Моральное состояние банды и солидарность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моральное состояние банды и солидарность



В рассеянном типе банд прочное единство не возникает до тех пор, пока банда не цементируется в результате конфликта. Она по­степенно учится формулировать некую политическую линию и проводить более или менее последовательный курс, преодолевая пре­пятствия на этом пути. В результате ее моральный дух повышается, поскольку моменты кризисов еще прочнее скрепляют банду узами товарищества и рождают коллективный энтузиазм.

Банда Фланнигана

Банда Фланнигана, состоявшая из подростков четырнадца­ти — шестнадцати лет, в качестве своего естественного лидера имела Эдварда Фланнигана — лучшего в банде спортсмена и бойца. Когда ближайший рекреационный центр объявил набор в бейсбольную команду, банда в полном составе, наряду с другими, заявила о своем участии. Было решено избрать капитана, с тем чтобы он сам набрал команду. Фланниган был избран капитаном и составил команду исключительно из членов своей банды. Когда стали раздаваться протесты, он заявил, что другие подростки являются членами других банд, и, если социальный центр не удовлетворен игроками, которых он набрал, то его банда целиком покинет центр...

4 Сравните данное утверждение с точкой зрения Чарльза Г. Кули в: Social Orga­nization, p. 24—25. Точка зрения Кули свидетельствует о чрезмерной идеализации поведения обобщенной банды.


 




В течение зимы другая — железнодорожная — банда пыталась ис­пользовать заброшенный дом около путей для своих встреч. Это при­водило к дракам с бандой Фланнигана с использованием камней, кирпичей и т.д. Победа осталась за бандой Фланнигана. Парни были чрезвычайно сплочены, стояли в драке друг за друга стеной, поддер­живая тех, кому приходилось туго. На их встречах никто из банды не пытался высказаться, пока лидер не выразит своего мнения. После этого они поддерживали лидера и соответственно голосовали5.

Эта высшая солидарность создает серьезные проблемы для церкви, общины, спортивных и других учреждений, которые пы­таются использовать, подчинить банды себе или руководить ими. Банда иногда является столь сильной структурой, что в состоянии разрушить большую организацию, в которую она входит в качестве составной части.

Планирование и сотрудничество

Единство группы укрепляется, далее, с помощью особых ло­зунгов, языка, традиций и т.д., которые культивируются бандой, являясь символическим отражением ее общих представлений и целей. Планирование деятельности должно осуществляться так, чтобы в нем выражался общий смысл этих символов. Название банды имеет особую значимость в качестве средства группового контроля. Оно обеспечивает общие стимулы или ценности, по от­ношению к которым члены банды могут испытывать общие чувства. В конфликтной ситуации название банды выполняет роль объ­единяющего и упорядочивающего стимула. Так как каждый член группы более или менее идентифицирует себя с ее названием, оно становится предметом общей гордости, которое следует защищать и превозносить.

Кодекс банды

Каждая банда стремится создать собственный кодекс поведения, который в большей или меньшей степени осознается ее членами и к выполнению которого они более или менее жестко принуждаются. Кодекс банды является отчасти отражением стандартов поведения в ее социальном мире, отчасти — результатом развития первичных групповых переживаний, отчасти — продуктом отдельной группы в ее особой среде. Следующие примеры иллюстрируют действие этих трех факторов группового контроля, равно как ряда других.

5 Из рукописи бывшего члена банды.


Кодекс одной из банд

Моя банда, в которой было около десяти человек, занималась главным образом кражей мороженого с вечеринок, которые посещали знакомые девчонки. Лидер у нас был кремень. Первым принципом и самым важным правилом группы было не доносить друг на друга.

Банда крала мороженое не потому, что ее члены не могли по­зволить себе купить эту роскошь, но потому, что нам нравилось возбуждение, которое при этом возникало. Однажды нам удалось сбежать с пятилитровым бидоном. У нас не было ни ложки, ни вилки, поэтому мы использовали для еды серебряные долларовые монеты и стекла от часов. Одного нашего товарища поймали, и полицейский суд приговорил его к штрафу в 25 долларов за это дело. Он нас не выдал, а мы пришли ему на выручку и заплатили штраф.

Другое правило банды заключалось в том, что каждый из нас должен был носить пачку табака «Дюкс Миксчер» в кармане ру­башки так, чтобы была видна этикетка. То, что я не курил, не имело значения; у меня должен был быть табак на случай, если кто-то из банды захочет покурить.

У нас было жесткое правило, запрещавшее всякое общение с девчонками.

Другое правило обязывало нас защищать дом одной вдовы и еще семьи двух слепых на Хэллоуин. Мы не только сами соблюдали это правило, но и заставили другие банды делать то же самое.

Банда развалилась в результате того, что ее целиком исключили из школы. Один из нас намазал клеем стул учителя труда. Парня наказали. Тогда мы в отместку «завалили» школу, то есть свалили в огромную кучу все, что попалось под руку.

Механизмы контроля в банде

Отдельный член банды практически полностью контролируется силой группового общественного мнения. То, как думают и поступают другие, является обычно достаточным оправданием или, напротив, сдерживающим фактором поведения каждого отдельного члена банды. В таких случаях он действительно чувствует давление общественного мнения, особенно в том, что жизненно важно для него и что касается поддержания его статуса6. Санкционирование подобного рода может обеспечить практически любое поведение в рамках группы, будь то

6 См.: Thomas W. I. The Unadjusted Girl. P. 32. Одной из причин подчинения индивида социальному контролю является то, что индивида отличает глубинное стремление к статусу, который ему может присвоить исключительно сообщество.


