Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы)

Поиск

Качество изделия как суперсистема является результатом действия системы фактов и причин (подсистем), составляющих тех­нологический процесс. Если качество изделий оказалось неудов­летворительным, следовательно, в системе факторов и причин, то есть в какой-то точке процесса изготовления продукции, произошло отклонение от заданных условий.

Для повышения качества продукции, во-первых, необходимо определиться со всеми причинами, которые определяют качество, и, во-вторых, выявить все факторы (дефекты), влияющие на каждую причину. Затем на факторы, которые оказывают отрицательное влияние на результат, необходимо оказать воздействие правильно подобранными методами и этим ввести процесс в стабильное состояние. При этом удобно пользоваться причинно-следственной диаграммой.

История появления причинно-следственной диаграммы уходит в период послевоенного роста экономики Японии, связанного с постоянным повышением качества продукции. В 1953 г. профессор Токийского университета Каору Исикава, обсуждая проблему качества на одном из заводов, суммировал мнение инженеров в форме диаграммы причин и результатов. Когда диаграмму начали применять на практике, она оказалась весьма полезной и скоро стала широко использоваться во многих компаниях Японии, получив название диаграммы Исикавы. Она была включена в японский промышленный стандарт (JIS) на терминологию в области контроля качества и определяется в нем следующим образом: диаграмма причин и результатов - диаграмма, которая показывает отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами. Иногда диаграмму Исикавы также называют диаграммой "рыбий скелет" из-за схожести ее с последним.

Перед тем, как приступить к построению диаграммы Исикавы, необходимо собрать данные, которые берутся из всех доступных источников: используются журнал регистрации операций, журнал регистрации данных текущего контроля, сообщения рабочих производственного участка и т.д. При построении диаграммы выбираются наиболее важные с технической точки зрения факторы. Для этой цели широко используются методы мозгового штурма.

Методы мозговой атаки (штурма) основаны на том непреложном факте, что коллективная мыслительная способность во много раз превышает способности одного человека. Она применяется для выявления проблем; поиска их причин; разработки решений и т.д.

Мозговой штурм представляет собой организованное обсуждение вслух заранее намеченной темы двумя путями.

1. Упорядоченно, когда каждый член группы подает идеи в порядке очередности по кругу или пропускает свою очередь до следующего раза. Данный способ позволяет побудить к разговору даже самых молчаливых людей, но при присутствии некоторого элемента давления.

2. Неупорядоченно, когда члены группы подают идеи по мере того, как они приходят к ним на ум. В данном случае создается более раскованная атмосфера, однако всегда есть опасность давления со стороны наиболее говорливых.

В обоих случаях общие правила поведения одинаковы:

1) Никогда не критиковать идеи других членов.

2) Записывать на лист или на доску каждую идею, предложенную участниками мозгового штурма, без редактирования.

3) Каждый член группы должен быть согласен с вопросом или повесткой дня предстоящей мозговой атаки.

4) Делать все быстро и четко.

5) Нельзя выбрасывать ни одного листка бумаги, чертежа, схемы, наброска, которые были использованы при мозговой атаке.

Оптимальным временем проведения мозгового штурма является 20-30 минут, т.к. долгое обсуждение проблемы затрудняет дальнейший анализ из-за многочисленных несущественных причин, а быстрое обсуждение не обеспечивает выявления нужных причин.

По ходу мозгового штурма его руководителю необходимо категорически пресекать обсуждение выдвинутых идей (например, "это не возможно", "так не бывает", "коллега не прав" и т.д.), т.к. настрой на благожелательное восприятие даже самых "бредовых" идей помогает избежать межличностных конфликтов.

Однако в жизни такая ситуация встречается очень редко. На заседании, как правило, каждый стремится высказаться как можно быстрее, не прислушиваясь к мнению других. Для избежания таких последствий руководителю мозгового штурма необходимо в начале заседания раздать всем членам группы по чистому листу бумаги, после чего каждый должен перечислить на своем листе проблемы, которые, на его взгляд, нужно решить в первую оче­редь для выполнения поставленной задачи. По истечении определенного времени листок передается соседу справа (слева). Он молча читает его, знакомится с другой точкой зрения, что рожда­ет у него дополнительные идеи. Допускается уточнять и развивать записанную мысль, вносить совершенно новые идеи, но нельзя повторять свои ранее записанные предложения. Далее листок передается по кругу, пока к каждому не вернется его листок, после чего все листки передаются руководителю, который определяет полный перечень проблем, избегая дублирования. Такой "молчаливый" мозговой штурм имеет всего один недостаток, который заключается в том, что не каждый участник в состоянии четко, кратко и понятно в письменном виде сформулировать свои мысли. Процедура использования метода мозгового штурма в общем виде включает два этапа:

1. Этап генерирования: руководитель группы анализирует руководящие указания по мозговому штурму и назначает дату и время заседания, где члены группы формируют перечень идей. Основная задача - генерировать как можно больше идей.

