Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предположим, что для квинталии экспорт составил 3400 млн франков, а импорт 5600 млн франков↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Разница между экспортом и импортом товаров составляет сальдо видимой торговли (которое называют еще сальдо торгового баланса) и в нашем примере равна -2200 млн франков. Знак "минус" означает, что Квинталия заплатила за ввоз иностранных товаров больше, чем получила от вывоза своих. 2. Невидимая торговля - предоставление фирмами Квинталии услуг фирмам и населению других стран, и наоборот. Поскольку вывоз или ввоз услуг не сопровождается перемещением чего-то материального через границу, его называют невидимой торговлей. Каким образом можно ввозить или вывозить услуги? Во-первых, в виде транспортных услуг. Видимый экспорт или импорт нуждается в доставке из одной страны в другую. Если доставку импорта осуществляют иностранные транспортные фирмы, населению Квинталии придется заплатить за эти услуги, которые фактически оказываются импортированными вместе с материальными товарами. Во-вторых, в виде ввоза или вывоза информации, которая тоже не видна для глаза. Например, продажа за рубеж технологии производства какого-то блага или покупка за рубежом консультаций иностранных специалистов. В-третьих, в виде экспорта или импорта туристического отдыха. Сектор хозяйства "Гостиницы и рестораны" может обслуживать иностранных туристов, приехавших для осмотра достопримечательностей Квинталии, и фактически экспортировать свои услуги. И наоборот, жители Квинталии могут выезжать в туристические поездки за границу и тратить там деньги на покупку иностранных товаров и услуг (импорт). Разницу экспорта и импорта в невидимой торговле называют сальдо невидимой торговли, а вместе с сальдо видимой торговли оно составляет сальдо баланса товаров и услуг. Например, в Квинталии это сальдо равно -1600 млн франков) 3. Платежи - получение дохода от имеющегося за рубежом имущества или вкладов и выплаты собственникам имущества или вкладов, используемых в данной стране. Например, население нашей воображаемой страны может иметь вклады в иностранных банках или иметь ценные бумаги иностранных фирм или государств, а предприниматели могут владеть фирмами. Доходы от этого владения поступают в страну и учитываются в счете платежей. Строго говоря, такие платежи относятся к невидимой торговле, так как получение процента на капитал или ренты с имущества фактически является оплатой предоставляемых услуг капитальных благ в текущем периоде. 4. Движение капитала: жители, фирмы или правительство нашей воображаемой страны могут использовать часть своих доходов для вложений в имущество других стран - вкладывать деньги в иностранные банки, покупать акции иностранных фирм, покупать имущество за рубежом. И наоборот, иностранцы могут вкладывать деньги в данную страну. Эти операции не предполагают никакого перемещения материальных вещей или нематериальных услуг через границу. В случае с покупкой имущества происходит экспорт или импорт прав собственности. Например, если иностранцы купили в данной стране участок земли, фактически страна как бы экспортировала права собственности на этот участок. Движение капитала имеет свой собственный счет (счет движения капитала), который в сочетании со счетом текущих операций составляет платежный баланс. Платежным балансом называется счет всех платежей в страну и из страны в течение некоторого периода времени. Сумма всего видимого и невидимого экспорта, процента и ренты за имущество за рубежом и притока капитала представляет собой приток денег в страну. Сумма всего импорта, платежи иностранным собственникам и вложение денег за рубежом представляет собой отток денег за границу. Разница между ними - сальдо платежного баланса - представляет собой чистое движение денег через границу. Если, к примеру, сальдо платежного баланса положительно (излишек платежного баланса), в стране остается неизрасходованная часть денег от сделок с другими странами. Если сальдо платежного баланса отрицательное (наблюдается дефицит платежного баланса), неистраченное количество денег останется у иностранных партнеров данной страны. В нашем примере сальдо платежного баланса Квинталии равно нулю (см. таблицу 8.2.1): все выплаты фирмам и населению других стран уравновесили платежи фирмам и населению Квинталии и никакое чистое движение денег через границу не происходит. Как вы помните, экспорт и импорт, а с ними и сальдо платежного баланса зависят от величины валютного курса. Значит, именно валютный курс оказался таким, что чистое движение денег через границу не происходит. Следовательно, валютный курс, в свою очередь, зависит от платежного баланса. Давайте разберем это более подробно. Валютный курс устанавливается на рынке валюты точно так же, как цена любого блага определяется на его рынке. На рынке валюты существует спрос и предложение, которые совместно определяют цену и объем продаж национальной валюты в единицу времени. 