Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношение Мухаммада к христианскому Божественному Откровению.

Поиск

Остается рассмотреть вопрос о том, как сам Мухаммад относился к христианскому Божественному Откровению? Общеизвестен факт, что Коран настаивает на божественном происхождении, как Моисеева Закона (Тора), так и Евангелия (Инджил), однако "люди Писания", по мнению мусульман, исказили или изменили содержащееся там Откровение: "Скажи: "О люди писания! Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено вам от вашего Господа". Но у многих из них низведенное тебе от твоего Господа увеличивает только заблуждение и неверие. Не горюй же о людях неверных!". (Сура 5, 72/68) [Пер. И. Ю. Крачковского]. По всей видимости, сам Мухаммад имел весьма смутное представление о содержании Библии, при этом, как следует из текста Корана, искажения Евангелия следует относить не к самому тексту, а к его толкованиям. (См. Сура 5, 51-52/47-48). Более того, как показывает текстологический анализ, многие антихристианские тексты в Коране, более позднего происхождения [50], а то, что потом использовалось в критике против христиан, относилось первоначально к язычникам (Сура 112) [51].

Поэтому, основываясь на этих и некоторых других доводах, В.А. Легионов приходит к интересному заключению о том, что основатель ислама первоначально был христианином, хотя и весьма своеобразным, и под конец жизни опять вернулся к своей вере [52]. Однако вопрос об отношении к христианству Мухаммада, по моему мнению, требует более подробного рассмотрения. К этому нас вынуждают некоторые тексты Корана и отдельные моменты в биографии родоначальника новой религии.

Из биографии "нового пророка" нам известно, что сам Мухаммад вначале сомневался в достоверности получаемых им откровений и только слова двоюродного брата его первой жены - Вараки ибн Нуафаля, который был христианином, о том, что Мухаммад получил благовещение, т.е. стал пророком, окончательно убедили основателя ислама в его избранничестве [53]. Сам этот факт не вызвал бы удивления, если бы речь шла об обращении не к христианину, а какому-нибудь языческому шаману-прорицателю, ведь для церковного христианина сама мысль о возможности продолжения божественных откровений посредством пророческого служения после Христа - Спасителя, должна была казаться еретической.

В самом тексте Корана содержится несколько странных стихов, содержание которых, по мысли этой вероучительной для мусульман книги, должно относиться к "людям Писания", к которым кроме иудеев и христиан присоединяются сабии. "Поистине, те, которые уверовали, и те, которые обратились в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Аллаха и в последний день и творили благое, - им их награда у Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны" (Сура 2, 59/62) [54]. В примечаниях к этому стиху Корана обычно говорится, что сабии - это племя в Нижней Месопотамии, называемые христианами св. Иоанна Крестителя и, что их Писание (Джинза) дано на арамейском диалекте [55].

Другими словами, можно сказать, что Коран однозначно утверждает наличие божественного Откровения у сабиев. Подобное утверждение можно было воспринимать только на веру, т.к. никаких подробных и исторически достоверных сведений о них у исследователей не имелось, но это было справедливо только до середины XVII века. В 1652 году католический миссионер - кармелит Игнатий впервые описал секту мандеев (они же сабеи и назареи), которая возникла на пороге н. э. и существовала в пределах Персии и Ирака. Название секты происходит от слова "manda" (знание), что означает не что иное, как ("гностики") (56).

На первый взгляд подобное включение весьма враждебно настроенной к иудаизму и христианству секты [57] в число "религий Писания" в Коране может показаться обычной некомпетентностью составителей этой священной для мусульман книги, однако при внимательном рассмотрении исламского мировоззрения, мы можем заметить определенное влияние взглядов гностиков на ислам.

Во-первых, сюда следует отнести весьма характерное для гностиков положение о том, что божественные откровения продолжаются и после сошествия Святого Духа на апостолов - дня основания Церкви Христовой на земле [58] - именно это мы и наблюдаем у Мухаммада. Более того, Коран однозначно утверждает мысль о местном характере проповеди новой религии [59], а это очень напоминает миссионерские приемы гностических сект и манихейства [60]. Последние, претендуя на исключительность в обладании божественной истинной, свое учение переносили из одной культуры в другую, основываясь не столько на переводе, сколько на переложении первоначального материала [61].

Во-вторых, магометанство, как новая религия обладает целым рядом признаков характерных для гностицизма. Последние мы можем перечислить, ссылаясь на А.Л. Хосроева [62].

1) претензии на исключительное обладание знанием, полученным в результате откровения [63], при явном эволюционировании самого вероучения [64];

2) непризнание иерархии и свое понимание принципа организации общины [65]. Кроме этого следует упомянуть об особенном значении физиологической чистоты в исламе, что выражается в частой практике омовений и что также можно связать с влиянием ритуальной практики сабиев (саби - по-арабски крестящийся) [66].

