Тема 8.3 Контроль и ревизия сохранности, использования и учета материальных ценностей




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8.3 Контроль и ревизия сохранности, использования и учета материальных ценностей



Цель: раскрыть методику проведения контроля и ревизии материально-производственных запасов.

Основными источниками информации при проверке служат: учетные регистры (Главная книга, журналы-ордера, ведомости, машинограммы по счетам 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» и другим); первичные документы (приходные ордера, накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, доверенности, акты о приемке материалов, лимитно-заборные карты, требования-накладные, накладные на отпуск материалов на сторону, акты на списание, карточки учета материалов, инвентаризационные описи); юридические документы (договор о полной материальной ответственности, договора поставки), бухгалтерская отчетность (форма № 1 «Бухгалтерский баланс»).

 

Учебные вопросы к теме.

Вопрос 1. Задачи, последовательность и источники контроля и ревизии материально-производственных запасов.

Вопрос 2. Охарактеризуйте основные процедуры контроля и ревизии организации складского хозяйства и хранения материально-производственных запасов.

Вопрос 3. Охарактеризуйте основные процедуры контроля и ревизии поступления материально-производственных запасов.

Вопрос 4. Как проводится проверка правильности оформления документов по оприходованию материальных запасов?

Вопрос 5. Охарактеризуйте основные процедуры контроля и ревизии выбытия материально-производственных запасов.

Вопрос 6. Каковы особенности проверки оценки поступающих материалов?

Вопрос 7. Каковы особенности проверки оценки и движения запасов готовой продукции?

Вопрос 8. Каковы особенности внутреннего контроля материально-производственных запасов?

Тесты для самоконтроля

1. Если в ходе проведения инвентаризации обнаружены расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием запасов, составляются:

а) сличительные ведомости;

б) инвентаризационные описи;

в) ведомости расхождений.

2. В ходе инвентаризации обнаружена недостача товаров в сумме 3000 руб., из них в пределах естественной убыли 800 руб., а сверх нормы – 2200 руб. На издержки производства может быть списана сумма:

а).3000 руб.;

б) 2200 руб.

в) 800 руб.

3. Материально- производственные запасы, не принадлежащие предприятию, но находящиеся в его пользовании или распоряжении в соответствии с договором, принимаются к учету на забалансовые счета в следующей оценке:

а) по фактической себестоимости;

б) по методу оценки, закрепленному в учетной политике организации;

в) по стоимости, указанной в товаросопроводительных документах;

г) по стоимости, указанной в договоре.

4. Если в учетной политике организации закреплен метод учета приобретения товарно-материальных ценностей по фактической себестоимости, поступление товарно-материальных ценностей отражается в учете:

а) Дт 10 «Материалы»;

б) Дт 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

в) Дт 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

5. Стоимость материалов, израсходованных на строительство нового цеха, списывается на счета учета:

а) расходов по основной деятельности;

б) вложений во внеоборотные активы;

в) прочие расходы;

г) чистую прибыль организации.

6. Материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском учете по счетам:

а) 10,41,43;

б) 10,41;

в) 01, 04.

7. Фактическая себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в уставный капитал организации, определяется:

а) из оценки, согласованной с учредителями;

б) фактических затрат, связанных с их приобретением;

в) независимой оценки стоимости имущества.

8. Денежная оценка МПЗ, полученных организацией по договору дарения определяется:

а) из фактических затрат, связанных с их приобретением;

б) их рыночной стоимостью на дату оприходования;

в) оценки, согласованной с передающей стороной.

9. Списание стоимости проданных, излишних и сверхнормативных материалов отражается бухгалтерской записью:

а) Дт 90 Кт 10;

б) Дт 91 Кт 10;

в) Дт 99 Кт 10.

10. Приемка и оприходование поступающих материалов оформляется:

а) приходным ордером;

б) счетом-фактурой;

в) товарно-транспортной накладной.

11. При проверке поступающих материалов необходимо проверить (укажите необходимые источники информации):

а) книгу регистрации пропусков;

б) журнал учета поступающих грузов;

в) ведомость оперативного учета выполнения договоров поставки.

12. В инвентаризационной описи подписи ставятся следующим образом:

а) все участники ревизии, в том числе материально-ответственные лица, подписывают каждую страницу инвентаризационной подписи;

б) все участники ревизии, в том числе материально-ответственные лица, подписывают последнюю страницу инвентаризационной описи;

в) каждую страницу подписывают материально-ответственные лица, а последнюю страницу- все члены инвентаризационной комиссии.

