Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мухаммад и еврейский вопрос.

Поиск

Речь Мухаммада Махатхира, президента Малайзии и председателя Исламского Конгресса, произнесённая им в присутствии В.В. Путина как известно вызвала реакцию во всём международном сообществе. Впрочем, упоминание преступлений германского нацизма в годы Второй Мировой войны в части уничтожения евреев, сделанная в несколько непривычной форме, и не могла остаться незамеченной. Хотя, чего переполошились-то, не понятно. Во-первых, простите за каламбур, уж не впервой. А во-вторых, президент Малайзии мог сказать всё, что угодно. Он - хотя и авторитетное и ответственное, но лишь светское лицо, не имам, не улем, не шейх-уль-ислам, тем более не пророк. Его высказывания тогда что-то значат для исламского мира, когда они находятся в соответствии с тем, что сказал другой Мухаммад, - пророк всех мусульман, вот высший авторитет, значение его слов и дел для любого мусульманина имеет непреходящее значение. В Коране особо прописано:

Посланник Аллаха - образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха

К-33:21, перевод мусульманина Османова

Для людей, интересующихся вероучением и историей ислама, ничего удивительного в словах главы всеисламского форума не было. Тем более сейчас, когда сами мусульмане переводят на русский и издают в России тексты первоисточников своей религии и с ними можно ознакомиться. И, узнав, как Мухаммад решал опрос межнациональных отношений, в частности так называемый "еврейский" вопрос, можно узнать как должен поступать в сходных условиях любой мусульманин, разумеется, когда ему предоставляется такая возможность.

Переселившись из Мекки в оазис Ясриб (ныне Медина), Мухаммад столкнулся с многочисленной еврейской общиной. Впрочем и до этого он неоднократно встречался с теми племенами Аравийского полуострова, которые исповедовали иудаизм. Ведь до появления ислама по полуострову кочевали и христианские, и иудейские, и языческие племена семитов, которые заключали союзы, воевали друг с другом, торговали. Говоря языком Библии: "В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что казалось ему справедливым" (Судей.21:25). Не было царя и в Аравии, пока Мухаммад не стал претендовать на эту роль и не начал внедрять единые общеобязательные для всех мусульман принципы везде, куда докатилась волна джихада.

Вот интересная история, которую можем прочесть в недавно изданной на русском языке книге "Жизнеописание Пророка Мухаммада" ("Сира"), изданной тиражом 5000 экземпляров в издательстве Умма (Москва, 2003). Составил её в VIII веке Ибн Хишам. В предисловии значение её определяется так:

"Предлагаемая вниманию читателя книга - самый авторитетный, после Корана и хадисов, свод рассказов, сведений о жизни, деятельности пророка Мухаммада… Эта книга - любимое чтение, возвышающее дух и поучающее… В мусульманских странах… - жизнеописание пророка Мухаммада - входит в число обязательных дисциплин для учащихся общеобразовательных школ и исламских средних и высших учебных заведений" (с.7-11, здесь выделение текста - моё, А.Д.).

В России (пока ещё?) в число общеобязательных дисциплин она не включена, но без сомнения, книга издана для воспитания и поучения российских мусульман. Тем интересней заранее узнать, что готовят нам деятели "русского ислама".

На страницах 320-330 указанного издания приведена поучительная и, видимо, "возвышающая дух" стория двух братьев: Мухаййисы и Хуваййисы.

Мухаййиса и Хуваййиса.

Пророк сказал: "Кого победите из еврейских мужчин, убивайте его". Тогда Мухаййиса ибн Масуд напал на ибн Сунайну, еврейского торговца, имевшего с ним отношения и заключавшего с мусульманами торговый сделки, и убил его. А Хуваййиса ибн Масуд тогда ещё не принял ислам. Он был старше Мухаййисы. Когда Мухаййиса убил торговца, Хуваййиса стал бить его, приговаривая: "О враг Аллаха! Ты что, убил его? Ей богу, сколько жира в твоем животе от его имущества".

Реакция язычника Хуваййисы вполне человеческая. Естественно испытывать чувство благодарности тому, кому ты обязан хорошим питанием, особенно в условиях голодной Аравийской пустыни. Но Мухаййиса, как мы увидим, живёт уже по совершенно другим принципам:

Тогда Мухаййиса ответил: "Мне приказал убить его тот человек, который если прикажет убить тебя, то я бы и тебе отрубил голову". Хуваййиса воскликнул: "Действительно, если тебе прикажет Мухаммад убить меня, то ты убил бы меня?" Ответил: "Да, клянусь Аллахом, если прикажет мне отрубить тебе голову, то я отрублю".