3) вполне очевидная для всех исследователей ислама и гностицизма связь мест Корана, повествующих о младенчестве Иисуса и Его распятии, с гностическими произведениями. Например, упоминание об оживлении глиняных птиц в Коране (Сура 3, 43/48) взято из гностического Евангелия Детства Иисуса (XV гл.) [67]. Кораническая версия о том, что Иисус Христос не был распят, а избежал этой позорной смерти и был вознесен к Аллаху (Сура 4, 156/157-158) - это почти дословное повторение смысла текста гностических сочинений. (См.: Трактат о Великом Сете (56, 10-15); Апокалипсис Петра (83, 1; 85, 4-25); у Василида) [68].

4) К влиянию гностицизма следует отнести и суфийское учение о том, что мир был сотворён не по любви, а для того, чтобы Бог "из сокровенного восхотел стать явленным..." [69].

При этом следует признать несостоятельным исламский догмат о том, что первоначальное откровение у гностиков было злонамеренно искажено в последующем [70]. Как показывают исследования наиболее древних священных текстов тех же сабиев (назореев) изложенных в книге, называемой ими "Великая книга" или "Сокровище" (Sidra rabba), кроме языческих представлений мы там ничего не сможем найти [71]. Более того, в священном писании этой гностической секты мы найдем упоминание о том, что последним истинным пророком на земле был Яхья (Иоанн Креститель), а все последующие - лжепророки, в том числе и Йишу Мшиха (Христос). Родоначальник же новой религии арабов Мухаммад (Мхамад) называется "последним лжепророком" [72].

На основании выше сказанного мы можем проследить вполне очевидное влияние на текст Корана и вероучение мусульманской религии различных псевдо-христианских сект и ересей, особенно гностицизма. Весьма существенно это влияние заметно в мистическом течении ислама - суфизме [73].

Что же касается самого основателя мусульманской религии, то здесь можно только предполагать насколько Мухаммад мог считаться христианином, и был ли он представителем одной из гностических сект, как следует из рассмотренных выше положений исламского вероучения. Однозначно лишь можно утверждать, что его христианские представления носили явно нецерковный, еретический характер и понимание христианского Божественного Откровения было небиблейским и вне русла апостольской и святоотеческой традиции.

Заключение

Таким образом, следует признать, что ни о каких параллелях и аналогиях с библейским текстом по отношению к личности Мухаммада говорить не приходится. Его "пророческая" миссия носила небиблейский характер и имела все основные признаки обольщения падшими духами. Об этом в частности свидетельствует, характер откровений Мухаммаду, факт особой любвеобильности основателя Ислама и экстатичность его речей. В пользу подобных выводов можно привести рассказ Ат-Табари о том, как сатана сочинил стихи, которые Мухаммад воспринял как Божественное откровение и объявил, что три мекканские языческие богини: ал-Лат, ал-Узза и Манат являются чтимыми ангелами [77], на заступничество которых следует уповать. И только вмешательство ангела Джибраила спасло положение, однако с точки зрения Корана подобная ситуация отнюдь не умаляет достоинства "пророка", т.к. "всякое подсознательное искушение, толкавшее Мухаммада исправить или даже сочинить откровение, лишь подтверждало его пророческие полномочия" [78]. В доказательство этого, с точки зрения библейского откровения, очень странного утверждения появляется особый аят в 22 главе Корана: "И не посылали Мы до тебя никакого посланника или пророка без того, чтобы, когда он предавался мечтам, сатана не бросил в его мечты чего-либо, но Аллах стирает то, что бросает сатана, потом Аллах утверждает Свои знамения, - ведь Аллах - знающий, мудрый!". (Сура 22, 51/52) (Пер. И.Ю. Крачковского).

Хорошим комментарием ко всему выше сказанному, служат слова преп. Григория Синаита: "Прелесть, говорят, в двух видах является, или лучше, находит, - в виде мечтаний и воздействий... Первая бывает началом второй, а вторая началом третьей еще - в виде исступления... Началом мнимого созерцания фантастического служит мнение... Второй образ прелести в виде воздействий вот каков: начало имеет она в сладострастии, рождающегося от естественного похотения... Распаляя все естество и омрачив ум сочетанием с мечтательными идолами, она приводит его в исступление опьянением от палительного действия своего... В сем состоянии прельщенный берется пророчествовать, дает ложные предсказания предъявляет, будто видит некоторых святых, и передает слова, будто ими ему сказанные..." [79].