13. В сличительных ведомостях суммы излишков и недостач указываются:

а) по рыночной цене;

б) в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете;

в) определяются в результате деления общей стоимости материала на его количество.

Задача 1.В ходе ревизии предприятия за 2009 г. было выявлено, что в ноябре 2009г. имела место неотфактурованная поставка товарно - материальных ценностей на сумму 59 тыс..руб. (с учётом НДС 18%). При этом в результате проверки декларации по НДС за этот месяц выявлено, что НДС по данной поставке был предъявлен к возмещению на основании накладной поставщика.

В чём заключалась ошибка бухгалтерии организации и какие действия она должна предпринять для её исправления?

Задача 2. При сверке ревизором приходных ордеров по оприходованию стекла для производства мебели с товарно-транспортными накладными были обнаружены расхождения: по товарно- транспортным накладным поступило 2000 м2 стекла по цене 100 руб. за 1 м2, по приходным ордерам поступило 1950 м2. Договором с поставщиком стекла предусмотрена норма боя при транспортировке 1%. Бухгалтерия отнесла стоимость боя на увеличение цены поставки.

По расчетам ревизора организация понесла убытки, которые должен возместить поставщик. Поставщик признал обоснованность расчетов и в счет стоимости боя сверх норм поставил 30 м2 стекла.

1. Сделайте расчет убытка.

2. Сделайте бухгалтерские записи по итогам ревизии.

3. Каким первичным документом оформляется бой, выявленный при приемке ТМЦ? В каких еще случаях оформляется данный документ?

Задача 3.Ревизия в организации поставок ТМЦ выявила следующие факты:

а) недостача поставок олифы составила 21 000 руб.;

б) недостача в пределах норм естественной убыли составила 4000руб.

Данные факты были отражены в бухгалтерии следующими проводками:

Д 94 - К 60 - 4000 руб.;

Д 76-К 60-17000 руб.;

Д 10-К 94-4000 руб.

Претензия была предъявлена поставщику, который отказался ее удовлетворить, ссылаясь на то, что в акте о приемке материалов формы № М-7 нет подписи его представителя. Суд отказал в иске к поставщику. Сумма претензии была списана на убытки:

Д 91-К76-17000 руб.

Ревизор сделал вывод об ответственности товароведа за нанесенный организации ущерб. Решением руководителя организации по итогам ревизии сумма ущерба возмещена из заработной платы товароведа.

1. Какие правила в оформлении акта по форме № М-7 нарушены товароведом?

2. Определите сумму ущерба, нанесенного организации.

3. Сделайте бухгалтерские записи по итогам ревизии.

Задача 4.В ходе проведения ревизии выявлено, что данные документов отдела снабжения отличаются от данных центрального склада по комплектам мебельной фурнитуры. За проверяемый период на центральный склад поступило 1000 комплектов по цене 300 руб. В учете центрального склада такие комплекты не числились. Из объяснительной записки заведующего центральным складом следует, что эти комплекты не приходуются на центральном складе, так как сразу поступают в цех по производству шкафов, что оформляется следующей бухгалтерской проводкой:

Д 20 - К 60.

Инвентаризация в цехе выявила 200 комплектов мебельной фурнитуры в кладовой.

1. Какие документы необходимо было изучить в отделе снабжения и на центральном складе для получения выводов об отсутствии учета мебельной фурнитуры на центральном складе?

2. Какой формы необходимо использовать документ для инвентаризации ТМЦ в кладовой цеха?

3. Сделайте записи по итогам ревизии.

Задача 5.С учетом требований Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, проверьте:

- правильность определения результатов инвентаризации всех имеющихся материалов на складе;

- правильность составления бухгалтерских проводок;

- правильность исчисления сумм НДС.

Данные бухгалтерского учета и инвентаризации материалов на складе:

 

Материал Ед. измерения Учетная цена, руб.. Наличие  
фактическое по учетным данным количество
количество Сумма, руб.   Сумм, руб.
Спирт технический кг 30,0 1500,0 3000,0
Белила цинковые кг 32,0 4928,0 4000,0
Олифа «Оксоль» кг 25,3 8298,4 8096,0
Провод сечением 2 мм м 10,0 5600,0 6500,0
Провод сечением 4 мм м 15,0 12300,0 10800,0
Бумага упаковочная кг 3,2 3200,0 3200,0
Итого     35826,4 35596,0

 

Масса 1 л спирта 0,9 кг.

