Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 4: «Возмещение причиненного вреда».

Поиск

Вопросы возмещения причиненного вреда регулируются ст.51 Закона РФ "О недрах".

При причинении вреда пользователю недр в результате деятельности предприятия, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в:

· нарушении естественных свойств недр;

· создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, возникают отношения, регулируемые гл. 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" части 2 ГК РФ, в соответствии с чем вред подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, граждан, средств соответствующих бюджетов.

Подлежит возмещению вред, причиненный государству в случае, если участок недр не предан в пользование.

Размер вреда определяется федеральными органами управления государственным фондом недр (ФОУГФН).

Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ.

Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена проведением работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр.

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания ПИ прекращается без возмещения затрат произведенных за время незаконного пользования недрами.

Практика реализации Закона РФ "О недрах" выявила ряд существенных недостатков в правовом регулировании вопросов возмещения вреда, причиненного государству в результате деятельности пользователя недр:

1) статья 51 Закона РФ "О недрах" связывает обязанность возмещения вреда государству с наступившими в результате действий пользователя недр только такими последствиями, как:

· выборочная отработка богатых участков месторождений ПИ;

· порча месторождения ПИ;

· создание условий частично или полностью исключающих дальнейшее пользование недрами.

В других случаях нарушения законодательства РФ о недрах обязанность по возмещению вреда не предусмотрена.

2) в действующей редакции статья 51 Закона РФ "О недрах" отсутствуют нормы, позволяющие на уровне подзаконного акта установить порядок расчета размера вреда, причиненного недрам, что не позволяет обеспечить единую методологию расчета размера причиненного вреда.

 

В результате, возмещение причиненного государству вреда либо не осуществляется, либо осуществляется в объеме, недостаточном для компенсации расходов государства, связанных с необходимостью проведения работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр, поиску и оценке новых месторождений ПИ.

Для устранения выявленных недостатков Минприроды России готовит поправки в статью 51 Закона РФ "О недрах", и проект Порядка расчета вреда, причиненного государству в результате пользования недрами.

Однако наиболее сложным представляется подготовка Методики расчета вреда, в которой необходимо будет определить и установить непосредственные параметры и критерии для расчета, и зависимости между этими параметрами и рассчитываемым вредом.

 

 

Тема: «Вопросы, недостаточно освещенные ранее».

План

9) Краткосрочное пользование недрами;

10) Общераспространенные полезные ископаемые (ОПИ).

Часть 1: «Краткосрочное пользование недрами».

В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О недрах" предусмотрено краткосрочное пользование недрами для добычи ПИ сроком до 1 года, в случаях, предусмотренных Законом РФ "О недрах".

Основание возникновения права пользования краткосрочного пользования недрами является (ст.10.1):

· решение ФОУГФН (Роснедра) или его территориально органа, принятое для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которыми досрочно прекращено;

· решение органа государственной власти субъекта РФ, принятое в соответствии с законодательством субъекта РФ для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, содержащем ОПИ, право пользования которыми досрочно прекращено.

Возможность краткосрочного пользования недрами в соответствии со ст. 21.1 Заокна РФ "О недрах" возникает, если одновременно выполняются два условия:

1) в отношении пользователя недр осуществлена процедура досрочного прекращения права пользования недрами;

2) если в интересах рационального использования и охраны недр приостановление добычи ПИ нецелесообразно или невозможно.

В этом случае органы, досрочно прекратившие право пользования участком недр, до принятия в установленном порядке решения о новом пользователе недр могут предоставить право краткосрочного (до 1 года) пользования таким участком недр юридическому лицу (оператору) с оформлением соответствующей лицензии в порядке, установленном настоящим Законом.

Между пользователем недр, право пользования недрами которого досрочно прекращено, и временным оператором может быть заключен договор о передаче имущества, необходимого для обеспечения пользования недрами, на возмездных основаниях.

Однако, гражданско-правовой характер имущественных отношений, закрепленный в Законе "О недрах", не позволяет на практике решать вопрос передачи имущества: необходимо решать этот вопрос административными методами и законодательно закрепить обязанность бывшего недропользователя на платной и рыночной основе передавать имущество, необходимое для продолжения деятельности по добыче ПИ.

Часть 2: «ОПИ».

