ТОП 10:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН



КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Об органах прокуратуры Республики Таджикистан

(Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2005 год, №7, ст. 398; 2006 год, №3, ст. 141;

Год, №5, ст.350; №7, ст. 652; 2008г, №12, часть 1, ст.981; 2009 год, № 5, ст.314)

Принято Постановлением Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли

Республики Таджикистан от 15 июня 2005 г., № 76 (Ахбори

Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2005 г., № 6, ст. 367)

Одобрено Постановлением Маджлиси милли Маджлиси Оли

Республики Таджикистан от 15 июля 2005 г., № 102 (Ахбори

Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2005 г., № 7, ст. 423)

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

Статья 1. Прокуратура Республики Таджикистан

Прокуратура Республики Таджикистан - единый централизованный орган, осуществляющий в пределах своих полномочий надзор за точным соблюдением и единообразным исполнением законов на территории Республики Таджикистан.

Прокуратура Республики Таджикистан выполняет и другие функции, предусмотренные Конституцией Республики Таджикистан, настоящим конституционным Законом и другими законами Республики Таджикистан.

 

Статья 2. Основные понятия

В настоящем конституционном Законе используются следующие основные понятия:

-прокурор- Генеральный прокурор Республики Таджикистан, его заместители, начальники управлений (отделов) и их заместители, старший помощник и помощники Генерального прокурора, прокуроры нижестоящих органов, а также военные прокуроры, их заместители, старшие помощники и помощники, старшие прокуроры и прокуроры управлений (отделов), старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, действующие в пределах своих полномочий;

-работники прокуратуры-прокуроры и следователи, а также другие работники органов и научно-образовательных учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).

 

Статья 3. Правовые основы деятельности органов прокуратуры

Правовые основы деятельности органов прокуратуры определяются Конституцией Республики Таджикистан, настоящим конституционным Законом, нормативными правовыми актами Республики Таджикистан и международными правовыми актами, признанными Республикой Таджикистан.

 

Статья 4. Задачи органов прокуратуры

Задачи органов прокуратуры состоят из обеспечения верховенства закона, укрепления законности и правопорядка с целью защиты:

-независимости и суверенитета Республики Таджикистан;

-социальной, экономической, политической и других прав и свобод человека и гражданина;

-основ демократического строя государственной власти, правового статуса местных органов государственной власти, органов местного самоуправления, других государственных органов, общественных, религиозных объединений, политических партий и других негосударственных структур.

На прокуратуры не может возлагаться выполнение функций, не предусмотренных законодательством Республики Таджикистан.

 

Статья 5. Основные направления деятельности органов прокуратуры

Основными направлениями деятельности органов прокуратуры являются:

-надзор за точным соблюдением и единообразным исполнением законов министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами Республики Таджикистан, местными органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, банками, предприятиями, учреждениями, общественными и религиозными объединениями, политическими партиями и иными объединениями, независимо от их подчиненности, принадлежности и форм собственности, их должностными лицами, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых ими;

-надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, признанными высшей ценностью, всеми структурами и должностными лицами, указанными в первом абзаце настоящей статьи;

-надзор за соблюдением и исполнением законов органами, ведущими борьбу с преступностью и другими правонарушениями, а также органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

-защита прав и свобод человека и гражданина, государственных интересов, разных форм государственной и негосударственной собственности в судебном процессе;

-надзор за соблюдением и исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исполнения наказания и иных мер принудительного характера, назначаемых судом;

-надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений судебными исполнителями и другими компетентными органами;

-расследование преступлений;

-разработка мер по предотвращению преступлений, борьбе с коррупцией, терроризмом, экстремизмом и иными правонарушениями совместно с другими государственными органами, участие в работе по совершенствованию и разъяснению законов;

-координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и ее профилактике, и иными правонарушениями;

-участие в рассмотрении дел судами;

-выражение протеста, подача жалоб и заявлений в отношении приказов решений, приговоров, определений и постановлений судов, противоречащих закону.(31.12.08г №450).

Прокуратура в соответствии с законодательством Республики Таджикистан в пределах своих полномочий может действовать в других направлениях, где необходим прокурорский надзор.

