Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Таможенное дело в республике Беларусь. Становление и развитие национального Таможенного законодательства. (1991–2004 гг. )Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Создание таможенной службы Республики Беларусь. Таможенный кодекс 1993 г. Таможенный союз Беларуси и России. Таможенная служба Беларуси в 1995 – 2001гг. Таможенный кодекс 1998 г. Таможенная служба на современном этапе. Таможенная политика Республики Беларусь. Борьба с контрабандой и иными правонарушениями в таможенной сфере. Международное сотрудничество таможенной службы Беларуси. Создание Таможенной службы Республики Беларусь. В апреле 1990 г.приказом ГУ ГТК CCCР было создано Белорусское управление ГУ ГТК (БУ), состоявшее из 4 таможен: Брестской, Гродненской, Минской и таможни «Западный Буг» — общей численностью около 1500 человек. Однако вскоре, 27 июля 1990 г., Верховный Совет (ВС) БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР, а через год, 20 сентября 1991 г., Верховный Совет Республики Беларусь постановлением № 1101-XII «О таможенной службе Республики Беларусь» преобразовал БУ ГТК СССР в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (ГТК РБ) с подчинением ему таможенных учреждений СССР, расположенных на территории республики. Исполняющим обязанности Председателя Государственного таможенного комитета был назначен быший начальник БУ ГТК П.В. Кречко. С этого дня таможенная служба Беларуси открыла новую страницу своей истории. 28 ноября 1991 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь (СМ РБ) было утверждено Временное положение о ГТК, ставшим центральным таможенным органом Беларуси. Были определены главные задачи Комитета: 1) организация и осуществление таможенного дела в республике; 2) обеспечение в пределах своей компетенции надежной экономической безопасности РБ; 3) своевременное и полное внесение в бюджет таможенных пошлин; 4) организация и ведение таможенной статистики и др. В конце 1991 г. начался и процесс создания таможенной инфраструктуры. На границе Беларуси с Латвией и Литвой ГТК совместно с КГБ, Главным управлением погранвойск при Совете Министров и МВД республики стал разворачивать временные пункты пропуска. 18 ноября 1991 г. приказом еще существовавшего Таможенного комитета СССР на прибалтийском участке госграницы были созданы последние советские таможни: Браславская, Верхнедвинская, Вороновская, Островецкая, Ошмянская и Поставская. В этот период главной задачей было срочное обеспечение таможенной охраной госграницы Беларуси протяженностью свыше 3 тысяч километров: с Россией — 1239 км, Украиной — 1037, Польшей — 398, Литвой — 650 и Латвией — 165 км. Только за 1992-1994 гг. на границе с Литвой и Латвией было обустроено по временной схеме 13 пунктов пропуска. 27 февраля 1992 г. СМ РБ утвердилструктуру центрального аппарата ГТК: управление организации таможенного контроля и борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил; экономическое управление; управление капстроительства и эксплуатации таможенных учреждений; техническое управление; управление делами; юридический отдел; отдел тарифного регулирования таможенных доходов и платежей и отдел кадров. 13 марта 1992 г. постановлением ВС РБ был введен в действие Закон «Об основах организации таможенной службы Республики Беларусь». В результате была создана единая таможенная система, включавшая ГТК, региональные таможни, таможни и таможенные посты. Тогда же белорусским парламентом была одобрена и «Концепция таможенной политики». В том же году с учетом позитивного опыта Таможенного кодекса ЕС началась разработка первого белорусского Таможенного кодексаи Закона “О таможенном тарифе”. Это были чрезвычайно необходимые правовые акты, ибо до их появления ввоз и вывоз товаров регулировался лишь Законом от 10 января 1992 г.«О налоге на экспорт и импорт». Нужно отметить, что таможенное законодательство РБ сразу начало развиваться в русле гармонизации и унификации с международными нормами и стандартами при непосредственном участии самой республики в международном сотрудничестве в этой области, ставшей в 1993 г. членом Совета Таможенного Сотрудничества. 10 марта 1992 г. была создана Минская центральная таможня, основной задачей которой было таможенное оформление и таможенный контроль имущества дипломатических и иных представительств иностранных государств и международных организаций и лиц, пользующихся таможенными льготами, а также грузов, поступающих по линии гуманитарной помощи. 