Простые статистические методы контроля процессов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Простые статистические методы контроля процессов.



Их краткая сущность и особенности.

Вопросами сбора, обработки и анализа результатов занимается математическая статистика, которая включает огромное количество различных методов и инструментов. В настоящее время японскими учеными, а прежде всего профессором Исикавой, из данного многообразия отобраны семь методов (инструментов), которые являются легкими для восприятия и обеспечивают простоту, наглядность и визуальность, превратившиеся тем самым в эффективные инструменты контроля качества. Их можно понять и эффективно использовать без специальной математической подготовки. При всей своей простоте эти методы позволяют сохранить связь со статистикой и дают возможность профессионалам пользоваться результатами этих методов и при необходимости совершенствовать их.

Говоря о семи простых инструментах контроля качества, следует подчеркнуть, что основное их назначение - контроль протекающего процесса и предоставление участнику процесса фактов для корректировки и улучшения процесса.

Семь простых инструментов контроля качества можно применять не только в производстве, но и в планировании, проектировании, маркетинге, логистике и т.д. Последовательность применения семи методов может быть различной в зависимости от цели, которая поставлена перед системой. Точно так же применяемая система контроля качества не обязательно должна включать все семь методов. Их может быть меньше, а может быть и больше, так как существуют и другие статистические методы.

К семи простым инструментам контроля качества относятся следующие статистические методы:

• контрольный листок,

• диаграмма Парето,

• диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма),

• гистограмма,

• стратификация (расслоение),

• диаграмма разброса,

• контрольная карта.

Известный японский специалист по качеству профессор К. Исикава говорил: "Основываясь на опыте своей деятельности, могу сказать, что 95% всех проблем фирмы могут быть решены с помощью этих семи приемов". Области применения упомянутых "инструментов" качества показаны на рис. 1; там же приведены еще два приема, часто используемы на начальной стадии работы:

Мозговая атака

Схема процесса.

МОЗГОВАЯ АТАКА

Мозговая атака используется, чтобы помочь группе выработать наибольшее число идей по какой-либо проблеме в возможно коротко время, и может осуществляться двумя путями:

1. Упорядоченно – каждый член группы подает идеи в порядке очередности по кругу или пропускает свою очередь до следующее раза. Таким способом можно побудить к разговору даже самых молчаливых людей, однако, здесь присутствует некоторый элемент давления, что может помешать.

2. Неупорядоченно – члены группы просто подают идеи по мере того, как они приходят на ум. Так создается более раскованная атмосфера, правда, есть опасность, что самые говорливые возьмут верх.

В обоих методах общие правила поведения одинаковы. Желательно придерживаться такой линии поведения:

1. Никогда не критиковать идей. Записывать на лист или доску каждую идею. Если слова видны всем, это помогает избежать неверного понимания и рождает новые идеи.

2. Каждый должен согласиться с вопросом или повесткой дня предстоящей мозговой атаки.

3. Заносить на доску или на лист слова выступающего буквально, не редактируя их.

4. Делать все быстро, лучше всего проводить мозговую атаку за 5 - 15 минут.

Рис.1. Область применения "инструментов" качества:

Выявление проблем

Анализ проблем

СХЕМА ПРОЦЕССА

Схема процесса (последовательности операций, маршрутная карта) применяется, когда требуется проследить фактические или подразумеваемые стадии процесса, которые проходит изделие или услуга, чтобы можно было определить отклонения. При изучении схем процессов часто можно обнаружить скрытые ловушки, которые служат потенциальными источниками помех и трудностей. Необходимо собрать специалистов, располагающих наибольшими знаниями о данном процессе, для того, чтобы:

Построить последовательную схему стадий процесса, который действительно происходит

Построить последовательную схему стадий процесса, который должен протекать, если все будет работать правильно

Сравнить две схемы, чтобы найти, чем они отличаются, и таким образом найти точку, в которой возникают проблемы

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТОК (ТАБЛИЦА ПРОВЕРОК)

Какая бы задача ни стояла перед системой, объединяющей последовательность применения статистических методов, всегда начинают со сбора исходных данных, на базе которых затем при­меняют тот или иной инструмент.

Контрольный листок (или лист) – это инструмент для сбора данных и автоматического их упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации.

Обычно контрольный листок представляет собой бумажный бланк, на котором заранее напечатаны контролируемые параметры, согласно которым можно заносить в листок данные с помощью пометок или простых символов. Он позволяет автоматически упорядочить данные без их последующего переписывания.

Число различных контрольных листков исчисляется сотнями, и в принципе для каждой конкретной цели может быть разработан свой листок. При составлении контрольного листка важно придерживаться определенных правил. Во-первых, следует обратить внимание на то, чтобы было указано, кто, на каком этапе процесса и в течение какого времени собирал данные. Во-вторых, нужно спроектировать форму листка таким образом, чтобы она была простой и понятной без дополнительных пояснений. В-третьих, нужно, чтобы все данные добросовестно фиксировались, и собранная в контрольном листке информация могла быть использована для анализа процесса. В-четвертых, данные должны собираться постоянно и по возможности случайно (должны нести вероятностный характер). Несмотря на то, что вид контрольного листа зависит, прежде всего, от конкретной цели, конкретных задач, наиболее часто на производстве используют следующие виды контрольных листов:

1. Контрольный листок для регистрации распределения измеряемого параметра.

Данный контрольный листок используется для получения картины изменений хода процесса и широко применяется для построения гистограмм, так как наглядно указывает распределение признака качества уже на этапе сбора данных.

Зачастую, при построении гистограмм, нужно затрачивать огромные усилия на сбор большого числа данных и на дальнейшее представление частотного распределения в графической форме. Данный контрольный листок устраняет данные недостатки при условии правильного его составления до начала сбора информации и очень прост в применении: каждый раз, когда производится замер, в соответствующую клетку ставится крест, так что к концу измерений гистограмма уже готова. Если нужно произвести расслоение, то для пометок нужно всего лишь использовать карандаши разного цвета или метки разного типа, чтобы разница проявлялась наглядно.

2. Контрольный листок для регистрации видов дефектов.

Данный вид контрольного листка применяется при приемочном контроле, когда контролер, обнаружив дефект, делает соответствующую пометку в нем. В конце заданного проме­жутка времени (час, сутки, конец рабочего дня и т.д.) или после завершения контроля партии проводится подсчет числа и выявляются разновидности обнаруженных дефектов. Если при контроле в явной форме проявляется расслоение данных (например, контролируются изделия, изготовленные на двух станках, в разные смены, разными рабочими и т.д.), необходимо заранее учесть это при разработке бланка контрольного листка.

3. Контрольный листок дефектных изделий в динамике их дефектов в количественном и стоимостном выражениях.

Контрольный листок используется для анализа дефектных изделий, предоставления отчета несоответствий руководству, выявления закономерностей и видов причин, вызывающих появление этих несоответствий, и позволяет провести расслоение данных (по месяцам, изделиям, по видам дефектов).

4. Контрольный листок для оценки воспроизводимости и работоспособности технологического процесса.

Контрольный листок применяется для анализа процесса и используется при построении контрольных карт. Особенность контрольного листка заключается в том, что выборки берутся таким образом, чтобы за тот же промежуток времени, за который берется выборка, произошла, например, смена персонала, оснастки, инструмента, материала заготовки, наладка оборудования и т.д. В данном случае можно говорить о влиянии систематических изменений на процесс.

Контрольный листок позволяет ответить на вопрос: "Как часто случается определенное событие?". С него начинается превращение мнений и предположений в факты. Построение контрольного листка включает в себя следующие шаги, предусматривающие необходимость:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.006 с.)