Собственность как экономическая категория; отношение и формы собственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Собственность как экономическая категория; отношение и формы собственности



Собственность занимает определяющее место в системе производственных отношений по следующим признакам:

1. Собственность - фундамент всей системы общественных отношений;

2. От собственности зависит положение определенных слоев общества и возможность использования ими факторов производства;

3. Собственность - это главная движущая сила развития производственных сил;

4. Каждой экономической системе присуща основная специфическая для него форма собственности.

Собственность (как юридическая категория) - это право пользоваться и распоряжаться вещами.

Собственность (как экономическая категория) - это отношение между людьми, выражающее определенную форму присвоения благ, в особенности средств производства.

Субъект собственности - это активная сторона отношений собственности, имеющая право обладать объектом собственности.

Объект собственности - пассивная сторона отношений собственности в виде предметом природы, вещества, энергии, имущества, информации.

Отношения собственности:

1. Субъектно-объектные отношения.
Между собственником и объектом собственности различают отношения владения, пользования, распоряжения (высшая форма развития) и ответственности.

2. Субъектно-субъектгные отношения.

Отношения между субъектами по поводу объекта собственности, которые возникают:

  • когда приходится делить существующую собственность;
  • по поводу создания новой формы собственности.

С 1 января 1991 года в России начал действовать закон о собственности, в котором закреплены 4 формы собственности:

1. частная;

2. коллективная;

3. государственная;

4. смешенная с иностранными гражданами и государствами.

Разгосударствление - снятие с государства функций прямого хозяйственного управления, передача хозяйственных полномочий на уровень предприятий, замена вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Приватизация - это процесс преобразования государственной собственности в коллективную или частную посредством передачи или продажи.

5. Рынок как механизм хозяйствования: сущность, структура, условия функционирования, механизм саморегулирования
Рынок - это одна из важнейших категорий товарного хозяйства, выражающая его наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом.
Вводного определения рынка не существует. Отчасти из-за сложности и емкости этого понятия, его исключительной многогранности. Отчасти из-за характера содержания этой категории. Так еще в глубокой древности рынком называли торговую площадь в центре города, где выставлялись товары на продажу, и отождествление рынка с местом продажи сохранилось вплоть до настоящего времени.
Одна из первых попыток научного определения рынка была введена О.Курно, утверждавшего, что рынок это не торговая площадь, а любой район, где взаимодействие продавцов и покупателей приводит к выравниванию цены. Эти идеи были развиты затем У.Джевонсон и А.Маршалом, полностью ушедшим от какой-либо территориальной привязанности и считавшим наличие единой цены главным принципом рынка.
К определению рынка можно подойти через проведение связей между производством и потреблением. Производство, как известно, существует для потребления, его производят люди для того, чтобы потреблять. Однако в действительности очень часто приходится видеть, что то, что произведено не находит сбыта и, наоборот, то, что требуется потребителям, не производится. Достичь целенаправленной связи между производством и потреблением, подчинить первое второму непросто. В одних случаях этого можно достичь посредством плана, в других - обменом. Форма связи производства и потребления через обмен и будет представлять собой рынок в наиболее общем его понимании.
Рынок как система представляет собой определенное равновесное сочетание двух начал - стихийного, конкурентного и организующего, монопольного.
Основой стихийности рынка, конкурентного начала является участие в конкуренции множества самостоятельных, независимых товаропроизводителей, у которых разные условия производства, обусловленные индивидуальными характеристиками товара.
Монопольное начало предполагает наличие у узкой группы производителей конкретного товара элементов сговора; определенного единообразия требований, стандартов качества; упорядоченных, согласованных, предвидимых действий.
Сочетание между конкурентным и монопольным началами должно быть оптимальным. Для каждых конкретных условий таким оптимумом является максимум конкуренции при минимуме монополии. Отклонения от этого оптимума чреваты для общества большими потерями.
Рыночный механизм, где сочетание конкуренции и монополизма оптимально, обеспечивает соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, стимулирует внедрение новой техники и технологии, поощряет лучших производителей, наказывая худших.

