Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Последствия околосмертного опытаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Немного было сказано о последствиях, которые эти околосмертные опыты оказали на тех, кто с ними столкнулся, или на медицинское сообщество, ответственное за заботу об этих личностях во время их околосмертного критического события. На всем протяжении этого исследования у меня была благоприятная возможность рассматривать эти последствия с обеих точек зрения – околосмертного выжившего и медицинского учреждения. То, что я наблюдал, убедило меня в том, что околосмертный опыт – поистине значительное событие для обоих: для пациента и для его врача. Более того, психологическое влияние этого опыта на суть околосмертия может играть роль физического исхода реанимации как таковой путем затрагивания сильного, но плохо понимаемого аспекта человеческой жизни – «воли жить». Последствия для личности Наиважнейшие последствия околосмертного опыта выявляются у личности, столкнувшейся с ним. Почти все опрошенные в данном исследовании люди указывали, каждый по-своему, на то, что их околосмертный опыт был поистине выдающимся и важным событием в их жизни. Некоторые даже описывали его как «пиковое» событие, сделавшее больше для формирования глубины и направления жизненных целей и позиций, чем какой-либо предыдущий отдельный опыт. Влияние околосмертного опыта на этих людей очевидно во многих различных замечательных отношениях. Чаще всего, через этот опыт ярко понижался страх смерти, если не полностью ликвидировался. Личности, пережившие подобные типы околосмертных критических событий без околосмертного опыта, не свидетельствовали об этом изменении страха смерти (см. Табл. XIV). Кроме того, это уменьшение смертной тревожности легко видно не только во время первоначального интервью, но также месяцы и годы спустя (см. Табл. XV). Со снижением страха смерти было связано стойкое личное убеждение, что околосмертный опыт дал преимущественное представление о том, что происходит в момент окончательной телесной смерти. Это понижение страха смерти было очевидным в жизни сорокатрехлетнего мужчины из Нью Джерси. Он пережил операцию на открытом сердце, постоперационную остановку сердца и околосмертный опыт: Автор: Имел ли он [NDE] какое-либо влияние на Вас? Человек: Да… Я больше не боюсь умирать… Даже сегодня я все еще не боюсь умирать и чувствую, что он [NDE] имеет с этим много общего. А.: Что общего он имеет? Ч.: Я просто чувствую, что когда умру, я буду с ними [умершими родственниками, встреченными во время околосмертного опыта]. (I-44) Мать этого мужчины позже сказала мне, что когда ее сын в начале рассказывал об околосмертном опыте, она отвергла его как галлюцинацию, связанную с его критическим медицинским состоянием. Месяцы спустя она начала спрашивать у своего настоящего впечатления об его опыте, который оставался «точно таким же ясным в его сознании, как и тогда, когда он впервые мне рассказал». Более того, околосмертный опыт оказал определенное влияние на его отношение к умиранию. До этого опыта он много раз говорил: «Я не хочу умирать, я так молод, чтобы умирать»; после опыта он сказал: «Ну, я собираюсь сделать лучшее из того, что могу. И когда мое время придет, я буду готов». Его смерть наступила спустя три года после операции на открытом сердце и постоперационного околосмертного опыта. Немного спустя, его вдова вспомнила рассказ мужа об его околосмертном опыте в то время, как он выписывался их хирургии – он видел яркий белый свет вместе с видением умерших родственников и друзей, убеждающих его «вернуться», поскольку еще не время ему «быть там». Согласно ее словам, она пронесла этот опыт с ним до его смерти и продолжала настаивать на том, что он казался ей очень реальным. Более того, она никогда не отклонялась от его оригинального описания опыта. Она знала его не как «такого типа персону, которая много читала о подобных вещах». Когда приблизилась его смерть, женщина поразилась тому, как он предстал «готовым идти» и как он даже «подготовил нас [свою семью] к своей смерти». Таким образом, его околосмертный опыт показался ему, его матери и его жене главной поворотной точкой, имеющей дело с перспективой умереть молодым. Когда новые мироощущения, относящиеся к смерти и «потустороннего