Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сиддхараджни и будда бесконечной жизниСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сама Сиддхараджни была, в сущности, скрыта от взоров историков, хотя ее влияние на буддийскую Тантру ощутимо и широко. Жившая в XII веке в Уддияне, расположенной к северо-западу от Индии, йогини по имени Сиддхараджни была основательницей исчерпывающего ритуала, системы медитации и йоги Амитаюса, Будды Бесконечной Жизни. Ее учение об этом божестве и поныне остается авторитетным источником для трех из четырех школ тибетского буддизма. Заметное влияние Сиддхараджни объясняется тем, что исполнение ее практики долгой жизни (тиб. цеванг: tshe-dbang; посвящение долгой жизни) проводилось очень часто как открытый ритуал для дарования долголетия. Поскольку долголетия желает каждый человек, ритуалы, посвященные Будде Бесконечной Жизни, — обычное явление в религиозной жизни тибетцев, собирающее как монахов, так и мирян. Этот ритуал проводится ежегодно в строго определенный день (день полнолуния десятого лунного месяца), а также может устраиваться в один из благоприятных с точки зрения астрологии дней по просьбе любого человека. Требующееся от него вознаграждение может быть довольно значительным, поскольку ритуал достаточно сложен и включает в себя обширные подношения и приготовление целых груд целебных пилюль, которые раздают после этой церемонии. Можно попросить провести ритуал для того, кто болен, или с целью обеспечить долголетие целой семьи. Однако проведение ритуала приносит пользу всей общине, потому что каждый может в нем участвовать и принимать освященные лекарства, чтобы впитать в себя порожденные в ходе ритуала благословения. Ритуал долгой жизни исполняют и перед началом танцевальных представлений Мани Римду, которые устраивают во время празднования Нового года и по другим случаям. Религиозное назначение этого танца — изгнание вредоносных воздействий и усиление благоприятных. Хотя танец состоит из нескольких частей, его название (тиб. мани рилдруб: ma-ni ril--rub) содержит указание на пилюли долголетия (тиб. рил: ril), которые раздают на церемонии, что отражает их центральное положение в практике исполнения этого танца. Один из на-людателей, побывавший в Тибете в XIX веке, отмечал, что ритуалы долгой жизни пользовались таким большим спросом, что исполнялись в больших монастырях еженедельно, а современный антрополог наблюдал исполнение церемонии долгой жизни при завершении ритуала поста. Вследствие распространенности и открытости ритуала долголетия, о нем есть свидетельства и описания нескольких ученых. В дополнение к этим открытым ритуалам для благополучия общины монахи, йогины и йогини выполняли связанные с Буддой Бесконечной Жизни практики медитации и йоги. Таким образом, в тибетском буддизме как в общих ритуалах, так и в личных практиках медитации Будда Бесконечной Жизни занимает важное место. Биография Сиддхараджни содержится в жизнеописании Речунгпы, ученика, который принес ее учение в Тибет. Вероятно, будет обнаружено отдельное и более полное жизнеописание Сиддхараджни, поскольку было бы необычным, если бы такой биографии не существовало: ведь в Тибете истории линий передачи всегда сохранялись вместе с жизнеописаниями, а Сиддхараджни была матерью-основательницей главных линий Амита-юса школ сарма. В биографии Речунгпы Сиддхараджни — фигура довольно неуловимая, потому что это произведение не дает сведений о встрече с ней Речунгпы и о том, какие тантрические учения он от нее получил. Говорится только о том, что у Речунгпы был великий учитель; следовательно, хотя в этой биографии Сиддхараджни воздается должное, повествование ее не затрагивает, поскольку посвящено истории освобождения Речунгпы, а не ее. Побывав в Индии, Речунгпа получил учения от множества учителей, но в западных исторических трудах, как правило, среди его учителей женщина не упоминается. Согласно биографии Речунгпы, он жил в Индии и учился у Типхупы, когда один йогин предсказал ему неминуемую смерть. Потрясенный, он бросился к Типхупе и сказал, что не хочет умереть, пока не исполнит повеление Миларэпы принести из Индии в Тибет больше буддийских учений. Удовлетворенный помыслами Речунгпы, Типхупа отослал его к Сиддхараджни, живому знатоку практик долголетия. Когда Речунгпа впервые взглянул на Сиддхараджни, воздействие ее присутствия было столь мощным, что у него по телу побежали мурашки. Благоговение перед ней так переполнило его, что он задрожал, заплакал, бросился на землю у ее ног и поставил ее ногу себе на голову, проявив жест высшего почитания. Сиддхараджни была строга со своим учеником. Она дала Речунгпе посвящение и научила одному из своих методов с тем условием, что он