Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преимущества и недостатки рыночного механизма. Теория Коуза

Поиск

Интегрирующая функция рынка состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворить свои потребности. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике. Эта функция актуальна сейчас для России и может служить важным аргументом в пользу заключения между республиками и регионами экономического соглашения по созданию условий для функционирования единого российского рынка.
Регулирующая функция рынка предполагает воздействие рынка на все стороны экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.
Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция — это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и с какой пользой.

Контролирующая функция рынка играет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец — наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в гигантский компьютер, собирающий и обрабатывающий огромные объемы информации и выдающий обобщенные данные о состоянии рынка и условиях реализации товаров и услуг.
Преимущества рыночного механизма:
- эффективное распределение ресурсов, смягчающее проблему ограниченности ресурсов;
- возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными являются сведения об уровне цены и издержках);
- гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия в режиме саморегулирования;
- оптимальное использование достижений НТР;
- регулирование и координация деятельности людей без принуждения, т. е. свобода выбора и действий экономических субъектов;
- способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.
Недостатки рыночного механизма:
- не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
- не имеет эффективного экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты);
- не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона);
- не обеспечивает социальную защиту населения, не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных;
- не обеспечивает фундаментальные исследования в науке;
- не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы и спады, инфляция, безработица и т. д.).
Недостатки рыночного механизма саморегулирования предопределяют необходимость государственного вмешательства в экономику, но преимущества этого механизма требуют такого вмешательства государства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.
Теорема Коуза — положение новой институциональной экономической теории, согласно которой при нулевых трансакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами.

Необходимо заметить, что существует множество случаев, где теорема Коуза неприменима. Это происходит, когда переговоры невозможны или весьма дорогостоящи (например, в присутствии большого количества сторон в договоре или диспуте). Сам термин трансакционные издержки введён ранее в работе Коуза «Природа фирмы»[1] и означает затраты, возникающие в связи с заключением контрактов, то есть затраты на сбор и обработку информации, на проведение переговоров и принятия решений, на контроль и юридическую защиту выполнения контрактов.

Трансакционные издержки — затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе с использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Выделяют

· издержки сбора и обработки информации,

· издержки проведения переговоров и принятия решений,

· издержки контроля

· издержки юридической защиты выполнения контракта пользованием рынка

Исландский экономист Трайн Эггертсон сформулировал «обобщенную теорему Коуза»:

Экономический рост и развитие страны в основном не зависят от типа существующего правительства, если расходы на трансакции в экономической и политической сферах равны нулю. Однако, когда трансакционные издержки положительны, то распределение власти внутри страны и институциональная структура её нормотворческих учреждений являются важнейшими факторами ее развития.
При отсутствии институциональных издержек оптимальный набор «правил игры» складывался бы везде и всегда, так как любой устаревший институт ничего не стоило бы заменить новым, более эффективным. В подобном случае, как показывают неоинституционалисты, технический прогресс и накопление капитала (физического и человеческого) автоматически и повсеместно обеспечивали бы экономический рост.

Деньги: сущность, функции, виды

Деньги – это единственный товар, который используется исключительно для того, чтобы от него избавляться. Сами деньги не дают никаких благ, они лишь средство для получения товаров и услуг. Деньги – это интернациональный язык рынка всего мира, он приводит в действие весь кругооборот ресурсов и товаров. Сущность, функции и роль денег во всемирном товарообороте оказывают огромное влияние на формирование и развитие экономики в целом и в отдельно взятых странах. Именно поэтому возникла необходимость тщательно изучить сущность функции и виды, такого гениального открытия, как деньги.

Сущность денег

Деньги являются самым активным элементом экономики, важнейшей частью экономической деятельности, связующим звеном между участниками рынка и производством. Деньги обладают свойством «обмениваемости» на товары, включая недвижимость, драгоценности и художественные произведения. Особенно заметно это свойство при прямом обмене товарами, т.е. бартере.

Функции денег

Если рассматривать функции денег внутри страны, то можно назвать следующие:

· деньги являются мерой стоимости;

· деньги являются средством платежа;

· деньги являются средством обращения;

· деньги являются средством накопления.

Если выйти за рамки экономики одной страны, то появляется пятая функция денег – мировые деньги, которая состоит из всех вышеперечисленных.

Виды денег

Существует 3 основных вида денег:

· вексель;

· чек;

· банкнота.

Но сами деньги, их сущность, функции и виды постоянно эволюционируют, поэтому возникли современные виды денежных средств, такие как электронные деньги и кредитные карты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 912; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.66.104 (0.01 с.)