Уважение к старшим в патриархальной среде - великий закон. А об отношениях к братьям приведу услышанную мною притчу: у одной женщины приговорили к смерти сына, мужа и брата. Но царь разрешил ей выбрать одного, которому оставят жизнь. Как вы думаете, кого она выбрала?

Брата. Логика такова - как мне было объяснено, женщина рассуждала так - мужа я ещё могу найти, сына я ещё смогу родить, а брата мне дал Бог и другого не будет.

Да, когда дело касается вещей Божественных, узы плотского родства не дожны быть определяющими, но заметьте! - дело идёт о убийстве и об убийстве исключительно потому, что так приказал "пророк". Этого условия совершенно достаточно.

Не знаю, угадали ли вы выбор женщины из приведённой мною притчи, но попробуйте предсказать реакцию Хуваййисы на слова младшего брата.

Воскликнул: "Ей-богу, если эта религия довела тебя до этого, значит…

Тут я прерву цитирование, чтобы немного заинтриговать читателей, а в конце раскрою тайну. А Ибн Хишам повествует дальше о подробностях событий.

Ибн Хишам сказал: "Рассказал мне Абу Убайда сл слов Абу Амра аль-Мадани, который рассказывал: "Когда Пророк победил Бану Курайзу, он взял из них около четырехсот мужчин-евреев. Они были союзниками ауситов против хазраджитов.

Племя Бану Курайза было в союзе с племенем ауситов и поддерживало их в борьбе с племенем хазраджитов в доисламский период.

Пророк приказал отрубить им головы. Хазраджиты стали отрубать им головы, и это их радовало. Пророк посмотрел на хазраджитов и увидел их лица радостными. Посмотрел на ауситов, но такого не увидел и подумал, что это по причине союза между ауситами и Бану Курайза.

Итак, "пророк Аллаха" почувствовал, что ауситы испытывают естественное сочувствие к своим недавним друзьям и союзникам. Как же он отреагировал на их огорчение?

От рода Бану Курайза остались лишь двенадцать человек. Он отдал их ауситам: каждым двум мужчинам ауситов отдал одного из Бану Курайзы и сказал: "Пусть ударит такой-то, а такой-то будет добивать". Среди тех, кого он отдал ауситам, был Кааб ибн Йахуда. Он занимал видное положение в Бану Курайза. Пророк отдал его Мухаййисе и Абу Барде ибн Нийару. Абу Барда - это тот, которому Пророк разрешил заколоть козленка в день принесения жертв. Пророк сказал: "Пусть ударит его Мухаййиса, а Абу Барда его пусть добивает",

Замечательно. Может быть дело в испорченности моего восприятия, но у меня возникает устойчивая ассоциация с недавними событиями в Чечне и Афганистане. Когда русских солдат удавалось различными способами обратить в мусульманство, их "вязали кровью" - заставляли казнить своих "неверных" соотечественников, таких же пленных. Впрочем, можно вспомнить и полицаев времён Великой Отечественной… Но вернёмся в Аравию:

Мухаййиса ударил его так, что не отрубил ему голову полностью, потом добил его Абу Барда. Хуваййиса, который был тогда неверующим, сказал своему брату Мухаййисе: "Ты убил Кааба ибн Йахуду?" Ответил: "Да". Хуваййиса сказал: "Но ведь ей-богу, сколько жира в твоем животе от его имущества! Ты - подлый человек, о Мухаййиса!" Мухаййиса ему сказал: "Мне приказал убить его тот, кто если прикажет мне убить тебя, то я убью тебя!" Он удивился его словам и ушел от него пораженный. Рассказывали, что он просыпался по ночам и удивлялся словам своего брата Мухаййиса до утра, приговаривая: "Ей-богу, вот это религия".

Если вы ещё не угадали, то вот ответ. Хуваййиса ворочался, ворочался и наконец:

Потом он пришел к Пророку и принял ислам.

На мой взгляд эта реакция очень хорошо характеризует моральный и духовный облик людей, к которым было "ниспослано откровение Аллаха" и те мотивы, которые вели их в объятия этой религии, "традиционной для России".

На странице 400 того же бессмертного труда Ибн Исхака и "третьего по степени важности (после Корана и хадисов) источника ислама" (см. аннотацию к "Сире"), читаем более подробную историю похода против Бану Курайза.

Поход против Бану Курайза в пятом году Хиджры.

