Государственное регулирование рыночной экономики: причины, объекты и направления, формы, возможности, границы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование рыночной экономики: причины, объекты и направления, формы, возможности, границы



Государственное регулирование развития экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктурув целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.

Все негативные стороны рыночной экономики могут служить объяснением причин усиления роли государства в экономике. Именно сглаживание, предотвращение отрицательных последствий действия рыночных регуляторов — цель экономической деятельности государства.

Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие основныеэкономические функции государства (правительства):

§ обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса;

§ зашита конкуренции. Господство монополий наносит вред всему обществу, поэтому антимонопольная деятельность и поддержание конкуренции становятся функциями государства;

§ перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и систему трансфертных платежей (пенсии, пособия, компенсации и т. п.);

§ финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды;

§ изменение структуры производства в целях корректировки распределения ресурсов;

§ контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста;

§ финансирование производства или непосредственное про- изводство общественных товаров и услуг.

Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям:

§ через государственный сектор;

§ посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов (государственное регулирование экономики).

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По объектам воздействия государственное регулирование экономики означает деятельность по регулированию трех взаимосвязанных частей воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, регулирование производства, регулирование финансов.

По уровням региональной иерархии государственное регулирование сосредоточено на двух основных направлениях: федеральном и региональном уровнях.

Общая стратегия государственного регулирования экономики базируется на следующих принципах:

§ при прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес (из- за малой прибыльности);

§ государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными;

§ государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;

§ государственное вмешательство в рыночные процессы более эффективно, если оно имеет рыночную форму;

§ усиление государственного регулирования осуществляется в целях контроля общехозяйственных кризисов, а также процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.

Методы и цели государственного регулирования экономики

К основным целям государственного регулирования экономики относятся:

§ минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

§ создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

§ обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Методы достижения этих целей подразделяются:

§ на прямые (или дирижистские);

§ косвенные (или экономические).
Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).
Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.

Указанные методы взаимосвязаны.

Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования экономики:

§ административно-правовые инструменты;

§ финансовая (налоговая) система;

§ кредитно-денежная система государства;

§ государственная собственность;

§ государственный заказ.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения; новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал; и др.

Биржи и биржевые операции

Би́ржа (нидерл. beurs, нем. Börse, фр. bourse, итал. bórsa, исп. bolsa, англ. exchange) —юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынкабиржевых товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Торговля ведётся стандартными контрактами или партиями (лотами), размер которых регламентируют нормативные документы биржи.

Раньше биржей называли место или здание, где собираются в определённые часы торговые люди и посредники, биржевые маклеры для заключения сделок с ценными бумагами или товарами.

До эпохи компьютеризации о сделках стороны договаривались устно. Сейчас торги большей частью проходят в электронном виде с использованием специализированных программ. Брокеры в своих интересах или интересах клиентов выставляют в торговые системы заявки на покупку или продажу ценной бумаги (валюты, товара). Эти заявки удовлетворяются встречными заявками других торговцев. Биржа ведёт учёт исполненных сделок, реализует, организует и гарантирует расчёты (клиринг), обеспечивает механизм взаимодействия«поставки против платежа».

Обычно биржи получают комиссионный сбор с каждой заключённой с их помощью сделки, и это основной источник доходов биржи. Другими источниками могут быть членские взносы, плата за доступ к торгам, продажа биржевой информации.

Функции биржи

· предоставление места для торговли (место встречи покупателей и продавцов);

· организация биржевого торга;

· установление правил торговли, в том числе стандартов на товары, реализуемых через биржу;

· разработка типовых контрактов;

· котирование;

· урегулирование (арбитраж) споров;

· информационная деятельность;

· предоставление определенных гарантий исполнения обязательств участниками торгов.

В зависимости от торгуемых активов (инструментов) биржи подразделяются на:

· товарные

· фондовые

· валютные

· фьючерсные

· опционные

Однако, всегда существовали и универсальные биржи — биржи, совмещающие организацию торгов различными инструментами в рамках одной организационной структуры (зачастую в разных секциях).

Виды сделок

· Длинная позиция (покупка финансового инструмента — акции, облигации, валюты, фьючерса, опциона и пр. — в расчёте на рост его стоимости)

· Короткая позиция (продажа без покрытия, то есть берутся взаймы ценные бумаги и продаются в расчёте на падение их стоимости, предусматривается выкуп подешевевшего актива и возврат кредитору)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.009 с.)