Поэтому, мы можем однозначно утверждать о небожественном характере откровений содержащихся в Коране. Для всякого сколько-нибудь сведущего в православном аскетическом учении читателе Корана, вполне очевидно, что большинство содержащихся в нем откровений есть плод духовной прелести "пророка" Мухаммада, как было показано выше. По отношению к другой части текста, в лучшем случае можно лишь говорить о наличии некоторого незначительного элемента естественного богопознания сильно разбавленного, прежде всего прошедшими весьма сильную трансформацию библейскими каноническими и апокрифическими текстами, аггадическими сказаниями и гностическими представлениями [80]. Поэтому, мы можем найти в Коране нечто напоминающее богооткровенные истины, хотя единственным положительным плодом деятельности Мухаммада можно признать только элемент естественного богопознания. Последний дает человеку некоторые правильные, однако неполные, истины о Едином Боге - Творце Вселенной, о человеке, о бытии мира и основывается на рациональном познании самого себя и окружающей материальной природы. (См., напр.: Сура 6, 74-79)

Таким образом, можно согласиться, что Коран является ценным историческим свидетельством о жизни арабов Аравийского полуострова во время VI-VII веков, что священная книга мусульман является памятником словесности, стоящей между фольклорным и авторским творчеством [81], но с чем согласиться невозможно, так это с притязаниями на Божественность содержащихся в нем текстов.

Данная статья вовсе не претендует на исчерпывающий анализ данного вопроса, в ней мы лишь указали основные аргументы против мусульманской полемики по вопросу их основного тезиса, что Мухаммад не только пророк новой религии зародившейся в Аравии в начале VII века, но и пророк неразрывно связанный с библейской традицией, претендующий на продолжение Божественного Откровения в эпоху Нового Завета Бога с родом человеческим и что Коран является Откровением Всевышнего.

Ссылки

1 Дидат Ахмед. Библия о Мухаммаде//Все об исламе. 2002.?6, 7, 8.

2 Там же. (Цитаты из Корана приводятся с двояким указанием стихов (аятов), через косую черту: слева по изданию 1858 г. Г. Флюгеля; справа - по общепринятому каирскому изданию Мухаммада Али 1928 г. (если наблюдается расхождение). Цитаты в переводе В. Пороховой-ар-Рошд даются по каирскому изданию.

3 См. Исх. 3, 2-12; 19, 3.

4 См.: Дидат Ахмед. Библия о Мухаммаде/ Все об исламе. 2002. С.7. Следует сказать, что опасения эти были небезосновательны, т.к. начало ниспослания Корана сопровождалось фактом насилия со стороны ангела Джибраила по отношению к Мухаммаду: после нескольких безуспешных мирных попыток заставить Мухаммада читать Джибраил стал душить его. (См. Гаврилова Ю.Б. Мухаммад//Ислам: Карманный словарь. СПб, 2002. С.89.) Ничего подобного мы не найдем в Библии, ибо всеблагой Господь никогда не действует насильно, в отличии от диавола. (См. Иов 1, 11-12).

5 Моисей действительно был посредником Ветхого Завета (Исх. 24; 12; Вт 5, 5. Ср. Гал. 3, 19), т.к. Сам Бог дает ему на горе Синай закон и заповеди, т.е. Господь здесь выступает в роли Установителя Завета с народом Божьим. (См.: Вт. 5,2). С другой стороны, Моисей явился законодателем для богоизбранного народа, т.к. через него евреи получили закон и заповеди: "Закон дал нам Моисей" (Вт. 33, 4).

6 Дидат Ахмед. Библия о Мухаммаде//Все об исламе. 2002.?6. С.7.

7 Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий Завет). Милан, 1995. С.309. (См. Другие прообразы и пророчества о Христе из Пятикнижия Моисеева, которые исполнились на Иисусе Христе: Быт. 3, 15; 49, 10; Числ. 24, 17; Вт.21, 23. Поэтому слова (Вт.18, 18) лишь еще более уточняют свидетельства Писания о Нем, в данном случае указывая на Его происхождение по человеческому естеству из еврейского народа и на то, что Иисус Христос явился посредником между Богом и людьми и законодателем, как Моисей. Посредником, в смысле передачи слов Господа Бога: См., напр., Ин. 8,26 и Вт. 5, 5. Посредником, в смысле ходатая за грехи перед Богом: См., напр., Ин. 1, 29; 1 Тим. 2, 5; Евр. 9, 15 и Исх. 32, 30-32; Вт. 9, 16-19; 32, 50-52. Законодателем, в смысле подателем закона и заповедей: См., напр., Мф. 5 гл., 2 ст. - 7 гл., 12 ст.; Ин. 13, 34 и Исх. 20 гл. - 23 гл. 19 ст. Единственным важным дополнением к (Вт. 18, 18), является то, что Иисус Христос выступает в Евангелии еще и как Установитель Нового Завета, т.е. как Господь по Своему Божественной природе (См.. Лк. 22, 20. Ср.: Исх. 24, 8). [См. Прим. 5].

8 Дидат Ахмед. Указ. соч.