Ибн Исхак передал: "Потом они сдались, и Пророк запер их в Медине в доме Бинт аль-Харис, женщины из Бану ан-Наджжар. Потом Пророк пошел на рынок Медины и вырыл там несколько рвов. Потом велел их привести, и отрубил им головы в этих рвах. Людей приводили к рвам группами. Среди них был враг Аллаха Хавай ибн Ахтаб, Кааб ибн Асад, глава племени - всего шестьсот или семьсот человек. Говорят также, что их было от восемьсот до девятисот человек. Когда их уводили к Пророку, они говорили Каабу ибн Асаду: "О Кааб! Что же он с ними сделает?" Он отвечал: "Неужели вы и здесь ничего не понимаете? Разве вы не видите: тот, кто вызывает, не прекращает вызывать, а тот, кого уводят из вас, не возвращается? Это, ей-богу, убийство", это продолжалось до тех пор, пока Пророк не покончил с ними.

Вот именно это предлагается для воспитания мусульманского юношества. Именно этот человек является образцом для подражания. Именно это пропагандируется сейчас в России в качестве традиционной духовности, ведь, как говорится в предисловии:

"…данная книга позволяет людям, не владеющим арабским языком, ознакомиться с третьим по важности (после Корана и хадисов) источником ислама, а мусульманам осознанно, на основе реальных событий, воспринимать учение ислама. Это тем более важно, что ислам в нашей стране все еще существует в основном на бытовом уровне" (с.11).

О первом и втором источниках нужен особый разговор. В частности известно, как Мухаммад предполагал решить все межнациональные и межконфессиональные проблемы в Аравии. Есть достоверный хадис о последних словах Мухаммада:

Умар бин аль-Хаттаб повествует, что он слышал, как посланник Аллаха сказал: "Я изгоню иудеев и христиан с Аравийского полуострова и никого не оставлю здесь, кроме мусульман"

Сахих Муслим, Т.3, № 4366

Не стоит обольщаться, слыша слова мусульман о том, что христиане и иудеи - это "Люди Книги" и в отношении их радикальные средства в исламе не предусмотрены. Лучшее, что ждёт их в шариатской стране - превращение в "дзимми" - людей второго сорта, без гражданского полноправия и с сомнительными гарантиями безопасности в случае выплаты унизительного налога "джизьи", который сами мусульманские правоведы всегда были склонны рассматривать как выкуп за сохранение жизни.

Да, ислам учит не только этому. Но и этому тоже. И из песни слов не выкинешь. Как и аяты из Корана:

"И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, и вся религия будет принадлежать Аллаху.

К-8:39; 2:193

Такая религия… Говоря словами Хуваййисы:

"это удивительная религия".

Да уж, определённо!

Хуваййиса принял ислам.

А у тебя, дорогой читатель, ещё не возникло такого желания?

Хуваййиса долго думал.

И нам надо бы серьёзно задуматься.

Ю.В. Максимов

Коранические сказания о Христе в свете реальных исторических свидетельств [1]

Вступление.
Распятие.
Троица.
Бог?
Сын Божий?
Евангелие.
Косвенные подтверждения всех пяти пунктов.
Несколько слов об апостоле Павле.
Причина неприятия.
Плащаница.
Пророчества.
Заключение.

Вступление

Потому, ежели между учениями есть какое взаимное сродство,
то познание их будет нам кстати. Если же нет сего сродства,
то изучать разность учений, сличая их между собой,
немало послужит к подтверждению лучшего учения.
Святитель Василий Великий. Беседа 22.

В ероятно, многие знают о непростом отношении ислама к христианству. В Коране есть несколько положений, сходных в какой-то мере с христианским учением, например: " и ангелы сказали: о Мария! Поистине Господь тебя избрал, очистил и возвысил пред женщинами миров (3.42); Вот, Бог радует тебя вестью о Сливе от Него, имя которого Иисус Мессия, сын Марии (3.45) Она сказала: "Господи, Откуда будет у меня ребенок, когда меня не касался человек?”. Сказал он (Гавриил): “Так! Бог творит, что пожелает. Когда Он решит какое-нибудь дело, то только скажет ему: Будь! и оно бывает” (3.47); и Мария, дочь Имрана, которая сберегла свои члены и Мы вдунули в нее от Нашего Духа (66.12): (Иисус говорит:) Я исцелю слепого, прокаженного и оживлю мертвых (3.49): Мессия Иисус, сын Марии — пророк Господний н Божье Слово, которое к Марии извел Он, и Дух Его (4.17!); Мы дали Иисусу, сыну Марии знаменья ясные и подкрепили его Духом Святым (2.87) и даровали Мы ему Евангелие, в котором — руководство и свет (5.46)".

