Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тантрические пиршественные подношенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Тантрические пиршественные подношения, или общинные собрания (ганачакра: ganacakra и чакрапуджа: cakrapuja), принадлежат к характерным тантрическим практикам. Ганачакра — это тантрический ритуал, который состоит из многих этапов. Священное место для проведения этой церемонии размечают геометрическими фигурами, которые рисуют на земле порошковыми красками, а затем раскладывают сложный набор подношений. Облачение участников включает в себя такие знаки отличия, как костяные украшения и короны; они используют музыкальные инструменты архаического вида: барабанчики из черепов, грубы из бедренной кости, раковины, для того чтобы создать настроение повышенной настороженности. Практикующие усаживаются в круг и вкушают предписываемые ритуалом мясо и вино, подаваемые в чашах из черепов. Эти пиршества также предоставляют случай для обмена знаниями ритуала, для ритуального почитания женщин (стрипуджа: stripuja) и для выполнения сексуальных йог.38 Кульминацией пиршества является исполнение тантрических танцев и музыки, которые никогда нельзя открывать посторонним. Участники пиршества также могут исполнять импровизированные «песни свершения» (чаръягити: caryaglti), чтобы выразить свою возросшую ясность и блаженный восторг в спонтанно рождающихся стихах. Как считалось, пиршества — это ритуалы, на которые женщины «допускались», когда практикующим мужчинам требовались их «услуги». Однако существует множество свидетельств, что женщины сами устраивали пиршества независимо от мужчин. По меньшей мере два собрания «песен свершения» к Тибетском буддийском каноне представляют собой антологии песен, пропетых на чисто женских пиршественных собраниях. В одном собрании упоминается пиршество, состоявшееся в Бихаре, в месте для сжигания трупов, которое носит название Шитавана (Sltavana), — в одном из мест, благоприятных для тантрических собраний. На нем присутствовали тридцать пять «высоких йогини, постигших абсолютную реальность» (дхат-чишвари: dhatvlsvari). Пиршество, которое дакини устраивали в месте сожжения трупов Аттахаса (Attahasa), послужило созданию другой антологии, имеющейся в Тибетском каноне. Есть и другие свидетельства того, что женщины главенствовали на тантрических пиршествах и организовывали их наравне с мужчинами. Например, когда многочисленные ученики Канхи — йогины и йогини — устраивали пиршество, вела это собрание Бандхе, лучшая ученица Канхи. Для тантрической литературы обычны описания пиршеств, устраиваемых одними женщинами или мужчинами и женщинами поровну. В этой литературе нет ни описаний пиршеств, проводившихся одними мужчинами, ни указаний на то, что женщины допускались на пиршества лишь по приглашению мужчин.43 Мне не приходилось встречаться с примером пиршества, устраиваемого мужчинами, на которое женщин бы приводили или приглашали, но описания обратного мне встречались часто. В тантрической литературе имеется множество примеров, когда йогины получают допуск на собрание йогини. Для прак-тикующего-мужчины быть допущенным на пиршество йогини — большая честь. По классическому сценарию, йогин неожиданно оказывается посреди собрания йогини, как правило, в лесной глуши, в заброшенном храме или в месте сожжения трупов. Он просит допустить его в их круг и пирует с ними, получает от них посвящения и обретает в их обществе познания в магии и тантрические учения. Один практик Тантры, тибетец, совершивший паломничество в Индию, рассказал, как, совершая паломничество в храм богини (возможно, Джваламукти: Jvalamuktl) у подножия гор в Северной Индии, он случайно наткнулся на собрание йогини. С наступлением вечера он увидел, как множество женщин входили в храмовый двор с цветами и другими вещами, нужными для пиршества. То, что они готовились к ночному ритуалу, их короны, замысловатые украшения и радужные одеяния — всё это подсказало ему, что перед ним йогини. Понимая грозящую ему опасность, если он прогневит их своим вторжением, но движимый решимостью не упустить такую редкую возможность, он