Виды следов ног. Способы обнаружения, фиксации и изъятия следов ног. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды следов ног. Способы обнаружения, фиксации и изъятия следов ног.



Следы ног нередко являются объектами трассологических исследований и

способны оказать существенную помощь в установлении истинных обстоятельств происшествия. На практике чаще всего встречаются следы обуви, реже - следы босых ног. Они бывают статические и динамические, объемные и поверхностные.

Наибольшее идентификационное значение имеют объемные статические следы обуви. Они образуются обычно в мягком грунте или в снегу. При изучении их можно определить не только размер и форму обуви, которой они оставлены, но и установить ее индивидуальное тождество.

Следы обуви обычно образуются при ходьбе или беге. При этом на опорную поверхность сначала опускается каблук, оказывающий давление в направлении вперед и вниз. Потом в контакт с поверхностью вступают промежуточная и подметочная части, наконец, происходит отталкивание носка от грунта, причем давление направлено уже назад и вниз.

Продольный профиль объемного следа обуви или босой ноги в грунте имеет вид дуги с углублениями в пяточной и носочной частях. Поэтому точно длина следа в грунте определяется по длине дуги.

Поверхностные следы образуются обычно обувью с загрязненной подошвой на ровных поверхностях - паркете, линолеуме, листах бумаги и т.п. Идентификационное значение таких следов невелико. По ним можно установить лишь форму и размеры обуви и в редких случаях - идентифицировать ее. Поверхностный след, пригодный для исследования, может оставить и ступня босой ноги. След обычно образуется за счет потовых выделений, смешанных с грязью или пылью. Кожа ступней ног, как и ладоней рук, имеет папиллярные узоры, обладающие такими же свойствами, однако рисунок их заметно проще.

Индивидуальная идентификация по следам папиллярных узоров ступней ног возможна. При этом вначале определяют участок ступни, отобразившийся в следе, а затем сравнивают признаки, которыми данный участок характеризуется.

Пригодные для исследования динамические следы обуви остаются на месте происшествия очень редко. Они образуются металлическими деталями (шпильками, гвоздями, набойками) подошвы обуви и могут использоваться при идентификации.

Рассматриваемые следы обычно хорошо видимы. Исключение составляют отдельные следы обуви и потовые следы ступней ног.

Невидимые следы может оставить на линолеуме, крашеном и лакированном полу, бумаге, мраморе, кафеле, стекле обувь с каучуковой, резиновой или резиноподобной синтетической подошвой. Их проявляют путем обработки порошком железа, а затем переносят на листы специально приготовленной бумаги с липкой поверхностью.

Потовые маловидимые следы ног обнаруживают при осмотре предметов под различными углами освещения и зрения. Для их проявления применяют раствор нингидрина и порошок железа крупного помола. При обнаружении следа обуви или босой ноги его измеряют и описывают в протоколе. Следует иметь в виду, что наименование частей следа соответствует названию частей стопы и подошвы обуви.

В следе обуви общую длину подошвы, длину подметочной, промежуточной частей и каблука измеряют по линии, проходящей через крайние точки закруглений каблука и носка; ширину подметочной части - в самом широком месте; ширину промежуточной части - в самом узком месте; ширину каблука - в самой широкой его части или по его переднему краю. В объемном следе обуви общую длину и длину отдельных частей измеряют по кривой линии профиля дна следа.

В следе босой ноги прежде всего измеряют общую длину по линии, проходящей через крайнюю точку закругления пятки и центр подушечки ногтевой фаланги третьего пальца, до точки пересечения продольной линии с перпендикуляром, восстановленным к этой линии из крайней передней точки большого пальца. Затем измеряют ширину плюсневой, промежуточной и пяточной частей (по тем же линиям, что и в следе обуви), длину и ширину пальцев.

При обнаружении на месте происшествия дорожки следов важно определить и описать в протоколе ее элементы: линию ходьбы, длину и ширину шага, угол шага, линию стопы, угол разворота стопы.

Единичные следы обуви и дорожку следов рекомендуется сфотографировать. Элементы дорожки целесообразно показать на схеме. С объемных следов изготовляют слепки, а поверхностные следы копируют при помощи бумаги с липкой поверхностью.

Путем криминалистического исследования следов ног удается установить важные для дела обстоятельства. По конфигурации следа подошвы, отпечаткам деталей ее рисунка, форме и размерам каблука и иным признакам можно составить представление о виде и фасоне обуви.

По следу обуви устанавливают примерный рост человека, который в 6-7 раз превышает длину подошвы обуви человека. Исследованиями установлено, что длина подошвы стопы находится в пропорциональной зависимости от роста человека и у жителей России составляет у мужчин - примерно 15,8% роста, у женщин - 15,5% роста.

