Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика расследования экологических преступлений.

Поиск

Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 246√262) предусматривает ответственность за ряд экологических преступлений, наиболее распространенными из которых являются загрязнение атмосферного воздуха отходами промышленного производства (дым, пыль, газы и т.п.), а также за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения, т.е. рек, озер, прудов и других водоемов, в результате сброса в них (или поступления иным способом) вредных веществ, которые ухудшают их качество, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дн 757c21ch 072; и берегов водных объектов (ст. 250, 251). Ответственность наступает, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Квалифицирующие признаки включают причинение вреда здоровью человека (при загрязнении вод √ массовая гибель животных, а равно совершение на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации), а также причинение по неосторожности смерти человека.

Предмет преступного загрязнения атмосферы √ только атмосферный воздух; преступного загрязнения вод √ поверхностные или подземные воды, а также источники питьевого водоснабжения. Таким образом, объектами преступного загрязнения являются реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, воды каналов и прудов, ледники и подземные воды, в том числе минеральные, совокупность водоносных горизонтов в недрах, а также воздушное пространство над территорией страны.

Источниками питьевого водоснабжения служат специально устроенные водохранилища, водозаборные емкости и т.д. Истощение вод √ это устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод и источников питьевого водоснабжения. Под иным изменением природных свойств понимается существенное изменение первоначального химического или физического состава.

Загрязнение водных объектов происходит различными путями, из которых основным представляется сброс неочищенных и необезвреженных сточных вод. Последние по происхождению подразделяются на: а) коммунально-бытовые (от бань, предприятий общественного питания); б) промышленные (от тепловых электростанций, технологических процессов); в) сельскохозяйственные (от птицефабрик, ферм и животноводческих хозяйств); г) дренажные (возникающие при поливе сельскохозяйственных культур, промывке земель от засоления); а по степени очистки √ на необезвреженные (неочищенные), недостаточно очищенные и нормативно очищенные.

Основные загрязнители атмосферы √ это пыль, сернистый газ, оксиды и окислы азота, окись углерода, выбрасываемые предприятиями черной металлургии и энергетики, нефтеперерабатывающей, никелевой, химической и алюминиевой промышленности. К специфическим загрязняющим веществам относятся ртуть, фенол, свинец, сажа, сероводород, фтористые соединения. Главным критерием отграничения преступного выброса вредных веществ в атмосферу и сброса неочищенных и необезвреженных сточных вод и промышленных отходов в водоемы нужно признать предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосферном воздухе и в воде хозяйственно-бытового назначения, а также в воде, используемой для рыбохозяйственных целей. Они определены Правилами защиты поверхностных вод от загрязнения сточными водами.

Преступные загрязнения чаще всего совершаются в сфере промышленного или сельскохозяйственного производства замкнутого технологического цикла и связаны со сбросом (выбросом) химически и биологически вредных отходов. Обычно это происходит на предприятиях с низкой производственной дисциплиной при отсутствии надлежащего контроля со стороны их руководства за соблюдением требований технологической очистки и санитарных правил содержания очистных сооружений. Иногда они связаны со срывом сроков строительства и пуска в эксплуатацию газоочистных и водоочистных сооружений, игнорированием предписаний органов по охране природы о проведении мероприятий по защите воздуха и водоемов от загрязнения отходами вредных веществ производства.

Ответственность за преступное загрязнение вод и атмосферы несут как должностные, так и иные виновные лица.

Важный элемент криминалистической характеристики экологических преступлений √ сведения о способах их совершения, последовательности действий (бездействия) виновных лиц, вызвавших вредные последствия. Бездействие выражается, как правило, в невыполнении предписаний органов государственного экологического надзора, бассейновых (территориальных) органов по регулированию использования и охраны вод и обезвреживания отходов производства. Могут быть проигнорированы указания о проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнений поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха вредными промышленными выбросами и хозяйственно-бытовыми отходами, не приняты меры к завершению строительства водоочистных и газоочистных сооружений и т.д. Действия, вызвавшие экологически вредные последствия, заключаются в даче соответствующими лицами прямых указаний о сбросе в водоемы неочищенных промышленных и коммунальных вод, сжигании мусора и иных отходов на открытом воздухе.

