Свойства и классификация признаков внешности человека. Их роль в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свойства и классификация признаков внешности человека. Их роль в выявлении, раскрытии и расследовании преступлений.



Внешние признаки человека делятся на: 1) общефизические – пол, возраст; 2) анатомические – строение тела человека, фигура, голова, шея, плечи, грудь, спина, руки, ноги, кожа, лицо, шрамы, складки, морщины и др. Они характеризуются признаками: форма, размер, цвет, количество, степень выраженности и т. д. Индивидуальность проявляется в неповторимости наружных частей тела человека. Особое внимание уделяется лицу человека. В установлении личности анатомические признаки играют главенствующую роль; 3) функциональные – проявляются в процессе жизнедеятельности человека, характеризуя его двигательные, речевые и иные внешне проявляемые функции. К ним можно отнести осанку, походку, специальные навыки, жестикуляцию, особенности речи. Функциональные признаки индивидуализируют внешний облик человека. Степень устойчивости функциональных признаков у различных людей различна, так как характер их проявлений зависит не только от строения костно-мышечной системы, но и от состояния нервной системы, психики, особенностей окружающей среды, от возраста и других причин; 4) особые и броские приметы – это любые отклонения от нормального строения тела, кожного покрова, повреждения или их отсутствие на теле человека; 5) сопутствующие – одежда (головные уборы, верхняя одежда, обувь), украшения, часы и другие аксессуары, которые можно характеризовать по назначению, особенностям материала, по степени износа, признакам ремонта и т. д.

 

Способы фиксации признаков внешности человека в процессе выявления, раскрытия и расследования преступлений.

 

Мысленный образ внешности человека является основой различных его материальных отображений, применяемых для идентификации этого человека. К таким материальным отображениям в габитологии принадлежат описание методом словесного портрета, субъективный портрет, пластические реконструкции лица по черепу (скульптурный портрет).

Описание методом словесного портрета - распространенная система отображения признаков внешности человека с помощью специальной терминологии. Описание осуществляют сверху донизу в двух положениях лица (анфас и правый профиль). Каждый признак внешности характеризуется размером, формой или контуром, положением относительно других частей тела, цветом.

Описание выполняют по схеме классификации анатомических признаков. Такую же методику описания признаков внешности человека применяют при постановке его на криминальный учет (регистрация).

Описание методом словесного портрета применяют для поиска и опознания преступника, поиску лица, пропавшего без вести, или опознания трупа. Следователь или оперативный работник со слов потерпевшего или свидетеля-очевидца составляет словесный портрет преступника по упомянутой схеме и использует его для ориентирования в процессе поиска.

Описание признаков внешности осуществляют на основе данных, полученных в результате непосредственного наблюдения общего вида человека. Описание происходит со слов других лиц, которые видели этого человека или знают его (потерпевших, родственников, знакомых), по разным документам, где зафиксированы данные о разыскиваемом лице (история болезни, личное дело и т.д.), по результатам изучения обнаруженных предметов, отражающих внешние признаки человека (фотоснимки, одежда, обувь и др.); при осмотре трупа или его частей.

Если внешность человека описывают лица, не знакомые с методом описания словесного портрета и навыками его применения, такие описания имеют существенные недостатки: они несистемные, многословные, размытые.

Преимущество словесного портрета перед другими описаниями признаков внешности человека состоит в том, что он обеспечивает системное и одинаковое определение признаков элементов внешности человека, позволяет формализовать признаки его внешнего вида, зашифровать их символами, составить код и формулу внешности, как это делают при заполнении регистрационных карточек на неопознанные трупы и лиц, пропавших без вести и ввода данных о внешности в память компьютера и базы данных автоматизированных информационно-поисковых систем.

Успешность поиска преступника по словесному портрету зависит, прежде всего от качества составленного описания признаков внешности, их соотнесения с субъективным образом, который запомнил очевидец. Для точного составления словесного портрета применяют разработанные технические средства и тактические приемы.

Субъективный портрет - это материализованный мысленный образ объекта, хранящийся в памяти человека, который ранее уже наблюдал этот объект (предмет, человека). Материализация, т.е. закрепление мысленного образа, осуществляется различными способами: рисованием, композицией (сборкой) фотоснимков, композицией рисунков техническими средствами.

Мысленный образ в памяти всегда субъективен. Его рисование или композиция со слов очевидца - также субъективный процесс, ведь в нем участвуют два лица: следователь и очевидец, удерживающий в воображении образ. Полученные таким образом портреты называют субъективными.

Фотокомпозиционный портрет (фоторобот) - это субъективный портрет, составленный из памяти с помощью набора элементов случайных фотоснимков. Методика составления фоторобота заключается в следующих действиях: потерпевшему или свидетелю показывают фотографии различных лиц, выполненные в одном масштабе, и предлагают выбрать такие, на которых изображен человек с признаками внешности, подобными образу преступника. Затем следователь вырезает на фотоснимках эти признаки и монтирует из них "портрет", а дефекты склеивания ретуширует. Полученный таким образом портрет называется фотороботом Впервые такой способ субъективного портрета в 1952 г. применил французский криминалист П. Шабо. Для воспроизведения внешности преступника он применил набор фотоснимков разных лиц. Для изготовления фоторобота используют также технические способы, планшеты, альбомы и специальные компьютерные программы.

Композиционно-рисованные (синтетические) портреты - самый надежный способ материализации мысленных образов и их использование в следственной и розыскной практике. В отличие от фотокомпозиционных портретов композиционно-рисованные изготавливают из предварительно заготовленных стандартных рисунков элементов лица в соответствии с показаниями очевидцев. Рисованные элементы внешности изготавливают в одном масштабе на прозрачной пленке в виде диапозитивов, позволяющих на просвет получать (синтезировать) в целом изображение представленного образа разыскиваемого лица. Впервые идентификационный комплект рисованных портретов был предложен в США в 1959 г. Мак-Дональдом и назван "Айденти Кот". Для составления композиционных портретов применяют специальные технические средства. Составленный на экране портрет-фотографию, если нужно, ретушируют согласно замечаниям свидетеля или потерпевшего и используют для поиска.

Для составления субъективного скульптурного портрета (пластическая реконструкция лица по черепу) используют костные за излишки черепа человека. Методику изготовления скульптурных портретов разработал академик М. Герасимов и усовершенствовали А. Джигорян и Ю. Дубягин. Полученный скульптурный портрет фотографируют, а снимки используют для поиска лиц, пропавших без вести и идентификации неопознанных трупов.

К наиболее распространенным материальных видов отражений внешности человека, которые используют в оперативно-розыскной и следственной практике, принадлежат фотоснимки (фотографии, фотопортреты). Помимо фотографических изображений и их репродукций в следственной практике применяют и другие разновидности отражений внешности человека - кинофильмы, видеозаписи, рентгеновские снимки, печатные репродукции и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 826; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.006 с.)