Нормы естественной убыли при хранении:

спирт технический — 2 % от оборота;

белила цинковые — 0,05 %;

олифа «Оксоль» — 0,1 % от оборота.

Оборот по отпуску материалов с даты последней инвентаризации составил:

спирт технический — 700 л;

белила цинковые — 1500 кг;

олифа «Оксоль» — 41 200 кг.

Розничная цена спирта технического 100 р. за 1 л.

Задача 6.В ООО «Салют» проведена инвентаризация товаров по состоянию на 1 января нового года. В отдельные инвентаризационные описи записаны товары:

-с истекшим сроком хранения на сумму 22 300 р.;

-бой, лом, порча товаров на сумму 5820 р.

В акте результатов инвентаризации установлена недостача товаров на сумму 34560 р., в том числе в пределах норм естественной убыли на 21 458 р.

В учетной политике ООО «Салют» предусмотрен учет товаров по продажным ценам. Организация уплачивает налоги в общеустановленном порядке. Реализация товаров облагается НДС по ставке 18 %, В декабре средний процент торговых наценок по расчету составил 58 %. Резерв под снижение стоимости материальных ценностей создается один раз в году по состоянию на 1-е января.

По результатам инвентаризации бухгалтер сделал следующие бухгалтерские записи:

дебет 94, кредит 41/2 — 62680 руб.;

дебет 44, кредит 94 — 21 458 руб.;

дебет 91, кредит 94 — 41 222 руб.

Проверить соответствия бухгалтерских записей нормативным актам. Составить бухгалтерскую справку по результатам проверки.

Задача 7.Сахарным заводом в адрес организации оптовой торговли отправлено по железной дороге 30 т сахара-сырца. При приемке сахара-сырца на станции железной дороги была установлена недостача в размере 200 кг, о чем комиссией с представителем железной дороги был составлен коммерческий акт. В счете поставщика и в счете-фактуре указана продажная цена 1 кг сахара-сырца 15 р., в том числе НДС 10 %. Норма естественной убыли в пути для сахара-сырца составляет 0,15 %. На основании акта бухгалтер сделал записи на счетах бухгалтерского учета:

дебет 41, кредит 60 — 406364 р.;

дебет 19, кредит 60 — 40909 р.;

дебет 94, кредит 60 — 2727 р.;

дебет 44, кредит 94 — 2727 р.

Дайте оценку действиям бухгалтера, составьте бухгалтерскую справку.

Задача 8.Проверьте соответствие расхода муки на выпечку хлеба путем составления контрольного расчета по следующей форме.

Контрольный расчет расхода муки на фактическую выпечку хлеба за месяц (по установленным нормам)

  Дата Номер производственного отчета Фактический расход муки на выпечку хлеба Выпе чено Норма выхода Нормативный Отклонение от норм расхода муки, кг  
  влажность, % Коли чество, кг хлеба, кг хлеба, % расход муки, кг перерасход Экономия (+,-)  
   
1-10 15-24 14,0          
11-20 25-34 14,7          
21-30 35-44 14,5          
                                       

 

Базисная влажность муки 14,5 %. Фактический выход хлеба:

В=100 Х В0 / [100 - (14,5-М)],

где В – фактический выход хлеба;

в0 - базисная норма выхода хлеба при влажности муки 14,5 %, равная 156,27 %;

М — фактическая влажность муки.

Учетная стоимость 1 кг муки — 6,2 р., розничная цtна 1 кг муки — 9,8 р.

Важной особенностью хлебопекарного производства является увеличение массы готовой продукции по сравнению с массой израсходованных основных материалов. В процессе изготовления хлеба к муке добавляют воду, дрожжи, сахар, соль в соответствии с рецептурой. Выходом готовых изделий (припеком) называется процентное отношение массы готовых изделий к массе муки, затраченной на их изготовление.

Выход продукции зависит от вида и сорта муки, её фактической влажности, вида готовой продукции. Нормы выхода хлебобулочных изделий устанавливаются на базисную влажность муки (14,5%) Выход продукции (%) определяется по формуле:

В= П х 100:М П- масса готовой продукции;

М – масса муки.

Если изменяется влажность муки, то изменяется и норма выхода. Тогда норму выхода, установленную на базисную влажность муки корректируют на её фактическую влажность по формуле. В=100 Х В0 : [100 - (14,5-М)],





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.016 с.)