9 Здесь можно указать на события заключения Ветхого Завета, видимым знаком которого была кровь завета (Исх. 24, 8) и слова Иисуса Христа "Сие есть Кровь Моя нового завета за многих изливаемая во оставление грехов".(Мф.26, 28). Наиболее полное сравнение Моисея с Иисусом Христом, именно в общем контексте пророчеств о Пророке подобном Моисею, всякий желающий может найти в Новом Завете в Послании к Евреям (1 - 10 гл.). Наши мусульманские друзья об этом напрочь "забыли".

10 См., напр.: Вт. 1, 16; 18, 1-2; и т.д.

11 См. перевод В. Пороховой - ар-Рошд. Талут - это весьма странное наименование царя Саула, что лингвистически не оправдано и по И.Ю. Крачковскому объясняется только необходимостью найти рифму к Джалут (Давид). (См. Коран. М., 1963. / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского.- Прим. 180. С.514).

12 Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991. С.165.

13 См. Там же. (Две суры раннего периода [73 и 74] так и называются - "Закутавшийся" и "Завернувшийся").Существует две точки зрения на то почему "пророк" заворачивался в плащ и обе они не в пользу божественности полученного им откровения. 1) Мухаммад вначале пытался избавиться от преследовавших его видений и для этого прибегал к широко распространенной на Ближнем Востоке магической практике - он просил свою жену Хадиджу завернуть его в плащ и окропить водой. (См. Гаврилова Ю.Б. Мухаммад//Ислам: Карманный словарь. С.89). Однако магия однозначно осуждается Библией (Вт.18, 10-12), как несовместимая с верой в Единого Бога, т.к. она основана на языческом религиозном мировоззрении. 2) Мухаммад в результате получаемых откровений испытывал озноб, припадки, похожие на эпилептические, которые сопровождались видениями и галлюцинациями. (См. Коран. М., 1963. / Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского.- Прим. 2. С.618). Здесь мы явно видим все признаки так называемой шаманской болезни, а учитывая насилие со стороны явившегося духа, назвавшего себя ангелом Джибраилом, однозначно можно предположить типичный случай инициации в шаманы "по выбору духов". (Ср.: Сафонов А.Г. Психология религии. Киев, 2002. С.47).

14 Цит. по: Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб., 2002. С.318.

15 Пророк Моисей видел "образ Господа", что в исламе в принципе невозможно. Об этом свидетельствуют свойства Аллаха (сыфаты Аллаха). 4-е свойство - вахданият (из 6-ти сыфатов "зати") гласит: "Аллах един. Нет у Него подобия и нет сотоварища Ему". (См.: Путь к Свету (вероучение, ибада, нравственность). М., 2001. С.15).

16 См. Дидат Ахмед. Указ. соч.?6. С.7.

17 Он же. С.7.

18 См.: Кураев А., диак. Оккультизм в Православии. М., 1998. С.320-321.

19 Если же искать созвучия в тексте Библии с именем Иисус (Йегошуа, краткое -Йешу - евр. - Господь спасает), то таких мест будет очень много. (См. напр.: Исх. 14,13; Ис.12, 2; 52, 10; Ион. 2, 10 и др.). Более того, все они по смыслу указывают на Иисуса Христа - Богочеловека и Спасителя мира. Что же касается (Песн. 5, 16), то здесь такого не скажешь, как известно из 17-ти жен "пророка" ни одна не была "дщерью Иерусалимской" о чем говориться в этом стихе.

20 Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. М., 2001. С.967.

21 Именно так пророчествуют о Нем ветхозаветные прорки (Ср. Ис. 59, 20-21; Мал. 3,1).

22 Кайзер-мл. Уолтер К. Пророк, пророчица, пророчество//Евангельский словарь библейского богословия. СПб., 2000. С.841.

23 См. напр. огромное количество неточностей в повествованиях Корана о ветхозаветных персонажах: Аврааме (Ибрахиме) [Сура 14, 35-37], Ное (Нухе) и др. Всего в Коране более 200 противоречий.

24 Пер. И.Ю. Крачковсого. См. также: Сура 17, 92-95; 29, 50 и мн. др.

25 См. об этом: Мень А., прот. История религии. Т.3. М.,1992. С.118, 155. Августин, архим. Руководство к изучению Основного Богословия. Минск, 2001. С.351-357. (Гностицизм - совокупность религиозно-философских систем I-II в. н.э. в которых основные факты и учение христианства, оторванные от их исторической почвы, разработаны в смысле языческой мудрости. (См.: Гностицизм//Христианство: Энциклопедический словарь: В 3-х т. - Т.1. С.415).

26 В одном из хадисов Мухаммад учил: "Прибавь себе разума, и прибавится близость твоя к Аллаху". (Цит. по: Фролова Е.А. История средневековой арабо-исламской философии. М., 1995. С.24).

27 Шах Идрис. Цит. по: Максимов Ю. Понятие чуда в христианстве и исламе//Альфа и Омега. 2001.?1. С.320.

28 Путь к Свету. С.24.