1. Спрос на национальную валюту любой страны предъявляется для оплаты ее экспорта. Поскольку фирмы хотят получить выручку в "своей" валюте, нужно обменять валюту той страны, в которую они экспортируют свой продукт, на их национальную валюту. Кто именно будет предъявлять спрос на национальную валюту (обменивать деньги) - продавец или покупатель - не имеет значения. Если продавец принимает оплату в иностранной валюте, ему придется самому менять ее на национальные деньги. Если продавец требует оплаты в национальной валюте, менять деньги придется его иностранным партнерам. Кривая спроса имеет отрицательный наклон, который объясняется зависимостью выгодности экспорта от курса валюты. Чем дешевле стоит валюта, тем большее количество благ будет выгодно экспортировать. Фактически кривая спроса на национальную валюту - это кривая спроса на экспорт в зависимости от цены валюты. Объем продаж валюты представляет собой стоимость благ, проданных на экспорт, и платежей, которые иностранцы делают представителям данной страны. 2. Предложение национальной валюты осуществляется с целью оплаты импорта. Поскольку фирмы, которые продают свои блага данной стране, тоже хотят получить не ее национальную валюту, а "свои" деньги, для оплаты импорта нужно купить иностранную валюту на всю стоимость этого импорта. При этом опять-таки не важно, кто составляет это предложение - фирмы-импортеры (которые будут менять полученные от продажи продукта "чужие" деньги на "свои") или покупатели импортных благ (которые должны заплатить за импорт в иностранной валюте). Кривая предложения имеет положительный наклон, который объясняется зависимостью выгодности импорта от курса валюты. Чем дороже будет стоить валюта данной страны, тем более выгодным будет импорт, и поэтому большее количество валюты придется обменять для его обеспечения. 59.Общественные блага и общие ресурсы Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики. В обобщенном смысле блага — это определенная совокупность средств, которые позволяют удовлетворить потребности как определенного человека, так и населения в целом.В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики. По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ: § общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально; § индивидуальные (частные блага), отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей. В числе общественных благ выделяют как собственно общественные, так и коллективные блага. Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может быть использовано всеми членами общества только ограниченно. Общественные блага — это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства. К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты. Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны. Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения. Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны — они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство — государственный аппарат. Общественные блага обладают следующим специфическими чертами: 1. отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей; 2. неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо; 3. нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка иконкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ; 4. тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население — нельзя локализовать определенными рамками этот процесс. По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ: § общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности; § местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение. В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ: § исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают; § неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение. Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги — это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением. Используя эти две характеристики, мы разделяем блага на четыре категории: 1. Исключительные частные блага, являющиеся объектом соперничества. Рассмотрим, например, стаканчик мороженого. Он исключителен, потому что если вы хотите помешать кому-либо хотя бы попробовать мороженое, — просто не давайте никому свой стаканчик. Стаканчик мороженого является объектом соперничества, потому что если один человек наслаждается холодным десертом, другой индивид уже не претендует на тот же стаканчик. Большинство циркулирующих в экономике благ — частные блага, такие как стаканчик мороженого. Когда мы анализировали спрос и предложение в гл. 4, 5 и 6 и эффективность рынков в гл. 7, 8 и 9, мы предполагали, что товары являются как исключительными благами, так и объектами соперничества. 2. Общественные блага не исключительны и не являются объектом соперничества. Нельзя помешать людям использовать общественные блага, а их потребление одним человеком не уменьшает возможность их применения другим. Если государство обеспечивает защиту от иностранной агрессии, никто не может помешать любому гражданину страны воспользоваться преимуществами национальной безопасности. Более того, если индивид пользуется благами системы национальной обороны, он не мешает использовать ее кому-то еще. 3. Общие ресурсы — объект соперничества, но не исключительный. Например, рыба в океане: когда некто вытаскивает попавшуюся ему на крючок макрель, число рыб, которые может поймать его сосед, уменьшается. Но рыба не является исключительным благом, поскольку взимание платы за выловленную рыбу почти невозможно. 4. Когда благо исключительно, но не является объектом соперничества, говорят о естественной монополии на благо. Рассмотрим к примеру организацию пожарной охраны в небольшом городке. Лишить людей возможности пользоваться благом легко: пожарные просто позволят сгореть первому загоревшемуся дому. Но пожарная охрана не является объектом соперничества
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.159.223 (0.007 с.) |