27 октября 1992 г.Гродненская и Минская таможни преобразовываются в региональные (ГРТ и МРТ). В зоне отметственности МРТ оказались таможенные учреждения Минской, Витебской, Могилеской и Гомельской областей. К ней в подчинение переходили Браславская, Верхнедвинская и Поставская таможни, а также новые тампосты: Бобруйский, Солигорский, Молодеченский, Мозырский и др. 31 декабря 1992 г.принято постановление СМ РБ«О дополнительных мерах по организации таможенного контроля в Республике Беларусь», в котором, в целях защиты экономических интересов и совершенствования таможенной политики, ГТК совместно с Главным управлением пограничных войск при Совете Министров и МВД предусматривалось развернуть на таможенной границе с Россией и Украиной пунктов таможенного оформления (ПТО) по временной схеме. Во исполнение этого приказом Председателя Комитета от 22 марта 1993 г. были образованы Витебская, Мозырская, Полоцкая, Кричевская, Оршанская, Пинская таможни, авиатаможня «Минск-2», а приказом от 4 мая 1993 г. — Гомельская и Могилевская таможни. Всего на май 1993 г. в Беларуси имелось 20 таможен. Кроме вышеуказанных на территории страны уже действовали: Браславская, Брестская, Верхнедвинская, Вороновская, ГРТ, «Западный Буг», МРТ, МЦТ, Островецкая, Ошмянская, Поставская. Существовали проекты открытия таможен в Барановичах и Волковысске. Это было наибольшее количество таможен за весь новейший период истории Беларуси. 22 марта 1993 г. издан приказ ГТК РБ № 72-ОД «О создании таможенных организаций», и таможенные посты МРТ стали преобразовываться в таможни. Новые таможенные структуры интенсивно развивались. Если на Новополоцком таможенном посту работало 20 человек, то уже в Полоцкой таможне штатная численность достигала 172 человека. Происходило совершенствование структуры и разворачивание некоторых отделов в управления центрального аппарата. Так, в 1993 г. были созданы: управление по борьбе с контрабандой и АТП, инспекция по личному составу, управление кадров и профподготовки и др. Принес ряд существенных изменений и 1994 г., когда Президент Республики Беларусь впервые утвердил “Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь”, определив его главные задачи, структуру и правоохранительный статус. Таможенный кодекс 1993 г. Первый таможенный кодекс независимой Беларуси был введен в действие с 1 июля 1993 г. Постановлением Верховного совета Республики Беларусь. Таможенный кодекс состоял из 91 статьи, объединенных в 7 разделов. РАЗДЕЛ I. Таможенная политика и государственный таможенный надзор. Состоял из стст. 1-17, разделенных на 3 главы: Глава 1. Общие положения, характеризовала таможенную политику Республики Беларусь, давала определения таможенной территории и таможенной границы Беларуси, государственного таможенного надзора и терминов, используемых в Кодексе. В Главе 2. Таможенные органы Республики Беларусь определялась система и основные задачи таможенных органов. Устанавливалось, что Председатель ГТК РБ назначается на должность и освобождается от должности Верховным Советом Республики Беларусь по представлению Председателя Совета Министров, рассматривались иные вопросы. Глава 3. Должностные лица таможенных органов Республики Беларусь и их правовое положение закрепляла правовой статус таможенника, оплату его труда, право на ношение и применение оружия и спецсредств и т.д. РАЗДЕЛ II. Перемещение вещей через таможенную границу Республики Беларусь. Состоял из стст. 18-36, разделенных на 2 главы. Глава 1. Порядок перемещения вещей через таможенную границу Республики Беларусь определяла правила перемещения через таможенную границу вещей, государственного таможенного надзора над ними, порядок перемещения транспортных средств, грузов, международных почтовых отправлений, товаров, валюты и ценностей, характеризовались принципы размещения и эксплуатации ПТО. В Главе 2. Таможенные режимы для вещей, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, раскрывалось содержание впервые введенных семь таможенных режимов: 1). свободного обращения; 2).