Но вместе с тем Коран довольно недвусмысленно отвергает ряд основополагающих аспектов христианского учения, а именно,

1. Что Христос есть Бог — " И богохульствуют все те, кто говорит, что Бог — Мессия, сын Марии (5.17); не веруют такие, кто говорит: “Бог есть Мессия, сын Марии” (5.72)";

2. Что Он Сын Божий — " христиане говорят: “Мессия — Божий Сын” <...> так говоря, они уподобляются неверным <...> да поразит их Бог! (9-30); как будет у Него ребенок, когда не было подруги у Него? (6.101); устроили они для Аллаха равных, чтобы сбить с Его пути (14.35); и говорят они: “Взял Милосердный Себе Сына”. Поистине, вы совершили вещь гнусную (19-88—89). Они взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Бога, и Мессию, сына Марии, а им было велено поклоняться только единому Богу, помимо Которого нет божества (9.31)";

3. Что Он был распят — "и за их слова: “Мы ведь убили Мессию Иисуса, сына Марии, посланника Божьего”, а они не убили его и не распяли <...> Они не убивали его (4.157)";

4. Разумеется, отвергает триединство Божие: — " не говорите: “троица”[2], а удержитесь же себе на благо. Поистине, Бог — только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок (4.171); Бог один, не рождал Он и не был рожден (114.2—3); не веруют такие, кто говорит: “Господь из трех есть третий”, — тогда как нет иного божества, кроме единого Бога (5.73) Поистине, Бог не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей <...> кто придает Богу сотоварищей, тот измыслил великий грех (4.48)"; а также дает понять, что последователи Христа исказили Евангелие — " А среди них есть такие, которые своими языками искривляют Писания, чтобы вы сочли это Писанием, хотя оно и не Писание, и говорят: “Это — от Бога”, а это не от Бога, и говорят они на Бога ложь, зная это. Не годится человеку (имеется в виду Христос), чтобы ему Бог даровал Писание, и мудрость, и пророчество, а потом он сказал бы людям: “Будьте рабами мне вместо Бога” (3.78—79). Они устами скверными своими хотят свет Божий погасить (9.32) они забыли часть того, о чем до этого их поучали (5.14)".

Мусульмане, пытаясь объяснить очевидное противоречие Корана и Евангелия, доказать несомненную для них истиность Корана, говорят, что Христос и христиане первых веков не исповедовали Троицы, не почитали Христа ни Богом, ни Сыном Божиим (а только пророком), что Он не был распят и, соответственно, не был ни Искупителем, ни Спасителем человечества, но все эти учения появились уже намного позднее — в III и IV вв., как искажение Его первоначального учения. По их словам, под влиянием этих вот искажений и был впоследствии испорчен первоначальный текст Евангелия.

Вот только некоторые, самые типичные примеры такого рода заявлении: "Христос пришел с истинной религией, но те, кто были после него, обожествили его и смешали его чистое учение с тем ложным, что шло от них самих, и придумали новую религию, которую назвали “христианством” <...> Тора, Псалмы и Евангелие сохранились у иудеев и христиан, но они во многом исказили их, заменили слова и выражения, отбросили многие части, добавили свои собственные идеи, в чем сегодня признаются"(Ал-Маудуди Абу ал-Аала. Принципы ислама. М, 1993. — С. 41, 72). "Иисус передал своему народу устно ниспосланное ему Евангелие в его изначальном виде. Апостолы также проповедовали его устно. Затем они смешали в нем изложение жития своею пророка с ниспосланными псалмами Евангелия. Ни строчки Евангелия не было записано при жизни Иисуса, или сразу же после его смерти <...> Среди тысяч греческих манускриптов нет ни одного, написанного ранее IV в. н. э"(Ал-Маудуди Абу ал-Аала. Жизненная миссия пророка. М., 1992. — С. 9.). "Иудеи и христиане исказили некоторые части Торы и Евангелия, так что если ты встретишь в Священных Писаниях нечто, противоречащее Корану, то знай. что это место либо искажено, либо переписано неверно"(Ал-Aшкари Мохаммад Сулейман. Познакомиться с исламом. М., 1995, — С. 14.). "Среди последователей Иисуса есть люди, которые извращают его личность и миссию. Его послание было написано не при жизни, а через 100 лет после его смерти. Это является основным мотивом для деформаций <...> Евреи устроили заговор против него, и, по их мнению, распяли его па кресте. Но Коран отвергает это мнение и утверждает, что он не был ни убит. ни распят, а Бог вознес его на небо"(Взгляд на ислам. Первомайское, 1992. — С. 40.). "Во всех Писаниях воплотилась самая ранняя традиция иудео-христнан об Иисусе, как праведном человеке, воспринявшем при крещений божественную Силу — Дух Святой. В дальнейшем происходит переосмысление этой древней традиции <...> Образ Иисуса для христиан из язычников все больше терял человеческие черты, затем истинное христианство было заменено греческим"(Порохова В. М. Комментарии к Корану. М, 1993. — С. 544.).