Если рассматривать рынок как форму связи производства и потребления через обмен, то в качестве его элементов можно назвать следующие:

1. свобода предпринимательства (необходимое условие рынка);

2. конкуренция (без конкуренции получаем рынок производителя);

3. рыночная инфраструктура - все то, без чего не может быть ни свободы предпринимательства, ни конкуренции.

Структуру рынка можно определить как внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка. Рынок охватывает элементы, непосредственно зависящие от обеспечения производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с непроизводственной сферой, так и со сферой духовной. В соответствие с этим рынок имеет многообразную структуру.

Под функцией рынка подразумевается его роль в реализации экономических целей общества.
Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций. Функции рынка зависят от его определения.

Основные функции рынка:

1. обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса;

2. обеспечение сбалансированности экономики:

o между спросом и предложением.

o между товарной и денежной массой.

o между отраслями производства.

o между экономическими регионами (территориями).

3. признание общественного характера труда, затраченного на производство товаров(реализуется в момент купли - продажи, т.е. сам акт купли - продажи подтверждает общественный характер труда);

4. обеспечение эффективности экономики и качества труда и продукта (через механизм конкуренции);

5. снижение издержек производства (реализуется через механизм ценообразования);

Основными принципами функционирования рыночной экономики являются принципы:

· свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;

· примат потребителя. Появляется особый вид ответственности перед потребителем, который диктует свою волю, желания, вкус производителю;

· рыночное ценообразование. Цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения;

· договорные отношения;

· конкуренция;

· государственное регулирование рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы;

· открытость экономики. Хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений;

· обеспечение социальной защищенности населения.

Особо следует выделить принцип всеобщности рынка. Элементы рынка и рыночных отношений всегда существуют и в нерыночной, государственной, плановой экономике, точно так же элементы государственного планирования и регулирования государственной собственности, централизованного руководства заведомо есть в любой сугубо рыночной экономике. Однако экономику можно считать рыночной только в том случае, если товарно-денежные отношения становятся превалирующими, проникают во все сферы и секторы экономики. В этом и состоит суть принципа всеобщности, а именно: охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных природой и человеком.
Для нормального функционирования рынка необходимы:

1. персонифицированная собственность, когда товаропроизводитель является хозяином средств производства и свободно распоряжается результатами своего труда;

2. свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;

3. наличие твердой, авторитетной валюты;

4. четко налаженная система кредитных и финансовых отношений;

5. умение производителей и управленцев организованно и психологически верно встраиваться в рыночные отношения.

Для нормального функционирования рынка, необходимо наличие следующих условий:

- полная экономическая свобода производителей товаров и услуг, которая выражается в праве самостоятельно распоряжаться создаваемым продуктом, устанавливать цены, присваивать прибыль и др.

- существование потребности в конкретном товаре, но и наличие платежеспособного спроса у населения, т.е. деньг или товаров для мена. К примеру приобретая спортивные тренажеры для дома, потребители расчитывают на более приемлемую цену, чем при покупке профессионального тренажера, а также на его семейную многофункциональность;

- достаточное число производителей товаров и услуг, удовлетворяющих спрос;

- наличие конкуренции между производителями,

- наличие развитой рыночной инфраструктуры;

- наличие юридических законов, регулирующих рыночные отношения, и независимого судопроизводства;

- отсутствие командной роли государства по отношению к субъектам рынка.

Теория трудовой стоимости

Трудовая теория стоимости (ТТС) — экономическая теория, в соответствии с которой товары обмениваются между собой в таких количествах, чтобы обеспечить равенство затрат труда (количества рабочего времени), общественно необходимого для их производства в данных социально-экономических условиях. Эти пропорции обмена обуславливают стоимость товаров.

Логичным следствием трудовой теории стоимости является признание труда единственным источником богатства.

Различные варианты трудовой теории стоимости выдвигались основателями классической политической экономии, такими какУильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Наибольшее развитие эта теория получила в трудах Карла Маркса. Сейчас она обычно ассоциируется именно с марксизмом.