миновал стоявшую у ворот стражницу, увернувшись от ее удара, и оказался среди йогини. Йогини-распо-рядительница разрешила ему присоединиться к ним. Он слушал песни женщин и смотрел их танцы, принимал участие в пире и описал все это событие в путевом дневнике как вершину своего духовного пути. Мотив пиршеств и собраний йогини очень распространен в этой литературе. По велению своего гуру, Джаландхари, Канха должен был присутствовать на пиршестве йогини и получить от одной из них передник из костяных украшений. Канха действительно нашел эту йогини на пиршестве и получил от нее передник, но развязал узлы, соединяющие отдельные резные фрагменты, а потому благодатная энергия и магическая сила, вплетенные в это одеяние, рассеялись.46 Ати-ша, один из основателей тибетского буддизма, прежде чем стать монахом, три года провел в Уддияне, где вместе с йогини принимал участие в тантрических пиршествах и слышал много песен дакинь. В Уддияне же Луипа участвовал в пиршестве, устроенном дакинями в месте сожжения трупов и получил при этом посвящение Ваджраварахи (Vajravarahl). Несколько собраний песен из Тибетского канона содержат песни, которые были пропеты для йогинов, которым посчастливилось присутствовать на собрании йогини. Среди них — ряд песен, пропетых для Камалашилы на тантрическом пиршестве, которое проходило в Уддияне, в месте сожжения трупов, и возглавлялось йогини Махасукхасиддхи (Mahasukhlsiddhi: «Владеющая Великим Блаженством»). Во вступительной части объясняется, что дакини были довольны Камалашилой и сочинили символические песни, дабы прославить его мудрость. В тантрических текстах общинные пиршества также описываются как ритуал, устраиваемый и возглавляемый женщинами. Например, сюжет о мужчине, присутствующем на пиршественном собрании, в котором обычно принимают участие только женщины, присутствует в Хеваджра-тантре. Значительная часть этого произведения посвящена тому, как найти место, где йогини проводят пиршественные собрания, и получить на них доступ. Если мужчина использует нужные тайные знаки для общения с йогини, они могут допустить его на свое собрание, и в тексте это описывается так: «Если [йогини] держат в руках гирлянды, они дают понять, что ты должен остаться в их обществе. Движения с гирляндами означают: "О хранитель тантрических обетов, оставайся и прими участие в этом собрании". В том месте, где происходит собрание, он должен оставаться в священном кругу и делать всё, что приказывают йогини». В этом описании женщины усаживаются в круг и ведут ритуал, а йогин, который олицетворяет Хеваджру (будду в мужском облике), сидит в центре. Эта схема отражает иконографию мандалы самой Хеваджра-тантры. После того как йогин и йогини вкусили священной пищи, йогин поклоняется собравшимся женщинам и, воздавая им почести, обретает в их обществе духовное совершенство. В своей классической форме это пиршество явно представляет собой вовсе не такую практику, на которую женщины, если им посчастливится, могут быть допущены, а ритуал, выполняемый, как само собой разумеющееся, или исключительно женщинами, или общиной, состоящей из мужчин и женщин. Собрания женщин, усаживающихся кругами, для того чтобы проводить пиршества, выполнять ритуалы, учить и вдохновлять друг друга, представляют собой практику, которая отражена и в светской литературе того периода. Такие ночные собрания женщин назьшались «круг йогини» (йогини-чакра: yogini-cakra, йогешвари-чакра: yogesvarl-cakra или йогини-манд ала: yoginl-mandala), «собрание йогини» (йогини-гана: yoginl-gana), «встреча йогини» (йогини-мелака: yoginl-melaka, или йогини-самвара: yoginl-samvara) и «встреча дакинь» (дакини-самвара: dakinl-samvara), причем все эти выражения обозначают собрание женщин, усаживающихся кругами, — тот же мотив, который присутствует в литературе буддийской Тантры. Описания пиршеств в светских сочинениях на санскрите тоже напоминают описания, имеющиеся в литературе буддийской Тантры. В Rajatarahgin описывается собрание, свидетелем которого стал йогин Ишана (Isana). Он спал в лесу близ места для сожжения трупов, когда в полночь его разбудило