2. Этап прояснения: группа анализирует перечень идей, чтобы убедиться в правильности их понимания. Основная задача- выя­вить действительно весомые причины.

Организационные мероприятия по мозговому штурму предполагают следующие моменты:

• руководитель определен;

• назначено конкретное время проведения метода мозгового штурма;

• каждый член группы выступает по очереди, предлагая одну идею;

• по возможности, участники учитывают идеи других членов группы;

• на данном этапе идеи не осуждаются и не обсуждаются;

• идеи регистрируются так, чтобы все участники могли ви­деть запись;

• все идеи анализируются с целью их прояснения.

Таким образом, методы мозгового штурма являются эффективным инструментом выявления причин и их весомости при построении причинно-следственной диаграммы.

В настоящее время причинно-следственная диаграмма используется во всем мире применительно не только к показателям качества продукции, но и к другим областям науки и техники. В процедуре построения диаграммы можно выделить следующие основные этапы:

Этап 1. Определение показателя качества, которого нужно достичь.

Этап 2. Написание выбранного показателя качества в середине правого края чистого листа бумаги в прямоугольнике и проведение справа налево прямой линии ("хребет"). Определение главных причин ("большие кости"), влияющих на показатель качества, заключенных в прямоугольники, и их соединение стрелками с "хребтом".

Этап 3. Написание (вторичных) причин, влияющих на главные причины ("большие кости") и их расположение в виде "средних костей", примыкающих к "большим". Написание причин третьего порядка ("мелкие кости"), влияющих на вторичные причины, примыкающих к "средним", и т.д.

Этап 4. Ранжирование причин (факторов) по их значимости, с использованием диаграммы Парето или методов мозгового штурма.

Этап 5. Нанесение на диаграмму всей необходимой информации: ее названия; наименования изделия, процесса или группы процессов; имен участников процесса; даты составления и т.д.

При построении диаграммы Исикавы нужно помнить о том, что выявление максимального числа причин, имеющих отноше­ние к анализируемому показателю качества, позволяет быстро и эффективно решить поставленную задачу, т.к. иногда основная причина может скрываться в самой "мелкой кости".

Диаграмма Исикавы ("рыбий скелет") применяется, когда требуется исследовать и изобразить все возможные причины определенных проблем или условий. Позволяет представить соотношения между следствием, результатом и всеми возможными причинами, влияющими на них. Следствие, результат или проблема обычно обозначаются на правой стороне схемы, а главные воздействия или "причины" перечисляются на левой стороне (рис. 5)

Рис.5. Причинно-следственная диаграмма

 

СТРАТИФИКАЦИЯ

Одним из наиболее эффективных и простейших статистичес­ких методов, широко используемых в системе управления качеством, является метод стратификации, или расслаивания, представляющий собой группировку данных в зависимости от условий их получения на страты (группы) и последующую обработку каждой группы данных в отдельности. Например, данные, относящиеся к изделию, производимому на рабочем месте в цеху, могут различаться в зависимости от исполнителя, от используемого оборудования, от методов проведения рабочих операций, от температурных условий и т.д. Таким образом, данные, разделенные на группы в соответствии с их особенностями, называют слоями (стратами), а сам процесс разделения на слои (страты) – расслаиванием, или стратификацией.

На практике стратификация широко используется для расслаивания статистических данных по различным признакам и анализа выявленной при этом разницы в диаграммах Парето, схемах Исикавы, гистограммах, диаграммах рассеивания и т.д. Расслоение помогает выявить причину появления дефекта, если обнаруживается разница в данных между слоями.

В настоящее время существуют различные методы расслаивания, применение которых зависит от конкретных задач. Например, в производственных процессах часто используется метод 5М, учитывающий факторы, зависящие or человека (таи), машины (machine), материала (material), метода (method), измерения (measurement), поэтому расслаивание можно провести по следу­ющим критериям:

• расслаивание по исполнителям - по квалификации, полу, стажу работы и т.д.

• расслаивание по машинам и оборудованию — по новому и старому оборудованию, марке, конструкции, выпускающей фирме и т.д.

• расслаивание по материалу - по месту производства, фирме-производителю, партии, качеству сырья и т.д.

• расслаивание но способу производства - но температуре, технологическому приему, месту производства и т.д.

• расслаивание по измерению — по методу измерения, тину измерительных средств или их точности и т.д.

Однако пользоваться этим методом не так просто. Иногда расслаивание но, казалось бы, очевидному параметру не дает ожидаемого результата. В этом случае нужно продолжить анализ данных по другим возможным параметрам в поисках решения возникшей проблемы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.131 (0.007 с.)