экспортной поставки; 3). таможенного хранения; 4). совершенствования; 5). переработки для свободного обращения; 6). временного пользования; 7). перевозки под таможенным надзором. РАЗДЕЛ III. Таможенные операции. Состоял из стст. 37-63, разделенных на 4 главы. Глава 1. Таможенное оформление. Регламентировала место и время производства таможенного оформления, порядок предъявления и обязанности лиц, осуществляющих таможенное оформление. Официальным языком таможенного оформления был утвержден белорусский, хотя оформление могло производиться на ином приемлемом для сторон языке. Глава 2. Таможенный контроль освещала операции таможенного контроля, функционирование таможенных зон, порядок проверки таможенных документов, таможенного осмотра и досмотра, особенности личного досмотра, порядок проведения операций контролируемой поставки, а также регулировала освобождение от таможенного досмотра. В Главе 3. Таможенные пошлины и таможенные сборы регламентировался порядок обложения вещей таможенными платежами. Глава 4. Ведение таможенной статистики определялись методы, источники и системы учета и контроля за вещами, находящимися под таможенным надзором. РАЗДЕЛ IV. Таможенные льготы для международных организаций, представительств иностранных государств и их сотрудников, иных организаций и лиц. Состоял из стст. 64-72. В разделе регламентировались таможенные льготы для вышеперечисленных юридических и физических лиц. РАЗДЕЛ V. Преступления и административные правонарушения, посягающие на установленный порядок таможенного регулирования. Состоял из стст. 73-86, объединенных в 2 главы. Глава 1. Контрабанда и дознание по делам о контрабанде, устанавливала общие нормы о контрабанде и дознании по таким делам. В Главе 2. Административные правонарушения и производство по делам о таких правонарушениях перечислялись виды и регламентировалось производство по делам об АТП. РАЗДЕЛ VI. Распоряжение вещами, задержанными должностными лицами таможенных органов, и их реализация. Состоял из стст. 87-90 и регулировал сроки хранения задержанных вещей и распоряжение ими. РАЗДЕЛ VII. Международные договоры Республики Беларусь. В единственной ст. 91 раздела закреплялся примат международного права над национальным. Таким образом, в первой половине 1990-х гг. постепенно решались основные проблемы организации национальной таможенной службы, определялись направления таможенной политики, создавалась правовая база. Таможенный союз России и Беларуси. 6 января 1995 г. стало началом очередного этапа развития таможенной службы Республики Беларусь. В этот день Руководители Республики Беларуси и Российской Федерации, стремясь к дальнейшему развитию сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений, подписали в Минске Соглашение о Таможенном союзе. Экспорт товаров между нашими странами стал осуществляться без взимания таможенных пошлин. Торговля же их с третьими странами начала вестись на основе единого тарифа. Отметим при этом, что в 1996 г. российский транзит через нашу страну составил 70 % от общего показателя. В рамках реализации Соглашения была произведена реорганизация Оршанской, Гомельской, Витебской, Полоцкой и Верхнедвинской таможен. Было упразднено 18 ПТО на белорусско-российской границе. В январе 1996 г. ликвидирована Кричевская таможня, а в августе на восточной таможенной границе дополнительно было снято еще 7 ПТО. Началась работа по унификации таможенного законодательства в рамках Таможенного союза. 21 февраля 1995 г. был сделан второй шаг в направлении создания единого таможенного пространства – в Минске главами государств было подписано Соглашение о единстве управления двумя таможенными службами. Соглашение предусматривало создание специального Представительства российской таможенной службы. 25 апреля 1995 г., Правительством Российской Федерации принято Постановление № 422 «О создании Представительства таможенной службы Российской Федерации при ГТК Республики Беларусь». Деятельность Представительства, созданного 11 мая 1995 г. приказом Председателя ГТК России. осуществлялась в основном в соответствии с Соглашением от 21 февраля 1995 г. Важнейшими его функциями стали – обеспечение реализации Соглашения о единстве управления таможенными службами, согласование решений таможенных служб двух государств по развитию таможенной инфраструктуры, повышение эффективности таможенного контроля, организация обмена информацией по всему спектру вопросов таможенного дела, выработка предложений по унификации законодательств в сфере таможенного дела, совместное участие с таможенными органами Беларуси в реализации мер, направленных на пресечение таможенных правонарушений, незаконного оборота наркотических и психотропных средств, ядовитых и взрывчатых веществ, оружия и культурных ценностей через внешнюю границу Таможенного союза в пределах Республики Беларусь. Учитывая важность теснейших контактов и непосредственного присутствия специалистов Представительства на белорусском участке внешней границы союзного государства со странами кандидатами в члены ЕС: Польшей, Литвой и Латвией, в качестве советников при начальниках Брестской таможни, таможни «Западный Буг», Гродненской региональной и Ошмянской таможен были направлены по одному сотруднику. 