29 См. Максимов Ю. Коранические сказания о Христе//Альфа и Омега.1998? 3. С.283.

30 Как еще один пример можно привести т.н. Йеменский Коран VII века, найденный в 1972, при работах по восстановлению Большой Мечети Санаа, в Йемене, отличный от общепринятого ныне текста. (См http://www.um-islam.nm.ru/yemen.htm

31 Путь к Свету. С.28-29.

32 Цит. по: Форвард М. Мухаммад: Краткая биография. М., 2002. С.161.

33 Евдокимов Павел. Православие. М.: ББИ, 2002. С.272.

34 От ((((((, - (((, [((], которое восходит к глаголу (((((- свести с ума; навести безумие; привести в ярость; довести до бешенства; взбесить. [См. Hofmann J.B. Etymologisches Worterbuch des Griechischen. Darmstadt, 1966. S.190.].

35 Евдокимов Павел. Указ. соч. С.272.

36 См. Фрилинг Р. Христианство и ислам. М., 1997. С.52.

37 Перевод В. Пороховой - ар-Рошд. См. так же: Фрилинг Р. Указ. Соч. С.52-53.

38 Фрилинг Р. Указ. Соч. С.53.

39 На основании этого стиха Корана в исламе возникла целая наука о так наз. "отмененных аятах", в которой используется принцип "мансух и насих". По этому странному принципу в извечном и неизменном Коране надо руководствоваться теми аятами, которые являются по времени их ниспослания последними, хотя на практике определить это часто невозможно и все зависит от конкретного толкователя. Все это противоречит христианскому учению о Боге - Вечном и Неизменном по Своим свойствам, что так же следует отнести и к мусульманским представлениям об Аллахе, т.к. такое свойство как вечность, уже подразумевает неизменность. (См. Сыфаты Аллаха - сыфаты "зати": 2) Кыдам - Аллах Вечный без начала; 3) Бака - Аллах Вечный Бесконечно. [Путь к свету. С.15]).

40 Фрилинг Р. Указ. Соч. С.54.

41 Фрилинг Р. Указ. Соч. С.55. Все выше приведенные цитаты даются в переводе М. Н.О. Османова. Цит. по: Фрилинг Р. Указ. Соч. С.54-55.

42 См., напр.: Путь к свету. (Сыфаты Аллаха). С.14-16.

43 Князев А., протопр. Пророки. М., 2001. С.9.

44 Фетхуллах Гюлен М. Сомнения, порожденные веком. Т.1.- М., 2001. С.39.

45 См., напр.: Путь к свету. С.32. О том, что Мухаммад у немалой части мусульман чтится так же как Иисус Христос у христиан, свидетельствует их вероучительная литература. Чего только стоят такие выражения: "И ночь его (Мухаммада) рождения является началом благословенного спасения человечества.... В этот день все мусульмане проявляют любовь к своему Пророку, мир Ему, в честь Его памяти читают молитвы.... Благодаря всему этому Его любовь распространяется на нас". (Путь к свету. С.145-146).

46 См., напр., размышления Мухаммада по поводу его ночного путешествия из Мекки в Иерусалим (Сура 17, 1), после чего он, как передают, заметил: "Я был уже пророком, когда Адам еще пребывал меж воды и праха". (Цит. по: Форвард М. Мухаммад: Краткая биография. М., 2002. С.68).

47 Фетхуллах Гюлен М. Сомнения, порожденные веком. Т.2.- М., 2001. С.147.

48 Не стоит думать, что в Ветхом Завете не было пророчеств о заступничестве Мессии. В Пс. 45,8 - Бог прямо называется Заступником, а пророк Исаия пророчествует: "тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем". (Ис.53, 12).

49 На возможные упреки со стороны мусульман в том, что в Православии полномочиями заступничества наделяется Пресвятая Мать Господа нашего Иисуса Христа - Дева Мария, следует возразить, что это учение вполне логично вытекает из учения о Лице Иисуса Христа Сына Божьего. Если Сын Божий в Своем Воплощении добровольно связал бытие Своей Личности с жизнью человеческого рода, то Он как человек по одной из двух своих природ, неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно пребывающих в единстве Его Лица, ничем не возгнушался из жизни человеческой, кроме греха. И т.к. Христос есть не только Бог, но и человек, то Он и все, что характерно для человеческих отношений принимает как Человек, в том числе любовь и послушание к Своей земной Матери - Деве Марии. Эти отношения основаны на законе, данном Богом Моисею (См. Исх. 20, 12: "Почитай отца твоего и мать твою..."), на свидетельстве Библии о Христе: "Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его" (1 Пет. 2, 22; Ср. Ис. 53, 9). Подобное послушание Своей Матери выражается в первом чуде Иисуса Христа на браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 3-11). Поэтому в православном богословии говориться о заступничестве Божьей Матери за род человеческий, не в абсолютном или величайшем смысле, а в смысле не противоречивости Её ходатайства воле Самого Бога (См. Иез. 33,11), т.к. избранная Самим Богом из всего рода человеческого, Дева Мария отличается особенной любовью к Богу, которая невозможна без любви к человеку, даже самому последнему грешнику, т.к. Сам "Бог есть любовь" (См. 1 Ин.4, 7-8). Т.о., в Православии все объясняется любовью, а в любви нет никакого противоречия или "особых прав". В религии закона - Исламе для любви места нет, поэтому и особые полномочия Мухаммада необъяснимы.