 

Статья 6. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

Органы прокуратуры Республики Таджикистан:

-единая централизованная система, возглавляемая Генеральным прокурором Республики Таджикистан, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору;

-в пределах своей компетенции защищают права и свободы граждан, обеспечивают их равенство перед законом, независимо от национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, политических убеждений, социального и имущественного положения, образования и других убеждений;

-действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит закону, правам и свободам граждан, интересам сохранения государственной и иной охраняемой законом тайны, информируют государственные органы и управления, общественность о состоянии законности, мерах по её укреплению;

-принимают меры по своевременному выявлению и устранению любых правонарушений, от кого бы эти нарушения ни исходили, по восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности;

-осуществляют свои полномочия на основе Конституции Республики Таджикистан, настоящего Конституционного закона, законов Республики Таджикистан, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан, а также нормативных актов Генерального прокурора Республики Таджикистан, принятых в пределах его компетенции.

 

Статья 10. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Генеральный прокурор Республики Таджикистан и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов безопасности, налоговых органов, таможенных и других правоохранительных органов.

В целях обеспечения координации деятельности органов, указанных в первой части настоящей статьи, прокурор созывает координационное совещание в соответствии с Положением «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», утвержденным Президентом Республики Таджикистан. На заседаниях Координационного совета могут присутствовать председатели судов соответствующих ступеней. Решения Координационного совета обязательны для исполнения правоохранительными органами.

 

ГЛАВА 2 СИСТЕМА, СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ГЛАВА 3 ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Статья 29. Требования к документам прокурорского реагирования и ответственность за их неисполнение

В протесте, представлении, постановлении или предписании прокурора обязательно указывается, кем и какое требование закона нарушено, в чем заключается сущность нарушения, в какой срок должностные лица, органы, организации и физические лица должны его устранить.

Должностные лица, компетентные органы или физические лица, не исполнившие в срок, необоснованно отклонившие протест, представление, предписания, постановления прокурора или не принявшие меры по устранению нарушений закона, указанные в представлении прокурора, несут ответственность в соответствии с законом.

ГЛАВА 4

ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

Статья 30. Предмет надзора

Предметом прокурорского надзора по соблюдению законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие, являются:

-соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

-разрешение в установленном законом порядке заявлений и сообщений о подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлениях; (ЗРТ от 25.03.11г. №688)

–проведение оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления преступлений и розыска преступников; (ЗРТ от 25.03.11г. №688)

-выявление доказательств по уголовным делам;

-проведение дознания и предварительного расследования;

-законность принятых ими решений.

 

Статья 31. Полномочия прокурора в области оперативно- розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия

Прокурор в пределах своей компетенции вправе:

-проверять законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, применения научно-технических средств;

- требовать для расследования от соответствующих органов дела оперативного учета, материалы, документы и другие сведения о ходе оперативно-розыскной деятельности;(ЗРТ от 25.03.11г. №688)

- рассматривать и проверять обращения на действия и решения соответствующих должностных лиц;

- аннулировать незаконные и безосновательные решения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

-санкционировать арест;

- выполнять другую деятельность, предусмотренную законом.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законов органами дознания и предварительного следствия определяются уголовно-процессуальным законодательством.

Указание Генерального прокурора Республики Таджикистан по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, является обязательным для исполнения.

 

Статья 33. Санкция на арест

Право дачи санкции на арест имеют:

Генеральный прокурор Республики Таджикистан и его заместители, Главный военный прокурор, прокуроры Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, транспортный прокурор Таджикистана, их заместители, прокуроры городов и районов, а также военные, транспортные и другие прокуроры с правами городских и районных прокуроров.

Санкционирование ареста подозреваемого или обвиняемого производится прокурором в случае наличия оснований, предусмотренных законом. При решении вопроса об аресте прокурор обязан полностью ознакомиться со всеми материалами уголовного дела, которые могут быть основанием для ареста, в необходимых случаях лично допросить подозреваемого и обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допросить лично во всех случаях.

Прокурор после изучения представленных материалов и наличия достаточных оснований санкционирует арест и содержание в приемниках-распределителях, установление контроля за поведением лиц, освобожденных от несения наказания и ареста имущества, связанных с ограничением конституционных прав и гарантий граждан.