Целью данной работы будет попытка объективно понять, насколько истинна "версия Корана" в свете реальных исторических и археологических документов. При этом мы, насколько это возможно, оставим в стороне свидетельства Нового Завета, многочисленные и ясные свидетельства святых Отцов первых веков и даже ветхозаветные пророчества о Сыновстве и Божестве Христа. Оставим в стороне и новозаветные апокрифы из-за их необъективности и спорности. А будем рассматривать языческих и иудейских писателей первых двух веков по Р. X., ненавидевших и презиравших христианство (и потому свободных от подозрения в намеренном искажении фактов в выгодном для христиан свете), а также археологические данные и юридические документы, и попытаемся честно рассмотреть христианство так, как оно отражено в них на интересующий нас предмет.

Распятие

А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,

(1 Кор 1:23)

Относительно смерти Христа мы увидим следующие свидетельства:

  • Лукиан Самосатский (160 г.) пишет, что Он "был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ (христианство) (О смерти Перегрина)";
  • Цельс (150 г.), полагая распятие Иисуса позором христианства. настаивает, обращаясь к христианам: "вы, конечно, нс должны говорить того, что Он только нечестивым людям казался переносящим все эти страдания, на самом деле Он и не страдал; нет вы уж прямо сознайтесь, что Он страдал", и в другом месте он говорит "о голосе с креста при последнем вздохе, и о землетрясении, и о мраке";
  • Марк Корнелий Фронтон (140 г.): "Говорят также, что они (христиане) почитают человека, наказанного за преступление страшным наказанием, и бесславное древо креста";
  • Вавилонский Талмуд, Санхедрин (II в.): "Вечером накануне Пасхи они повесили Иисуса из Назарета", и в другом месте: "Валаам Хромой (то есть Иисус) был 33-х лет, когда Пинтий Грабитель (то есть Понтий Пилат) убил его... Говорят, его мать была из рода царей, но стала женой плотника"';
  • Книги Сивилл. В пятой песне говорится:

Муж на землю с небес сойдет. Кому равных не будет,
Руки раскинет Свои на древе, обильном плодами.
Лучший среди Иудеев, Он солнца бег остановит
Речью прекрасной, что с губ Его безупречных польется.

При внимательном рассмотрении становится очевидным, что это место относится к Иисусу. Причем в данном случае первая фраза по-видимому не означает Его Божественного происхождения, скорее всего это лишь оборот, подчеркивающий особую праведность Иисуса, так как чуть ниже автор уже о другом человеке говорит:

Муж с высоких небес сошел блаженный на землю,
Руки скипетр держали, что Бог ему вечный доверил... и т. д.;

"Руки раскинет на древе" — распятие. Kpecты делались, как правило, из масличных деревьев, которые, как известно, плодоносят. Под остановкой солнца имеется в виду. суля но всему, необычная тьма. случившаяся во время распятия. Под прекрасной речью подразумеваются либо проповеди Иисуса, либо, что вероятнее, слова, произнесенные Им но время казни (ср. Лк 23:34). Необходимо признать, что это свидетельство, как и вся пятая песнь в целом, принадлежит нехристианину, так как автор, по-видимому, хотя и относился очень уважительно к Иисусу, но не признавал Его Мессией; чуть дальше он описывает приход "настоящего'' Мессии, который огнем и мечом истребит язычников, подчинит Иудее весь мир и восстановит храм — в лучших традициях общеиудейских чаяний времен римской оккупации. Общая направленность пятой песни (в отличие, например, от шестой) — чисто иудейская, в ней нет ни малейших следов христианского мировоззрения. Таким образом автор — эллинистический иудей, и некоторая туманность свидетельства объясняется либо опасением быть отнесенным к христианам, либо общей стилистикой изречений оракулов, отличавшихся неясностью. Почтительное отношение к И-исусу показывает, что ко времени написания пятой песни не у всех иудеев было однозначно негативное отношение к Его личности (ср. Иосиф Флавий). В начале песни подряд описываются римские императоры вплоть до Адриана (117—138 гг.), что позволяет отнести произведение к 40-м гг. II в.;