50 Крачковский И.Ю. Комментарии к Корану/Коран. М.,1963. С.560-561. [Коммент. 1 к Суре 19].

51 См. Форвард М. Указ. соч. С.24.

52 См.: Легионов В.А. Мухаммед-христианин?

53 Форвард М. Указ. соч. С.23. (В Христианской Церкви пророческое служение носит характер уточнения истин Божественного Откровения данного во всей полноте Иисусом Христом Сыном Божьим.

54 Пер. И.Ю. Крачковского. См. так же: (Сура 5, 73/69; 22, 17).

55 См. прим.34. Коран. Переводы смыслов/Пер. В. Пороховой-ад-Рошд. М., 1991.

56 См., напр. Поснов М.Э., проф. Гностицизм II века и победа Христианской Церкви над ним. Брюссель, 1991. С.97-99; http://gnosis.newmail.ru/GNOSIS-1. html

57 См. Хосроев А.Л. Из истории раннего христианства в Египте. М., 1997. С.132.

58 См. Хосроев А.Л. Указ. соч. С.259. По мнению профессора М.Э Поснова, корни таких представлений следует искать в египетском герметизме. (См.: Поснов М.Э., проф. Гностицизм II в. и победа Христианской Церкви над ним. Брюссель, 1991. С.92.).

59 См.: Сура (42, 7/5).

60 См.: Хосроев А.Л. Указ. соч. С.186.

61 Именно так и поступает Мухаммад - он использует арабские предания и сказания, заимствования из иудео-христианской истории для того, чтобы на фундаменте древнеарабской культурной среды создать новое религиозное учение.

62 См. Хосроев А.Л. Указ. соч. С.259.

63 Термин "знание" (гносис) был принципиальным для всех гностических течений, именно благодаря знанию гностик может достигнуть "спасения". По Мухаммаду: "Поиски знания открывают дорогу в рай". Цит. по: Фролова Е.А. Указ. соч. С.22. Доисламский период в жизни народов Арабского полуострова так и называется - джахилия ("неведение, или незнание").

64 В исламе, как мы говорили, существует целая наука об "отмененных" стихах (аятах) Корана. (См., напр., Сура 2, 100/106). Ср.: "И говоря такое о отворении, каждый из них (гностиков -авт.), по мере сил, рождает что-нибудь новое каждый день". (Св. Ириней Лионский. Против ереси. I. 28.1).

65 Здесь также можно заметить влияние гностицизма, в котором отсутствовала церковная иерархия, и в священные степени мог избираться любой мирянин.(См.: Хосроев А.Л. Указ. соч. С.273). Это же мы наблюдаем и в исламе. Более того, можно предположить, что многоженство, столь распространенное на Востоке во времена Мухаммада, находит свое законное оправдание в новой религии основываясь на практике сабиев - по принципу полигамистов. (См.: Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т.3. С.237).

66 "Сказал Пророк Мухаммад, мир Ему: "Чистота - половина веры". Сказав это, он подчеркнул, какое большое значение чистоте придает наша религия". (Путь к свету. С.55). Одной из важнейших религиозных церемоний у сабиев является многократно повторяющееся крещение, т.е. ритуальное омовение (masbata). (См. Болотов В.В. Указ. соч. С.239).

67 См. Коммент. И.Ю. Крачковского. С.518. (Коран. М., 1963). [См. Евангелие детства от Фомы. II гл. http://tower.vlink.ru/apocryph1/ev-fom.shtml].

68 См.: Коммент. И.Ю. Крачковского. С.525. (Коран. М., 1963); Мецгер Б. Канон Нового Завета. Происхождение, развитие, значение. М., 1998. С.79. "Сказал же он мне: "Будь сильным! Ибо тебе были даны тайны познать через откровение, что тот, кого они распяли, является первородным, домом бесов и сосудом, в котором они обитают и который принадлежит Элохиму и кресту, находящемуся под законом. Тот же, который стоит возле него, это живой Спаситель, первая часть от того, которого они схватили". (Апок. Петра (82, 17-25) [Цит. по: Хосроев А.Л. Указ. соч. С.323.].

69 См.: Максимов Ю.В. Образ Рая в христианстве и исламе // Альфа и Омега? 2(20) 1999. Сама идея о том, что в своем отношении к Богу человек должен стремиться к любви осуждается суннитским исламом. По словам крупнейшего мусульманского богослова XIII в. Ибн Таймиййа, любовь должна выражаться только по отношению к закону, но никак не к Самому Богу. (Журавский А.В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете//Страницы?3 1996. - С.147).

