Автоскопическая галлюцинация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автоскопическая галлюцинация



Озадачивающий опыт автоскопии, то есть видения «себя» или своего «двойника», всегда был недоуменным, зачаровывал человеческое воображение и был известен всем расам с древних времен.

А. Лукианович, доктор м.д., Бристольский госпиталь Барроу, Англия.

Так начинается доклад, названный «Автоскопический феномен», в Архивах Неврологии И Психиатрии, август 1958. В нем автор дает несколько историй болезни пациентов, страдающих от автоскопических галлюцинаций. Насколько мне известно, доктор Лукианович не использовал свои находки в качестве вероятного объяснения околосмертного опыта. Множество других врачей, тем не менее, подводили меня к этой возможности, побуждая, таким образом, к нижеследующему анализу.

«Автоскопия» обозначает просто самовизуализацию. Тип автоскопии, однако, в автоскопических галлюцинациях и околосмертном опыте совершенно различен. Согласно доктору Лукиановичу, автоскопическая галлюцинация – это редкое психическое расстройство, встречаемое прежде всего у пациентов с депрессией, эпилепсией или шизофренией. Характерно, что эти пациенты внезапно и без предупреждения усматривают визуальную картинку своего собственного лица или верха туловища, проецируемую на несколько футов перед своими физическими телами. Эта картинка обычно бесцветна, прозрачна и часто имитирует все движения и мимику «оригинала» - как если бы человек смотрел в зеркало. Такая ситуация воспринимается пациентом как «нереальная» и часто погружает его в печаль и скуку. Одно подобное происшествие описано Лукиановичем так:

…в полумраке позднего вечера она заметила перед собой леди. Миссис А. подняла правую руку, чтобы включить свет. Странная леди сделала то же движение левой рукой, и таким образом их руки встретились… Миссис А. почувствовала холод в своей правой руке и испытала такое чувство, будто вся кровь отлила от ее руки. При электрическом свете она заметила, что странница одета в точную копию ее собственного пальто, шляпу и вуаль… Она начала раздеваться и снимать вуаль, шляпу и пальто. Леди в черном сделала то же самое. Только тогда миссис А. начала понимать, что это была она сама, смотрящая на себя, как в зеркале, и имитирующая собственные движения и жесты.

Описывалось иногда прямое взаимодействие между картинкой и ее «оригиналом»:

[пациент мог видеть] картинку собственного лица «как в зеркале». Это фантомное лицо могло имитировать всю его мимику, и Д. (пациент) мог зачастую «играть с ним», принуждая копировать его. Отношение пациента к своему двойнику было откровенно садистским… Например, он мог зачастую бить фантома по голове, и призрак не был способен избежать ударов.

При сравнении автоскопических описаний в галлюцинациях и околосмертном опыте очевидны несколько различий. В отличие от околосмертного опыта, автоскопические галлюцинации (1) состоят из физического тела («оригинала»), воспринимающего проецируемую картинку («дубликат»); (2) предполагают прямое взаимодействие между «оригиналом» и «дубликатом»; (3) воспринимаются как нереальные; и (4) обычно вызывают негативные эмоции. По этим причинам автоскопические галлюцинации не кажутся правдоподобным объяснением околосмертного опыта.

Сновидения

Сновидения могут казаться довольно реальными, пока снятся. Чем отличается околосмертный опыт от яркого сновидения?

Профессор медицины

Сновидения – общечеловеческий опыт. Множество переживших околосмертный опыт людей в данном исследовании описывали регулярное появление ночных сновидений и часто сравнивали их со своими околосмертными опытами:

Я подумал: Н-да, что это за ужасный был сон! Но это не было сном. Это было слишком реально, и это произошло. (I-55s)

Человек: Это как сон. Ты отделен от происходящего и смотришь на него как свидетель.

Автор: Но то, что Вам «снилось», реально произошло?

Человек: О, да. Реально. (I-32)

Это реальность. Знаю по себе, что я не фантазировал. Это не было так называемым сновидением или чем-то подобным. Эти вещи реально со мной произошли. Это произошло. Я знаю. Я прошел чрез это. Не смотря на то, что я был на затемненной сцене, знаю, что я прошел чрез это. (I-15)

У меня снов было много, а это не было похоже ни на один сон. Это было реальным. Это было очень реальным. И тот мир, мир отличался от сна, а я много видел снов. (I-59)

Этот акцент на реальность околосмертного опыта по сравнению с нереальностью сновидения был сделан всеми, кого я попросил сравнить эти два состояния. Восприятие нереальности опыта сна было, по мысли Фрейда, допущением сновидцу утешения, «направленного на снижение важности того, что только что переживалось, и на толерантность к тому, что последует». Другими словами, нереальность сновидения обычно предусматривает продолжение оного, не смотря на потенциально разрушительные перцепции. Околосмертный опыт, однако, воспринимается как суровая реальность и во время опыта, и в последующих размышлениях. Кроме того, крайняя изменчивость содержимого сновидений у разных людей и в разное время контрастирует с однородностью событий в околосмертном опыте. Таким образом, маловероятно, что околосмертный опыт можно истолковывать как простой сон.