  • рабби Акиба бен Иосиф (125 г.) также писал о Христе, относя Его смерть к кануну Пасхи;
  • Публий Корнелий Тацит (115 г.): "виновник этого имени (христианского), Христос, был подвергнут смертной казни при управлении Тиверия прокуратором Понтием Пилатом (Анналы, 15 кн.; 4 гл.)";
  • рабби Салман Цеви (конец I в.) писал, что Иисус Назарянин родился в Вифлееме Иудейском в царствование Ирода и был умерщвлен в Иерусалиме при Понтийском Пилате;
  • Иосиф Флавий (93 г.): "В то время был мудрый человек, называвшийся Иисусом. Был Он праведен и известен добродетелью. И многие из числа евреев и других народов стали Его учениками. Пилат приговорил Его к смерти па кресте. И те, кто стал Его учениками, не отвергли Его учения. По их словам, Он явился к ним живым через три дня после распятия; потому и был Он, возможно, тем Мессией, о Котором говорили пророки, описывая чудеса. Племя же христиан, получивших от Него спое имя, живо и до сего дня (Древности 18.ЗЗ)";
  • сириец Мара Бар Серапион (73 г.) в своем "Письме к сыну" пишет: "что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Ибо по правде отметило Божество <...> иудеи, покинутые и прогнанные из царства своего, рассеяны по всякой стране. Не навеки погиб мудрый Царь — Он продолжает жить в Своем учении".

Любопытно отметить, что первый известный автор - нееврей, упомянувший о Христе, упоминает Его именно в связи с распятием. Им является

  • Талл Самаритянин (52 г.). написавший полную историю Ближнего Востока со времен Троянской воины до своего времени. В третьем томе своей "Истории" он утверждает, что тьма, объявшая место распятия Христа, была результатом затмения солнца. "История" Талла, к сожалению, не сохранились, некоторые фрагменты ее цитирует Юлий Африкан (220 г.), однако и он не переводился на русский язык. Тем не менее в современной науке это упоминание считается подлинным и связывается именно со Христом.

· Интересно также рассмотреть одно изречение оракула. Оно записано у Порфирия (270 г.), но, вполне вероятно, само по себе относится к более раннему времени (впрочем, вряд ли ранее середины II в.)'. Порфирий передает: "на, вопрос, какого бога надо молить, чтоб отвлечь жену от христианства, Аполлон ответил в стихах следующее:

Легче тебе письмена начертать на поверхности моря,
Легче взлетишь ты, как птица, на крыльях воздушных,
Нежели женщины ум нечестивый, нечистый исправишь.
Пусть же и дальше она в бессмысленной лжи погрязает,
Пусть воспевает в обманчивых жалобах мертвого Бога,
Коего судьи в решении мудром своем осудили,
И в цвете лет позорная смерть и железо сразили".

Под железом, по-видимому, имеются в виду гвозди и копье, которыми пронзили тело Иисуса.

  • В качестве археологического свидетельства мы можем обратить внимание на недавно обнаруженный в Крыму крест, высеченный на стене христианами I в.-\ чего они, разумеется, не стали бы делать, если бы Христос не был распят, и если бы Его распятию не придавали бы особого, священного значения. Подобным же свидетельством является и
  • найденное в Помпеях (разрушенных в 79 г.) в одном из домов инсулы ХП1 изображение креста (высота 20 см, ширина 11 см) с тремя буквами над ним: VIV, которые исследователи прочитали как "Vivat Crux, vivat" ('Да здравствует крест!', или: 'Радуйся, крест!', или: 'Да живет крест!').

Также не лишним будет упомянуть еще несколько косвенных свидетельств, хотя они и не относятся впрямую к предмету нашего исследования:

  • найденную в 1969 г. при раскопках Кесарии латинскую надпись размером 70 на 100 см, которая гласит: "Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиверия кесарнйцам", и
  • историка Флегопа (I в.), который пишет в своих "Хрониках": "во время правления императора Тиверия солнечное затмение совпало с полнолунием"', а также упоминает о тогдашнем же землетрясении. Как известно, Христос был распят при Тиверии во время пасхального полнолуния, и во время распятия померкло солнце (Лк 23:45), земля потряслась (Мф 27:51), и в шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого (Мк 15:33). Очень вероятно и то, что
  • найденный в Назарете документ I в., в котором император — либо Клавдий, либо Тиверии — выражает недовольство дошедшими до него слухами о похищении тел из могил и даже грозит за это смертной казнью, является отголоском послания в Рим доклада о распятии одного из "политзаключенных", тело которого пропало потом из могилы. Особенно вероятным это становится, если вспомнить, что, согласно историку Светонию ("Жизнь Клавдия", 120 г.) и апостолу Луке (Деяк 18:2; 57-62 гг.), император Клавдий приказал изгнать из Рима всех иудеев, сильно возмущаемых спорами о Христе, и что, согласно Евангелию (Мф 28:12-15), иудеи распространяли слухи, будто тело казненного за то, что делал Себя равным кесарю (Ин 19:12), Его ученики выкрали из могилы.

