Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение Корана вслух и про себя во время совершения (обязательных) пятикратных и других намазов

Поиск

 

Он (да благословит его Аллах и приветствует!) читал Коран вслух во время совершения утреннего намаза, первых двух рак‘атов закатного (аль-магриб) и вечернего (аль-'иша) намазов, и он (да благословит его Аллах и приветствует!) читал Коран про себя во время совершения полуденного (аз-зухр) и послеполуденного (аль-'аср) намазов, а также в третьем рак'ате закатного (аль-магриб) и последних двух рак'атах вечернего (аль-'иша) намазов.249

 

Люди знали о том, что он читал Коран про себя из-за шевеления его бороды250 и по тому, что иногда они слышали, как он читает тот или иной аят251.

Он также читал Коран вслух во время совершения пятничного и двух праздничных намазов252 (в Дни Празника Разговения 'Эйд аль-Фитр и Праздника Жертвоприношения 'Эйд аль-Адха – прим. переводчика), а также в намазе о ниспослании дождя253 и в намазе, совершаемого во время солнечного затмения254.

 

Чтение Корана вслух и про себя во время совершения дополнительного ночного намаза255

 

Что касается дополнительного ночного намаза, то иногда во время его совершения он читал Коран про себя, а иногда вслух.256, а когда «он читал Коран дома, его чтение было слышно тем, кто находился в комнате»257, а «иногда он (чуть)

 

возвышал свой голос (при чтении Корана), и кто-нибудь за пределами комнаты мог слышать его»258.

ошибку, и вот почему я поспешил исправить её в книге. Затем мне Аллах даровал ещё лучший хадис от Му'аза, в котором повествуется о том, на что указал вышеупомянутый хадис от Ибн ‘Аббаса. Хвала Аллаху, благодаря Милости Которого доводятся до конца благие дела!

249 По этому вопросу существует единодушное согласие (иджма') всех мусульман, поскольку это передавалось из поколения в поколение, начиная со времен праведных предков из первых поколений мусульман (салафов) через соответствующие достоверные хадисы, как на то указал имам ан-Навави. Некоторые из этих хадисов будут приведены далее. См. также ''Аль-Ирва' '' (345).

250 Аль Бухари и Абу Дауд.

251 Аль-Бухари и Муслим.

252 См. разделы ''Пятничный намаз'' и ''Намаз по случаю Двух Праздников''.

253 Аль-Бухари и Абу Дауд.

254 Аль-Бухари и Муслим.

255 Абд аль-Хакк в книге ''Ат-Тахаджжуд'' (90/1) сказал: «Что касается дополнительных намазов, совершаемых в дневное время, то от него (да благословит его Аллах и приветствует!) ничего достоверного не сообщается относительно того, читал ли он в них (Коран) вслух или про себя, хотя, похоже, что про себя. В одном из сообщений о нем (да благословит его Аллах и приветствует!) передается, что однажды он проходил мимо Абдуллаха ибн Хузафы, который молился днем и читал (Коран) вслух. Услышав это, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал ему: «О, Абдуллах! Пусть Аллах услышит тебя, а не мы!». Но этот хадис не является сильным.

256 Передали Муслим и аль-Бухари в ''Аф‘аль аль-‘Ибад''.

257Передали Абу Дауд и ат-Тирмизи в ''Аш-Шама'иль'' через хорошую цепочку передатчиков. Этот хадис свидетельствует, что он (да благословит его Аллах и приветствует!) читал (аяты Корана) не слишком тихо и не слишком громко.

258 Передали Ан-Наса'и, ат-Тирмизи в ''Аш-Шама'иль'' и аль-Байхаки в ''Ад-Дала'иль'' через хорошую

цепочку передатчиков.


Он велел так же поступать Абу Бакру и ‘Умару (да будет доволен ими Аллах!), когда: «(однажды) ночью он вышел (из дому) и застал Абу Бакра (да будет доволен им Аллах!) молящимся приглушенным голосом, а, проходя мимо ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах!), застал его молящимся громким голосом. Затем, когда они собрались у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), он сказал: «О, Абу Бакр! Я проходил мимо тебя и застал тебя молящимся приглушенным голосом?», на что он ответил: «Меня услышал Тот, к Кому я взывал, о, Посланник Аллаха». Обратившись к ‘Умару, он сказал: «Я проходил мимо тебя и застал тебя молящимся громким голосом?». На что он ответил: «О Посланник Аллаха! Я борюсь с чувством сонливости и отгоняю шайтана!». (Выслушав их,) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «О Абу Бакр! Чуть

повысь свой голос!», (а обратившись к) ‘Умару (сказал): «Чуть понизь свой голос!»259.