Механизм экологических преступлений складывается из многих элементов. В частности, важное поисковое значение имеет время совершения преступления. В сочетании с другими сведениями (о характере производства, виде загрязнения, действий различных природных факторов) данные об этом обстоятельстве позволяют установить непосредственный источник загрязнения, а затем и виновных лиц. Особое значение этот элемент приобретает тогда, когда в зоне загрязнения имеется несколько экологически потенциально вредных источников, расположенных рядом и сбрасывающих в водоемы или в воздух аналогичные отходы производства.

Необходимо обязательно обнаружить причинную связь между загрязнением вод (воздуха) и наступившими экологически вредными последствиями.

Наиболее распространенные технические причины, вызывающие загрязнение водоемов и воздуха, связаны с неисправностью очистных сооружений, измерительных приборов; отсутствием безотходных производств; несовершенством технологического оборудования, пылегазоуловителей и др.

╖ 2. Организация расследования экологических преступлений

Чтобы установить наличие достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, необходимо прежде всего выяснить, имел ли место факт загрязнения водоема или воздуха, причинен ли существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству и здоровью человека. Выясняется также, не вызывало ли загрязнение массовую гибель животных, а равно не совершено ли оно на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, и не повлекли ли вышеназванные деяния по неосторожности смерть человека.

Речь здесь должна идти лишь о выявлении отдельных признаков объективной или субъективной стороны состава экологического преступления, позволяющих провести разграничение уголовно-наказуемого от административного проступка. Вывод об этом можно сделать на основании сведений о количестве сброшенного вредного вещества, его виде, результатах лабораторного анализа воды, данных о размере загрязненной территории или акватории, о количестве погибшей рыбы и т.д.

Критерием загрязненности воды служит ухудшение ее качества вследствие изменения органолептических свойств и появления веществ, вредных для человека, животных, рыб, кормовых и промысловых организмов, а также повышения температуры воды, изменяющей условия нормальной жизнедеятельности организмов. Данные о составе воды, степени ее загрязненности постоянно контролируются органами Минприроды России, Минздрава России, санэпидемслужбой и другими организациями.

Содержание взвешенных веществ определяется путем фильтрования воды и последующего выяснения прироста высушенных фильтров. Эту работу выполняют специалисты в лабораторных условиях с использованием специальных приборов и устройств. При установлении территориальных границ загрязнения следует руководствоваться Федеральным законом ╚Об особо охраняемых природных территориях╩ от 14 марта 1995 г. Им предусмотрено, что государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных √ типичных и уникальных экологических систем.

Государственные природные заказники √ это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Решая вопрос о возбуждении уголовного дела, следователь проводит проверочные мероприятия, в результате которых ему необходимо получить следующие документы:

1) акт о нарушении правил охраны и пользования водными ресурсами либо Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства, с приложением соответствующих схем (реки, водоема, места свалки, движения отравленной воды, очистного сооружения);

2) расчет суммы материального ущерба, причиненного сырьевым запасам реки (водоему), загрязненной территории;

3) справка о количестве вывезенных отходов производства, сброшенного вредного вещества, о рыбохозяйственном значении водоема;

4) акты анализа проб сточных вод и грунта по каналу их спуска;

5) лабораторные анализы заборов проб воздуха, проведенные врачами санитарно-эпидемиологической станции.

Если процесс загрязнения связан с нарушением технологического цикла на предприятии, то следователь дополнительно приобщает к материалам проверки:

√ документы по контролю за газоочистными и пылеулавливающими установками;

√ экологический паспорт предприятия;

√ нормативы, определяющие объемы и состав производственных отходов и регламентирующие допустимую концентрацию загрязняющих веществ;

√ разрешение органа экологического контроля на проведение выбросов и стоков отходов производства.

Из экологической милиции и медицинских учреждений запрашиваются сведения о людях, пострадавших в результате преступного сброса отходов производства, вызвавшего загрязнение окружающей среды.

Параллельно со следователем и самостоятельно обычно работают различные ведомственные комиссии, проводя служебное расследование. Следователю необходимо скоординировать с ними работу для обмена информацией и использования в ходе предварительного расследования данных, собранных этими комиссиями.