Троица

Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа... (Мф 28:19)

Разбираясь дальше, мы увидим, что относительно древности учения о Троице убедительно свидетельствуют мученические акты (официальные римские протоколы допросов христиан во время гонений). Например,

  • мученик Епиподий, пострадавший в 178 г., так исповедовал свою веру перед судом: "верую, что Христос, купно со Отцом и Святым Духом, есть Бог, и с радостью полагаю душу мою за Того, Кто и Творец мой и Искупитель".
  • священномученик Поликарп Смирнский, ученик апостола Иоанна Богослова, перед тем, как взойти на костер в 156 г., молится такими словами: "Господи, всемогущий Боже <...> за это и за все я Тебя восхваляю, Тебя благословляю. Тебя прославляю чрез вечного и небесного Первосвященника Иисуса Христа, Твоего возлюбленного Сына, чрез Которого да будет слава Тебе — с Ним и со Святым Духом — теперь и в грядущие века. Аминь". А также свидетельствуют об этом уже знакомые нам
  • Лукиан (160 г.), который в своем сочинении против христиан (Филопатрисе) словами одного из персонажей так излагает христианское учение о Боге: "клянись Богом великим, бессмертным, Сыном Отца, Духом, от Отца исходящим, единым из трех, тремя из единого, их-то... и почитай за Бога" и
  • Цельс (150 г.), замечая в одном месте, что христиане "допускают многие Лица в Боге" и цитируя в другом христианских проповедников: "Я Бог, Я Сын Божий, Я Божественный Дух..". Интересно то, что по свидетельству Цельса, в его время это было вполне обыкновенным и общепринятым изложением христианской веры у современных ему проповедников.

Стоит упомянуть еще один документ.

  • В 1918 г. в египетском городе Оксиринхе наряду с огромным количеством других документов была найдена полоска папируса, датируемая началом III в- На одной ее стороне находились записи, посвященные подсчету зерна, а на другой — греческий текст, при анализе которого удалось установить, что это отрывок стихотворения. В переводе он выглядит так:

"...средоточию, пусть молчит.
Не сияйте, сверкающие звезды,
<...> уводящих <...>
Все потоки шумных рек,
Когда мы поем славу
Отцу, Сыну и Святому Духу.
Да воскликнут все силы:
Аминь! Аминь!
<...> хвала силе <...>
Единственному дарителю всех благ.
Аминь! Аминь!".

То, что текст снабжен знаками древнегреческой нотации (что свидетельствует о закреплении некой традиции), а также то, что это — вырванный кусок листа, соответственно, более древний, чем хозяйственные расчеты, произведенные на обратной стороне, позволяет отнести само произведение со всей определенностью ко 2-й половине II в. (а, возможно, и к более раннему сроку).

Бог?

Фома сказал Ему в ответ:
Господь мой и Бог мой
(Ин 20:28)

Относительно же древности исповедания и почитания христианами Божества во Иисусе Христе мы обнаружим следующие свидетельства:

  • Иерусалимский Талмуд (II в.): "Если кто скажет “Я Бог” — солжет; “Я Сын Человеческий” — раскается; “Я взойду на небо” — не сделает"'. Исследователи относят это место ко Христу;
  • Лукиан (160 г.): "Они (христиане) обожают своего распятого мудреца и живут по Его закону":
  • Цельс (150 г.): "Иисус, возвратившись из Египта, объявил Себя Богом", и в другом месте: "христианe ставят евреям в вину то, что они не веруют в Иисуса как в Бога";
  • мученик Марциал в 150 г. так говорит своим мучителям: "все, кто не исповедует, что Христос есть истинный Бог, посланы будут в огонь вечный";
  • Император Адриан (130 г.) в своем письме к Сервиану кратко замечает об александрийцах, что некоторые из них "боготворят Христа";
  • мученица Симфоросса в 120 г., когда император угрожал принести ее в жертву своим богам, если она не воскурит перед ними фимиама, так отвечала ему: "боги твои не могут принять меня в жертву, но если я буду сожжена за имя Христа, Бога моего, то тем более потреблю твоих демонов";
  • Плиний Младший, будучи проконсулом Вифинии, производил довольно обстоятельное исследование христианства. Вот что он в итоге пишет императору Траяну в 111г.: "вся вина их (христиан) состояла в том, что они сходились в известные дни и пели песнь Христу как Богу (письмо № 9б)". Интересно, что по данным, имевшимся в распоряжении Плиния, некоторые из допрошенных христиан заявляли, что свою веру исповедуют около двадцати лет и более, то есть стали христианами примерно через 60 лет после конца земной жизни Иисуса Христа, причем, по их убеждению. Ему следовало воздавать поклонение как Богу;
  • свяшенномученик Игнатий Богоносец, пострадавший в 107 г., лично знавший апостолов Петра и Иоанна и, по преданию, видевший в детстве Самого Спасителя, так свидетельствует перед казнью: "Есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти <...> Господь наш Иисус Христос".