будет практиковать его без сна в течение семи дней. Благодаря этому он избежал надвигающейся смерти и заслужил возможность получить дальнейшие наставления и учения, которые затем принес в Тибет. Сиддхараджни предсказала, что Речунгпа проживет еще ровно столько же, достигнув восьмидесяти восьми лет. В благодарность за наставления, полученные им от Сиддхараджни и Типхупы, Речунгпа поднес своим учителям щедрую меру золота и песню хвалы. На тантрическом пиршестве накануне его отъезда в Тибет Царица Сиддхов дала своему духовному сыну некоторые прощальные советы, предсказания о его деятельности в Тибете и «передачу шепотом» (карнатантра: karnatantra; то есть самые тайные устные наставления), а затем велела возвращаться в Тибет и приносить там благо живым существам. Она передала с ним череп дакини из Уддияны и украшения из кости как дар для Миларэпы. Насколько Сиддхараджни была почитаема, ясно из песни-хвалы, с которой обращается к ней Типхупа. В этой хвале он сравнивает и даже приравнивает ее к некоторым женским божествам, выражая этим мысль о том, что она воплощает в себе просветленное присутствие этих божеств: Воплощенной Ваджраварахи, Победоносной Пандаравасини (Pandaravasinl), Матери, рождающей всех будд, Поклоняюсь тебе, Сиддхараджни! Ты обладаешь тридцатью двумя признаками будды. Белая с розовым отблеском, Чарующе прекрасная; Твое радужное тело сверкает, как алмаз. Дарящая блаженство, вобравшая все совершенства, В драгоценностях и шести украшениях из кости, Ты вздымаешь изогнутый нож и чашу-череп, полную нектара, Увенчана короной с шелковыми лентами. Посреди океана дакинь, В хрустальном шатре созерцания, На троне из золота, серебра, бирюзы, коралла и жемчуга, Ты — единственная наша мать, Сиддхараджни! Типхупа говорит о просветленности Сиддхараджни, называя ее Ваджраварахи, буддой в женском облике, и провозглашает, что она обладает тридцатью двумя признаками будды. «Шатер созерцания» (гандхакути: gandhakuti), в котором она восседает, это почетный балдахин, сооружаемый в честь будды. Радужное тело (тиб. джалу: 'ja'-lus) — квинтэссенция тантрического достижения — это подобная радуге прозрачность и красота просветленного существа, которая проявляется, когда все нравственные и эмоциональные омрачения устранены без следа. Затем в песне Типхупы описывается путешествие Сиддхараджни в мире буддийской Тантры, в которое она отправляется в своем созерцании, встречаясь там с просветленными существами и получая непосредственно от них учения и посвящения, на что способны только великие учителя: Ты узрела лики всех божеств долголетия И получила благодать долгой жизни И наставления для практики. Держательница знания Тантры, Ты овладела способностью долголетия. Вознесшись в небеса Акаништха И повстречавшись с Ваджрадхарой, явившимся в облике, воспринимаемом видением, Завершив четыре тантрических посвящения И обретя четыре непревзойденных тела просветления, Ты зовешься [Буддой] Ваджраварахи, Что окружена своей свитой, океаном Победоносных... Повстречавшись с Чакрасамварой, Выслушав учения Ваджраяны И обретя высшие свершения Тантры, Ты зовешься Ваджрайогини, Окруженной героями и небесными танцовщицами трех миров. Встретившись с Дакини Сингхамукхой, Выслушав тайные наставления о высшем блаженстве И завершив четыре духовных деяния, Ты зовешься Кладбищенской Пожирательницей Трупов, Окруженной медведями, шакалами, тиграми и леопардами — Эманациями разных дакинь. После того как эта Царица Сиддхов воочию узрела лик Будды Бесконечной Жизни, обретением плодов практики которого она наиболее известна, на небесах Акаништха она встретилась с Ваджрадхарой и получила от него тантрические посвящения, обретя тождество с Буддой Ваджраварахи. Она встретилась с Чакрасамварой, получила от него тантрические учения и полностью отождествилась с Ваджрайогини. Львиноликая Синг-хамукха дала ей тайное введение в высшее блаженство. В ходе своих медитативных путешествий она встретила божеств Авалокитешвару и Хаягриву и благодаря этому написала руководства по их созерцанию. В своей песне Типхупа также прославляет завершение ею паломничества к восьми великим местам сожжения трупов и двадцати четырем тантрическим священным местам — питхи (plthas), где она получила ключевые тайные устные наставления от тамошних дакинь. В этом произведении нет описания ее личных качеств или духовных поисков, предшествовавших обретению просветления, но указано, на каком основании ее почитают основательницей целого ряда важных практик. В произведениях о Сиддхараджни рассказывается, что всем, кто ее знал, она внушала глубокое благоговение. В ее собственных сочинениях она приводит подробные описания практик, которые она ввела, что является очевидными свидетельством