14 сентября 1995 г. были образованы Гродненское и Брестское региональные направления Представительства. Их главной задачей стало содействие белорусским таможенникам в проведении таможенного контроля и таможенного оформления товаров российского направления. Кроме того, региональные сектора Представительства действовали до конца 1996 г. в Полоцке, в 1995-97 гг. – Пинске, в Гомеле - 1995-97 и 2000-2002 гг. После подписания 8 декабря 1999 г. Договора о создании Союзного государства Беларуси и России, в рамках союзного Таможенного комитета продолжилась разработка единых нормативных актов о таможенном деле, единых мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли. Таможенная служба Беларуси в 1995 – 2001 гг. На ноябрь 1997 г. на территории РБ находилось 18 таможен: «Западный Буг», Брестская, Пинская, Поставская, Браславская, Верхнедвинская, Полоцкая, Витебская, Оршанская, Мозырская, Гомельская, Ошмянская, Вороновская, Гродненская региональная, Минская региональная таможня, «Минск-2», Минская центральная таможня и Могилевская. В связи с активизацией международной торговли назрела необходимость срочной трансформации приграничной и внутренней таможенной инфраструктуры в соответствии с возросшими нагрузками и европейскими стандартами. В 1997 г. была разработана “Концепция развития приграничной инфраструктуры на границе Республики Беларусь”, а в начале 1999 г. на ее основе была создана “Комплексная программа развития приграничной инфраструктуры Республики Беларусь”. В результате, в основном за счет средств Союзного государства, а также Программы ТАСИС обустроены приграничные пункты пропуска “Варшавский мост”, “Козловичи”, входящих в состав таможни “Западный Буг”, “Новая Гута” Гомельской и “Каменный Лог” Ошмянской таможни. В 1997 г. в ГТК была утверждена “Концепция создания Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Республики Беларусь”, что позволило ускорить получение информации, необходимой для принятия решений при осуществлении операций таможенного оформления и контроля. В этот период таможенное ведомство активно действовало в трех основных направлениях: 1) таможенный контроль, направленный на полноту взимания таможенных платежей и не создающий искусственных препятствий участникам ВЭД; 2) борьба с таможенными правонарушениями; 3) проверка финансово-хозяйственной деятельности лиц, участвующих во внешнеторговых операциях. Доля средств, поступающих от деятельности таможенной службы в республиканский бюджет в это время постоянно росла: 1994 г. — 4,3 %; 1995 — 10,6 %; 1996 — 19,7 %; 1997 г. — 29,4 %.; 1998 г. — 24,9 %; 1999 г. — 25,4 %; 2000 г. — 24 %, 2001 г. — 28,6 %. В валюте она была еще больше, например, в 1999 г. — 65,6 %. [27] К 2001 г. ГТК РБ были подчинены 18 таможен, 200 ПТО, из которых 51 пункт являлся пограничным. Но не все из таможен работали достаточно эффективно. Так, в 1999 г. лишь 6 — МРТ, ГРТ, Гомельская, Могилевская, Брестская и таможня «Западный Буг» внесли 80 % от общей суммы платежей. Таким образом, во второй половине 1990-х гг. белорусская таможенная служба окончательно сформировалась. Национальная таможенная система в этот период развивалась и совершенствовалась под руководством Председателей ГТК: Кречко Петра Васильевича (1991–1992 гг.; 1994–1997 гг.), Шкурдя Геннадия Михайловича (1992–1994 гг.) и Макаревича Викентия Викентьевича (1997–2001 гг.). Успехи были по достоинству оценены руководством страны. В ознаменование заслуг белорусских стражей экономической границы 20 сентября 1996 г. вышел Указ № 372Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «Об установлениие праздника — Дня таможенника». В апреле 1996 г. вышел первый номер специализированного ежемесячного журнала ГТК «Таможенный вестник», а вскоре и ежегодник «Таможенная статистика по внешней торговле Республики Беларусь». В белорусских таможенных органах свято храняться традиции предшественников- ветеранов службы. 