Прокурор в случаях, предусмотренных международными правовыми актами и законами, даёт санкцию на задержание иностранного гражданина и лица без гражданства. Право на выдачу санкции в таких случаях принадлежит Генеральному прокурору Республики Таджикистан, его заместителям, прокурорам Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, транспортному прокурору Таджикистана и прокурорам городов и районов.

Выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Республики Таджикистан с согласия Генерального прокурора Республики Таджикистан.

Порядок и сроки дачи санкции на арест определяются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Республики Таджикистан.

ГЛАВА 5

Протест, жалоба и заявление на приказ, решение, приговор, определение и постановление суда до начала его рассмотрения судом могут быть отозваны прокурором, принесшим протест, подавшим жалобу и заявления, либо вышестоящим прокурором. (31.12.08г, №450).

Статья 42. Участие прокурора на заседаниях Пленумов Верховного Суда Республики Таджикистан, Высшего экономического суда Республики Таджикистан, Президиума Верховного Суда Республики Таджикистан, судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Таджикистан и военной коллегии Верховного Суда Республики Таджикистан, президиума суда Горно-Бадахшанской автономной области, президиумов судов областей, суда города Душанбе

Участие Генерального прокурора Республики Таджикистан на заседаниях Пленума Верховного Суда Республики Таджикистан, Высшего экономического суда Республики Таджикистан, Президиума Верховного Суда Республики Таджикистан, заместителя Генерального прокурора Республики Таджикистан – в судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Таджикистан и военной коллегии Верховного Суда Республики Таджикистан, прокурора Горно-Бадахшанской автономной области на заседании президиума суда Горно-Бадахшанской автономной области, прокурора области, города Душанбе, а также транспортного прокурора Таджикистана по делам, относящимся к компетенции транспортной прокуратуры Таджикистана, на заседаниях президиума судов областей, суда города Душанбе является обязательным.(31.12.08г, №450).

Прокурор участвует в судебном рассмотрении дел в экономических судах в соответствии с экономическо-процессуальным законодательством Республики Таджикистан.(31.12.08с №450).

Участие прокурора обязательно в судебном процессе при рассмотрении иска прокурора.

Статья 43. Право Генерального прокурора Республики Таджикистан на обращение в Конституционный суд Республики Таджикистан, Верховный Суд Республики Таджикистан и Высший экономический суд Республики Таджикистан

Генеральный прокурор Республики Таджикистан имеет право на обращение в Конституционный суд Республики Таджикистан по вопросу о конституционности руководящих разъяснений Пленумов Верховного Суда и Высшего экономического суда Республики Таджикистан, а также по вопросу проверки конституционности актов нормативного характера, принимаемых министерствами, государственными комитетами, другими государственными и общественными органами.

Генеральный прокурор Республики Таджикистан вправе обращаться в Пленум Верховного Суда и Пленум Высшего экономического суда Республики Таджикистан с представлениями о даче судам руководящих разъяснений по вопросам судебной практики по уголовным, гражданским, экономическим и административным делам.(31.12.08с №450)

Главный военный прокурор, прокуроры Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе и транспортный прокурор Таджикистана, прокуроры городов, районов, военные прокуроры гарнизонов и прокурор по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях и на транспорте (нижестоящие прокуроры) могут вносить предложения Генеральному прокурору Республики Таджикистан о внесении представлений в Пленум Верховного Суда и Пленум Высшего экономического суда Республики Таджикистан о даче судам руководящих разъяснений по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел.

ГЛАВА 6

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ОРГАНАМИ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ МЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, НАЗНАЧАЕМЫХ СУДОМ

Статья 44. Предмет надзора

Предметом надзора являются:

-законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, приемниках-распределителях, местах предварительного заключения и учреждениях и органах, исполняющих наказание, и других местах, исполняющих меры принудительного характера, назначаемые судом;

-соблюдение установленных законодательством Республики Таджикистан прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

-законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы;

-законность и обоснованность освобождения осужденных в связи с истечением срока наказания, условно -досрочным освобождением, заменой неотбытой части наказания на более легкий вид по болезни, инвалидности, заменой вида исправительного учреждения, амнистией или помилованием.