 

Он говорил: «Тот, кто читает Коран громко, подобен человеку, открыто подающему милостыню (садаку), а тот, кто читает Коран тихо, подобен человеку, скрытно подающему милостыню (садаку260.

 

О том, какие суры и аяты Корана он (да благословит его Аллах и приветствует!) читал во время совершения различных намазов

 

Что касается сур и аятов Корана, которые он (да благословит его Аллах и приветствует!) читал во время совершения намазов, то они различались в зависимости от обстоятельств, при которых совершался намаз. Более подробно об этом повествуется ниже, начиная с первого из (обязательных) пятикратных ежедневных намазов.

 

1. Утренний намаз («аль-фаджр»)

 

Во время совершения этого намаза он (да благословит его Аллах и приветствует!) обычно читал более длинные суры261 из аль-муфассаля 262. Так

 

«иногда он читал суру «Неотвратимое» (56:96) и подобные ей суры в двух рак‘атах»263.

 

Он читал (аяты) из суры «Гора» (52:49) во время совершения своего прощального паломничества264.

 

«Иногда он читал суру «Каф» (50:45) и подобные (ей суры) [в первом рак‘ате]»265.

259 Абу Дауд и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

260 Там же.

261 Ан-Наса'и и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

262 Это последняя, седьмая часть Корана, начинающаяся с суры «Каф» (№50) согласно наиболее достоверному мнению, как о том уже сообщалось ранее.

 

Прим. переводчика: суры Корана из аль-муфассаля делятся на три группы: длинные, средние и короткие. Согласно наиболее распространненому мнению большинства мусульманских богословов длинные суры из аль-муфассаля начинаются, как отметил шейх аль-Албани, с суры ''Каф'' (№50) и заканчиваются сурой ''Созвездия Зодиака'' (№85); средние суры начинаются с суры ''Созвездия Зодиака'' (№85) и заканчиваются сурой ''Ясное знамение'' (№98); а короткие суры начинаются с суры ''Ясное знамение'' (№98) и заканчиваются сурой ''Люди'' (№114). Более подробно см. ''Итхаф аль-Кирам'' Сафий ар-Рахмана аль-Мубаракфури.

 

263 Передали Ахмад, Ибн Хузайма (1/69/1) и аль -Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

264 Аль-Бухари и Муслим.


«Иногда он читал более короткие суры из муфассаля как, например, (суру, начинающуюся со слов): ﺕﺭﻮﻛ ﺲﻤﺸﻟﺍ ﺍﺫﺇ ''Когда солнце будет скручено…'' (сура

''Скручивание'', 81:29)266.

«Однажды он прочитал: ﺖﻟﺰﻟﺯ ﺍﺫﺇ «Когда сотрясется земля…» (сура ''Землетрясение'', 99:8) в обоих рак‘атах. Передатчик этого хадиса сказал: «Я не

знаю, по забывчивости ли это сделал Посланник Аллаха или прочитал её умышленно (второй раз)»267.

 

«Однажды, находясь в пути, он прочитал: ﻖﻠﻔﻟﺍ ﺏﺮﺑ ﺫﻮﻋﺃ ﻞﻗ ''Скажи: «Прибегаю к защите Господа рассвета…» (сура ''Рассвет'', 113:5) и ﺱﺎﻨﻟﺍ ﺏﺮﺑ ﺫﻮﻋﺃ ﻞﻗ ''Скажи:

 

«Прибегаю к защите Господа людей …» (сура ''Люди'', 114:6)268». Он также сказал 'Укбе ибн 'Амиру (да будет доволен им Аллах!): «Читай '' аль-му'авиззатайн ''269 во

 

время совершения своего намаза [, ибо никто из ищущих зашиту не ищет его посредством чего-либо иного, кроме них]»270.

Иногда он читал больше этого: «он читал шестьдесят и более аятов»271 - один из

 

передатчиков этого хадиса сказал: «Я не знаю в од ном это было рак'ате или в
обоих».  
«Он читал суру «Румы» (30:60)272, а иногда – суру «Йа син» (36:83)273».
Однажды «он совершал утренний намаз в Мекке и начал читать суру

«Верующие» (23:118), а когда дошел до того места, где упоминается Муса и Харун или упоминается Иса274 - один из передатчиков этого хадиса точно не был уверен - он начал кашлять и совершил поясной поклон»275.

 

265 Муслим и ат-Тирмизи. Источники и цепочки передатчиков этого и следующего хадисов проверены на достоверность в книге ''Аль-Ирва' '' (345).

266 Муслим и Абу Дауд.

267 Абу Дауд и аль-Байхаки приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. Очевидно, что он (да благословит его Аллах и приветствует!) умышленно прочитал её (второй раз) для утверждения обоснованности (поступать подобным образом).