17 апреля 2000 г. Председатель ГТК издал приказ «О подготовке к празднованию 10-летия таможенной службы Республики Беларусь». Под девизом достойной встречи юбилея прошли 2000–2001 гг. Была значительно усилена воспитательная работа среди сотрудников, основанная на знании исторических традиций, во многих таможнях началось создание музейных экспозиций. В мае 2000 г. была основана “Белорусская общественная организация ветеранов таможенных органов” (БООТ). Активизировалась культурная и спортивная жизнь таможенников. В 2001 г. был широко отмечен 10-летний юбилей таможенной службы Беларуси. В рамках празднования 10-летия таможенной службы Беларуси филиал «Белтаможиздат» РУП «Белтаможсервис» издал альбом художественной выставки, посвященной юбилею службы, где было представлено около 200 лучших работ таможенников. Таможенный кодекс 1998 г.В декабре 1997 г. Национальным собранием был принят и одобрен и 17 июля 1998 г. введен в действие второй Таможенный кодекс Республики Беларусь,во многом унифицированный с таможенном Кодексом Российской Федерации. Со вступлением в силу Кодекса и Закона «О Таможенном тарифе» в истории белорусской таможенной службы начался новый период. Кодекс состоит из 273 статей, объединенных в 15 разделов: РАЗДЕЛ I. Общие положения; РАЗДЕЛ II. Перемещение через таможенную границу Республики Беларусь товаров и транспортных средств. Таможенные режимы; РАЗДЕЛ III. Таможенные платежи; РАЗДЕЛ IV. Таможенное оформление; РАЗДЕЛ V. Таможенный контроль; РАЗДЕЛ VI. Валютный контроль; РАЗДЕЛ VII. Таможенные льготы отдельным категориям иностранных лиц; РАЗДЕЛ VIII. Ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; РАЗДЕЛ IX. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела. Дознание. Оперативно-розыскная деятельность; РАЗДЕЛ X. Административные таможенные правонарушения и производство по делам о таких правонарушениях; РАЗДЕЛ XI. Информирование и консультирование. Предварительные решения; РАЗДЕЛ XII. Распоряжение товарами и транспортными средствами и использование полученных средств; РАЗДЕЛ XIII. Ответственность таможенных органов Республики Беларусь и их должностных лиц; РАЗДЕЛ XIV. Должностные лица таможенных органов Республики Беларусь; РАЗДЕЛ XV. Заключительные положения. Необходимо отметить, что кодекс закрепил норму, в которой устанавливалось, что общее управление таможенным делом осуществляет Президент Республики Беларусь (ст.7). Новый ныне действующий Таможенный кодекс Республики Беларусь был подготовлен в условиях таможенного союза с Российской Федерацией и поэтому фактически аналогичен Таможенному кодексу Российской Федерации 1993 г., действовавший до 1 января 2004 г. В новом документе был тщательно проработан механизм таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Кодекс стал правовой базой новых отношений белорусской экономики с мировой экономикой. Было введено 15 таможенных режимов, определявших условия перемещения товара через таможенную границу Республики Беларусь. Новые таможенные режимы позволили на льготных условиях развивать в стране импортозамещающие производства, ориентированные на экспорт готовой, высокотехнологичной продукии. Особое внимание в кодексе стало уделяться правоохранительной деятельности таможенных органов. Впервые законодательно они определены как органы дознания по делам о контрабанде и другим преступлениям в сфере таможенного дела. Рассширен перечень составов преступлений и категорий нарушений таможенных правил, по сранению с 14 составами АТП в кодексе 1993 г. в нынешнем их содержиться – 51. Необходимо отметить, что впоследствии в кодекс постоянно вносились изменения и дополнения, отражающие развитие экономики, права и таможенного дела в республике. Так, в декабре 2001 г. в закон была введена Глава 28/1 Особенности таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Однако Таможенный кодекс 1998 г. так и не стал полностью законом прямого действия. Его постоянно дополняют декреты и указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь, положения, инструкции, методические указания ГТК Республики Беларусь. Таможенная служба на современном этапе. В сентябре 2001 г таможенное ведомство Беларуси возглавил государственный советник таможенной службы III ранга Алесандр Францевич Шпилевский. В настоящее время идут активные процессы модернизации белорусской таможенной службы, превращения ее в современную, отвечающую всем мировым стандартам европейскую таможенную