мира», были интегрированы в жизни людей, подобных описанному выше мужчине, часто было очевидным новое рвение к повседневной жизни. Что касается неизлечимой болезни или умирания, то эффект обычно фокусировал внимание на жизни «здесь и сейчас», отступя от озабоченности смертью и страхом неизвестности. Тем не менее, околосмертный опыт не вызывал отрицания реальности наступления физической смерти или желания ее скорого наступления. Наоборот, возникало интуитивное принятие и жизни, и смерти. Это приводило к обновленной «воле жить» взамен ускоренной «воле умирать». Такова была ситуация с одним из моих сердечных пациентов, который имел трансцендентальный околосмертный опыт во время остановки сердца при обширном сердечном приступе вскоре после своего тридцать третьего дня рождения. Я занялся этим мужчиной как амбулаторным пациентом, начиная с его критического события, и познакомился с ним и его семьей довольно хорошо. С медицинской точки зрения, у него была неоперабельная болезнь сердца, он был инвалидом и не мог работать. Со времени нашей первой встречи, как бы то ни было, я беспрестанно впечатлялся степенью его адаптации в переходе от активной личной и профессиональной жизни к крайне ограниченному существованию, которое заметно переменило его жизненный стиль. Во время одного из множества наших разговоров, которые были у нас в последние года два, он рассказал мне следующее: Человек: Он [околосмертный опыт] круто изменил всю мою жизнь… Я беспокоился по поводу жизни и ее проживания, заботился о продвижении вперед, старался делать жизнь легче тем, что тяжелее работал, делая деньги для ее облегчения. Больше я так не делаю… Я просто живу день за днем. Раньше я жил для того, что было впереди меня или позади. Ты не можешь прожить день следующий или день прошедший. Ты можешь лишь тот день прожить, в котором ты находишься… Знаю, что жить мне не так долго, как другим людям. Я это уже знаю. Но собираюсь прожить то, что оставил, и собираюсь насладиться этим. Я знаю, куда направляюсь, поэтому больше не беспокоюсь о смерти… Я прошел через смерть, и она не волнует меня. Я ее не боюсь. Смерть – это ничто. Умирать не тяжело… Я знаю, куда направляюсь, и меня есть жизнь, чтобы прожить ее. Я наслаждаюсь ею гораздо больше. Автор: Как Вы думаете, была бы разница, если бы у Вас была остановка сердца, но не было бы того опыта? Человек: Я так думаю, ведь если бы была просто остановка сердца, я был бы как все, я бы не пережил смерть так, как пережил. Я знаю, что для меня это реальность. Это действительно произошло со мной. (I-15) Хотя этот мужчина смерти больше не боялся, он сожалел о расставании со своей семьей, и его замечания во время этой части интервью показывают сильное чувство: Человек: Я много раз обременял ее [жену]. Она брала много ответственности. Она теперь руководит домашним хозяйством. Когда она забрала меня из госпиталя этой весной, она думала, что я опять умер, ведь я был парализован кровяными сгустками. Я просто не мог двигаться. Я слышал ее крик. Это был ужасный крик. Она зашла в палату, где я был, посмотрела на то, что со мной происходит, я не мог дышать. Я подумала, что я скончался. Это отягощало ее, ведь она не знала, когда я буду ходить, и все, что со мной происходило, думаю, касалось ее. Она чувствовала, будто умирает вместе со мной. Вот как это сблизило нас. Я не хотел, чтоб она была столь близка мне, ведь я знал, что это может ранить ее гораздо больше, когда это происходит. Она согласилась с этим, но это продолжало разрушать ее несколько, когда происходило, ведь прошла через то же, что и я, это должно было быть частью ее, как я думаю. Дети ушли так же. Когда я поднялся сюда на другой день – мой мальчик и я были близко; ему было четырнадцать; Мы были близко, но у него был разум тинейджера – он подошел ко мне, а я сидел на подъеме, когда мы отправились в путь. Он сказал: «Хочу обратно домой», что-то вроде этого, и повернул обратно, и ушел. [Пауза] Подобные вещи ранят тебя, когда они от тебя уходят – кто-то, о ком ты заботился. С этим трудно смириться. [Пауза] Это жизнь. Автор: Кажется, Вы через многое прошли и сделали это хорошо. Человек: Да. Когда проходишь через жизнь, живешь ее. Много людей, у которых дети, умирают раньше их, они поднимаются автоматически и знают то, что я пережил. Тяжело смириться