Предшествующее ожидание

Человеческая натура такова, какая есть – человеческая; многие из нас будут продолжать отвергать неизвестное [в том числе, смерть], романтизируя его так, как это часто делается в опере (Liebestod) и в историях о «любовных препятствиях» и «пути к своей награде». Конечно, существуют старые, усталые и религиозные, которые ожидают «возвращения домой» (в объятия Христа).

Натан Скнэпер (Nathan Schnaper), доктор медицины, профессор университета психиатрии в Мэрилэнд.

Является ли околосмертный опыт осуществлением предшествующих ожиданий, основанных на личностном романтизировании смерти, как полагает доктор Скнэпер? Один из подходов к решению этого вопроса – рассмотреть ожидания и фантазии людей о собственной смерти до их околосмертного опыта. Это было проделано во многих случаях через вопрос в процессе интервью: «Что бы Вы подумали, если бы кто-то еще рассказал Вам об опыте, подобном Вашему, но прежде того, как Вы пережили свой?». Нижеследующие ответы на данный вопрос были типичны:

Я никогда не думал, что они [другие люди] были искренни на этот счет. Знаете, ты слышишь фантазии и склоняешься к вере в них, но в уме понимаешь, что, ну, они врут про это. (I-15)

Я слышал о них [околосмертных опытах] и смеялся над ними. (I-44)

Вероятно, я мог отреагировать как любой другой, захихикать. (I-60)

Я думал, что они [другие люди] были чокнутые. Я это абсолютно дискредитировал. Я никогда в это не верил. (I-14)

Других я просил прокомментировать собственную концепцию смерти до их околосмертного опыта. Один мужчина изложил это так:

Автор: Как Вы думаете, что этот опыт [околосмертный] представляет собой?

Мужчина: Думаю, какое-то время я был мертв. Имею в виду, по крайней мере, духовность. Думаю, мой дух покинул тело на какое-то время. Если это смерть – она не плоха.

А.: Думали ли Вы прежде, что смерть будет такой?

М.: Нет. Пока у меня не случился этот опыт, я считал, что если ты умер – ты умер. И все. Теперь верю, что дух покидает твое тело.

А.: Итак, это изменило Ваш взгляд на смерть?

М.: О, да! (I-63-1)

Другой мужчина – тогда американский солдат из Вьетнама (1969) – был почти смертельно ранен на поле боя. До этой травмы он тщательно рассматривал – как это, умирать. Лежа в полубессознательном состоянии на поле боя, в шоке от потерянных ног и руки, он просматривал в уме то, что ему «было сказано» о «трех стадиях» смерти, и начал сравнивать эти три стадии с тем, что он на этот момент ощущал:

Когда я ударился о землю, помню, как сел и увидел свою оторванную правую руку, и моя левая нога лежала слева отдельно. Я снова упал, и помню это очень ясно. Я не мог больше подняться… Я всегда слышал, и мне всегда говорили, что если ты умираешь, ты проходишь перед смертью три стадии. Первая – это когда теряешь зрение. Помню, что не мог открыть глаза, не мог видеть. Вторая стадия – это когда теряешь чувства, не можешь чувствовать ни боли, ни напряжения. Боли я не чувствовал. В третьей стадии ты приходишь в полное расслабление – и с этим все. Лежа там, я думал об этих трех вещах и понял реалистично, что то, что я чувствовал, было умиранием или смертью. (I-68)

До этого момента его смерть прогрессировала согласно ожиданиям. Но потом развернулась еще одна стадия:

Я лежал там, на поле боя, и вышел из тела, видя себя лежащим на земле с тремя оторванными конечностями. Я знал, что это я. Я узнал себя. Не могу сказать, в какой форме или в каком виде я был… Я не видел жизни в той форме, которая лежала на земле. Я видел жизнь в себе, вне тела. У меня не было тройной ампутации. Я был какой-то формой и в каком-то виде, но не знаю, в каком. Я не видел своих частей. Я воспринимал себя как на воздухе, тем не менее. Я не касался земли. Я почти как будто парил.

Таким образом, из данных трех примеров вытекает то, что околосмертный опыт не может быть непосредственно отнесен к исполнению личностных ожиданий на счет того, на что похожа смерть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.011 с.)