268 Передали Абу Дауд, Ибн Хузайма (1/76/1), Ибн Бушран в ''Аль-Амали'' и Ибн Аби Шайба (12/176/1); достоверность этого хадиса обосновал аль-Хаким, и с ним согласился аз-Захаби.

269 Прим. переводчика: ''аль-му'авиззатайн'' – букв. ''две (суры), посредством которых ищется защита

у Аллаха'', т.е. здесь имеются в виду две последние суры Корана, начинающиеся со слов: «Скажи: '' Прибегаю к защите Господа…»

270 Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков. 271 Аль-Бухари и Муслим.

 

272 Ан-Наса'и, Ахмад и аль-Баззар приводят этот хадис через хорошую цепочку передатчиков. Именно на этом (т.е. на том, что цепочка передатчиков данного хадиса является хорошей - прим. переводчика) утвердилось мнение в последнее время в отличие от того, что я говорил в ''Таммам аль-Минна'' (стр. 185) и в некоторых других своих книгах.

 

  Ахмад приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
  Муса упоминается в следующем высказывании Всевышнего:
  َْ َ ْ َُ
ﻦﻴﺒﻣ ﻦـﻄﻠﺳُﻭ ﺎَﻨﺘـﻳﺎـﺑ ﻥﻭَﺮـُﻩ ﻩﺎﺧَﺃﻭ ﻰﺳﻮﻣ ﺎَﻨﻠﺳﺭْﺃﻢﺛ
ٍِﱡٍ َََِِ َُ َ َُ َ ﱠ

«Потом Мы отправили Мусу и брата его Харуна с Нашими знамениями и ясным

 

доказательством…».    
А четыре аята спустя упоминается Иса:  
  َ َ َ ً ُ ْ
ﻦﻴﻌﻣﻭِ ﺭﺍﺮَِﻗﺕﺍﺫ ﺓٍﻮﺑْﺭ ﻰﻟﺇ ﺂﻤُﻬـَﻨﻳْﻭﺍءﻭ ﺔﻳﺍء ُﻪﻣﺃﻭ ﻢَﻳﺮْﻣ ﻦَﺑﺍْﺎَﻨﻠﻌﺟﻭ
ٍٍََ ََ َِ َََََﱠَََ َََ
       

«И Мы сделали сына Марйам и его мать знамением и поселили их в укромном месте на холме, где протекал ручей».

 

275 Муслим и аль-Бухари приводят этот хадис в форме '' та'лик ''. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге ''Аль-Ирва' '' (397).

 


«Иногда он руководил их намазом, читая суру «Выстроившиеся в ряды» (сура

37:182)»276.

«Во время утреннего намаза в пятницу он обычно читал суру «Земной поклон» (32:30) [в первом рак'ате, а во втором] суру «Человек» (76:31)»277.

 

«Он (да благословит его Аллах и приветствует!) удлинял первый рак'ат и укорачивал второй (рак'ат)»278.

 

Чтение Корана во время совершения дополнительного (сунна) намаза перед обязательным утренним намазом

 

Его чтение в двух дополнительных рак‘атах перед совершением обязательного утреннего намаза было столь кратким279, что Айша (да будет доволен ею Аллах!)

спрашивала: «Читал ли он «Мать Книги» (т.е. ''Аль-Фатиху'' – прим. переводчика)

280

 

«Иногда после ''Аль-Фатихи'' он читал в первом рак‘ате следующий аят: ﺎّﻨﻣﺁ ﺍﻮﻟﻮﻗ

 

ﺎﻨﻴﻟﺇ ﻝﺰﻧﺃ ﺎﻣﻭ ﻟﻠہ

«Скажите: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам…» (2:136)и до

 

конца аята, а во втором рак‘ате он читал: ﺎﻨﻨﻴﺑ ءﺍﻮﺳٍ ﺔﻤﻠﻛٍ ﻰﻟﺇ ﺍﻭﻝﺎﻌﺗ ﺏﺎﺘﻜﻟﺍ ﻞﻫﺃ ﺎﻳ ﻞﻗ

 

ﻢﻜﻨﻴﺑﻭ «Скажи: «О, обладатели Писания! Давайте признаем слово, одинаковое для нас и для вас …» (3:64)и до конца аята281».А«иногда вместо этого аята ончитал: ﺮﻔﻜﻟﺍ ﻢﻬﻨﻣ ﻰﺴﻴﻋ ﺲﺣﺃ ﺎﻤﻠﻓ «И когда Иса почувствовал в них неверие…»

(3:52) и до конца аята282».

