Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По внеучебной воспитательной работе

Поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРАКТИКЕ

ПО ВНЕУЧЕБНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»

Содержание работы по практике

«Внеучебная воспитательная работа»

Практика по внеучебной воспитательной работе осуществляет подготовку студентов к выполнению вида профессиональной деятельности Классное руководство и проводится на 2-м курсе в 4 семестре (база 11 кл.) 3-м курсе в 5 семестре (база 9 кл.)

Данный вид практики ставит перед студентами следующие задачи:

- педагогическое наблюдение, диагностика и интерпретация полученных результатов;

- анализ планов и организации деятельности классного руководителя, разработка предложений по их коррекции;

- определение цели и задач, планирование деятельности классного руководителя;

- планирование, организация и проведение внеурочных мероприятий;

- определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучение особенностей семейного воспитания;

- наблюдение, анализ и самоанализ внеурочных мероприятий, обсуждение отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции.

В ходе данной практики студенты должны:

иметь практический опыт:

-педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;

-анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;

-определения цели и задач, планирования деятельности классного руководителя;

-планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;

-определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

-наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, мастерами, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;

уметь:

-выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;

-формулировать цели и задачи воспитания и обучения класса и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

-планировать деятельность классного руководителя;

-совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;

- применять современные технологии воспитательной работы в начальной школе;

-использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;

-организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединений;

-осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;

-создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

-помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;

-составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);

-вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);

-организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;

-изучать особенности семейного воспитания младших школьников;

-формулировать цели и задачи работы с семей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-анализировать процесс и результаты работы с родителями;

-использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся класса;

-анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);

знать:

-теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;

-методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;

-возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;

-основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;

-особенности процесса социализации младших школьников;

-условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;

-особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;

-теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;

-содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности и общения в начальной школе;

-современные технологии воспитательной работы в начальной школе;

-педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;

-основы делового общения;

-особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями обучающихся (лицами, их заменяющими);

-задачи и содержание семейного воспитания;

-особенности современной семьи;

-содержание и формы работы с семьей;

-способы диагностики результатов воспитания;

-методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации;

-логику анализа деятельности классного руководителя.

Форма отчетности по практике "Внеучебная воспитательная работа".

1. Дневник практики.

2. Тетрадь для записи посещенных уроков.

3. Примерное планирование воспитательной работы классного руководителя на одну четверть.

4. План работы на неделю.

5. Проект внеурочного мероприятия с наглядным материалом.

6. Анализ проведенного внеурочного мероприятия.

7. Диагностические методики с анализом полученных результатов.

8. Карта семьи одного ученика.

9. Педагогическое эссе «Роль классного руководителя в формировании личности и коллектива младших школьников».

Практический блок.

1.Педагогическое наблюдение за особенностями работы классного руководителя.

В дневнике практики дается анализ итогов педагогического наблюдения за особенностями работы классного руководителя по плану:

· Цели и задачи, которые ставит перед собой классный руководитель по работе с классом и отдельной личностью, родителями (лицами, их заменяющими);

· Направления его работы с классом, родителями (лицами, их заменяющими);

· Формы работы с коллективом учащихся и родителей;

· Анализ документации, которую ведёт классный руководитель (журнал, личные дела, план воспитательной работы, характеристики, акты обследования и пр.): структура, требования к оформлению;

· Новации в деятельности классного руководителя.

При анализе необходимо приводить конкретные примеры.

 

2. Анализ планов и организации деятельности классного руководителя, разработка предложений по их коррекции.

При выполнении данного задания анализируется план воспитательной работы классного руководителя конкретного класса на одну четверть. В дневнике практики приводится отчет о выполнении задания. В отчете необходимо осветить следующие вопросы:

1. Осуществляет ли классный руководитель перспективное планирование своей работы? Опишите структуру и содержание перспективного плана воспитательной работы. Какие разделы включены в план?

2. По каким разделам, направлениям планируется текущая работа классного руководителя?

3. Какие воспитательные мероприятия преобладают в плане воспитательной работы? Какова их тематика?

4. Какие виды деятельности младших школьников планируются учителем и обеспечивают ли они выполнение намеченных воспитательных задач? Показать на конкретных примерах.

5. Опишите структуру и содержание плана работы с родителями. Какие разделы включены в план?

6. Ориентирована ли работа классного руководителя с родителями на совместное решение воспитательных задач? Показать на конкретных примерах.

7. Предложения по коррекции плана воспитательной работы.