службу. Оптимизируется количество таможенных учреждений. С 1 сентября 2002 г. произошла значительная реорганизация таможенной системы Беларуси, в результате которой было ликвидировано 5 таможен: Оршанская, Верхнедвинская, Браславская, Вороновская и Поставская. В 2005 г. планируется доведение числа таможен до 6. Основа модернизации службы — Целевая программа развития таможенной службы Республики Беларусь на 2002–2005 гг. Одной из важнейших задач в этой области является упрощение процедур таможенного оформления и сокращения их по времени. Так, в декабре 2004 г. в пункте пропуска «Козловичи» был открыт эксперементальный коридор для белорусских экспортных товаров. Процедура таможенного контроля сократилась до 15 минут, что позволило уменьшить очереди и ускорить процесс пересечения границы. Подобные коридоры планируется открыть в пунктах пропуска «Каменный Лог», «Новая Гута», «Брузги» и «Берестовица». Таможенная служба стала инициатором введения электронного декларирования товаров и электронной подписи, что планируется поэтапно вводить с 2005 г. В ноябре 2004 г. Постановлением Совета министров Республики Беларусь утверждена Государственная программа создания совместной интегрированной телекоммуникационной сети ГТК и Госкомпогранвойск Республики Беларусь на 2004-2005 гг., главной целью которой является совершенствование технологий организации пропуска через Государственную границу Республики Беларусь физических лиц, товаров и транспортных средств, их учета, усиление борьбы с организованной преступностью. Значительные изменения претерпела приграничная таможенная инфраструктура. В 2004 г. был введен в эксплуатацию реконструированный международный автодорожный пункт пропуска на белорусско-польском участке границы «Варшавский мост», пропускная способность которого составляет 2700 автомобилей в сутки, проходящих по 20 каналах. Началось строительство приграничного грузового терминала «Козловичи-2» с пропускной способностью 4000 грузовых автомобилей. В начале 2002 г. по инициативе ГТК был создан Общественный советпо совершенствованию таможенной политики страны в составе представителей ГТК и шести предпринимательских союзов. Совет вносит предложения в весь спектр нормативных документов, касающихся таможенной политики. В результате было разработано Положение о «добросовестном участнике внешнеэкономической деятельности», а к 2005 г. специалистами из ГТК и таможен завершена работа над проектом новой редакции Таможенного кодекса. Итогом планомерной модернизации службы является постоянный рост результатов работы таможенников. Так, в 2003 г. таможни почти на 40 % наполнили доходную часть бюджета. По итогам 2004 г. в казну перечисленно около 2,5 трл. рублей. План был выполнен на 102,2%, что на 600 млрд. больше, чем в 2003 г., что в 2 раза превышает результаты 2002 г. и почти в 4 раза 2001 г. В общей сумме доходов республиканского бюджета таможенные доходы составляют 36,3%. Доведенное плановое задание выполнено всеми таможнями. Лучший результат показала МРТ, ее доля в общем доходе составила 50,2%. У Гомельской таможни – 9,1%, Гродненской региональной – 6,9 %, Полоцкой – 6,3%, Мозырской -5,4%. На 2005 г. Правительство установило плановое задание для таможенных органов собрать 2,9 трл рублей. Благодаря активной работе правоохранительного блока таможенных органов сформирована система мер противодействия таким видам преступности, как транзит наркотиков, алкоголя и сигарет, торговля украденными автомобилями, незаконный вывоз валюты и культурно-исторических ценностей. Только с начала 2003 г. было пресечено 13 640 преступлений и правонарушений. По итогам года лучшей была признана Могилевская таможня. При подведении итогов за 2004 г. руководство ГТК отметило лучшие подразделения правоохранительного блока. Среди лучших отделов борьбы с контрабандой и АТП 1-е место заняла таможня «Западный Буг», 2-е – МРТ, 3-е – Ошмянская. Среди отделов расследования 1-е место заняла Гомельская тамжня, 2-е – МРТ, 3-е – Полоцкая таможня. Среди отделов таможенных инспекций: 1-е место – МРТ, 2-е – Брестская, 3-е – Мозырская. Активно участвуют в реализации задач ГТК предприятия республиканского унитарного предприятия “ Белтаможсервис ”, где трудилось на конец 2004 г. 1214 чел. Предприятия “Белтаможсервиса” оказывают своим клиентам свыше 50 видов самых различных услуг, в первую очередь таможенного агента. В 2005 г. долю “Белтаможсервиса” на этом рынке планируется довести до 80%., Успешное функционирование современной таможенной службы немыслимо без отлично подготовленных, сознательно относящихся к своему делу кадров. Нужно отметить, что белорусская таможенная служба на январь 2001 г. имела в своих рядах 5,5 тыс. сотрудников (71,9 % мужчин и 28,1 % женщин). Высшее образование имели 78,9 %. В таможенных органах 27 % служащих — до 30 лет, 43 % — до 40 лет, 23 % — до 50 лет, 7 % — старше 50 лет. Менее 2 лет стажа имели 13,5 %, до 5 лет — 40,7 %, до 10 лет — 50,6 %, до 15 лет — 5,3 %, свыше 15 лет — 3,4 % работников.