По походке можно судить о некоторых особенностях человека. У левши, например, длина левого шага больше правого, у хромого длина и угол шага ноги, на которую он хромает, меньше и т.д.

На экспертизу следов ног и обуви направляются следы либо слепки или отпечатки с них, обувь или отпечатки босой ноги подозреваемого.

 

30. Следы транспорта и механизм их образования. Обнаружение и фиксация следов транспорта.

Криминалистическое значение имеют следующие следы, изучаемые транспортной трасологией: а) следы ходовой части; б) следы выступающих частей транспортного средства; в) отделившиеся от транспортного средства части и детали (следы-предметы). Исследование любой из приведенных групп может сопровождаться и анализом следов-веществ, что будет представлять собой не трасологическое, а материаловедческое исследование. Следы транспортных средств важны при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых транспортное средство использовалось для вывоза похищенного, для прибытия и убытия с места преступления и т. д. Исследование вышеуказанных групп следов позволяет решать как идентификационные, так и диагностические задачи транспортной трасологии. Так, по следам ходовой части, выступающих частей, по отделившимся деталям и частям может быть идентифицировано транспортное средство (или установлена его групповая принадлежность). Вместе с тем их изучение позволяет решать задачи, связанные с механизмом происшедшего события: определять направление и режим движения; место столкновения (наезда); угол и линию столкновения и др. Для уяснения возможностей этих исследований и их методов необходимо детально ознакомиться с категориями следов, изучаемых в транспортной трасологии. Следы ходовой части оставляет безрельсовый транспорт (автомобили, мотоциклы, велосипеды, трактора, телеги, сани). Ввиду наибольшей распространенности автомобилей целесообразно ограничиться изучением следов их ходовой части. При этом многие данные будут аналогичны и для других транспортных средств (мотоциклов, тракторов). Следы качения возникают в результате поступательно-вращательного движения колеса, торможения и пробуксовки, следы скольжения — при полной блокировке колес в процессе торможения. Механизмы следов качения и образования трасологических следов сходны. Каждая точка шины оставляет свой след. Однако благодаря поступательному движению происходит некоторая деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, увеличивая его размеры и уменьшая следы промежутков между выступами. В зависимости от свойств воспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Первые делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (следы на загрязненной поверхности). Следы наслоения бывают позитивными — от окрашенных выступающих частей, и негативными — от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса. Объемные следы являются результатом остаточной деформации грунта (песка, глины, рыхлой земли) и способны передать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях. По следам ходовой части определяют направленность и режим движения (торможения, остановки); вид, модель автомобиля, а при наиболее благоприятных случаях проводят его отождествление. Дифференцирование грузовых и легковых автомобилей по их следам проводится с учетом наличия или отсутствия задних спаренных колес, величины базы автомобиля и ширины колеи. Ширина колеи — это расстояние между центральными линиями следа левых и правых задних колес или между просветами задних спаренных колес. Следует отметить, что в следах транспортных средств отображаются в основном отпечатки задних колес, которые полностью или частично перекрывают следы передних колес. База автомобиля — это расстояние между осями передних и задних колес. У полуприцепов различают общую базу автомобиля (расстояние между 1-й и 3-й осью) и базу тележки (расстояние между 2-й и 3-й осью). Базу автомобиля замеряют по следам остановки (четкие, глубокие следы или проталины в снегу) или в том месте, где он разворачивался с применением заднего хода. Определив вид транспортного средства, переходят к установлению модели. Для этого наряду с перечисленными ранее (база, колея) используют такие признаки, как ширина беговой части протектора, рисунок протектора, наружный диаметр колеса. Ширину беговой части протектора измеряют на участке с четким отображением рисунка, от одного его края до другого. Рисунок протектора (форма, взаимное расположение и размеры грунтозацепов), отобразившийся в следе, фотографируют, все элементы рисунка замеряют и заносят данные в протокол. Затем с помощью специалиста определяют, какому автомобилю (какой модели, группе моделей) соответствует данная ширина колеи и модель протектора с данным рисунком. Сведения, полученные при совокупной оценке изложенных выше признаков, служат целям поиска транспортного средства. При обнаружении транспортного средства возможна его идентификация и по отображению признаков дефектов протектора (рис. 12). Наряду с идентификационными задачами по следам ходовой части решают и задачи диагностические: определение направленности и режима движения (факта торможения, остановки и др.). Для этого можно использовать следующие признаки, отображающиеся в следах: а) рисунок протектора, имеющий элементы типа "елочка", должен быть обращен открытой частью в сторону движения; б) при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движения; в) на асфальтовой дороге при переезде луж, участков рассыпанного сухого грунта в направлении движения остается след влаги (пыли), сходящей на нет; г) капли жидкости (масло, тормозная жидкость, вода), падающие во время движения, имеют грушевидную форму, обращены узким концом в сторону движения; Рис. 12. Отождествление протектора колеса транспортного средства по его следу. А — след, оставленный на месте происшествия; В — проверяемый протектор; С — гипсовый слепок, полученный со следа на месте происшествия. Цифрами отмечены совпадающие участки рельефа.