В следственной практике распространены случаи, когда дела возбуждаются по сообщениям органов, осуществляющих контроль за соблюдением законов об охране природы, в частности органов рыбоохраны, бассейновых (территориальных) управлений, санитарно-эпидемиологических станций, органов федерального промышленного надзора РФ; региональных отделов Министерства здравоохранения РФ; местных подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения и т.д.

Материалы ведомственного расследования, как правило, содержат сведения о количестве сброшенного экологически вредного вещества, его виде, результатах лабораторных анализов воды, о границах загрязненной территории или акватории, количестве погибшей рыбы, о возможных причинах преступного загрязнения, неисправности очистных сооружений и др. В данной ситуации безотлагательно планируются допросы работников бассейновых (территориальных) управлений, са-нитарно-эпидемиологических станций и других, которые обнаружили загрязнение и представили материалы инспекторского расследования, а также осмотр места происшествия, выемка документов и назначение судебных экспертиз. В зависимости от конкретных обстоятельств в дальнейшем проводятся допросы свидетелей-очевидцев, должностных лиц предприятий, производственный цикл которых связан с выделением вредных веществ, их хранением, транспортировкой и уничтожением, а также с последствиями экологических преступлений. В необходимых случаях проводится следственный эксперимент (например, для установления возможности наблюдать те или иные явления в конкретной обстановке, определения объема (количества) выброса (сброса) экологически вредного вещества за определенный отрезок времени, уточнения источника загрязнения).

По делам об экологических преступлениях надлежит установить факты: а) загрязнения водоема, реки, озера, пруда, иных водных источников, б) их засорения; в) истощения поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения; г) иного изменения их природных свойств; д) нарушения правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, повлекшие загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха, а также наступление ранее перечисленных вредных последствий.

При этом следователю необходимо выяснить:

√ в чем именно выразилось загрязнение водоемов или воздуха;

√ когда и какой водный объект, иная территория подверглись загрязнению (как долго продолжался сброс экологически вредных отходов производства);

√ площадь и границы загрязненной акватории или территории;

√ что явилось причиной сброса неочищенных и необезвреженных сточных вод, иных отходов в водоем либо вредных промышленных дымов в атмосферу;

√ какие правила об охране рыбных запасов, поверхностных водотзагрязнения промышленными стоками либо атмосферного воздуха нарушены;

√ какие экологически вредные последствия наступили в результате этих нарушений, каков причиненный ими материальный ущерб;

√ наличие причинной связи между нарушением экологических правил и вредными последствиями;

√ содержит ли допущенное нарушение признаки состава экологического преступления либо допущен проступок, влекущий применение мер административной ответственности;

√ где, на какой территории (акватории) расположен непосредственный источник загрязнения (промышленное предприятие, судно и др.);

√ кто виновен в преступном загрязнении водоема или воздуха;

√ какие причины и условия побудили виновного совершить экологическое преступление, его цель и мотивы;

√ имеются ли смягчающие и отягчающие вину обстоятельства;

√ какие обстоятельства способствовали совершению преступления.

Получив исходную информацию об источнике загрязнения, изучив документы технического и иного характера, ознакомившись со структурой и производственным циклом предприятия, его очистными сооружениями, следователь выдвигает и проверяет следственные версии о лице (лицах), виновных в сбросе неочищенных сточных вод и отходов производства; мотивах преступных действий; иных обстоятельствах нарушения правил охраны поверхностных вод или атмосферного воздуха.

Исходные следственные ситуации начала расследованияпо делам о загрязнении водоемов и воздуха зависят от:

√ характера и полноты данных, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела;

√ количества сброшенного вредного вещества и его вида;

√ размера загрязненной территории или акватории;

√ времени выброса вредных веществ, наступления экологически опасных последствий и начала расследования;

√ очевидности причинной связи между нарушением соответствующих правил (например, правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами, рыболовства и охраны рыбных запасов) и наступившими вредными последствиями;

√ размера и характера вредных последствий (гибель урожая или посевов, заболевание домашнего скота, уничтожение мест естественных и искусственных нерестилищ, нагульных площадей, распространение инфекций, опасность заболевания неопределенного числа людей и т.п.);

√ сохранности следов загрязнения и обстановки места происшествия;

√ данных о механизме и источнике загрязнения (стационарный либо подвижной);

√ наличия свидетелей-очевидцев, необходимой документации и т.д.

