Зависимость мнимобожественных откровений Корана от обстоятельств жизни Мухамеда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зависимость мнимобожественных откровений Корана от обстоятельств жизни Мухамеда



(реферат, выполнен В. Д-м)

По учению мусульман Коран не простая книга, это даже не книга, написанная Мухаммедом, по какому-нибудь вдохновению, а есть слово Божие. Коран книга божественная, в которой все до йоты сверхъестественно и в которой об элементе человеческом, потому, и речи быть не может. Если проследить выражения самого Мухаммеда о происхождении этой книги в хронологическом порядке, то можно увидеть, что он постепенно дошел до апофеозы своего творчества, и притом не без влияния особенных обстоятельств.

В начале своей проповеднической деятельности Мухаммед находился под влиянием сильного внутреннего, религиозного возбуждения, доходившего до видения им ангела и выражавшегося в ряде поэтических стихов Корана. Поэтому он называл его, в первое время - словом ангела. "Коран, говорил он, - слово посланника славного, сильного перед Властителем престола, полномочного, покорно чтимого". Но с течением времени, видения ангела сделались реже, внутреннее возбуждение стало менее интенсивно, но уверенность Мухаммеда в себе, как в пророке и посланнике Божием окрепла.

Когда ему говорили, что выдаваемые им за слова ангела слова - выдуманные. Он очень печалился этим т.к. верил своим убеждениям и поэтому с еще большей настойчивостью утверждал небесное происхождение Корана. Он говорил: "Коран не может быть выдуман никем кроме Бога, его ниспослал, Тот, кто знает тайны на небесах и на земле". Таким образом, Мухаммед пришел к мысли, что его Коран не только божественного происхождения, но что он находится на небе в каком-то "сокровенном Писании", или, как сказано в другом месте Корана", на свитках досточтимых, высоких, чистых, начертанных руками писцов сановитых, праведных".

Но для полного раскрытия темы, следует рассмотреть условия написания Корана.

Во-первых, встречаются разнообразные впечатления от природы чудной своей родины. Сумма этих разнообразных впечатлений, от явлений Аравийской природы не прошла бесследно для мнимых откровений Корана. Местами невольно чувствуешь себя идущего по бесконечным пескам пустыни или посредине темных скалистых холмов. Точно также влиянием природы на Мухаммеда объясняются и многие другие выражения Корана. Например, автор Корана, кланяется небом, денницей, планетами, скрывающимися кометами, вечерней зарей, луной и т.д. Он говорит, что Бог установил на небе созвездие Зодиака и сделал его красивым для зрителей. Чем объяснить такое увлечение Мухаммеда небом и звездами?

Во-вторых, помимо разнообразного описания природы, предается огромное значение и некоторым земным тварям. Однообразная и скучная Аравия, не богата животным миром.

Из животных, как на особенное знамение Божие, Мухаммед любил указывать на верблюда. И понятно почему. Верблюд, как вьючное животное - настоящий клад для народов востока; тем более не оценим он для араба, находящего в нем источник удовлетворения всех своих потребностей и обязанному ему и пищей, и молоком. Не будь верблюда, пустыни были бы непреодолимыми препятствиями в сношениях людей. Поэтому, естественно, Мухаммед и указывает на него Арабам в своей проповеди. Поэтому, уже из выше перечисленного, можно сказать, Коран, есть личное произведение самого Мухамеда. Во всяком случае, мусульманин должен нам объяснить, можно ли считать Коран, словом Божиим, несотворенным, когда мы видим такое влияние случайных условий жизни Мухаммеда, что многое в нем только и понятно одним жителям этой страны?

По этому поводу, нам могут сказать, что Бог приспособлялся к понятиям арабов, для которых предназначил Коран. Другие же, скажут, что и в нашем Священном Писании, встречаются выражения, заимствованные из наблюдений случайных и местных явлений, которые также, многим не понятны. Но допустить в Коране приспособляемость Бога к понятию арабов нельзя с точки зрения учения мусульман о Коране. Потому что, в этом случае Коран, становится, лишь, словом ограниченным фактами человеческой природы. А так как Коран понятен только арабам, то получается, что только им и предназначался. Тогда как понимать слова самого же Корана: "Мы послали тебя ко всем, без исключения людям (34, 27)"? Наши же Священные книги не имеют подлинника на небе, они не копии чего-нибудь, а живое слово. Мы читаем слово Божие, но слово - не какое то несотворенное, не отделимое от существа Божия; как говорят мусульмане о своем Коране, а слово Божие открываемое людям Духом Святым.