[28] В этот период руководство таможенной службы стало обращать серьезное внимание на кадровое обеспечение, т.к. модернизация таможенной службы невозможна без коренного улучшения системы профподготовки.. В 1996 г. Могилевская таможня первой в Беларуси открыла учебный центр и начала первоначальную подготовку и переподготовку должностных лиц таможенных органов. В последствии открыт также Учебный центр в Минской региональной таможне, позднее переведенный в Минскую центральную таможню и в Брестской таможне. Все учебные центры имеют свою специализацию. Кроме учебных центров, таможенные кадры обучались на таможенном отделении в Институте национальной безопасности Республики Беларусь, Академии управления при Президенте Республики Беларусь (2002-2005 гг.), студентов обучают в Белорусском государственном университете, Белоруском национальном техническом университете и Белорусском государственном экономическом университете. Учатся белорусы и в Российской таможенной академии. В 2005 г. планируется завершить создание 4-х ступенчанчатой системы подготовки кадров: школа – ВУЗ – учебные цениры – Институт национальной безопасности. В апреле 2001 г. на базе таможни «Западный Буг» состоялся I республиканский конкурс профессионального мастерства таможенников, в котором большинство призовых мест заняли представители Брестской таможни и таможни «Западный Буг». 27 августа 2002 г. был утвержден Кодекс профессиональной этики таможенника — свод нравственных норм и принципов поведения сотрудника таможенной службы Беларуси. Необходимо отметить, что в белорусском таможенном ведомстве идет жестокая и бескомпромиссная борьба с коррупцией. Так с 2001 г. из рядов таможенной службы было уволено 1075 сотрудников, не удовлетворяющих высокому званию стража экономической безопасности страны. Приказом Председателя ГТК № 416 от 17 декабря 2003 г. были утверждены основные направления идеологической работы в таможенныъх органах Республики Беларусь, начала создаваться система идеологической работы, прошедшая в 2004 г. под девизом “Достойную встречу 60-летней годовщины освобождения Беларуси от немецко-фашистских захваттчиков. 6 мая 2004 г. состоялась встреча руководства ГТК с ветеранами Великой Отечественной войны — бывшими сотрудниками Брестской, Гродненской и Пинской таможен. 27 сентября 2004 г. произошло знаменательное событие в истории белорусской таможенной службы - Указом Президента Республики Беларусь 6ыла утверждена Присяга должностных лиц таможенных органов. Первыми ее приняли в октябре того же года руководство и сотрудники ГТК РБ, а также сотрудники таможен. В августе 2003 г. вышел первый номер научно-практического журнала ГТК Республики Беларусь “Таможня и ВЭД”. Новейшим примером может стать открытие в январе 2005 г. официального интернет-сайта ГТК Республики Беларусь, занявшего вскоре первое место на минской выстовке TIBO-2005 среди сайтов органов госуправления. Широко разворачивается в таможенных органах спортивно-массовая работа. Среди таможенников есть не только физкультурники, но и именитые спортсмены. Председатель ГТК Республики Беларусь возглавляет Белорусский тяжелоатлетический союз. Поэтому таможенники не только активно проводят соревнования по этому виду спорта, но и оказыают всяческое содействие его развитию, помогая тяжелоатлетическим оборудованием и инвентарем детско-юношеским секциям. В Гродно в 2004 г. прошел юношеский турнир по тяжелой атлетике посвященный памяти ветерана таможенной службы Ф.