ОПИ – это полезные ископаемые, которые широко используются в местной промышленности того или иного субъекта РФ в целях производства строительных материалов и строительства дорог, а также грунты, являющиеся объектом инженерно-строительной деятельности, торф и сапропели.

Рассмотрим 3 случая:

1) добыча ОПИ как самостоятельный вид пользования;

2) добыча ОПИ собственниками (арендаторами) земельных участков;

3) Добыча ОПИ в рамках выданной лицензии на разведку и добычу, или на совмещенной вид пользования другого вида ПИ (например, нефти и газа).

Распоряжение участками недр, содержащих ОПИ относится к компетенции субъектов РФ.

В рамках совей компетенции субъекты РФ:

· устанавливают порядок предоставления права пользования участками, содержащими ОПИ;

· обеспечивают организационное обеспечение системы лицензирования в отношении ОПИ: выдают и регистрируют лицензии, вносят в лицензии изменения, принимают решение о досрочном прекращении.

Перечни ОПИ утверждаются совместным решением Правительства субъекта РФ и Минприроды России.

В соответствии со ст.10.1 Закон РФ "О недрах" основанием возникновения права пользования участком недр, содержащим ОПИ, является принятое в соответствии с законодательством субъекта РФ решение органа государственной власти субъекта РФ:

1) о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу ОПИ или на геологическое изучение, разведку и добычу ОПИ на участках недр, содержащих месторождения ОПИ или участках недр местного значения;

2) о предоставлении права пользования участком недр, содержащим ОПИ, для разведки и добычи ОПИ открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, выполняющим работы по геологическому изучению такого участка недр, за исключением проведения указанных работ в соответствии с государственным контрактом;

3) о предоставлении права краткосрочного (сроком до 1 года) пользования участком недр, содержащим месторождения ОПИ, для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, содержащем месторождения ОПИ, право пользования которым досрочно прекращено.

В соответствии со ст. 18 закона РФ "О недрах" Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ устанавливаются:

1) порядок предоставления недр для разработки месторождения ОПИ;

2) порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи ОПИ;

3) порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков в целях, не связанных с добычей ПИ.

Порядок предоставления права пользования участком недр, содержащих ОПИ, в каждом субъекте РФ утверждается законом субъекта РФ, а Порядок оформления, выдачи и регистрации лицензии – как правило, Постановлением Правительства субъекта РФ.

В соответствии со ст. 19 Закона РФ "О недрах" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в границах этих участков (в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ):

1) осуществлять без применения взрывных работ добычу ОПИ, не числящихся на государственном балансе;

2) осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров;

3) осуществлять устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

В соответствии со ст. 19 Закона РФ "О недрах" пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу ПИ или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу ПИ, в границах предоставленных им горных отводов, имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных нужд осуществлять добычу ОПИ в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Порядок предоставления права пользования участком недр, содержащих ОПИ, не должен противоречить Закону РФ "О недрах" и не должен содержать дополнительных требований, не предусмотренных Законом РФ "О недрах".

Однако субъекты РФ часто превышают свою компетенцию и устанавливают дополнительные требования и барьеры.

В соответствии со ст. 19 Закона РФ "О недрах" пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу ПИ или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу ПИ, в границах предоставленных им горных отводов, имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных нужд осуществлять добычу подземных вод (для технологического обеспечения водой) в порядке, установленном ФОУГФН.

Приказом Минприроды России от 25 июня 2009 года № 168 утверждено "Положение о порядке осуществления добычи подземных вод (для технологического обеспечения водой) для собственных нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу ПИ или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу ПИ, в границах предоставленных им горных отводов на основании утвержденного технического проекта ".

Для добычи подземных вод необходимо:

1) наличие следующих документов, оформленных в установленном порядке:

· лицензии на право пользования недрами с целью разведки и добычи ПИ или по совмещенной лицензии с целью геологического изучения, разведки и добычи ПИ;

· горного акта, удостоверяющего уточненные границы горного отвода при его наличии), утвержденного технического проекта на добычу подземных вод;

· технического проекта на добычу подземных вод разрабатывается, согласованного и утвержденного в установленном порядке.

2) регистрация в территориальном фонде геологической информации (ТФИ) заполненной учетной карточки буровой скважины на воду, копия которой хранится в лицензионном деле.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.106.251 (0.009 с.)