Но более всего зависимость идей Корана от влияния на Мухаммеда природы, заметна в представлениях Корана о рае и аде.

Рай Корана - это, по буквальному выражению, "сады по которым текут реки".

Рай Корана - ничто иное, как простая и грубая идеализация столь же простых и грубых желаний араба недовольного песчаной бесплодной пустынностью своей родины. О чем же еще мечтать арабу, как не о зелени, деревьях с плодами, пальмах, рек и пр. Вот почему и Мухаммед в Коране рай не мог изобразить другими чертами.

"Вот, говорит он, черты рая, который обещан благочестивым: по нему текут реки, снеди в нем постоянные, а также и тень его. Таково воздаяние тем, которые благочестивы (13, 35)". Это значит, что Мухамед действительно и сам верил тому, что в раю будет сад со всеми своими принадлежностями. К тому же и толковники Корана не допускают и мысли о каком-нибудь переносном значении описания рая, как сада.

Если же обратить внимание на описания Мухамедом ада, то нельзя будет не заметить, что некоторые черты его сняты с явлений местной природы. Понятно, он лишен атрибутов рая: садовых плодов, прохладительной тени, освежающих потоков воды, меда и вина.

В аду будут те же бичи аравийской пустыни, от которой мучался араб и на земле: это палящий зной, кипящая вода, губительные ветры и отвратительные плоды диких растений.

Помимо внешних и естественных условий природы, в которой жил Мухамед, в Коране, также, встречаются и нравственные условия автора - сумма идей его времени, еще заметней отразились в Коране. Известно, что Мухамед жил в Аравии в ту эпоху, когда здесь происходили постоянные столкновения и общения между многобожниками, иудеями и христианами. Поэтому в Коране очень заметна смесь трех элементов:

а) арабско-языческих, б) иудейских, в) христианских.

А) О способах знакомства Мухамеда с арабскими и языческими понятиями и о влиянии последних на него - говорить нечего. Он сам был многобожником до сороковых годов своей жизни, можно предполагать, ревностным. Он был склонен к язычеству. Этому свидетельствует то, что в Коран вошли, целиком, многие верования, суеверия и легенды, распространенные среди арабов язычников.

Далее Мухамед внес в ислам и обычай арабов приносить жертвы Божеству, притом со всеми языческими деталями: "хороших и тучных животных, говорит он в Коране, мы назначили для жертвенных ваших приношений Богу (22, 37)". Влияния арабско-языческой среды на Мухамеда и его мнимо-божественные откровения простирались до того, что даже обыденные понятия арабов, их вкусы и идеалы можно проследить в Коране и притом в догматической части учения его, где им меньше всего должно быть места. Из приведенных фактов видно, что языческая среда сильно повлияла на Мухамеда и на его мнимые откровения

Б) Еще большую дань заплатил Мухамед в своем Коране влиянию на него иудейства. Добрая половина Корана взята им из священных книг Ветхого Завета и Талмуда. Идея творения мира, история падения дьявола, согрешение первых людей, и более или менее подобные истории, связанные с указанными лицами, тоже заимствованы из библейских книг, а еще чаще из талмудических с привнесением в них искажений, зависевших от самых способов заимствования их. Законы Корана, например, об омовении водою и песком, о пище, об игре, о браке и разводе, о повиновении детей родителям, в некоторых частностях очень сходны с иудейскими. Мухамед часто ссылается на законы евреев, которые очевидно стояли высоко во мнении арабов; иначе слова Мухамеда не имели бы смысла. Очевидно также, что сам Мухамед высоко смотрел на иудеев. Следы ознакомления Мухамеда с законами евреев очень хорошо видны в Коране.

Пресвятую Деву он называет, иногда "сохранившей девство"; например "В сохранившую девство свое вдохнули Мы от духа нашего (21, 91)". Он также в своем Коране не различает Пресвятой Девы Марии от Марии сестры Моисея и Аарона. В Коране она называется сестрой Аарона и дочерью Имрана.

Иногда библейские сказания так искажаются прибавлениями вымыслов, что трудно бывает решить, позаимствовал ли Мухамед известный рассказ от иудеев, в том самом виде, в каком передает, или сам под влиянием каких либо обстоятельств обезобразил его собственным вымыслом. Тем не менее влияние иудейства на мнимые откровения Мухамеда, было как видим, громадно.