На основании изложенного можно выделить также наиболее типичные следственные ситуации.

Если уголовное дело возбуждено сразу после получения сообщения организаций либо учреждений, от отдельных граждан либо представителей общественности, источник загрязнения известен, а следы сохранены, следователь должен немедленно произвести осмотр места происшествия, зафиксировать и изъять материальные следы экологического преступления, выявить и допросить свидетелей, наблюдавших факт загрязнения водоема или выброс вредных веществ в атмосферу.

Здесь решается задача в процессуальном порядке закрепить данные о предприятии-загрязнителе. При этом уточняются следующие вопросы: отраслевая принадлежность и профиль работы предприятия; что из себя представляет тот участок производственного цикла, с которым связано загрязнение; характерные особенности экологически вредного вещества; кто участвовал в выполняемой производственной операции; в чем выразилось нарушение правил и кто это сделал.

На основе полученных сведений выдвигаются версии о конкретном участке производственного цикла, с которым связано загрязнение; о механизме загрязнения; состоянии и работоспособности очистных сооружений; виновных лицах, их мотивах; характере и сумме причиненного ущерба; наступившем экологическом вреде; об уровне эффективности исполнения природоохранного законодательства и т.д.

В этих целях проводится осмотр экологически опасных участков предприятия-загрязнителя, допрос очевидцев произошедшего и работников предприятия, выемка и изучение технологической и иной документации, отражающей работу предприятия, назначаются судебные экспертизы.

Если исходные данные те же, что и в первом случае, однако дело по факту преступного загрязнения водоема либо воздуха возбуждено спустя некоторое время после происшествия, его механизм неясен, следы сохранились частично, предприятие-загрязнитель неизвестно, то следователю необходимо собрать информацию о возможных виновниках случившегося, сбрасывающих стоки отработанных вод в водоем либо отходы промышленного производства в атмосферу. Далее следует ознакомиться с режимом и характером работы этих предприятий, их очистными сооружениями, детально проработать, а при необходимости и изъять техническую документацию, назначить судебные экспертизы. Задача расследования в этом случае √ установить конкретный источник загрязнения и виновных лиц. В данной следственной ситуации должны выдвигаться и проверяться такие версии: о возможных предприятиях-загрязнителях, соответствующих по видам работы той, с которой связан выброс; о характере и природе загрязнителя; круге лиц, виновных в преступном сбросе (выбросе) и роли каждого в содеянном; о непосредственной технологической причине выброса вредных веществ; о времени нарушения правил; механизме преступного сброса (выброса) неочищенных и необезвреженных сточных вод, отбросов или отходов.

Для проверки этих версий проводятся следующие действия и мероприятия:

а) выясняется вопрос, не было ли сообщений об аварийном выбросе (сбросе) необезвреженных сточных вод промышленным или коммунальным предприятием, неисправностях водоочистных и газоочистных сооружений и промышленных установок;

б) в ходе обследования предприятия изымаются образцы для сравнения с веществами-загрязнителями, изъятыми с места происшествия;

в) при допросе очевидцев выявляются особенности загрязнения, откуда и куда оно распространялось, в какую сторону дул ветер, где они стояли и откуда наблюдали происходящее и т.д.;

г) изучаются материалы, имеющиеся в органах санитарно-эпидемиологического надзора;

д) назначаются судебные экспертизы.

В отдельных следственных ситуациях важное значение приобретает следственный эксперимент, например при установлении путей попадания в водную или воздушную среду загрязняющих веществ, уточнении источника загрязнения. Проведению данного следственного действия должна предшествовать тщательная подготовительная работа, призванная исключить причинение какого-либо вреда его участникам и окружающей среде. Эффективность эксперимента повышается при привлечении к участию в нем специалистов экологического профиля.

Объем и направленность следственных действий зависят от площади загрязнения и наступивших вредных последствий. В необходимых случаях требуется создание следственной группы. Время обнаружения преступного загрязнения водной или воздушной среды диктует порядок проведения организационных мероприятий и выполнения неотложных следственных действий.

При проверке версии о виновнике преступного загрязнения нужно убедиться в том, что в то время, когда были допущены нарушения правил, данное лицо исполняло обязанности, связанные с эксплуатацией очистного сооружения, хранением либо уничтожением вредных веществ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.159 (0.013 с.)