Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и практика антикризисного управления

Поиск

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Учебное пособие

Санкт-Петербург

 

ВВЕДЕНИЕ  
Раздел1.Финансовый анализ предприятия, находящегося в состоянии кризиса    
1.1.Правила проведения финансового анализа предприятия – должника арбитражными управляющими  
1.2 Коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности предприятия – должника и показатели, используемые для их расчета  
1.3 Анализ хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности и положения предприятия – должника на товарных рынках  
1.4 Анализ активов и пассивов предприятия – должника  
1.5 Анализ возможности безубыточной деятельности предприятия – должника  
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БАНКРОТСТВА  
2.1 "Качественные" кризис-прогнозные методики  
1.3 "Количественные" кризис-прогнозные методики  
РАЗДЕЛ 3. КОМПЛЕКСНАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ  
3.1.Разработка общей стратегии вывода предприятия из кризиса  
3.2. Реструктуризация «Портфеля заказов»  
3.3 Реструктуризация производственной структуры  
3.4 Реструктуризация организационной структуры предприятия  
3.5. Реструктуризация финансовой структуры  
РАЗДЕЛ 4. ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА  
4.1 Последствия открытия конкурсного производства  
4.2 Оценка ликвидационной стоимости предприятий при осуществлении конкурсного производства  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

ВВЕДЕНИЕ

Под антикризисным управлением понимается управление, которое нацелено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса), а также на предотвращение проявления кризисной ситуации. В некоторых учебных пособиях авторами рассматривается более широкое понятие антикризисного управления, которое должно априорно опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия. Возможно, это и так, однако, в таком случае любое вновь создаваемое предприятие изначально будет нуждаться в антикризисном управляющем, поскольку данное предприятие в стратегическом плане рассматривается как испытывающее какие-либо трудности, которые необходимо решать.

Рассмотрение антикризисного управления в стратегическом плане также не считается целесообразным, поскольку стратегическое планирование основной своей целью ставит разработку плана развития бизнеса предприятия на долгосрочный промежуток времени (обычно 3-5 лет), в то время как антикризисное управление призвано выводить предприятие из уже сложившейся кризисной ситуации. В данном случае необходимо не стратегическое планирование, а оперативное, которое вырисовывает вариант развития предприятия на небольшой промежуток времени (12-18 месяцев). Антикризисный менеджмент проявляется, как правило, в случае выявления кризисной ситуации и носит характер оперативного «хирургическо-экономического» вмешательства, с целью предотвращения дальнейшего ухудшения в деятельности предприятия.

В случае положительного исхода антикризисного управления (предприятие выравнивается - с точки зрения финансового состояния, улучшается платежный баланс, и проч.), предприятие может продолжать реализацию стратегического плана развития, скорректированного на появление возможных кризисных ситуаций.

Таким образом, предметом настоящего курса является следующее:

1. диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия;

2. комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления;

3. разработка программы реструктуризации для финансового оздоровления предприятия;

4. оценка ликвидационной стоимости предприятия при открытии конкурсного производства

Данное Учебное разработано для студентов очной и заочной формы обучения, где есть учебный курс Теории и практики антикризисного управления

Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника

Коэффициент абсолютной ликвидности. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно, и рассчитывается как отношение наиболее ликвидных оборотных активов к текущим обязательствам должника (указаны строки баланса). (стр.250+стр.260) / (стр.610+стр.620+стр.630+стр.660) Коэффициент текущей ликвидности. Коэффициент текущей ликвидности характеризует обеспеченность организации оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения обязательств и определяется как отношение ликвидных активов к текущим обязательствам должника. (стр.240+стр.250+стр.260+стр.270) / (стр.610+стр.620+стр.630+стр.660) Показатель обеспеченности обязательств должника его активами. Показатель обеспеченности обязательств должника его активами характеризует величину активов должника, приходящихся на единицу долга, и определяется как отношение суммы ликвидных и скорректированных внеоборотных активов к обязательствам должника. (стр.190-стр.145+стр.240+стр.250+стр.260+стр.270) / (стр.590+стр.690-стр.515-стр.640-стр.650) Степень платежеспособности по текущим обязательствам. Степень платежеспособности по текущим обязательствам определяет текущую платежеспособность организации, объемы ее краткосрочных заемных средств и период возможного погашения организацией текущей задолженности перед кредиторами за счет выручки.Степень платежеспособности определяется как отношение текущих обязательств должника к величине среднемесячной выручки. (стр.610+стр.620+стр.630+стр.660) / стр. 010 Ф.2 Указанная ошибка в определении коэффициента перенесена из более ранних нормативных документов – валовая выручка содержит косвенные налоги, которые причитаются к уплате в бюджет и, таким образом, не могут быть использованы для оплаты существующей задолженности в полной мере.

Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника

Коэффициент автономии (финансовой независимости). Коэффициент автономии (финансовой независимости) показывает долю активов должника, которые обеспечиваются собственными средствами, и определяется как отношение собственных средств к совокупным активам. (стр.490+стр.640+стр.650-кап.затраты по арендованному имуществу) / стр.300 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах). Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяет степень обеспеченности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для ее финансовой устойчивости, и рассчитывается как отношение разницы собственных средств и скорректированных внеоборотных активов к величине оборотных активов. ((стр.490+стр.640+стр.650) – (стр.190 - стр.145)) / стр.290 Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах. Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах характеризует наличие просроченной кредиторской задолженности и ее удельный вес в совокупных пассивах организации и определяется в процентах как отношение просроченной кредиторской задолженности к совокупным пассивам. Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам. Показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам определяется как отношение суммы долгосрочной дебиторской задолженности, краткосрочной дебиторской задолженности и потенциальных оборотных активов, подлежащих возврату, к совокупным активам организации.(стр.230+стр.240+сальдо сч.007) / стр.300

 

Критические показатели рассматриваемых моделей

Модель Благополучные Банкроты Зона неопределенности
I 0.08-0.16 (-0.20)-(-0.08) (-0.08)-0.08
II 1.07-1.54 0.35-0.49 0.49-1.07
III 0.92-1.36 0.25-0.38 0.38-0.92

 

Несомненным достоинством рейтинговых моделей является простота. Вместе с тем, методы определения весовых значений показателей далеко не всегда обеспечивают необходимую точность

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Действующий Российский закон «О несостоятельности (банкротстве)» впитал в себя накопленный отечественный опыт и всё самое передовое, что было наработано в мировой практике. Особое место занимает модель использования процедуры наблюдения. Найден разумный баланс между защитой прав кредиторов, в том числе обеспеченных, и максимизацией условий для сохранения целост­ности действующего предприятия.

Оптимальная система регулирования несостоятельности есть та, в которой ликвидация не предпочти­тельнее, чем реорганизация, и в то же время реорганизация не является более предпочтительной, чем ликвидация. Именно эта конструкция выражала бы идеологию нового российского закона, и он соответствовал бы свойству сбалансированности оптималь­ного законодательства о несостоятельности, если бы среди усло­вий, регулирующих введение внешнего управления, не преду­сматривалось право суда принять решение, против которого про­голосовало собрание кредиторов.

Исходя из выше сказанного можно однозначно сделать вывод о том, что новое Российское законодательство о банкротстве ближе всего к умеренно-прокредиторскому. Современное законодательство о банкротстве несмотря на свою прогрессивность, помогает уходить собственникам, которые используют узкие места законодательства, от ответственности перед кредиторами и государством.

Несмотря на свою прогрессивность, законодательство России о банкротстве имеет много узких мест в силу непродолжительности времени его применения. Зарубежный опыт «ликвидации убыточности» свидетельствует об избирательности и «штучности» в решении деликатной проблемы банкротства, требующий учета национальных особенностей.