 

Иногда он читал суру «Неверные» (109:6) в первом рак‘ате и суру «Искренность (веры)» (112:4) во втором283. Однажды, услышав, как какой-то человек читает суру «Неверные» (109:6) в первом рак‘ате, он сказал: «Это - раб (Аллаха), уверовавший в

своего Господа». Затем этот человек прочитал суру «Искренность (веры)» (112:4) во втором рак‘ате, и он сказал: «Это - раб (Аллаха), познавший своего Господа»284.

 

2. Полуденный намаз («аз-зухр»)

 

«При совершении первых двух рак'атов полуденного намаза он (да благословит его Аллах и приветствует!) обычно читал суру «Аль-Фатиха» и еще по одной суре во

время каждого рак'ата: более длинную во время первого рак'ата и более короткую во время второго рак'ата»285.

 

Иногда он так долго совершал этот намаз, что «после начала полуденного намаза человек мог пойти на (пустошь неподалеку от кладбища) Баки' (в Медине), справить там свою нужду, [потом прийти к себе домой], совершить малое омовение, а затем снова прийти (в мечеть) и застать Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) всё ещё совершающим первый рак'ат, настолько он был

276 Передали Ахмад и Абу Йа’ла в своих книгах ''Аль-Муснад'', а также Аль-Макдиси в ''Аль-Мухтара''.

277 Аль-Бухари и Муслим.

278 Там же.

279 Ахмад приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

280 Аль-Бухари и Муслим.

281Муслим, Ибн Хузайма и аль-Хаким.

282 Муслим и Абу Дауд.

283 Там же.

284Ат-Тахави, Ибн Хиббан в своей книге ''Ас-Сахих'' и Ибн Бушран. Крупный знаток хадисов (аль-

 

хафиз)Ибн Хаджар в своей книге''Аль-Ахадис аль-'Алийат'' (№16)назвал этот хадис хорошим.285 Аль-Бухари и Муслим.


продолжительным»286. Также «они (т.е. сподвижники) думали, что он (умышленно) так поступал, дабы люди могли успеть на первый рак'ат»287.

«В каждом из этих двух рак‘атов он читал около тридцати аятов как, например, суру «Земной поклон» (32:30) (после прочтения «Аль-Фатихи»)»288

 

А иногда «он читал (суры, начинающиеся со слов): ﻕﺭﺎﻄﻟﺍﻭ ءﺎﻤﺴﻟﺍ ﻭ «Клянусь небом и ночным путником…» (сура ''Ночной путник'', 86:17), ﺝﻭﺮﺒﻟﺍ ﺕﺍﺫ ءﺎﻤﺴﻟﺍﻭ

«Клянусь небом, усеянным созвездиями Зодиака…» (сура ''Созвездия Зодиака'', 85:22),ﻰﺸﻐﻳ ﺍﺫﺇ ﻞﻴﻠﻟﺍﻭ «Клянусь ночью, когда она покрывает…» (сура ''Ночь'', 92:21)

и другие подобные суры»289.

Иногда же «он читал (суру, начинающуюся со слов): ﺖﻘﺸﻧﺍ ءﺎﻤﺴﻟﺍ ﺍﺫﺇ «Когда небо разверзнется» (сура ''Развержение'', 84:25) и тому подобные суры»290.

 

«Люди знали о том, что он читал (Коран) во время полуденного и послеполуденного. намазов из-за шевеления его бороды»291.

 

Чтение аятов Корана после суры «Аль-Фатиха» в последних двух рак‘атах полуденного намаза

 

«Продолжительность последних двух рак'атов его (обязательного) полуденного намаза была вдвое короче продолжительности первых двух, (он прочитывал в них) около пятнадцати аятов292, а иногда он читал в них только суру «Аль-Фатиха»»293.

«Иногда он читал аяты так, что один или несколько из них были слышны (стоявшим поблизости от него – прим. переводчика)»294

 

«Они (т.е. сподвижники) слышали, как он читал нараспев: ﻰﻠﻋﻷﺍ ﻚﺑﺭ ﻢﺳﺍ ﺢﺒﺳ «Славь имя Господа твоего Всевышнего…» (сура ''Всевышний'', 87:19) и ﻙﺎﺗﺃ ﻞﻫ

 

286 Передали Муслим и аль-Бухари в ''Джуз аль-Кира'а''.

287 Абу Дауд приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков, а также Ибн Хузайма

(1/165/1).

288 Ахмад и Муслим.

289Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Хузайма (1/67/2). Ат-Тирмизи и Ибн Хузайма назвали этот хадис достоверным.

290 Этот хадис приводит Ибн Хузайма в своей книге ''Ас-Сахих'' (1/67/2).

291 Аль-Бухари и Абу Дауд.