Н. Горина и в честь 60-летия Побенды в Великой Отечественной войне. Таможенники активно участвуют в соревнованиях по мини-футболу, стрельбе, лыжам. В декабре 2003 г. прошел турнир по мини-футболу среди силовых ведомств республики, посвященный 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Славится свои м ансамблем песни “Зорны россып” Ошмянская таможня. Решением коллегии Министерства культуры Республики Беларусь в 2003 г. ему присвоено звание “Народного самодеятельного коллектива”. Таможенная политика Республики Беларусь. В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, которая согласно ст.2. Таможенного кодекса - является составной частью внутренней и внешней политики государства. Проводимая государством политика в области внешней торговли напрямую определяет характер таможенных отношений. В свою очередь, характер и принципы осуществления таможенного дела в стране оказывают решающее влияние на направление развития внешнеэкономических связей, прежде всего торговых, с иными странами. Таможня по своей сущности является связующим звеном между отечественной экономикой и мировым хозяйством, а таможенная политика соответственно как ядро таможенного дела, представляет собой систему мер, определяющих приоритеты, способы исредства достижения государственных целей в сфере регулирования трансграничного перемещения товаров и транспортных средств. При этом таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности страны. Целями современной белорусской таможенной политики являются: 1). обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Беларуси; 2). участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка; 3). стимулирование развития национальной экономики; 4). Содействие в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики Республики Беларусь, иные цели определяемые Президентом, Парламентом и Правительством Республики Беларусь. Можно сказать, что современная таможенная политика Беларуси строится с учетом ее намерения вступить во Всемирную торговую организацию (ГАТТ/ВТО) и стать полноправным участником мирового товарооборота и нахождения в составе таможенного союза с Россией. Основными средствами реализации таможенной политики Республики Беларусь являются: 1). установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования; 2). осуществление государственого таможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь; 3). участие Республики Беларусь в таможенных союзах в иных формах интеграции экономических связей с другими государствами. Таможенная политика Беларуси прошла пятнатилетний путь становления и развития и на сегодняшний день является достаточно гармоничной политикой, проводимой на основе принципов здорового протекционизма и фритрейда. Борьба с контрабандой и иными правонарушениями в таможенной сфере. На протяжении 1991 – 2004 гг. таможенные органы Беларуси постоянно совершенствовали формы и методы противодействия контрабанде и другим правонарушениям в таможенной сфере, защищая экономическую безопасность страны. Особое влияние оказало на эффективность деятельности таможенных оеративников получение ими прав оперативно-розыскной деятельности в 1999 г., хотя и в несколько усеченном виде. На первых порах слабость таможенного контроля на белорусско-российской границе породила всплеск незаконного перемещения товаров. Особенно много хлопот причиняли объездные лесные дороги. В этот период «внешней торговлей» занялись не только жители приграничных деревень, провозившие на лошадях мелкие партии продуктов питания, но и крупные дельцы, которые стремились без оформления таможенных документов вывозить различные товары большегрузными машинами. Сотрудникам таможенных постов и командированным им в помощь из других таможен приходилось иногда с риском для жизни и здоровья днем и ночью контролировать восточную таможенную границу. В настоящее время, таможенная служба Беларуси в пределах своей компетенции, взаимодействуя с погранвойсками, МВД и КГБ, и используя технические средства таможенного контроля активно участвует в борьбе с организованной транснациональной преступностью. Нужно отметить, что важным элементом правоохранительного блока является Кинологическая служба таможенных органов,созданная8 января 2002 г. приказом Председателя ГТК Республики Беларусь. В ст. 10 ТК РБ «Основные функции таможенных органов Республики Беларусь» четко выделены задачи таможенной службы в правоохранительной сфере: - обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь…; – борьба с контрабандой, АТП, пресечение незаконного оборота через таможенную границу РБ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния РБ и зарубежных стран, объектов интеллек
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 2023; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.68.161 (0.017 с.) |