 




нормативное или отклоняющееся. Наряду с этим такое санкциониро­вание приводит к тому, что под влиянием группы личность подростка будет одной, а вне такового — совершенно другой.

Сила общественного мнения банды проявляется в различных механизмах, с помощью которых осуществляется групповой кон­троль — в одобрении, повышении статуса, воспевании героев, а также в осмеянии, презрении и остракизме. Нередки случаи фи­зических наказаний. Лидер располагает значительной властью над своими подчиненными до тех пор, пока он не начинает этой властью злоупотреблять. Тем не менее многие факторы, которые определя­ют поведение банды и ее членов, являются незапланированными и неосмысленными и, как и в толпе, проистекают из самой природы коллективного действия.

Наказание

Страх применения силы или угроза физического наказания яв­ляется одним из основных механизмов группового контроля в банде. В студенческом братстве этот механизм воплощается в принуждении к «изнурительным» упражнениям вроде купания в холодной воде и гребле, что касается в особенности тех, кто проходит испытательный срок. В банде нарушивший кодекс может подвергнуться избиению или, в исключительных случаях, может быть приговорен к смерти.

Осмеяние и одобрение

Еще одним важным механизмом социального контроля в банде служит осмеяние, известное в подростковой среде как «приколы» или «подначки». Они включают в себя розыгрыши аутсайдера, третирование его как «козла отпущения», поддразнивание, издев­ку, высмеивание, вышучивание, придумывание оскорбительных кличек. Формы осмеяния все время варьируются, переходя от тонких намеков в разговоре, хитрого подмигиванья и хихиканья к самой непристойной пантомиме, грубому лошадиному ржанию и язвительному сарказму. Только тот, кто был предметом осмеяния в замкнутой группе, в которой он должен был существовать, может оценить ее постоянное и безжалостное давление с целью принудить ее членов к конформизму. Осмеяние — главный инструмент в ру­ках американского братства, немецкой «корпорации» и различных этнических банд в ассимиляции новых членов.

Использование высмеивающих эпитетов — это неотразимый элемент осмеяния. Те из них, которые являются наиболее действен­ными с точки зрения контроля, известны как «уничижительный»


тип. У подростков из банды имеются собственные эпитеты для тех, кто, по их мнению, не соответствует их стандартам. Трус получает ненавистное прозвище «желтый» или «желтопузый». Предатель фигурирует как «стукач» или «сортирное очко». Тот, кто колеблется или недостаточно решителен, называется «малышом». Если кто-то поддерживает отношения с девочками или отличается аккуратностью в одежде или обходительностью, то он получает кличку «сиси». Ис­тинный член банды предпочтет самое суровое наказание, лишь бы не получить какое-нибудь из этих прозвищ, поскольку называться так — значит потерять кастовое положение в группе. А без этого он не может ощущать себя счастливым человеком. Эти коллективные представления банды наполняются смыслом под воздействием ре­альных жизненных ситуаций; точно так же как ее представления о доблести и чести, они определяются в процессе взаимодействия.

Осмеяние определяет границы того, чего подросток не должен делать, если он хочет поддерживать свой статус. Однако существует и положительный метод контроля, который удовлетворяет его потреб­ность в признании. Это одобрение и воспевание геройства. Чтобы заслужить похвалу и лесть со стороны своих товарищей, а также такие награды, как призы, повышение статуса, почести и лидерское поло­жение, член банды придерживается того стиля поведения, который отвечает идеалам и политике группы.

Мягкие формы контроля

То, каким образом члены банды интерпретируют оттенки и наи­менее заметные изменения в поведении других членов банды, может рассматриваться как важный элемент контроля за толпой. Именно путем прочтения этих ускользающих от восприятия знаков один человек может ответить на эмоции и установки другого. При визу­альном общении в группе изменения в выражении лица, жестику­ляции и тому подобное, что обычно не подкрепляется словесным оформлением, постоянно позволяют индивиду сразу почувствовать ситуацию. Тем самым эти изменения определяют ситуацию и обе­спечивают взаимопонимание (rapport).

Банда, как первичная группа близких по духу людей (intimate), создает прекрасную основу контроля через взаимопонимание. Совместная жизнь в течение более-менее длительного периода формирует социальное наследство, к которому имеет отношение каждый член группы. Общий опыт, имеющий доверительный и часто эмоционально окрашенный характер, является почвой для глубокой симпатии, для совместной интерпретации мельчайших


 




знаков, указывающих на изменения в чувствах и установках. Кол­лективные представления, воплощенные в знаках и символах (таких, как значок в братстве), тайные пожатия и словечки, а также группо­вой жаргон — все это способствует взаимной отзывчивости в плане тонкой коммуникации. Особенности в одежде и внешности служат той же цели: например, особая прическа как знак принадлежности к определенной банде или особые куртки или галстуки.

Взаимопонимание в банде (равно как в студенческом братстве) иногда является столь полным, что создается впечатление взаимо­проникновения личностей, если в данном случае применимо это мистическое понятие. Привычки, чувства и установки иногда на­столько унифицированы, что индивидуальные различия кажутся полностью размытыми.

Ограниченность морали банды

Некоторые авторы идеализируют воспитательное значение банды для подростка. Они делают упор на то, что банда учит своих членов человеческим добродетелям. Некоторые даже высказывали мысль, что банда — это желательный институт для безнадзорного подростка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.01 с.)