д) при переезде автомобилем прутьев, щепок, веток концы последних обращены в сторону движения; е) при движении по траве стебли ее будут примяты в сторону движения (при отсутствии буксировки); ж) камень, вдавленный в грунт в результате переезда, будет иметь зазор в следе со стороны, противоположной направлению движения; з) на участке поворота увеличивается угол расхождения колес; и) ступенчатый рельеф в следах пологой частью ступенек обращен в сторону движения (рис. 13). О торможении судят по уменьшающейся четкости отображения рисунка протектора, по изменению рисунка, наличию поперечных полос. Если при полном торможении возникли следы "юза" (скольжения),^ то их используют для установления скорости автомобиля перед его остановкой (автотехническая экспертиза). Для этого замеряют длину следов задних колес или общую длину следа торможения, из которой вычитают величину базы автомобиля. Все указанные выше признаки следов ходовой части отражают в протоколе осмотра. Если на месте происшествия обнаружены следы транспортного средства на гусеничном ходу, то замеряют и фиксируют ширину колеи (расстояние между серединами следов гусениц), ширину следов гусениц (траков); конфигурацию и размеры следов звеньев (траков, башмаков); количество, форму и размеры следов грунтозацепа звена (трака). Рис. 13. Определение направления движения транспортного средства по различным признакам (пояснения в тексте). Если следы оставлены колесами гужевого транспорта (повозки, телеги, арбы), то замеры проводят те же, что и для следов автомобиля. Однако при оценке полученных результатов учитывают, что измеренная ширина колеи может быть несколько больше истинной за счет перемещения колеса на оси. Наряду с этим фиксируют и следы копыт (подков, лап) животных, используемых для передвижения. Отображение копыт (подков, лап) позволяет судить о виде животного (лошадь, вол, верблюд), признаках походки (дорожка следов), о направленности и виде движения (шаг, рысь, галоп), общих и частных признаках копыт или подков. По этим признакам при благоприятных обстоятельствах осуществляется идентификация животного. Следы ходовой части транспортного средства фиксируют так же, как следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют методом линейной панорамы. Отдельно снимают участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка протектора, где отобразились индивидуализирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок. Величина слепка не должна превышать 40х40 см, иначе он может сломаться. Поэтому участок следа огораживают. Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасположение следов. Затем — сам след, предварительно расправив одежду от складок и поместив рядом масштабную линейку. Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование. На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели оставлен след; тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы; не образован ли след данной шиной; какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего. Если задачей трасологической экспертизы является отождествление по следам ходовой части конкретного (известного) автомобиля, то основное внимание должно быть обращено на подготовку материалов, необходимых для сравнительного исследования: колесо (шина) или их отпечатки (образцы следов). Наилучшим вариантом является представление колеса в сборе, но это не всегда возможно. Не рекомендуется направлять на исследование транспортное средство своим ходом, поскольку во время пробега частные идентификационные признаки могут быть уничтожены. Поэтому наиболее распространенным вариантом является представление на экспертизу самих пневматических шин или образцов. Образцы получают с учетом характера следов, подлежащих исследованию: объемные или поверхностные. Для получения объемных следов автомобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить общие и частные признаки шины (например, влажный песок). При этом получают след длиной в 2—3 оборота колеса. Полученные следы внимательно осматривают и выбирают два участка, содержащих отображение признаков, аналогичных тем, которые наблюдаются в слепках, изъятых с места происшествия. С этих участков изготавливают гипсовые слепки. Если следы поверхностные, то и экспериментальные образцы получаются поверхностными. Для этого на участок шины с признаками, аналогичными тем, которые были зафиксированы на месте происшествия, наносят красящее вещество (типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на участок шины) и откопировывают данный участок. Если в ходе осмотра совпадающий участок не удалось установить, то получают отпечатки (следы) всего колеса. Для этого кистью или пульверизатором наносят слой краски на лист фанеры или на гладкий сухой асфальт. Автомобиль медленно проезжает по окрашенной поверхности, а затем по длинным полосам плотной бумаги (например, оборотная сторона обоев). И в этом случае желательно получить отпечатки двух-трех оборотов колеса. Отделившиеся детали и части, обнаруженные на месте происшествия, используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения участка столкновения, наезда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 878; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.013 с.)