Социальная нестабильность делает массовые банкротства особо опасными. Основной акцент должен быть сделан на реструктуризацию и реорганизационные процедуры и только в «штучном» варианте. Программы реструктуризации должны базироваться на общих принципах государственной поддержки. Реструктурирование или реорганизация могут осуществляться с минимальными затратами для государства, а зачастую и для фирм в том случае, если акцент делается не на количество фирм, а на условия, не требующие затрат для вступления в отраслевой рынок или выход из него.

Дефицит квалифицированных управленцев делает затруднительным оздоровление экономики вообще и предприятий в частности, и поэтому необходима государственная программа подготовки и переподготовки кадров управленцев.

Кризисные явления в экономике предприятий являются в большинстве своем следствием государственной политики, поэтому без соответствующих корректировок со стороны государства, самостоятельно предприятия положения не выправят. Антикризисные программы предприятий должны являться органичной частью более крупных отраслевых и региональных программ, которые, в свою очередь, должны входить в качестве согласованных блоков в общую антикризисную программу России. В эпоху либеральной экономической политики принципиальная роль государства должна сводиться к предоставлению качественного законодательства, для наиболее эффективного разрешения стоящей проблемы системного банкротства

 

 

ЛИТЕРАТУРА

.

1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.98 № 6-ФЗ

2. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.98 № 6-ФЗ

3. Айвазян З., Кириченко В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти.// Проблемы теории и практики управления. № 4, 2002

4. Александрова К.Н. Реорганизация, Ликвидация, Банкротство – М,; 2004

5. Ансофф И. Стратегическое управление /Под ред. Л.И. Евенко. Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989.

6. «Антикризисное управление" учебное пособие для технических вузов, под ред. Проф. Минаева Э. С. и проф. Панагушина В. П. М, 1999 г.

7. «Антикризисный менеджмент»/под ред. проф. Грязновой А.Г. – М,; Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999

8. Банкротство предприятий/Сборник нормативных документов с комментариями. Бизнес - информ. - М., 1996.

9. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций –СПб. Издательство СпбГУ. 2000

10. Бандурин В.В., Ларицкий В.Е. Проблемы управления несостоятельными предприятиями в условиях переходной экономики. – М.: Наука и экономика, 1999.

11. Банкротство предприятий /Сборник нормативных документов с комментариями. - М.: Бизнес-информ, 1996.

12. Давыдова Г. В., Беликов А. Ю. Методика количественной оценки риска банкротства предприятий//Управление риском, 1999 г., № 3,

13. Зайцева Н.А. Антикризисное управление предприятием: теория и практика М,; 2004

14. Кальварский Г.В. Управление финансами предприятия в условиях неплатежеспособности, Учебно-методическое пособие. – СПб., Международный банковский институт, 2003.

15. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент, М. Финансы и статистика, 1999.

16. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний. – М., Экономика, 2001.

17. Макаров А., Мизиковский Е. Оценка баланса и несостоятельности предприятия// Бухгалтерский учет. - 1996. - №3..

18. Маркарьян Э. А., Герасименко, Г. П. "Финансовый анализ" - М.: "ПРИОР", 1997 г..

19. Телюкина М.В. Особенности нового законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Законодательство. - 1999. - №1.

20. Таль Г.К., Юн Г.Б., Григорьев В.В. Внешнее управление на несостоятельном предприятии. - М., Издательство ДЕЛО, 2003.

21.. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/Г. З. Базаров, С. Г. Беляев, Л. П. Белых и др.; Под ред. С. Г. Беляева и В. И. Кошкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.

22. Самоукина Н. Антикризисное управление компанией – СПб,; Издательство Питер 2003

23.. Свит Ю. Восстановительные процедуры – способ предотвращения банкротства// Российская юстиция. - 1998. - № 3.