В) Христианских элементов тоже вошло много в Коран, притом так, что кораническая форма и окраска их вполне зависела от того, как и от кого Мухамед получал о них сведения. Мы читаем в Коране довольно подробные рассказы о рождении Пресвятой Девы Марии, Иоанна Крестителя, о личности Иисуса Христа, видим, что Мухамед приписывает ему способность творить чудеса, начиная с самого рождения Его от девственной матери, называет Его именами: Словом Божиим, Духом Божиим, Словом Истины, Мессией, говорит о Его насильственной смерти, о воскресении и вознесении и т.д. C другой стороны, мы читаем в Коране много стихов, обличающих христиан за веру во Христа, как в Сына Божия. Он нападает на христиан за христианское учение о Триедином Боге, обличая их в многобожии.

Таким образом, и христианских элементов в Коране не мало в сравнении с арабско-языческими и иудейскими.

Пришедши под влиянием известных впечатлений к мысли о своем божественном посланичестве и объявивши себя пророком, посланным Богом уничтожить идолопоклонство, Мухамед, естественно, встретил сильное сопротивление со стороны своих соотечественников-язычников. Поэтому он выступает в звании проповедника, очень робко и осторожно. Вначале в узком кругу своих самых близких людей, далее число его последователей увеличилось до сорока. Мухаммед решился выступить публично. Но начало публичного учительства Мухаммеда было очень неудачно. В последствии чего начинающему пророку пришлось пережить ряд жесточайших преследований со стороны арабов. Когда он располагался во дворе своего дома на молитву, или на полуденный отдых, соседи его бросали в него грязью и даже камнями. Другие же бросали внутренности козла и подобные гадости. Вообще положение Мухамеда было тяжелое. Чем дальше шло время, тем больше он развивал главную идею веры, тем ему становилось хуже. Все эти приключения зафиксированы в Коране. В тоже время, Мухамеда беспокоили разными вопросами, его спрашивали: откуда является дух в человеке, каков ангел грома и каков голос его и т.д. Настойчивость и твердость Мухамеда в, своем учении, раздражала и увеличивало количество врагов его, а с ними увеличивалось и давление вызываемое этими врагами. Из-за этого, как обыкновенный человек, Мухамед мучается, скорбит, готов отказаться от своего дела и приписать его дьявольским наваждениям. Но для того, чтобы выйти из такого разочарования, ему нужно было дойти чрезвычайного внутреннего возбуждения и вынести страшную внутреннюю борьбу с сомнениями.

Но жизнь Мухаммеда день ото дня становилась беспокойнее; являлись новые сомнения и запросы. Ему часто приходилось обманываться; требовались, таким образом, новые успокоения.

Его особенно беспокоило неверие в него соотечественников. Дошедши до сознания ложности многобожия и судя о других с точки зрения собственного возбужденного состояния, он ожидал, что его проповедь сразу будет принята, как очевидная и непререкаемая истина. Но вдруг его встречает равнодушие, потом насмешки; его позорят, бесчестят, преследуют. Естественно, все это причиняло ему внутреннее страдание, снова вызывало на раздумье и требовало какого-нибудь успокоение. То и другое мы видим в Коране в бесчисленных местах:

"Кто остается неверным, неверие того да не огорчает тебя (31, 22); слова их да не печалят тебя (10, 66). Может быть ты огорчаешься в душе твоей тем, что они не делаются верующими, если мы захотим, то низведем с неба им знамение, и пред ним преклонятся выи их (Коран 26, 2-3)".

Кроме самолюбия, честолюбия и гордости Мухаммед искушался еще любостяжанием. Он с завистью посматривал на благоденствие врагов своих и сам сильно желал обзавестись принадлежностями национального комфорта, хотя сам и признавал эту страсть зловредной.

Все эти колебания показывают, что Коран написан не свободной рукой религиозного человека, а рукой обстоятельств, рабом которых был его автор. Если в начале Корана говорится о добродушии, терпеливости и снисходительности к обидчикам, то далее автор проповедует насилие, месть и войну:

"В мести жизнь для вас, люди рассудительные! (2, 175)"

"Потому кто враждует с вами, с тем и вы враждуйте так же, как он враждует с вами(2, 190)." Таким образом, нравственные понятия Мухаммеда, сильно отраженны в содержании Корана.

Итак, можно сказать, что мнимо божественные откровения Корана, очень сильно зависели от жизненных обстоятельств Мухаммеда. Коран - зеркало Мухаммеда, или по арабской пословице: "его характер - Коран".

Феодор Смирнов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.187.36 (0.013 с.)