В качестве археологического свидетельства мы можем рассмотреть

  • два обнаруженных в 1945 г. оссуария (хранилища для костей), относящиеся к 50 г. по Р. X. На них начертано четыре креста и дне греческие надписи, из которых первая — это молитва Христу о помощи, а вторая — о воскресений человека, чьи кости покоятся в оссуарии. Из этого следует, что в 50 г. Христа вполне признавали Богом. Свидетельством подобного же рода, но немного более поздним, является одна
  • восточная гемма с рисунком рыбы и надписью: "Иисус Христос, защити'".
  • На древних памятниках часто встречаются буквы A (альфа) и W (омега); согласно Откр 1:8, начальная и конечная буквы греческого алфавита являют Божественное достоинство Иисуса Христа, а нередкое соединение их с Его именем подчеркивает Его собезначальное бытие с Отцом, Его отношение к миру как Первоисточника всего и конечной цели всякого бытия.

Необходимо также упомянуть и такое своеобразное подтверждение, как

  • карикатурное изображение распятия, найденное в 1856 г. на развалинах палатинского дворца в Риме. На стене здания грубыми штрихами начерчен крест с прикрепленной к нему человеческой фигурой с ослиной головой. Около креста, по левую сторону, стоит человек с поднятой рукой, как бы собираясь положить на себя крестное знамение. Внизу стоит подпись: "Алексамен поклоняется Богу". Судя по небрежности рисунка и неправильности подписи (она сделана с ошибкой) можно думать, что все это изображение было начертано ire-умелой рукой и первым попавшимся под руку острым орудием, может быть, гвоздем. Так как эта стена принадлежала не к главному зданию, а к черным людским комнатам, то очень вероятно, что какой-нибудь римский служитель, один из пажей дворца, хотел в этой карикатуре осмеять своего товарища, христианина Алексамена, и представил его при отправлении религиозного культа. Подобным же, но намного более ранним свидетельством является
  • найденный в Помпеях (разрушенных в 79 г.) остракон (черепок) с изображением креста и словами: "надежда в Боге" - Здесь, хота и менее выражение, но вполне очевидно, что для ранних христиан Крест, спасение и Бог с самого начала неразрывно связывались мировоззренчески. В этом нет ничего удивительного, ибо та же самая связь отражена и в Новом Завете (1 Кор 2:8; Евр 6:5-6; Флп 2:6-11; Ин 12:32-33; Еф 2:16; Тит 2:13; и др.).

Также не лишним будет привести еще одно косвенное свидетельство, хотя оно и не относятся напрямую к предмету нашего исследования:

  • в 1997 г. при раскопках Акрополя на горе Митридат было обнаружено подземное оборонительное сооружение, где в случае опасности могли укрыться защитники крепости. При расчистке стен перед археологами предстал лик Христа, высеченный на камне. Историки полагают, что эта своеобразная икона была изготовлена в середине первого или в начале второго века по Р. X..

Сын Божий?

Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца.
(1 Ин 2:23)

  • Свидетельствуя об учении современных ему христиан, рабби Хилкия говорит в Талмуде: "Кто говорит, что у Бога есть Сын, и что Бог позволил Его умертвить, тот лжет и безумствует; ибо если Бог не допустил жертвоприношения Исаака, то мог ли бы допустить убиение Сына, не разрушив весь мир и не обратив его в хаос?"'.

В качестве же самого раннего письменного свидетельства о Сыновстве (а также и о смерти) Иисуса Христа мы можем привести

  • ветхозаветную книгу Премудрости Соломоновой, написанную неизвестным иудейским автором около 40 г.: (нечестивые говорят): "устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания; объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа; он пред нами — обличение помыслов наших. Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его: он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога. Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо если этот праведник есть сын Божи


    Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.33 (0.021 с.)