292Ахмад и Муслим. Этот хадис указывает на то, что читать что-либо ещё из Корана помимо суры ''Аль-Фатиха'' в последних двух рак‘атаах – это сунна, и многие сподвижники так и поступали, в том числе Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах!). О дозволенности чтения чего-либо еще из Корана после суры ''Аль-Фатиха'' в полуденном и остальных намазах говорил Имам аш-Шафи'и. Этого же взгляда стали придерживаться наши ученые из последних поколений (мусульман). Так, Абуль Хасанат аль-Лукнави поддержал этот взгляд в своей книге ''Та'лик аль-Мумаджид 'аля Муватта' Мухаммад'' («Значимые замечания к труду имама Мухаммада ''Аль-Муватта'») (стр. 102), сказав: «Некоторые из наших соратников придерживались очень странного мнения, заключавшегося в том, что в случае прочтения молящимся какой-нибудь суры в последних двух рак'атах обязательным (ваджиб) становится совершение дополнительного поклона для невнимательных (саджда ас-сахв), хотя такие толкователи труда ''Аль-Маниййах'', как Ибрахим аль-Халяби, Ибн Амир Хаджж и другие довольно убедительно опровергли подобное мнение. Нет сомнений, что до тех, кто высказывался в пользу этого (ошибочного) мнения, не дошел вышеприведенный хадис, а если бы они о нём знали, то они не высказали бы подобного мнения».

293 Аль-Бухари и Муслим.

294 Там же.


ﺔﻴﺷﺎﻐﻟﺍ ﺚﻳﺪﺣ «Дошел ли до тебя рассказ о покрывающем?…» (сура

''Покрывающее'', 88:26)»295.

 

«Иногда он читал: ﺝﻭﺮﺒﻟﺍ ﺕﺍﺫ ءﺎﻤﺴﻟﺍﻭ «Клянусь небом, усеянным созвездиями Зодиака…» (сура ''Созвездия Зодиака'', 85:22) и ﻕﺭﺎﻄﻟﺍﻭ ءﺎﻤﺴﻟﺍﻭ «Клянусь небом и

ночным путником…»(сура ''Ночной путник'', 86:17) и другие подобные суры»296.

 

А «иногда он читал: ﻰﺸﻐﻳ ﺍﺫﺇ ﻞﻴﻠﻟﺍﻭ «Клянусь ночью, когда она покрывает…» (сура ''Ночь'', 92:21) и подобные ей суры»297.

 

3. Послеполуденный намаз («аль-'аср»)

 

«При совершении первых двух рак'атов послеполуденного намаза он (да благословит его Аллах и приветствует!) обычно читал суру «Аль-Фатиха» и еще по одной суре во время каждого рак'ата: более длинную во время первого рак'ата и более короткую во время второго рак'ата»298, и «они (т.е. сподвижники) думали, что он (умышленно) так поступал, дабы люди могли успеть на первый рак'ат»299.

 

«Он (да благословит его Аллах и приветствует!) обычно читал около пятнадцати аятов в каждом из первых двух рак'атов, что было вдвое короче чтения в первых двух рак'атах полуденного намаза», а «продолжительность последних двух рак'атов (послеполуденного намаза) обычно была вдвое короче продолжительности первых двух рак'атов (полуденного намаза)»300.

«Он читал суру «Аль-Фатиха» в последних двух рак'атах»301.

«Иногда он читал аяты так, что один или несколько из них были слышны (стоявшим поблизости от него)»302.

 

Во время совершения послеполуденного намаза он читал те же суры, которые были ранее упомянуты в разделе «Полуденный намаз («аз-зухр»)».

 

4. Закатный намаз («аль-магриб»)

 

«Он (да благословит его Аллах и приветствует!) читал иногда короткие суры из аль-муфассаля 303,так,что«когда они(т.е.сподвижники)завершали свой закатныйнамаз вместе с ним, любой из них мог уйти (из мечети) и всё еще рассмотреть то место, куда упала бы стрела (, пущенная им из лука)»304. Однажды, «находясь в пути, во втором рак‘ате он прочитал суру (, начинающуюся со слов): ﻥﻮﺘﻳﺰﻟﺍﻭ ﻦﻴﺘﻟﺍﻭ

«Клянусь смоковницей и маслиной…» (сура ''Смоковница'', 95:8)»305.

 

Однако иногда он читал длинные и средние суры из аль-муфассаля. Так, «иногда он читал (суру, начинающуюся со слов): ﷲ ﻞﻴﺒﺳ ﻦﻋ ﺍﻭﺪﺻﻭ ﺍﻭﺮﻔﻛ ﻦﻳﺬﻟﺍ «У тех,

 

которые не уверовали и сбивают [людей] с пути Аллаха…» (сура ''Мухаммад'',

 

 

295Ибн Хузайма в ''Ас-Сахих'' (1/67/2), ад-Дийа' аль-Макдиси в ''Аль-Мухтара'' приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

296 Передали Аль-Бухари в ''Джуз аль-Кира'а'' и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.

