недра. Горное право СССР и РСФСР (1920-1992гг). 1917г – принят один из первых декретов – Декрет «О земле» (принятый на 2 Всероссийском Съезде Советов). Декретом было установлено, что земли и леса изымались из чьей-либо собственности и поступались в собственность всего народа. 1918г – принят Декрет «О социализации земли», в котором определялось, что «всякая собственность на землю, недра, воду и живые силы природы…отменяется навсегда». 1920г – принят Декрет «О недрах земли», состоявший из 8 пунктов. В нем устанавливалось, что отменяется «…право собственности на поверхность земли и е недра…». 1923г – принято «Положение о недрах и их разработке». 1927г – утверждено Горное положение СССР Горным положением СССР было определено, что «недра земли в пределах Союза ССР составляют государственную собственность и не могут быть предметом частной собственности». С момента принятия Горного положения СССР на нормативно-правовом уровне право государственной собственности на недра получило свое закрепление, что сохранялось на протяжении всей истории советского государства. Горным положением СССР были установлены: · Общие принципы регулирования доступа к недрам; · Порядок осуществления промышленной разработки месторождений полезных ископаемых – горного промысла; · Осуществление горнопромыслового надзора, систематизации и учету данных о месторождениях полезных ископаемых; · Действие Положения и горных законов союзных республик не распространялось на месторождения торфа, подземных источников пресной воды, используемых для питья, хозяйственных надобностей и орошения, а также урановых и других радиосодержащих руд; · Для месторождений нефти также были установлены изъятия из общего порядка правового регулирования, ужесточающие государственный контроль и ответственность пользователей недр при осуществлении деятельности, связанной с поисками, разведкой и добычей нефти. 1976г – Верховным Советом СССР были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, и на их базе разрабатывались кодексы союзных республик о недрах. Провозглашалась исключительная государственная собственность на недра. Впервые недра провозглашались как «общее достояние всего советского народа». Принципом горных отношений провозглашались «интересы настоящего и будущего поколений». Значительное влияние на государственное регулирование отношений недропользования продолжали оказывать инструктивные и методические документы министерств и ведомств, которые формировали основную часть законодательного массива. Современное законодательство о недрах (начиная с 1992г). Начинается с принятия закона РФ «О недрах» (21 февраля 1992 года №2395-1). Современное российское законодательство о недрах является одной из отраслей национального законодательства и отражает федеративное устройство Российского государства, т.е. имеет двухуровневую систему: · Федеральное законодательство; · Законодательство субъектов РФ. Двухуровневую структуру законодательства о недрах обуславливает норма, закрепленная в п. «в» ст. 72 Конституции РФ, где устанавливается, что вопросы владения, пользования и распоряжения недрами отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. За прошедшее время закон РФ «О недрах» претерпел существенные коррективы, что явилось отражением произошедшей трансформации общественных отношений в период перехода от одной общественно-политической формации к другой. Можно выделить несколько этапов трансформации. Наиболее существенными являются: · 2004г – отмена «второго ключа» в недропользовании: сосредоточение основных полномочий по распоряжению недрами ФОИВ; · 2008г – усиление контроля государства за участием иностранного капитала в процессе пользовании недрами, в том числе установление правового режима участков недр федерального значения (УНФЗ). Поправки вносятся в закон и в настоящее время. Последние изменения были в декабре 200 году. Поправки 2009 года касались установления прозрачного режима пользования ОПИ и подземными водами для целей связанных с обеспечением работ по выданной лицензии на другие виды ПИ.
План лекции №2: Часть 1: Государственно регулирование отношений недропользования. Часть 2: Система органов государственной власти в сфере недропользования. Часть 1 Государственное регулирование – целенаправленное воздействие органов власти, наделенных компетенцией в сфере недропользования, посредством форм и методов, установленных нормативно-правовыми актами. Государственное регулирование осуществляется в целях: · Упорядочения общественных отношений; · Развития общественных отношений; · Охраны прав и законных интересов субъектов отношений; · Защиты интересов всего населения страны. Государственному регулированию отношений недропользования посвящен раздел 4 Закона РФ «О недрах». Основная задача гос.регулирования отношений недропользования ( ст. 35 Закона РФ «О недрах» ): · Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, её рациональное использование и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов РФ. Задачи государственного регулирования: · Определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам; · Обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; · Обеспечение геологического изучения территории РФ, её континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового Океана; · Установление квот на поставку добываемого минерального сырья; · Введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья; · Установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с использованием недрами, а также рационального использования и охраны недр. В соответствии со ст. 35 Закона РФ «О недрах» государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством: · Управления (гос.управление недропользованием); · Лицензирования (система предоставления в пользование участков недр); · Учета (результатов геологического изучения и освоения недр для обеспечения полноты геологического изучения территории и извлечения ПИ из месторождений); · Контроля (соблюдения законодательства и условий пользования недрами, включая соблюдение норм и правил промышленной безопасности при производстве работ в сфере недропользования). Статья 72 Конституции РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения ресурсами недр к совместному ведению РФ и её субъектов. 2.1. К компетенции федеральных органов гос.власти относится (ст. 3 Закона РФ «О недрах»): 1) разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах; 2) определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ; 3) установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов ПИ; 4) создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет гос.средств; 5) государственная экспертиза информации о разведанных запасах ПИ, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность (кроме ОПИ и местного значения); 6) официальное опубликование: · Перечня участков недр федерального значения в официальном издании, определенном Правительством РФ; · Формирование федерального фонда резервных участков недр; · Установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции; 7) формирование совместно с субъектами РФ региональных перечней ПИ, относимых к ОПИ и выделение участков недр местного значения; 8) осуществление гос.учета в сфере недропользования: · Составление Государственного баланса запасов ПИ; · Гос.учет участков недр, используемых для добычи ПИ и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ; · Ведение гос.кадастра месторождений и проявлений ПИ,гос.регистрация работ по геологическому изучению недр; 9) распоряжение недрами континентального шельфа РФ; 10) защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ; 11) разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ; 12) заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр; 13) гос.контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения; 14) заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр. 2.2. К компетенции органов гос.власти субъектов федерации относится (ст. 4 Закона РФ «О недрах»): 1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;
2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
3) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
4) создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов;
5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
6) составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и выделение участков недр местного значения; (п. 7 в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ)
8) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
9) установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;
10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
11) участие в определении условий пользования месторождениями ПИ (утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ);
12) участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр; (пп. 12 в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
2.3. К компетенции местных органов самоуправления относится (ст. 5 Закона РФ «О недрах»): 1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование; (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности; 3) предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения;
4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 18 настоящего Закона;
5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
6) утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Часть 2 Гос.управление отношениями недропользования осуществляется: 1) Президентом РФ; 2) Правительством РФ; 3) Федеральными органами РФ; 4) Органами гос.власти субъектов РФ в пределах их компетенции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 708; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.77 (0.012 с.) |