Статья 45. Полномочия прокурора за соблюдением исполнения законов администрациями в местах содержания задержанных, заключенных под стражу, учреждениях и органах исполнения уголовного наказания

Прокурор, осуществляющий надзор, имеет право:

-посещать без досмотра органы и учреждения, указанные в первом абзаце статьи 44 настоящего Закона;

-опрашивать задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

-знакомиться с документами, на основе которых эти лица задержаны, арестованы, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, оперативно-служебными документами;(ЗРТ от 25.03.11г. №688)

-требовать точного соблюдения и единообразного исполнения законов и международных правовых актов, признанных Республикой Таджикистан, о правах человека, гуманном отношении к заключенным и осужденным;

-требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Республики Таджикистан приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в первом абзаце статьи 44 настоящего Закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных, дисциплинарных, материальных правонарушениях;

-приносить протест на противозаконные решения администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, о представлении или непредставлении условно-досрочного освобождения осужденного от исполнения наказания, замены части исполнения наказания на более легкое. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрации учреждения приостанавливается;

-отменять дисциплинарные взыскания, наложенные противозаконно за нарушение порядка на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора;

-немедленно освобождать своим постановлением в порядке, определенном законом, лиц, незаконно содержащихся в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутых задержанию, принудительному заключению или помещенные в судебно-психиатрическое учреждение.

Статья 46. Обязательность исполнения постановлений и требований прокурора

Постановления и требования прокурора относительно соблюдения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, к которым применены меры принудительного характера, либо помещенных в судебно-психиатричекие учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

ГЛАВА 7

ГЛАВА 8

СЛУЖБА В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОКУРАТУРЫ КАДРЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

Статья 53. Требования, предъявляемые лицам, принимаемым на работу в органы прокуратуры

В органы прокуратуры могут принимать на работу граждан Республики Таджикистан в возрасте до 35 лет, имеющих высшее юридическое образование и обладающих необходимыми деловыми и моральными качествами, способных по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

Лица, не имеющие достаточного опыта практической работы по специальности, проходят в органах прокуратуры стажировку сроком в один год.

Генеральный прокурор Республики Таджикистан в исключительных случаях вправе принимать решение о сокращении срока стажировки или освобождении от стажировки. Порядок прохождения стажировки определяет Генеральный прокурор Республики Таджикистан.

Лица, впервые назначаемые на должности прокуроров и следователей прокуратуры, принимают присягу работника прокуратуры следующего содержания:

«Посвящая себя служению закону, торжественно клянусь

свято соблюдать Конституцию Республики Таджикистан, законы и международные обязательства Республики Таджикистан, не допуская малейшего отступления от них, непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершал, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора и предварительного следствия,

активно защищать интересы личности, общества и государства, чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей,

строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну,

постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры.

Сознаю, что нарушение присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры».

Порядок принятия присяги определяется Генеральным прокурором Республики Таджикистан.

На должность прокурора Горно-Бадахшанской автономной области, прокуроров областей, города Душанбе и транспортного прокурора Таджикистана назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы в органах прокуратуры не менее 10 лет, 5 лет из которых проработали прокурором района или города.

На должность прокуроров районов и городов и приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 28 лет, которые имеют профессиональный стаж работы в органах прокуратуры не менее 5 лет.

Предельный возраст работников органов прокуратуры составляет 63 года для мужчин и 58 лет для женщин.

Не могут быть назначены на должности прокурора, помощника прокурора и следователя прокуратуры лица, которые были осуждены за совершение преступления, за исключением реабилитированных судом.

Прокурор не может занимать другую должность, быть депутатом представительных органов, членом политических партий и движений, заниматься предпринимательской деятельностью, кроме научной, педагогической и творческой деятельности.

Стаж службы в органах прокуратуры и порядок его исчисления устанавливает Правительство Республики Таджикистан.

ГЛАВА 9

ГЛАВА 10

ИНЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ

Статья 64. Научные, учебные и другие учреждения органов прокуратуры

Генеральная прокуратура Республики Таджикистан может создавать научные, учебные учреждения для научных исследований, повышения квалификации работников прокуратуры, издавать специальную литературу и иметь свое печатное издание.

При Генеральном прокуроре Республики Таджикистан действует научно-методический совет для изучения предложений по улучшению организации и деятельности органов прокуратуры.

Президент

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.240.31 (0.021 с.)