297 Муслим и ат-Тайалиси.

298 Аль-Бухари и Муслим.

299 Абу Дауд приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков, а также Ибн Хузайма.

300 Ахмад и Муслим.

301 Аль-Бухари и Муслим.

302 Там же.

303 Там же.

304 Ан-Наса'и и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

305 Ат-Тайалиси и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.


47:38)306; либо суру «Гора» (сура 52:49)307; либо суру «Посылаемые» (77:50), которую он читал во время совершения своего последнего намаза»308.

«Иногда он читал более длинную из двух длинных сур309 (сура ''Преграды'', 7:206) [в двух рак'атах]310. Либо он читал суру «Трофеи»(8:75) в двух. рак'атах»311.

 

Чтение Корана во время совершения дополнительного (сунна) намаза после обязательного закатного намаза

 

Во время совершения этого намаза «он читал (суры, начинающиеся со слов): ﻞﻗ ﻥﻭﺮﻓﺎﻜﻟﺍ ﺎﻬﻳﺃ ﺎﻳ «Скажи: «О вы, неверные!…» (сура ''Неверные'', 109:6) и «Скажи: ﻞﻗ

 

ﺪﺣﺃ ﷲ ﻮﻫ «Он, Аллах, Один…» (сура ''Искренность (веры), 112:4)312.

 

5. Вечерний намаз («аль-'иша»)

В первых двух рак‘атах он читал средние суры из аль-муфассаля 313. Так, «иногда он читал (суру, начинающуюся со слов): ﺎﻫﺎﺤﺿﻭ ﺲﻤﺸﻟﺍﻭ «Клянусь солцем и его

сиянием…» (сура ''Солнце'', 91:15) и схожие с ней суры»314, а «иногда он читал (суру, начинающуюся со слов): ﺖﻘﺸﻧﺍ ءﺎﻤﺴﻟﺍ ﺍﺫﺇ «Когда небо разверзнется…» (сура

''Развержение'', 84:25) и совершал во время её чтения земной поклон315»316.

 

Также «однажды, находясь в пути, он прочитал суру (,начинающуюся со слов): ﻥﻮﺘﻳﺰﻟﺍﻭ ﻦﻴﺘﻟﺍ ﻭ «Клянусь смоковницей и маслиной…» (сура ''Смоковница'', 95:8) [в первом рак‘ате]»317.

 

Он запретил затягивать чтение (Корана) во время совершения этого намаза, и это произошло, когда «Му'аз ибн Джабаль проводил вечерний намаз с людьми (своего племени) и стал слишком затягивать его для них. Тогда один из ансаров ушел и помолился (в одиночестве). Когда (после завершения намаза) Му'азу сообщили о случившемся, он сказал: ''Поистине, он лицемер! '' Когда (данные слова) дошли до этого человека, он пошел к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) и сообщил ему о том, что сказал Му'аз. Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал ему: ''Так ты хочешь стать тем, кто вызывает смуту, о, Му'аз?! Когда ты руководишь намазом людей, читай: ﺲﻤﺸﻟﺍﻭ ﺎﻫﺎﺤﺿﻭ «Клянусь солцем и его сиянием…» (сура ''Солнце'', 91:15) или ﻚﺑﺭ ﻢﺳﺍ ﺢﺒﺳ

 

306 Ибн Хузайма (1/166/2), ат-Табарани и аль-Макдиси приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

307 Аль-Бухари и Муслим.

308 Там же.

309 Т.е. более длинную из двух длинных сур. Согласно единодушному мнению мусульманских ученых-богословов первой из них является сура «Преграды» (№ 7), а второй - согласно наиболее достоверному из мнений, высказывавшихся на этот счет, - сура «Скот» (№ 6), как на то указывается в ''Фатх аль-Бари''.

310 Аль-Бухари, Абу Дауд, Ибн Хузайма (1/68/1), Ахмад, ас-Сирадж и аль-Мухлис.

311 Ат-Табарани в ''Му'джам аль-Кябир'' приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

312 Ахмад, аль-Макдиси, ан-Наса'и, Ибн Наср и ат-Табарани.

313 Ан-Наса'и и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

314 Ахмад и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис хорошим.

315 Прим. переводчика: здесь речь идет о совершении земного поклона после прочтения двадцать первого аята этой суры, где упоминается земной поклон.

316 Аль-Бухари, Муслим и ан-Наса'и.

317 Там же.