70 "Но мы знаем, что все предыдущие писания, которые были до Корана, были в последствии изменены и искажены". (Путь к свету. С.21).

71 См.: Поснов М.Э. Гностицизм II в. и победа Христианской Церкви над ним. С.108.

72 Болотов В.В. Указ. соч. С.238.?Язык мандеев - интересный остаток языка вавилонских иудеев. (См.: Там же. С.240).

73 См., напр.: Фролова Е.А. Указ. соч. С.81.

74 См.: Болотов В.В. Указ. соч. С.239.

75 См. Хосроев А.Л. Указ. соч. С.275 (Прим.532).

76 Для этого достаточно ознакомиться с произведением свт. Иринея Лионского (+202г.)"Пять книг против ереси".

77 См. Суру 53, 19-20.

78 См.: Форвард М. Указ. соч. С.54.

79 Цит. по: Зенько Ю.М. Психология и религия. С.318.

80 По словам М.Б. Пиотровского: "Кораническая схема мировой истории сродни гностической". (См.: Пиотровский М.Б. Коранические сказания. С.28).

81 Пиотровский М.Б. Указ. соч. С.167

Апокрифическая 115-я сура

"Ан-Нурайн" (Два светила)

1. О верующие, веруйте в два светила!

2. Али из числа благочестивых; мы воздадим ему должное в день Суда; Мы знаем о несправедливости, оказанной ему. Мы почтим его превыше всей этой семьи. Он и его семья много страдают. Их враг - глава грешников.

3. Мы возвестим тебе о роде праведных людей, людей, которые не будут противиться Нашим приказаниям. Наши милосердие и мир с ними, живы он или нет.

4. Что касается тех, которые идут по их пути, милость Моя на них; истинно, жилище их будет в раю.

АРАБСКИЙ ТЕКСТ НИЖЕ

 

Гришин

Пророк из Мекки

Итак, если скажут вам: "Вот, Он в пустыне", - не выходите... (Мф.24,26)

Двадцатый век открыл эру беспримерных злодеяний. Но нельзя забывать, что первый опыт тотального истребления был предпринят в мусульманской Турции. Там в 1915 году за несколько месяцев было уничтожено около полутора миллионов армян. Сегодня бойня продолжается в Алжире, Чечне, Индонезии. Безусловно, это лишь одна сторона мусульманства.

Другая - это величайшие культурные достижения исламских народов в средние века, традиционная честность арабов, татар, пуштунов... их приверженность патриархальному образу жизни. Лучшие из последователей Магомета говорят, что джихад - это война против греха.

Построить дом, вырастить дерево, воспитать ребенка - это тоже джихад. И лишь искажение первоначального ислама приводит к печальным последствиям. К сожалению, это не так. Все дурное и хорошее было заложено в мусульманстве изначально, так как возникло оно по человеческому произволению. В нем нет понятия о необходимости родиться свыше, то есть стяжать Дух Святой. Нет представления, что невозможна без любви и уважения к человеку как подобию Божьему истинная вера. Для того, чтобы доказать это, Господь сам стал одним из нас. Магометане же решили, что можно обойти человека и обойти Христа на пути к Отцу. Они думали сократить таким образом дорогу к Нему, но потерялись и вот уже много столетий блуждают в духовной пустыне.

Гости из ниоткуда.

Прошло 1390 лет с того времени, когда со скромным купцом из Мекки - Магометом - впервые заговорило существо из тонкого мира, призвав его к созданию новой религии. Был ли то ангел или злой дух, и сам Магомет не знал. Его благочестивая жена Хадиджа решила испытать посланца. Во время очередного визита духа, назвавшегося Джабраилом, она обнажилась. Существо исчезло, и решено было, что столь целомудренно мог поступить лишь ангел (Хадиджа не знала, что у ангелов нет пола). Впрочем, сомнения мучили Магомета еще много лет и сопровождались сильнейшими депрессиями. Иногда он подходил к краю пропасти, собираясь покончить с собой. Но Джабраил вновь появлялся перед ним и воодушевлял словами: "Ты пророк Бога". Как и большинство аравийцев, Магомет был честным человеком и сопротивлялся этой лести несколько лет. Как утверждают мусульмане, "архангел" являлся их предводителю 24 тысячи раз. Кроме того, пророка мучили эпилептические припадки, во время которых он, по словам современников, ревел, как молодой верблюд, а после испытывал приступы тоски. Правда, сам Магомет считал, что это его человеческое естество реагирует так на схождение духа. Во время подобных визитов ему не внушалось вроде бы ничего дурного. Духи требовали воздержания, молитв, веры в Единого Бога. Правда, тот же Джабраил осуждал христианство. Говорил, что у Бога нет детей. Но и это казалось Магомету логичным. "Одно солнце над головой, и так же одинок Господь в небесах", - думал он. Для аравийцев единобожие не было каким-то новомодным веянием.