Адам Смит сделал значительный шаг вперёд в объяснении природы стоимости. Он отделил «потребительную стоимость» (ценность для потребителя,полезность) (Полезность блага или товара — его способность удовлетворять какую-нибудь человеческую потребность.)от «меновой стоимости» (стоимость, которая регулирует отношения при обмене). Адам Смит показал, какую огромную роль для экономики и национального богатства играет повышение производительности труда, в частности за счёт разделения труда и за счёт использования машин. Благодаря этому усовершенствуются навыки работников и достигается экономия рабочего времени, заключённого в единице товара. Адам Смит стоимость обуславливал не затратами труда конкретного человека, а средней продолжительностью продуктивного труда, необходимого для данного уровня развития общества.

Трудовая теория стоимости Адама Смита противоречила наблюдениям из практики. Например, нередко цены не только временно отклоняются от теоретической стоимости, но и группируются вокруг некоего значения, которое явно отличается от стоимости. Давид Рикардо более решительно разделил меновую стоимость и ценность для потребителя (потребительную стоимость). Он последовательно разработал положение о труде, как единственном источнике меновой стоимости.

Дальнейшее развитие теория стоимости получила у Карла Маркса. В своём главном экономическом труде «Капитал», исследуя рабочую силу как специфический товар, Маркс выявил и проанализировал прибавочную стоимость, которая формирует прибыль. Маркс отмечал, что стоимость товаров зависит не столько от затрат рабочего времени при их непосредственном производстве, сколько от затрат рабочего времени для производства аналогичных товаров в нынешних условиях.

Рассматривая различные проявления стоимости, Маркс считал, что стоимость непосредственно в товаре незаметна и не может изучаться изолировано. Стоимость товара проявляется лишь через отношения между собственниками при обмене на иные товары. Стоимость делает физически различные товары сопоставимыми, сравнимыми.

Обычно, стоимость производства единицы изделия со временем понижается. При этом не следует путать стоимость, выраженную в количестве часов рабочего времени, с ценой товара, выраженной в количестве денег. Стоимость в основном зависит от производительности труда, причём зависимость эта обратнопропорциональная. Цена зависит от многих факторов, в том числе от изменения стоимости самих денег, падение которой может приводить кинфляции, а также от соотношения спроса и предложения на товар.

Теоретики трудовой теории стоимости (Адам Смит, Дэвид Рикардо и Карл Маркс) утверждали, что стоимость есть объективная величина. Стоимость создается в производстве, а при обмене она лишь проявляется. Однако, это положение трудовой теории стоимости противоречит здравому смыслу. Возьмем, пример, несвежие, а попросту тухлые куриные яйца. В Китае (где они являются типичным блюдом национальной кухни) их стоимость должна определяться общественно необходимым рабочим временем. Перевезем эти яйца в российскую глубинку. Казалось бы, стоимость этого продукта должна только увеличиться (в связи с дополнительными затратами труда на транспортировку), однако в российских условиях яйца такого качества вообще не будут куплены.

Можно сделать обоснованный вывод: если товар покупается на рынке, вряд ли это связано с тем, что кто-то признал «справедливыми» затраты труда на производство товара и готов их компенсировать производителю. Более правдоподобным выглядит предположение, что товар для покупателя имеет определенную пользу, покупатель ценит этот товар. Недаром на русский язык немецкое слово wert или английское value в конце XIX – начале XX вв. переводились именно как ценность, и это был более точный перевод [3]. А ценность – это категория субъективная. Согласно учению австрийской школы, стоимость (ценность) никоим образом не может быть свойством, объективно присущим вещи. Вещь ценна в глазах покупателя, чьи субъективные оценки и придают произведенному благу свойства стоимости. Таким образом, трудовая стоимость – лишь фантом, а действительная стоимость (ценность) возникает при обмене и вне рынка просто не существует.

Помимо этого представители австрийской школы подчеркивают, что в создании ценности товара принимают участие несколько равноправных факторов производства – труд, капитал, земля, предпринимательские способности, а не только один труд, как считал Карл Маркс.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.141 с.)