ТОП 10:

Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция



Геометрическое и социальное пространство

Выражения типа «высшие и низшие классы», «продвижение по социальной лестнице», «Н. Н. успешно продвигается по социальной лестнице», «его социальное положение очень высоко», «они очень близки по своему социальному положению», «существует большая социальная дистанция» и т.п. довольно часто используются как в по­вседневных суждениях, так и в экономических, политологических и социологических трудах. Все эти выражения указывают на существо­вание того, что можно обозначить термином социальное пространство. Тем не менее имеется очень немного попыток дать определение соци­альному пространству, систематизировать соответствующие понятия. Насколько мне известно, после Декарта, Гоббса, Лейбница, Вайгеля и других великих мыслителей XVII в. только Ф. Ратцель, Г. Зиммель и недавно Э. Дюркгейм, Р. Парк, Э. Богардус, Л. фон Визе и автор этих строк пытались уделить большее внимание проблеме социального пространства и другим вопросам, с ней связанным1.

* Цит. по: Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П. Че -ловек. Цивилизация. Общество. / Пер. с англ. А.Ю. Согомонова. М., 1992. С. 297—303, 373—377, 392—393,405, 423—424. Цитируемый текст иллюстрирует содержание главы 13 базового пособия учебного комплекса по общей социологии.

1 См.: Сорокин П. А. Система социологии. Пг., 1920. Т. 2; Спекторский Е. Про­блема социальной физики в XVII столетии. Варшава, 1910. Т. 1; Киев, 1917. Т. 2; RatzelF. Politische Geographie. В., 1903: SimmelG. Sociologie. Munchen, 1908; ParkR. E. The Concept of Social Distance //Journal of Applied Sociology. Vol. 8. N6: Wiese L. von. Allgemeine Soziologie. Munchen. 1924; Durkheim E. Les formes elementaire de la vie religieuse. P., 1912.


 




Предметом данной работы является социальная мобильность, то есть явление перемещения индивида внутри социального про­странства. В связи с этим представляется необходимым очень точно обрисовать суть того, что я подразумеваю под социальным простран­ством и его производными. Во-первых, социальное пространство в корне отличается от пространства геометрического. Люди, находя­щиеся вблизи друг от друга в геометрическом пространстве (напри­мер, король и его слуга, хозяин и раб), в социальном пространстве отделены громадной дистанцией. И наоборот, люди, находящиеся очень далеко друг от друга в геометрическом пространстве (напри­мер, два брата или епископы, исповедующие одну религию, или же два генерала одного звания и из одной армии, один из которых в Америке, а другой — в Китае), могут быть очень близки социально. Человек может покрыть тысячи миль геометрического простран­ства, не изменив своего положения в социальном пространстве, и наоборот, оставшись в том же геометрическом пространстве, он может радикально изменить свое социальное положение. Так, по­ложение президента Гардинга в геометрическом пространстве резко изменилось, когда он переместился из Вашингтона на Аляску, тогда как его социальное положение осталось тем же, что и в Вашингтоне. Людовик XVI в Версале и Николай II в Царском Селе оставались в том же геометрическом пространстве, хотя их социальное положение в один момент круто переменилось.

Приведенные соображения свидетельствуют, что социальное и геометрическое пространства в корне отличны друг от друга. То же можно сказать и о производных от этих двух понятий, таких, как «ге­ометрическая и социальная дистанция», «подъем в геометрическом и в социальном пространстве, «перемещение из одного положения в другое в геометрическом и социальном пространстве» и т.д.

Для того чтобы дать определение социальному пространству, вспомним, что геометрическое пространство обычно представляется нам в виде некой «вселенной», в которой располагаются физические тела. Местоположение в этой вселенной определяется путем опреде­ления положения того или иного объекта относительно других, выбранных за «точки отсчета». Как только такие ориентиры установ­лены (будь то Солнце, Луна, Гринвичский меридиан, оси абсцисс и ординат), мы получаем возможность определить пространственное положение всех физических тел, сначала относительно этих точек, а затем — относительно друг друга.

Подобным же образом социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения земли. Там, где нет чело-


веческих особей или же живет всего лишь один человек, там нет социального пространства (или вселенной), поскольку одна особь не может иметь в мире никакого отношения к другим. Она может находиться только в геометрическом, но не в социальном простран­стве. Соответственно, определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета». Сам же выбор «точек отсчета» зависит от нас: ими могут быть отдельные люди, группы или сово­купности групп. Когда мы говорим, что «мистер Н.-младший — сын мистера Н.-старшего», мы стремимся определить положение этого мистера Н. в человеческой вселенной. Ясно, однако, что такое ме­стоположение очень неопределенно и несовершенно, поскольку в расчет принимается только одна из координат — семейное род­ство — в сложной социальной вселенной...

Итак, резюмируем: 1) социальное пространство — это народона­селение Земли; 2) социальное положение — это совокупность его связей со всеми группами населения, внутри каждой из этих групп, то есть с ее членами; 3) положение человека в социальной вселенной определя­ется путем установления этих связей; 4) совокупность таких групп, а также совокупность положений внутри каждой из них составляет систему социальных координат, позволяющих определить социальное положение каждого индивида.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.106.44 (0.003 с.)