с некоторыми вещами, но с некоторыми вещами ты смириться должен. Я смирился с тем, что моя жизнь будет коротка. Это будет краткая жизнь, и моя семья будет очень мне близка. Околосмертный опыт также был полезен при острых болезненных стадиях восстановления после околосмертного кризиса. Нижеследующий случай в этой связи особо интересен по причине многочисленных болезненных околосмертных событий, которые претерпел этот мужчина во время затянувшейся госпитализации при почечной недостаточности и нескольких связанных с нею осложнений. На всем протяжении его сурового испытания он утверждал, что частично его поддерживала память об околосмертном опыте, с которым он столкнулся по пути в госпиталь. С его собственных слов: Когда доктор собрался везти меня в машине скорой помощи в Гейнсвиль, моя жена говорила мне потом, что он сказал водителю, что я, вероятно, не доеду. У меня уже было около пяти конвульсий. Я был в полубессознательном состоянии… Мне было очень сильно больно… огромная боль. Позже, 4-5 недель, я был в реально плохой форме. У меня было церебральное кровоизлияние. Я был в коме 7-8 дней, и у меня были все те остальные конвульсии… Когда у меня было церебральное кровоизлияние, они сдались по поводу меня и вытащили все медицинское; были трубки у меня в носу и повсюду, они все убрали, и доктор Х. сказал моей жене, что нет никакого шанса выжить мне. Ни один почечный пациент в то время не выживал при церебральном кровоизлиянии… У них было страшное время обнаружения перитонита. При этом они отказались от меня. Они сказали моей жене, что я не переживу и ночи. Потом мое кровяное давление поднялось до 250/190, и у меня случилось церебральное кровоизлияние. Они сказали, что если даже я и был жив, то был без сознания. Спустя примерно семь дней я его потерял. Около трех дней я вспоминал ужасные вещи, как я был пожарным, какая машина у меня была, когда я жил – и все такое… Он [околосмертный опыт] для меня много сделал… Я знаю, что смерть не так плоха для того, чтобы беспокоиться по ее поводу, поэтому это меня не волновало… Сейчас она не волнует меня вообще. Он реально помог мне пройти через все, через что я прошел. Действительно я не беспокоюсь и думаю, что он помог мне сохранить рассудок при этом всем. (I-53) Это новое отношение к смерти также затронуло взгляды человека на смерть любимых. Горе часто облегчалось «знанием» того, что недавно умершие перешли в безболезненное и мирное бытие. Потенция этой личной веры обычно приписывалась предыдущей встрече с околосмертным опытом. Женщина, чье свидетельство приводится ниже, претерпела тяжелый эпизод токсикоза при беременности, результатом которого была потеря сознания, связанная с околосмертным опытом. Год спустя ее муж неожиданно умер. На ее реакцию по поводу его смерти повлияли настроения, развившиеся после ее околосмертного опыта: Мой муж умер вскоре после этого [околосмертного опыта], и над ним произвели последние обряды. Как обычно, я была бы в истерике, но я была спокойна, ведь я знала, что эта боль и все, с ней связанное, закончились, и он счастлив. Советую всем умирающим: не плачьте и не кричите. Мой муж отошел в 1956, и моя свекровь сказала, что это должно было произойти тогда, когда я спаслась [и столкнулась с околосмертным опытом], чтобы я стала столь спокойной тогда, когда мой муж скончается. Я не плакала, когда кто-нибудь умирал. Я знала, что их боль прошла. (I-48s) Еще один человек – ветеран Вьетнама, встретившийся с околосмертным опытом во время взрыва на поле битвы, при котором он лишился обеих ног и руки – высказывал подобные взгляды на процесс оплакивания чужой смерти: [После NDE] я не ходил на похороны. Я не посылал цветы. Я не говорил людям, что сожалею. Когда кто-либо говорил мне, что кто-то умер, я отвечал, что нам следует радоваться. Почему мы не устраиваем вечеринки по поводу смерти? Будь моя воля, у меня не было бы ни кладбища, ни надгробной плиты. Меня сожгут и рассеют прах по ветру. Думаю, это пустая трата времени и земли, это нечто, по поводу чего нам следовало бы устраивать гулянки. Они отошли к лучшей жизни, к лучшему чувству. Я не думаю, что пьян, думая так. Моя семья так думает. Думаю, я далеко впереди кого-либо еще. Я не боюсь умирать. Я твердо верю, что все происходит для чего-то… Я живу, играю и работаю так интенсивно, как