Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование занятости.

Поиск

· Многолетний зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм саморегулирования не способен решить проблемы рынка труда и развития человека.

· Для выработки стратегии развития человеческих ресурсов необходимо государственное вмешательство.

· Механизм государственного регулирования занятости и рынка труда, общий для стран рыночной экономики, включает три группы методов:

· - экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;

· - организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;

· - административно-законодательные методы: регламентация порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни, определение минимальной почасовой ставки оплаты труда и др.

· Законодательные меры должны предусматривать такие ограничения социального расслоения общества, особенно в переходный период. При этом важно обеспечить оптимальное сочетание в государственном регулировании косвенного и прямого влияния.

· Одним из наиболее важных путей воздействия на состояние занятости является всестороннее развитие масштабов переподготовки высвобождаемой рабочей силы, соответствующей структуре высвобождаемых рабочих мест. Стратегия эффективной занятости должна строиться не только и не столько на превентивных мерах по сдерживанию социально-опасного уровня безработицы, сколько на проведении активной политики на рынке труда. В числе этих мер – повышение профессионально-квалификационного уровня рабочей силы, стимулирование трудовой и предпринимательской активности, развитие малого и среднего бизнеса и т.д. Немаловажную роль играет также эффективная оплата труда, стимулирующая трудовую мотивацию. В связи с этим регулирование занятости требует немалых затрат.

· Конкретными методами перспективных прогнозных обоснований занятости и рынка труда являются следующие.

· Программно-целевой метод.

· Его функции в условиях отсутствия директивного государственного плана меняются. Программный подход становится все более всеобъемлющим. Программы занятости как механизм реализации государственной политики разрабатываются и реализуются на разных уровнях.

· Следует отметить, что особую актуальность при разработке данного метода приобретает выработка региональных программ занятости, программ занятости разных демографических групп населения.

· Нормативный метод.

· Он применяется для обоснования потребности в рабочей силе в сфере услуг. В рыночной экономике особенно необходимо обоснование социальных нормативов. К таким нормативам относятся допустимый уровень безработицы, минимальные социальные нормативы, обеспечивающие социальную защищенность, минимальные стандарты уровня жизни и социального развития.

· Балансовый метод.

· Сводный баланс трудовых ресурсов характеризует наиболее общие пропорции в соотношении трудовых ресурсов и их распределении.

· Опыт государственного регулирования рынка труда показывает, что нет общих, посто-янно действующих механизмов регулирования. Они различаются в зависимости от уровня со-циально-экономического и политического развития той или иной страны, культурных тради-ций, особенностей формирования рынка труда, роли государства и т.д.

26. Индикативное планирование

Индикативное планирование - «механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, сочетающий ее госрегулирование с рыночным и нерыночным регулированием, основанный на разработке системы показателей (индикаторов) социально-экономического развития и включающий определение его общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование, программирование, контрактацию и другие процедуры согласования решений на макро-, мезо-, и микроуровне, налоговые и иные меры государственной поддержки хозяйствующих субъектов, участвующих в реализации плана (под негосударственными носителями экономического управления понимаются институты местного самоуправления, управленческие органы корпораций, финансово- промышленных групп и других хозяйствующих единиц, саморегулируемые организации участников рынков, и т.д.)» (1).
В рыночной экономике индикативное планирование - метод реализации социально- экономической политики государства и инструмент воздействия на процессы ее функционирования. Индикативное планирование является основным методом воздействия на функционирование рыночной экономики. Оно призвано обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых только рыночными методами невозможно или затруднено. Это форма взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами.
Индикативные планы органично и взаимосвязанно соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики; государственные программы; экономические регуляторы.
Индикативное планирование является продолжением и развитием прогнозирования.
Являясь наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития, индикативное планирование представляет собой совокупность процессов формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, а также разработку системы мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения установленного уровня индикаторов.
Основная функция индикативного плана - координация действий равноправных хозяйствующих субъектов. Информирование, ориентация, стимулирование хозяйствующих субъектов на выполнение заданий плана в тех или иных формах составляет основу и директивного планирования.
Главное содержание индикативного планирования заключается в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально- экономической политики и является действенной формой организации взаимодействия всех звеньев системы федеральных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления. Индикативные планы позволяют органично соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений и др.
Индикативный план содержит ограниченное число обязательных заданий, он носит в значительной мере направляющий, рекомендательный характер и позволяет обеспечить решение многих вопросов социально-экономического развития, осуществление которых чисто рыночными методами без мер государственного воздействия затруднительно, а иногда и невозможно.

27. Директивное планирование: сущность и исторический опыт

Директив­ное планирование представляет собой процесс разработ­ки планов, имеющих силу юридического закона, и обеспе­чения их выполнения.

 

Директивные планы обязательны для всех исполнителей, а должностные лица за невыполнение зада­ний плана несут ответственность. Директивное планирование как основная форма государственного регулирования эконо­мики применялось в СССР и социалистических странах Вос­точной Европы. Посредством директивных планов центр ока­зывал прямое воздействие на все звенья и сферы народного хозяйства.

Планы носили адресный характер и отличались чрезмерной детализацией. Но они часто не выполнялись и пол­ностью себя дискредитировали.

 

Директивное планирование, будучи альтернативой ры­ночной самонастройке, не является антиподом рынку. Это про­дукт и важный инструмент, практикуемый не только государ­ством, но и самим бизнесом. Опыт директивного планирова­ния социалистической экономики свидетельствует о его боль­ших возможностях при решении глобальных задач: индустри­ализации страны, структурном преобразовании производства, создании военно-производственного потенциала и т.д. Но при­менять директивное планирование целесообразно лишь в чрез­вычайных или отягощенных ситуациях - война, депрессия, кризис, стихийное бедствие. При этом его масштабы и сроки должны быть строго ограничены.

 

План, подготавливаемый Госпланом СССР, был скорее планом производственно-техническим, нежели экономическим. Планировались объем производства и распределение натуральной продукции, речь преимущественно шла о метрах, тоннах и т.п. План строился, исходя из имевшихся производ­ственных показателей, что также требовало хороших технических знаний, сопряженности мощностей, их загрузки. Общеэкономические же показатели как бы «обрамляли» этот план, придавая ему эко­номическую направленность, но сами по себе они, как правило, не были объектами планирования. Макроэкономические показатели складывались из натуральных показателей, из производственного, технологического планирования, выступали их следствием.

Соответственно плану производства разрабатывался план распределения продукции, служивший основой установления хозяйственных связей. Тогда каждый поставщик имел своего потребителя, хорошо его знал.

Поскольку планирование осуществлялось с помощью технических нормативов и материальных балансов, стоимостные, финансовые балансы были лишь дополнениями. Такое планирование не отвечало объективным требованиям усложнения экономики.

Развивавшаяся при такой форме регулирования экономика была экономикой дефицита.

Государственное планирование, сложившееся в СССР в 20-е гг., в период НЭПа, сначала раз­вивалось, широко используя товарно-денежные отношения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.74 (0.006 с.)