ﻰﻠﻋﻷﺍ ''Славь Имя Господа Твоего Всевышнего!…'' (сура ''Всевышний'', 87:19) или ﻚﺑﺭ ﻢﺳﺎﺑ ﺃﺮﻗﺍ «Читай, во Имя Господа твоего…» (сура ''Сгусток (крови)'', 96:19) или ﻰﺸﻐﻳ ﺍﺫﺇ ﻞﻴﻠﻟﺍﻭ «Клянусь ночью, когда она покрывает…» (сура ''Ночь'', 92:21) [, ведь за тобой молятся и пожилые, и слабые, и нуждающиеся (в чём-либо)]»318.

 

Дополнительный ночной намаз

 

Что касается дополнительного ночного намаза, то иногда во время его совершения он (да благословит его Аллах и приветствует!) читал Коран вслух, а иногда про себя319. Он (да благословит его Аллах и приветствует!) иногда читал короткие суры, а иногда длинные, порой читая столь долго, что Абдуллах ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах!) однажды сказал:

«''(Как-то раз, когда) я совершал ночной намаз вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) он стоял так долго, что мне даже захотелось сделать нечто дурное''. Мы спросили: ''Что же?'' Он ответил: ''Мне захотелось сесть,

оставив Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) стоять (в одиночестве)''

»320.

Также Хузайфа ибн аль-Йаман сказал:

«Однажды ночью я молился вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!). (Когда) он начал читать (суру) «Корова» (2:286), я подумал: «Он совершит поясной поклон после ста (аятов)», - однако он продолжал (читать). Тогда

я подумал: «Он прочтет её полностью [за два рак'ата]», - он же продолжал (читать), и

я сказал себе: «Он совершит поясной поклон, закончив её». Однако потом он начал читать суру Женщины» (4:176) и прочёл её (полностью,) а потом приступил к (чтению суры) «Семейство Имрана» (3:200)321, которую (также) прочёл (полностью), чётко произнося каждую букву, и (каждый раз), когда доходил до такого аята, в котором содержалось веление прославлять Аллаха, он произносил слова «Безупречен Аллах!» (Субхана Ллах!), (прочитав такой аят, в котором говорилось о необходимости) обращения (к Аллаху) с мольбами, обращался к Нему с такой мольбой, а (прочитав такой аят, в котором говорилось о необходимости) прибегать к

защите (Аллаха), прибегал к (Его) защите. Затем он склонился в поясном поклоне…» и до конца хадиса322.

 

Также «однажды ночью, когда он болел, им были прочитаны Семь Длинных сур»323.

 

Также «иногда он читал в каждом рак‘ате одну из этих (Семи Длинных) сур»324. «[Никогда] не было такого случая, чтобы он прочитывал полностью Коран за одну ночь»325. Более того, он не рекомендовал это делать Абдуллаху ибн 'Амру (да

 

будет доволен им Аллах!),сказав ему:

318 Там же. Источники и цепочки передатчиков этого хадиса проверены на достоверность в книге

''Аль-Ирва' '' (295).

319 Ан-Наса'и приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

320 Аль-Бухари и Муслим.

321Так указано в хадисе: сура «Женщины» (№4) предшествует суре «Семейство Имрана» (№3). Это свидетельствует о том, что можно (строго) не соблюдать тот порядок сур во время чтения (Корана), как они расположены в экземпляре Корана в редакции Усмана ибн Аффана. Подобный пример также содержится в разделе «Сочетание сходных (по смыслу) и других сур Корана».

322 Муслим и ан-Наса'и.

323 Передали Абу Йа’ла и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби. Ибн аль-Асир указал: ''…Семь Длинных сур -это «Корова» (№2), «Семейство Имрана» (№3), «Женщины» (№4), «Трапеза» (№5), «Скот» (№6), «Преграды» (№7) и «Покаяние» (№9)''.

324 Абу Дауд и ан-Наса'и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

325 Муслим и Абу Дауд.


«Прочитывай Коран (полностью) за месяц!» Абдуллах ибн 'Амр рассказывал: «Я сказал: «Я могу (делать) больше этого». Он сказал: «Тогда прочитывай (Коран полностью) за двадцать ночей». Я ответил: «Я могу (делать) больше этого». Он сказал: «Тогда прочитывай (Коран полностью) не менее, чем за семь ночей и не уменьшай (этот срок)!»326.

Затем «он разрешил ему прочитывать (Коран полностью) за пять ночей»327. Затем «он разрешил ему прочитывать (Коран полностью) за три ночи»328.

Наконец, он запретил ему прочитывать (Коран полностью) за более короткий срок329, объяснив это тем, что: «Тот, кто читает Коран менее, чем за три дня, не

 

понимает его»330. А в другой версии этого хадиса сообщается: «Не понимает Коран тот, кто читает его менее, чем за три дня»331. Также он ему сказал: «Каждый

верующий человек испытывает (период) подъема (ширра 332), а за всяким (периодом) подъема следует спад (фатра 333), склоняющий (человека в это время) либо к сунне, либо к какому-нибудь религиозному новшеству (бид 'а). И тот, кого этот спад приводит к сунне, обрел истинное руководство, а тот, кого этот спад приводит к чему-либо иному, обрел свою погибель»334.