чарующее, неземное благоухание. Обнажив меч, Ишана стал ползком продвигаться вперед, пока перед ним не открылось зрелище собрания йогини. Йогини танцевали в ореоле света и облаке благовоний в сопровождении звуков музыкальных тарелочек, колокольчиков и бубнов. Женщины, упивающиеся духовным пиршеством, в радостном возбуждении забавлялись со скелетом, воображая его своим возлюбленным. Все это напоминает тантрические описания, за исключением того, что здесь собрание разбежалось, когда чужака обнаружили, тогда как в тантрических текстах обычно сообщается о том, что йогины были допущены на пиршество йогини. Эта параллель требует более глубокого исследования, поскольку наводит на мысль, что объединение женщин в неиерархические сообщества могло быть небуддийской практикой, которую буддийская Тантра переняла, запечатлела в своей литературе и отразила в ритуалах и иконографии. ВИДЕНИЕ БОЖЕСТВ И МАНДАЛ Одна из главных целей практики буддийской Тантры — постичь изначальное совершенство мира, представляя его как небесный дворец (мандалу), а всех существ как божественных обитателей. Представляемые божества воплощают в себе эстетические образы просветленных энергии и деятельности. Например, спасительница Тара, чей изумрудно-зеленый цвет напоминает о прохладе целебных лесов, сидит на своем лотосе спустив с него одну ногу, чтобы в любой миг суметь быстро вступить в действие. Этот будда женского рода олицетворяет качество освобождения, которое по-матерински защищает того, кто взывает к Таре, от всех духовных и мирских опасностей, а спокойная, радостная улыбка Тары приносит удовлетворение ума. Другой будда женского рода, кораллово-красная Вад-жрайогини, которая танцует в огненном кольце, олицетворяет просветленную мудрость как неукротимую ясность и свободу. Из различных жизнеописаний, историй линий передач и собственных произведений женщин ясно, что женщины практиковали визуализацию божеств и мандал. То, что женщина занималась практикой визуализации, обычно письменно отмечали только тогда, когда она обретала совершенство, а затем учила и передавала практику, особенно в том случае, если ее ученик впоследствии становился знаменит. Например, есть письменные свидетельства того, что Кумудара (Kumudari) передавала методы визуализации Черного Бхайравы, гневного тантрического будды, своему ученику Дампакору (Dam-pa-skor). Динакара достигла совершенства в визуализации Ваджрайогини и Херуки и могла вызвать перед глазами их образы, когда пожелает. Домбийогини учила Дурджаячандру и других учеников визуализации Найратмии и Херуки. Шрисукха учила Пад-маваджру визуализации Гухьясамаджи. Кроме того, женщины писали руководства-наставления о том, как представлять божеств мирных и гневных, мужских и женских, а также мандалы наиболее эзотерических будд в парном союзе. Например, мирянки Яшодатта и Яшобхадра написали руководства по визуализации Манджушри, бодхисаттвы мудрости. Ваджрадакини написала наставления по визуализации Вагишвары (Vagisvara), одной из форм Манджушри.60 Ваджравати (Vajravatl) создала практические руководства по созерцанию Питхешвари (Pithesvarl), разновидности Тары, в которой она предстает красного цвета, гневной и главенствует в мандале, состоящей из йогини, в священной стране Уддияна. Лакшминкара дала наставления по обезглавленной форме Ваджрайогини, а две ее ученицы, сестры Мекхала и Канакхала, были создательницами внутренней йоги, связанной с этой особой формой будды женского рода. В некоторых случаях их наставления и нововведения составляют основу линий передач, которые сохранились до настоящего времени. Эти совершенные женщины - не избранные единицы, которые штурмовали бастионы Тантры и взбирались на их высоты: ведь известные нам имена не составляют исчерпывающий список женщин-практиков. Каждый документированный пример отражает гораздо большее число серьезно практиковавших женщин, потому что на каждую женщину, достигшую вершины, приходится множество тех, кто стремился к вершине, но не достиг ее, и тех, кто достиг, но остался незамеченным и невоспетым.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.109.100 (0.008 с.) |