могу, потому что представляю себе самый последний момент, когда я отойду и не смогу уже более вернуться в свое тело… Есть нечто после жизни. Это хорошее ощущение. [Во время околосмертного опыта], думаю, я был в полном мире с собой. Я не хотел возвращаться. Это было необычно. Я не был лишен жизни или чувства, ведь это было прекрасное чувство, и это была жизнь. Какая бы это ни была жизнь, в какой бы форме мы бы ни были, мы существуем. (I-68) Религиозные взгляды людей, встретившихся с околосмертным опытом, обычно усиливались благодаря опыту как таковому*. Это усиление прежних верований обычно свидетельствовалось заметным увеличением религиозной активности или персональной приверженности. Один мужчина сказал об этом так: Я верил в Иисуса Христа прежде [околосмертного опыта], но фактически не жил этим. Этим живу я сейчас. Наибольшей причиной того, что я сейчас здесь, является то, что я не жил полной жизнью, и Иисус Христос вернул мне мою жизнь, чтобы закончить ее проживание… Знаю, что когда умру, то пройду ровно через то же [околосмертный опыт] снова… Когда я был в том туннеле [во время NDE] и выходил, знал, что моя жизнь отдана Иисусу Христу… Поймите меня сейчас правильно. Думаю, я был как все и испробовал все приключения в жизни, когда был на службе. Я пил. У меня был бизнес, и я должен был пить и надлежащим образом общаться с людьми, чтобы сохранять его. В сегодняшнем мире ты должен общаться надлежащим образом с бизнесом, чтобы он продолжал стоять на ногах. Ты должен делать все, что можешь, чтобы сохранить свой бизнес. Позже я нашел, что ты не должен с ними сообщаться, чтобы продолжать бизнес. Ты можешь сказать им, что ты христианин, и не заботиться об их выпивке, а они согласятся с этим и продолжат. (I-15) Еще один мужчина был волонтером в госпитале, где я работал. Во время лечения его от болезненного приступа гастрита однажды ночью в приемном покое, я заметил в его медицинской карте то, что он ранее претерпел сердечный приступ с остановкой сердца. Когда я его опрашивал, он отрицал любые воспоминания периода бессознательности. Спустя час он осторожно подошел ко мне и приватно описал яркий трансцендентальный NDE, о котором он смущался говорить. Затем он объяснил, как этот опыт повлиял на его религиозную веру и почему он сейчас является больничным волонтером: Автор: Как Вы думаете, чем был этот эпизод [околосмертный опыт]? Человек: По-правде не могу сказать, но думаю, это то, когда Христос вошел в мою жизнь… Это полностью все изменило, весь мой жизненный путь. До этого я пил пиво и виски, и множество того, чего бы сейчас не стал… Я не мог дождаться выписки из госпиталя [после околосмертного опыта], чтобы пойти в церковь. Пастор сказал, что никогда не видел настолько стремящегося идти за Христом и следовать за Ним. А.: До Вашего опыта Вы посещали церковь? Ч.: Нет. Я никогда в церковь не ходил. А.: Повлияло ли это на другие аспекты Вашей жизни? Ч.: Ну, я обещал Господу Богу, что буду Ему работать всю оставшуюся жизнь, что я и сделал. Я работаю на Ветеранскую Волонтерскую Службу, где я обхожу и посещаю пациентов, разговариваю с ними и помогаю им тем, чем могу. Кажется, для меня открылась дверь. Я могу немного разговаривать с ними. У меня сейчас есть два кассетных магнитофона в госпитале. А.: Какие кассеты? Ч.: Церковные программы. Я записываю каждое воскресное утро и воскресную ночь в церкви. Церковь дает мне кассеты.(I-25) Религиозная вера другого мужчины усугубилась его околосмертным опытом так: Ч.: Он сделал меня ближе ко Господу и Библии. И я стараюсь жить с ними и с теми установками… Я раньше бывал в обществе, становился безумным и пил. Но сейчас – ни-ни… Я причинял вред не только себе, но и жене, и детям. Я понял это через эти опыты [NDEs]. Я питаю любовь больше, чем раньше. Я забочусь больше о своей семье, и это объединило мою семью. А.: Как Вы думаете, это результат тех опытов или результат болезни? Ч.: Думаю, что тех опытов, потому что моя болезнь реально меня не волновала. Я считал, что со времени своего рождения ты обречен на смерть, и это все, ради чего ты живешь. Сейчас я верю, что есть много, ради чего можно жить, - не только лишь ради своего финального предназначения. (I-62) *Однако, не происходило перемены базового типа религиозной веры – то есть, агностики не становились