 

Именно поэтому «он (да благословит его Аллах и приветствует!) не прочитывал Коран полностью менее, чем за три дня»335.

 

Он также говорил: «Тот, кто молясь ночью, прочитывает двести аятов, будет записан как один из искренне поклоняющихся (рабов Аллаха)»336.

 

Также «каждую ночь он обычно читал суру «Бану Исраиль»337 (17:111) и «Толпы» (39:75)»338. Кроме того, он говорил: «Тот, кто молясь ночью, прочитавает сто аятов, не будет записан как один из пренебрегающих (своим намазом)»339.

326 Аль-Бухари и Муслим.

327 Передали ан-Наса'и и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.

328 Аль-Бухари и Ахмад.

329 Передал ад-Дарими. Са‘ид ибн Мансур в своей книге ''Ас-Сунан'' приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

330 Ахмад приводит этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

331 Ад-Дарими и ат-Тирмизи, который назвал этот хадис достоверным.

332Слово '' ширра '' означает воодушевление, энтузиазм, рвение (нашат), а также пыл, энергичность (химма). Ширрой юности является её ранняя стадия и сопутствующее ей рвение (хидда). Имам ат-

 

Тахави сказал: «Здесь (т.е. в этом хадисе) подразумевется рвение (хидда), которое требуют от своих душ мусульмане при совершении дел, посредством которых они приближаются к своему Великому и Всемогущему Господу. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) хотел от них не такого усердия, которое будет непродолжительным и от которого они откажутся в пользу чего-либо иного, а, наоборот, он велел им придерживаться таких праведных дел, которые они будут совершать постоянно и в которых они будут испытывать потребность до тех пор, пока не встретятся со своим Великим и Всемогущим Господом. Именно на этот смысл указывает следующий хадис, передаваемый от него (да благословит его Аллах и приветствует!), в котором он сказал: «Больше всего Аллах любит такие дела, которые совершаются наиболее постоянно, даже если их будет совсем немного».

 

Я (т.е. шейх аль -Албани – прим переводчика) говорю: этот хадис, который предварен словами ''передаваемый (от него)'', является достоверным и согласованным. Его передала Айша (да будет доволен ею Аллах!).

 

333Слово '' фатра '' означает промежуток, перерыв, пауза; в данном случае под ним подразумевается период пониженного энтузиазма.

334 Передали Ахмад и Ибн Хиббан в своей книге ''Ас-Сахих''.

335 Передали Ибн Са'ад (1/376) и Абу аш-Шайх в '' 'Ахлак ан-Набий, салла-Ллаху алейхи уа саллям''

(281).

336 Передали Ад-Дарими и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

337 Прим. переводчика: другое название этой суры «Перенос ночью».

338 Ахмад и Ибн Наср приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.

339 Передали ад-Дарими и аль-Хаким, который назвал этот хадис достоверным, и с ним согласился аз-Захаби.

 


«Иногда в каждом рак‘ате он читал около пятидесяти и более аятов»340, а иногда «он читал примерно столько же (аятов), сколько в суре «Закутавшийся» (73:20)»341.

«Он (да благословит его Аллах и приветствует!) обычно не молился в течение всей ночи»342, поступая так лишь в крайне редких случаях. Так, однажды:

 

«Абдуллах ибн Хаббаб ибн аль-Аратт – участник (битвы при) Бадре наряду с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) – бодрствовал всю ночь вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!)[в другой версии этого хадиса сообщается: ''бодрствовал всю ночь, которую он полностью провёл, совершая намаз''], пока не наступил рассвет. Когда он завершил свой намаз, Хаббаб сказал ему: «О, Посланник Аллаха, да станут мои отец и мать выкупом за тебя! Я не видел, чтобы ты раньше молился так, как в эту ночь!» Он ответил: «Да, это был намаз (, преисполненный) надежды и страха. [Поистине,] я обратился к своему Всемогущему и Великому Господу с мольбой (даровать мне) три вещи – две из них Он мне даровал, а в третьей отказал. Я попросил своего Господа не губить нас так же, как те народы, что жили до нас [в другой версии этого хадиса сообщается: ''…не губить мою общину голодом''], и Он даровал мне это; я попросил своего Всемогущего и Великого Господа не отдавать нас во власть врагу не из нас самих, и Он даровал мне это; и я попросил своего Господа не ввергать нас во внутренние раздоры, но Он отказал мне в этом»343

 

Также «однажды ночью (во время совершения намаза) он простоял до самого

рассвет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.112.208 (0.013 с.)