досконального знания ею ритуалов и философской подготовки. Оно из ее произведений — это руководство для тантрических гуру о том, как делать мандалу Амитаюса, приготавливать и освящать сосуды для посвящения, а также проводить сами посвящения. Прежде чем выполнять посвящение, гуру должен призвать энергии, воплощенные в божестве, чтобы передать посвящаемым божественные энергию, силу и благословение. Соответственно, в написанном Сиддхараджни руководстве по посвящениям описывается, как достичь тождества с божеством, применяя повторение мантры и самоосвящение (свадхиштхана: svadhisthana). Все относящиеся к традиции сарма школы тибетского буддизма и их ответвления используют ее систему для проведения посвящений Будды Бесконечной Жизни. Те руководства по ритуалам, которые используются в наше время, являются сокращенными вариантами подробной системы Сиддхараджни. Обычно все эти тексты открываются молитвой учителям линии передачи, благодаря которым эта передача дошла до нас, начиная с основательницы практики. Ее посредничество между миром божеств и миром людей — основа подлинности последующих линий передач. Кроме этих текстов по посвящениям, адресованным учителям, Сиддхараджни написала руководство по созерцанию Будды Бесконечной Жизни, охватывающее внешний, внутренний, тайный и естественный уровни медитации.80 На протяжении внешней стадии созерцающий учится представлять божество в ярких подробностях. Для внутренней стадии практики требуется, чтобы медитирующий умел представлять свое тело как мандалу и в разных точках своего тела воображать божеств. Тайный уровень заключается в практиках внутренней йоги, среди которых есть практики психического жара, ветров и каналов, направленные на порождение блаженства. Завершающая стадия — это обнаружение естественного состояния ума, очищенного от заблуждений. Такова сложная последовательность практик медитации. Современные руководства по практикам обычно представляют собой сокращенные варианты, написанные более поздними учителями различных школ, а подробности, описанные в тексте Сиддхараджни, передают устно и в комментариях. В дополнение к этой системе Сиддхараджни написала руководство по Ха-ягриве («Конская Шея»), гневному, но, тем не менее, сострадательному божеству-охранителю, связанному с Буддой Бесконечной Жизни. Ее руководство по Хаягриве включает в себя наставления о том, как освящать жертвенные фигурки из теста и использовать их для устранения препятствий учеников. Завершая систему Амитаюса, она написала текст по огненному подношению, которое выполняется в конце практики Амитаюса, проводимой в уединении. В буддийской Тантре видение божества — это мерило духовного мастерства и основа завоевания духовного авторитета. Авторитетность учений Сиддхараджни проистекает от ее встреч с Амитаюсом, которые происходили в видении. Йогини встретилась с Буддой Бесконечной Жизни лицом к лицу и получила учения и посвящения долгой жизни непосредственно от него. Впоследствии она учила своих учеников и их духовных потомков, как приблизиться к этому Будде и обрести плоды его практики. В одном из вариантов общепринятых изображений Сиддхараджни ее поза и особенности иконографии отражают ее связь с Буддой Бесконечной Жизни. Она сидит в такой же позе меди-i и in и и держит в руке такой же сосуд жизни, как и Амитаюс. Кроме того, на ней принадлежности тантрической йогини: тигровая шкура вместо юбки, костяные украшения с драгоценными камнями и корона из черепов. В другом варианте Царица Сиддхов изображена в виде танцующей дакини с вздымающимися шарфами и с костяными украшениями, с ножом в форме полумесяца и чашей-черепом, до краев наполненной нектаром бессмертия — ее даром своим духовным наследникам. Хотя линии передачи ее ритуала долгой жизни и практики Амитаюса весьма заметно выделяются в буддийской культуре Тибета, сама Сиддхараджни не пользуется такой же популярностью. Тибетское название ее системы, или передачи, — Друбпэй гъялмой луг (sGrub-pa'i rgyal-mo'i lugs), но обычно используется сокращенная форма — Друбгьял луг, — причем в числе других слогов опускается и женское окончание эмо, что скрывает от всех, кроме людей знающих, к какому роду принадлежал основатель этой системы. Знание этого факта требует более глубоких исторических знаний, чем обладает большинство последователей любой традиции. Поэтому, хотя учения Сиддхараджни о Будде Бесконечной Жизни занимают в тибетском буддизме видное место, многие люди не догадываются, что посвящение, которое они получили, практики, которые они выполняют и открытые ритуалы, в которых они принимают участие, основаны на учениях женщины и полученных ею откровениях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.122 (0.012 с.) |