Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальная конкурентоспособностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Национальная конкурентоспособность (конкурентоспособность страны) – это способность ее предприятий, организаций и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках и обусловливается экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране. Национальную конкурентоспособность определяют на основе изучения конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны. К конкурентным преимуществам страны можно отнести: – высокие расходы из госбюджета на НИОКР; – высокие расходы в развитие человека; – стабильность политической и правовой системы страны; – доля ВВП на душу населения; – высокая продолжительность жизни; – высокая эффективность использования ресурсов; – оптимальный экспорт; – низкая инфляция; – наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение страны; – значительная доля конкурентоспособных организаций в стране; – конкурентоспособность трудовых ресурсов; – гибкость финансовой системы страны; – динамичность внутреннего рынка; – отсутствие государственной задолженности; – высокая образованность населения в стране; – высокая конкуренция во всех сферах деятельности; – открытость страны, высокий уровень международной интеграции и кооперирования; – высокое качество инфраструктуры рынков и регионов; – низкие налоговые и таможенные ставки; – высокая культура бизнеса в стране; – высокий уровень информационного обеспечения управления страной. Среди показателей в международной и российской практике наиболее часто используются следующие: – объем ВВП, выражающий емкость отечественного рынка и потенциал конкурентоспособности национальной экономики; – доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП и валовых накоплений в конечном потреблении; – отношение экспортно-импортных сальдо к сумме внешнеторгового оборота страны (отражает динамику потенциала конкурентоспособности национальной экономики); – соотношение средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые страной товары и услуги; – прирост золотовалютных резервов страны; – структура ВВП страны, особенно доля, создаваемая перерабатывающими отраслями промышленности. С 1986 года под эгидой Всемирного экономического форума начали публиковаться доклады о сравнительной конкурентоспособности ведущих стран мира, а позднее – разработки Всемирного банка и Международного института совершенствования методов управления. Национальная конкурентоспособность определяется Всемирным экономическим форумом на основе многофакторных моделей, в которых 381 показатель сводится в восемь агрегированных групп: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, финансово-кредитная система, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы. Экономические показатели по каждой стране составляют около 70 % всей совокупности данных, дополняются оценками аналитиков и опросами авторитетных экспертов (синтез количественных и качественных характеристик). Страны ранжируются по количеству баллов, сумма которых позволяет составить представление не только об уровне развития производительных сил, но и о гибкости хозяйственной системы в соответствии с изменениями в мировой экономике. Расчеты конкурентоспособности национальной экономики в международной практике стали повседневной реальностью, и внимание к ним мирового сообщества постоянно растет. А.З. Селезнев обосновывает, что при оценке конкурентоспособности страны на товарных рынках может быть использована система экономических индикаторов, которые характеризуют: – макроэкономические условия функционирования производителей товаров; – конкурентоспособность страны в интегральной, обобщенной форме как отражение положения страны на внутреннем и внешнем рынках, позволяющее отслеживать «критические точки», по которым генерируется информация для принятия соответствующих решений в области макрорегулирования экономики; – конкурентные позиции региона, изучаемого на предмет выявления условий, благоприятствующих конкурентоспособности производителей товаров; – позиции страны на конкретных товарных рынках; – непосредственные экономические и квалиметрические показатели конкурирующих товаров в сравнении с товарами-аналогами.[15] Р.А. Фатхутдинов предлагает использовать следующие принципы оценки конкурентоспособности страны: 1) применение преимущественно количественных методов оценки (количество показателей должно быть минимальным, но достаточным для соблюдения принципа комплексности); 2) использование статистических данных страны и международных организаций с тем, чтобы один человек мог собрать информацию, другой рассчитать показатель, а третий проверить работу первых двух; 3) применение к формированию показателей комплексного подхода (оценка конкурентоспособности с учетом политического, социального, духовного, экологического, технического, экономического развития страны); 4) структура формулы оценки конкурентоспособности страны должна быть идентична структурам формул оценки товаров и организации с определением весомости частных показателей конкурентоспособности; 5) применение показателей, прошлое, настоящее и будущее страны; 6) в формулу оценки конкурентоспособности страны должен быть включен показатель, отражающий естественные конкурентные преимущества; 7) показатели не должны зависеть от размера страны и численности ее населения; 8) оценка конкурентоспособности страны должна проводиться ежегодно; 9) по результатам оценки должны быть установлены ежегодные международные знаки отличия. Расчеты конкурентоспособности национальной экономики в международной практике стали повседневной реальностью, и внимание к ним мирового сообщества постоянно растет.[16] В современной России очень важно осознать необходимость регулирования экономики.[17] М. Портер отмечал, что «правительства стран должны ставить правильную соответствующую цель – достижение высокой продуктивности, так как, на ней основывается национальное процветание. Они должны стремиться к тому, что действительно определяет продуктивность, к поощрению развития, к работе с полной отдачей и к конкуренции, а не соблазняться такими вещами, как субсидии, широкомасштабные программы международной кооперации или временный протекционизм, который им часто предлагают: эти меры зачастую снижают продуктивность. Роль государства должна заключаться в том, чтобы побуждать отечественную промышленность к развитию, а не предлагать помощь, позволяющую промышленности не развиваться». Проблемы повышения конкурентоспособности России укрупнено можно подразделить на следующие: – осуществление финансирования образования, науки, развития производства и инфраструктурой в необходимых объемах; – проведение фундаментальных исследований по формированию принципов управления важнейшими экономическими, социально-экономическими, производственными системами; – применение к менеджменту и разработке управленческих решений научных подходов; – рассмотрение функций менеджмента как единого процесса осуществления работ по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации и регулированию; – ориентация развития экономики России преимущественно на инновационный тип развития. В развитых странах разработаны и реализуются конкретные стратегии. В США принят Комплексный закон о торговле и конкурентоспособности. В ЕС издана Белая книга ЕС, в которой четко обозначены ориентиры глобальной стратегии формирования конкурентных преимуществ. В Японии действуют механизмы поддержки национальных экспортеров. Франция многие годы развивается по плану, имеющему специальный раздел по развитию экспорта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.143.149 (0.007 с.) |