Результаты анализа фиксируются в исследовательском протоколе:

 

Протокол № 1

Изучение планируемых учителем начальных классов воспитательных мероприятий

Основные направления воспитательной деятельности Формы воспитания (указываются все формы согласно плана воспитательной работы, записывается их количество по направлениям)
Беседы Утрен ники Встречи Викторины Другие мероприятия
             
             

 

В соответствующие графы протокола вносятся количественные показатели запланированных на определенный период внеурочных мероприятий и видов форм организации деятельности детей.

 

3.Определение цели и задач, планирование деятельности классного руководителя на период практики

Составление недельного плана работы с учетом плана воспитательной работы классного руководителя и задачами практики. В план вписывается коллективная и индивидуальная работа с классом (проведение игровых перемен, организационная работа, подготовка, организация и проведение внеурочных мероприятий и т.п.) и родителями учащихся (лицами, их заменяющими).

Недельный план оформляется в виде таблицы:

Таблица 1

План работы на неделю с _____ по _______ 20____г.

Класс:

Цель:

Задачи:

Понедельник Время Вторник Время Среда Время Четверг Время Пятница Время Суббота Время Воскресенье Время
                           
                           
                           
                           
                           
                           

Планирование, организация и проведение внеурочных мероприятий с классом

Планирование, организация и проведение внеурочного мероприятия с классом согласно плана воспитательной работы классного руководителя.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ

Требования к организации и проведению воспитательного мероприятия

1. Тема должна быть интересной для данного возраста учащихся, актуальной, лаконичной, отражать содержание.

2. Необходима предварительная подготовка учителя и воспитанников.

3. Воспитатель должен чётко определить метод и приёмы, средства.

4. Целью воспитательного занятия является ответ на вопрос: «Что я хочу получить в результате своего воспитательного воздействия да детей через раскрытие данной темы?» Цель должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую функцию, но не обучающую функцию (что характерно для урока). Цель должна осознаваться воспитанниками.

5. Задачи должны быть конкретными и отображать содержание и отвечать на вопрос: «Что делать, чтобы достичь цели?».

6. К оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, игрушки, видеофильмы, диапозитивы, литература и пр. Нельзя перегружать мероприятие средствами.

7. Формой проведения занятия может быть экскурсия, викторина, конкурс, спектакль и т.п. Форма может совпадать с темой («Конкурс фантазёров»).

8. Подготовительный этап мероприятия включает в себя подготовку детей и педагога к занятию.

9. Ход занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания.

10. Воспитательное занятие должно включать в себя четыре этапа:

а) организации начала (0,5 – 3 мин.);

б) вводная часть (1/5 – 1/3 времени);

в) основная часть (2/4 времени);

г) заключительная часть (1/5 – 1/4 времени).

11. Целью организации начала занятия является переключение воспитанников на другой вид деятельности, мотивации. Для этого можно использовать загадку, проблемный вопрос, игровой момент, звукозапись, изменение условий.

12. Целью вводной части является активизация детей, расположение их к воспитательному воздействию. Необходимо оценить уровень осведомлённости по теме, активности, интерес детей. Эта часть может представлять собой беседу или разминку (викторина, конкурс).

13. В основной части должна реализоваться основная идея занятия. Педагог должен использовать разнообразные методы формирования сознания и поведения, избегать излишней назидательности и морализаторства, создать комфортные психологические условия.

14. Целью заключительной части является настраивание учащихся на практическое применение полученных знаний. Необходимо использовать задания текстового характера в привлекательной форме (кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация). В заключительной части необходимо настроить детей на применение полученного опыта в жизни и учебной деятельности.

План организации внеурочного мероприятия

 

1. Поставь цель, определи, что требуется сделать.

2. Подумай, какими путями ее лучше достигнуть.

3. Разбей всю работу на части.

4. Составь план выполнения дела.

5. Посоветуйся с опытными людьми.

6. Установи, как должна идти работа.

7. Подбери помощников.

8. Распредели обязанности.

9. Объясни, что требуется сделать.

10. Контролируй работу, вноси изменения.

11. Учитывай, кто и как работает.

12. Подведи итоги, проанализируй работу.

 

 

Оформление конспекта внеурочного мероприятия

 

Титульный лист

Дата проведения:__________

 

 

Конспект

внеурочного воспитательного мероприятия

по теме «_______________________________»,

проведенного в ______ классе МБОУ СОШ N _____

студенткой __________________ группы ОГБОУ СПО УПК N 4

 

Фамилия Имя Отчество

 

 

Учитель:________________(И.О. Фамилия)

 

Руководитель практики:__________(И.О. Фамилия)

 

2 лист

Тема:

Цель:

Задачи:

1. Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Форма проведения:

Оборудование:

Оформление (доски, помещения):

Подготовительный этап:

Литература:

Структура мероприятия:

1 Организация начала - ______ мин

2 Вводная часть - ________мин

3 Основная часть - ________мин

4 Заключительная часть - ______ мин

3 лист

Ход мероприятия:

Организация начала

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

 

 

Наблюдение, анализ и самоанализ внеурочных мероприятий, обсуждение отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции

Методика № 1

Цель: выявление уровня усвоения нормы взаимопомощи.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия нравственно-этического оценивания - выделение морального содержания ситуации; учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений.