верующими, протестанты не становились католиками, а католики – иудеями. Яркий трансцендентальный околосмертный опыт, обогащенный религиозной верой, еще одного мужчины, который признался сейчас, что стал приверженным ко Господу на все 100%: Он [опыт] снял с меня много бремени. Я продолжаю бороться за жизнь по вере, но понимаю, что Божья благодать заботится обо всем этом. Но в своей жизни я обесценил множество тривиальных вещей, о которых раньше беспокоился. Господь попустил мне через этот опыт разделить важное и неважное. Это было потрясающим благом для меня… Через этот опыт Он соделал меня способным полностью предать себя в руки Господа и тотально довериться… Представьте, какое это благо для моей жизни – быть способным полностью посвятить себя, на 100%, безо всяких оговорок… Множество людей мучаются со своей гордыней. Это перестало быть проблемой, во всяком случае - в большой степени. По крайней мере, она не тревожила меня, ведь я понимал благодать Божию. Также я был рожден в семье фермеров при очень-очень скромных обстоятельствах, и у меня всегда было желание быть состоятельным. Ну, не думаю, чтобы кто-то возражал против состоятельности, но теперь вижу, насколько мало это значит для моей веры. Я нашел, что некоторые из этих вещей реально смешны так же, как и важничанье. Итак, все, в чем я сейчас нуждаюсь, по-моему, это быть способным продолжать существовать спокойно, и после того, как я обратился ко Христу полностью, Он благословил меня вестью, которую я не мог иначе предвидеть. Я действительно верю, что Он контролирует все это для моей пользы. (I-65) Выбор профессии после околосмертного опыта часто делался такой, чтобы она позволяла новоприобретенным мироощущениям и верованиям человека инкорпорироваться в ежедневную деятельность. Одна женщина, ставшая больничной волонтеркой, сказала, что больничный персонал узнал о ее спокойном принятии смерти и стал звать ее так: Позже [после околосмертного опыта] я пришла работать в госпиталь волонтером. Одна из девушек – психолог и соцработник – узнала мои чувства, и много раз они ее вызывали, если доктор кому-то говорил, что тот умрет, потому что они впоследствии хотели, чтобы кто-то был рядом. Когда она слышала, что кто-то расстраивался, она обычно звала меня, говорила мне идти поговорить с теми людьми, ведь если они умирали, меня это не беспокоило. Мне действительно легко было говорить людям об этом. Я чувствовала себя хорошо по этому поводу, и казалось, людям было лучше. (I-70s) Новая личная заинтересованность в заботе и любовных аспектах человеческих взаимоотношений часто развивалась после околосмертного опыта. Эта перемена непосредственно относилась к пониманию, приобретенному из околосмертного опыта как такового. Со слов больничного соцработника: «Думаю, что то, что он [околосмертный опыт] сделал – это сделал меня более чувствительным по отношению к людям». (I-37) Другой мужчина выразился так: «Когда сейчас я смотрю на людей, что я действительно люблю их, раньше ничего подобного я не чувствовал». (I-40s) Выражали это и так: «Чувствую, что мы много меряем то, что делаем для других. Вот что мы полагаем для помощи ближнему… величайший закон, который у нас есть – это любовь». (I-52) В конце нескольких интервью я спрашивал, чувствовал ли или нет человек, столкнувшийся с околосмертным опытом, что этот опыт несет «послание» для других людей. Типичные ответы были таковы: Если люди примут смерть и то, что она – не странный опыт, что она произойдет, и что они должны будут пережить ее однажды, они бы жили свои жизни намного проще. (I-15) Я поспешил бы заявить Вам, что она [смерть] не беспокоит меня, поскольку когда придет время, будет полное ощущение мира, проникающего во все твои мысли, и это будет очень тихое чувство. (I-55s) Совет, который я бы дал всем умирающим – не плачьте и не кричите… Я не плачу, когда кто-то кончается. Я знаю, что их боль прошла. (I-50s) Таким образом, мы увидели, что околосмертный опыт имеет сильные последствия для повседневной жизни множества личностей во время острых стадий восстановления после околосмертного критического события, во время более длительных стадий терминального медицинского заболевания и/или во время возвращения к здоровой и нормальной жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.244.41 (0.014 с.) |