24. Роберт Хит Антикризисное управление для руководителей и менеджеров –М,; Издательство Лори 2004

25. Шагинов Ю.А. Финансовый анализ. Нормативное регулирование: Учебное пособие по «Единой программе подготовки арбитражных управляющих»//СПб.; Международный банковский институт, 2004

26. Фонда реструктуризации предприятий. www.fer.ru,

27. Информационная система субконтрактации. www.subconract.ru,

28. www.reorg.psr.su.

29. Типичные ошибки при реструктуризации бизнеса. – www.valex.net.

 

:

 


[1] Формулы приведены по: Колышкин А.В. Новые подходы к оценке вероятности банкротства, http://bizoffice.ru/

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Учебное пособие

Санкт-Петербург

 

ВВЕДЕНИЕ  
Раздел1.Финансовый анализ предприятия, находящегося в состоянии кризиса    
1.1.Правила проведения финансового анализа предприятия – должника арбитражными управляющими  
1.2 Коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности предприятия – должника и показатели, используемые для их расчета  
1.3 Анализ хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности и положения предприятия – должника на товарных рынках  
1.4 Анализ активов и пассивов предприятия – должника  
1.5 Анализ возможности безубыточной деятельности предприятия – должника  
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ БАНКРОТСТВА  
2.1 "Качественные" кризис-прогнозные методики  
1.3 "Количественные" кризис-прогнозные методики  
РАЗДЕЛ 3. КОМПЛЕКСНАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ  
3.1.Разработка общей стратегии вывода предприятия из кризиса  
3.2. Реструктуризация «Портфеля заказов»  
3.3 Реструктуризация производственной структуры  
3.4 Реструктуризация организационной структуры предприятия  
3.5. Реструктуризация финансовой структуры  
РАЗДЕЛ 4. ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКУРСНОГО ПРОИЗВОДСТВА  
4.1 Последствия открытия конкурсного производства  
4.2 Оценка ликвидационной стоимости предприятий при осуществлении конкурсного производства  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

ВВЕДЕНИЕ

Под антикризисным управлением понимается управление, которое нацелено на вывод предприятия из возникшей кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса), а также на предотвращение проявления кризисной ситуации. В некоторых учебных пособиях авторами рассматривается более широкое понятие антикризисного управления, которое должно априорно опережать и предотвращать неплатежеспособность и несостоятельность предприятия. Возможно, это и так, однако, в таком случае любое вновь создаваемое предприятие изначально будет нуждаться в антикризисном управляющем, поскольку данное предприятие в стратегическом плане рассматривается как испытывающее какие-либо трудности, которые необходимо решать.

Рассмотрение антикризисного управления в стратегическом плане также не считается целесообразным, поскольку стратегическое планирование основной своей целью ставит разработку плана развития бизнеса предприятия на долгосрочный промежуток времени (обычно 3-5 лет), в то время как антикризисное управление призвано выводить предприятие из уже сложившейся кризисной ситуации. В данном случае необходимо не стратегическое планирование, а оперативное, которое вырисовывает вариант развития предприятия на небольшой промежуток времени (12-18 месяцев). Антикризисный менеджмент проявляется, как правило, в случае выявления кризисной ситуации и носит характер оперативного «хирургическо-экономического» вмешательства, с целью предотвращения дальнейшего ухудшения в деятельности предприятия.

В случае положительного исхода антикризисного управления (предприятие выравнивается - с точки зрения финансового состояния, улучшается платежный баланс, и проч.), предприятие может продолжать реализацию стратегического плана развития, скорректированного на появление возможных кризисных ситуаций.

Таким образом, предметом настоящего курса является следующее:

1. диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах предприятия;

2. комплексный анализ финансово-экономического состояния предприятия для установления методов его финансового оздоровления;

3. разработка программы реструктуризации для финансового оздоровления предприятия;

4. оценка ликвидационной стоимости предприятия при открытии конкурсного производства

Данное Учебное разработано для студентов очной и заочной формы обучения, где есть учебный курс Теории и практики антикризисного управления



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 411; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.37 (0.01 с.)