Возраст: 7—8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Описание задания: учитель читает рассказ ребенку и задает ему вопросы. Пол героя рассказа и соответственно его имя меняются в зависимости от пола исследуемого ребенка.

Для мальчиков персонаж — мальчик, для девочек — девочка.

Текст рассказа:

Мама, уходя на работу, напомнила Андрею (Лене), что ему (ей) надо есть на обед. Она попросила его (ее) помыть посуду после еды, потому что вернется с работы уставшей. Андрей (Лена) поел(а) и сел(а) смотреть мультфильмы, а посуду мыть не стал(а). Вечером пришли с работы мама и папа. Мама увидела грязную посуду, вздохнула и начала мыть ее сама. Андрею (Лене) стало грустно, и он (она) ушел (ушла) в свою комнату.

Вопросы:

1. Почему Андрею (Лене) стало грустно?

2. Правильно ли поступил(а) Андрей (Лена)?

3. Почему?

4. Как бы ты поступил(а) на месте Андрея (Лены)?

Критерии оценивания:

1. Ориентация на эмоции и чувства героя в выделении морального содержания ситуации (ответ на вопрос 1).

2. Решение моральной дилеммы (ответ на вопрос 4).

3. Ориентация на норму взаимопомощи (ответы на вопросы 2 и 3). Возможно выделение и вербализация нормы ребенком уже при ответе на вопрос 1.

4. Уровень моральных суждений (ответ на вопрос 3). Выделение установки ребенка на просоциальное поведение (ответ на вопрос 2).

Уровни выделения морального содержания поступка:

К вопросу 1:

1. Ребенок не выделяет морального содержания рассказа, у него нет адекватного ответа (не знаю). Ориентировка на связь эмоций Андрея (Лены) и невыполненного поручения отсутствует.

2. Ребенок ориентируется на связь эмоций матери и Андрея (Лены), но еще не выделяет морального содержания рассказа — грустно, потому что мама вздохнула.

3. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев, указывает на невыполненную просьбу матери — ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал. Ориентировка на связь эмоций ребенка и невыполненной просьбы мамы.

4. Ребенок выделяет моральное содержание рассказа и дает ответ с указанием причины негативных эмоций героя - невыполнения нормы взаимопомощи - грустно, потому что нужно помогать, когда тебя просят.

Уровни ориентации на просоциальное поведение:

К вопросу 2:

1. Установка на просоциальное поведение отсутствует - нет ответа, неадекватная оценка поведения.

2. Неустойчивая ориентация на просоциальное поведение - и верно, и неверно.

3. Принятие установки на просоциальное поведение - указание на неправильное поведение героя.

Уровни развития моральных суждений:

К вопросу 3:

1. Указание на власть и авторитет — мама (папа) накажет.

2. Инструментальный обмен — не дадут мультики смотреть.

3. Межличностная конформность — не будет больше просить, обидится; хорошие дети так не делают.

4. Называет норму как правило — надо помогать.

Уровни решения моральной дилеммы:

К вопросу 4:

1. Нет выделения морального содержания ситуации — нет ответа.

2. Отсутствует ориентация на выполнение нормы — поступил бы, как Андрей (Лена); возможно добавление развлекательных действий — поиграл, попрыгал.

3. Ориентация на норму взаимопомощи как основание поступка — помыл бы посуду, помог бы маме помыть посуду, старшим надо помогать.

Для уровня начальной школы показателями благополучия морального развития являются: 1) ориентация на чувства и эмоции героев (грустно, вздохнула) как показатель децентрации (учет позиции матери); 2) установка на просоциальное поведение; 3) уровень развития моральных суждений — конвенциональный уровень, 3-я стадия межличностной конформности (пай-мальчик или девочка).

 

Методика №2

Методика № 3

«Мультфильм о нашем классе»

Учащимся предлагается создать мультфильм о своем классе. Чтобы мультфильм получился, им предлагается каждому создать один кадр. Ребята работают самостоятельно, без подсказки учителя. Кадры склеиваются и ребята озвучивают полученный фильм. Оценивается, какие сцены из жизни класса чаще повторяются, какие имена чаще называются, какая эмоциональная окраска фильма, какие проблемы из жизни класса поднимает фильм.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ПРАКТИКЕ

ПО ВНЕУЧЕБНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.93.168 (0.009 с.)