Слово "Аллах" было известно им с незапамятных времен - оно является производным от иудейского наименования Господа Яхве. Имелись в Аравии и почитатели Авраама - ханифы, не говоря уже о тысячах христиан. Да что там говорить, главная святыня Аравии, храм Кааба в Мекке, была, по преданию, основана Авраамом и посвящена Господу. Лишь в V веке до нашей эры в Каабе появились идолы.

Многие называют мусульманство христианской ересью. Отчасти это верно. Достаточно сказать, что ближайшим товарищем Магомета долгие годы оставался двоюродный брат Хадиджи - Варака. Он был христианином, переводчиком Пятикнижия Моисеева. Именно с его помощью неграмотный Магомет познакомился с Библией и научился восхищаться Авраамом, Моисеем, Христом и Девой Марией. К Пресвятой Деве он испытывал самые рыцарские чувства. Благоговел перед Ее непорочностью. Но знал ли Магомет, что такое истинное христианство? Был ли Варака православным? Скорее всего, нет. Православие как в Аравии, так и в соседних странах было вытеснено в то время монофизитством, несторианством и другими ересями. Следы воздействия лжеучений в Коране многочисленны.

Именно из них заимствована история о том, как Христос, будучи ребенком, оживлял глиняных птиц. Апокрифические Евангелия, искажающие представления о детстве Христа, были в то время в большом ходу на Востоке. В другом месте Корана новорожденный Иисус возвещает из колыбели: "Я - раб Аллаха". С большей или меньшей точностью можно проследить, какие именно секты влияли на Магомета. Например, как полагали монофизиты, Христос был не Богочеловеком, а Богом, который лишь для видимости принял человеческий облик. А значит, и в пустыне не страдал, и на кресте не испытывал боли. Не верил в страдания Христа и Магомет. Он утверждал: все, кто считает, будто Иисус был убит, заблуждаются. Да и сам факт распятия считал лишь иллюзией, массовой галлюцинацией. Другая часть еретиков, наоборот, верила, что Христос не был Богом, а лишь пророком. И эта идея пришлась Магомету по душе. Он был убежден, что Христос такой же пророк, как и Авраам, Моисей и сам он, Магомет.

Вот что пишет об этом Коран, обращаясь к православным: "Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Майрам - только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Майрам, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите - три!"."Не говорите - три!" - то есть не веруйте в Бога Единого в трех лицах. Магомет считал Иисуса второстепенным пророком. Иерархия здесь такова: на первом небе, близ земли, обитает Адам, выше него - Иисус Мессия (Иса-аль Масих) и Иоанн Предтеча, на третьем небе живет Иосиф (Йусуф), выше - Аарон (Гарун), еще выше - Моисей (Муса) и, наконец, ближе всех к Богу - Авраам (Ибрахим), любимый пророк Магомета и многих аравийцев. Себя Магомет считал не то что выше Христа, но актуальнее. Думал, что Бог посылает его на смену Христу. До конца дней своих Магомет не мог взять в толк, почему иудеи и христиане так неохотно принимают ислам, считают его - Магомета - самозванцем. Иудеев пророк в конце концов невзлюбил за их спесь, а христиан жалел как заблудших, но добрых людей: "Ты, конечно, найдешь, что более всех людей сильны ненавистью к уверовавшим иудеи и многобожники, и ты, кончено, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: "Мы христиане". Это потому, что среди них есть иереи и монахи, и что они не превозносятся".

 

Истина о Боге-Троице раскрывается перед человеком, как цветок, постепенно, поначалу мы видим лишь закрытый бутон.

Это восхождение от Ветхого Завета к Новому, ко Христу, дается непросто. Демоны непрестанно обольщают нас, увлекая в лжеучения, играя на самолюбии и страстях. То, что Магомет после долгой борьбы поддался духам, объявил себя учителем, не было полным его поражением. Он по-прежнему оставался искренним человеком и тянулся к Богу. Люди это видели и тоже устремлялись к пророку. Магомет приобретал каждый год новых учеников. Лет через десять их число перевалило за сотню. Это были самые верные последователи, составившие ядро будущей огромной общины. А Магомет все стоял на распутье, не зная, на верном ли он пути. Медленный рост общины, почти всеобщая неприязнь мучили пророка. Возможно, главным препятствием для распространения ислама в Мекке стало бесчувствие Магомета по отношению к предкам. Сам он был сиротой и поэтому с большой долей равнодушия говорил, что все предки-язычники мекканцев горят в аду и там, в общем-то, им и место, а беспокоиться о них грех. Так как сиротство среди мекканцев было редкостью,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.136 (0.021 с.)