Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Таможенное дело в бсср и его правовое обеспечение (1944 – 1991 гг. )

Поиск

Восстановление таможенной охраны западной границы СССР и ее деятельность в послевоенный период. (1944 – первой половине 1950-х гг.). Организация и деятельность таможенных органов на территории БССР (вторая половина 1950-х – первая половина 1980-х гг.). Таможенный кодекс СССР 1964 г. Реформирование таможенного дела в СССР в конце 1980-х гг. и деятельность таможенных органов в БССР в 1987 –1991 гг. Таможенный кодекс СССР 1991 г. Таможенно-тарифная политика СССР (1944 – 1991 гг.) Борьба с контрабандой в БССР (1944 – 1991 гг.).

 

Восстановление таможенной охраны западной границы СССР и ее деятельность в послевоенный период. (1944 – первой половине 1950- х гг.). Разгром гитлеровской Германии открыл широкие возможности для восстановления таможен на западных границах и в целом для укрепления таможенной системы. После освобождения западных областей Беларуси, встал вопрос о восстановлении пограничной и таможенной охраны государственной границы.

На территории БССР вскоре начали создаваться таможенные учреждения. 27 октября 1944 г. НКВТ СССР издает приказ № 375/л о восстановлении Брестской таможни. Осенью того же года на ст. Лососно близ Гродно был открыт таможенный пост в составе. Приказом НКВТ №215 от 27.12 1944 г была открыта временная таможня в Берестовице. 10 февраля 1945 г. Приказом НКВТ № 20 была открыта временная таможня в Гродно. 18 июня 1945 г. по приказу НКВТ СССР № 162 в Минске ( на территории аэропорта ) была открыта таможня.

В целом по СССР на 1944 г. было открыто 22 таможни, в основном для пропуска переселенцев и благотворительных грузов. На 1 января 1945 г. штат таможенного ведомства Советского Союза соста­вил 1043 чел (в БССР – около 50 чел.). Некомплект штата по всей системе доходил до 350 чел.

Восстановление проходило в сложных условиях. Ведь даже сама восстановленная западная граница была еще не определена и называлась – «пограничная линия». Она охранялась с советской стороны пограничными войсками, а с сопредельной, польской частями Красной Армии и войсками НКВД по охране тыла действующей армии.

Пункты таможенного контроля стали создаваться на восстановленной границе почти в одно время с КПП погранвойск. Восстановление таможни осуществлялось на основе специальной инструкции, разработанной Генеральным штабом Красной армии совместно с НКВД и НКВТ. Так, в августе 1944 г. командующий Белорусским фронтом маршал К.К. Рокоссовский издал приказ «О порядке пропуска через погранлинию воинских частей и подразделений, грузов и автотранспорта». 28 августа 1944 г. Военный совет 1-го Белорусского фронта принял постановление «О пограничном режиме в районах пограничной линии». Это были первые документы, регламентировавшие порядок прохождения государственной границы СССР. Пропуск через госграницу войск, отдельных военнослужащих и отдельных категорий гражданского населения, иных лиц (репатриируемых, военнопленных, интернированных, эвакуируемых и т.д.), а также грузов осуществлялся только через специально созданные КПП. По мере удаления линии фронта от линии госграницы, движение воинских частей и грузов стало проходить по основным железнодорожным и шоссейным магистралям.

Проведение в конце 1944 – 1945 гг. целого комплекса политико-воспитательных и организационных мероприятий по укреплению таможенной службы на восстановленной западной границе обеспечили успешное выполнение таможенниками в 1945 г. огромного объема работ по пропуску через границу (пограничную линию) войск, грузов и различных категорий гражданского населения, выявлению значительного количество контрабанды.

В первые послевоенные годы восстановленная таможенная система СССР представляла собой следующую структуру: ГТУ, отделение в Ашхабаде, 53 таможни, 34 таможен­ных поста.

Таможни подразделялись на 3 класса. На территории БССР действовала Брестская тамож­ня 1-го класса, Гродненская и Берестовицкая 2-го класса и Минская 3-го класса. Таможни имели таможенные посты. Так, Гродненской таможне подчинялись тампосты «Кузница» («Брузги»), «Лепщаны» и «Хворостяны». В 1948-1949 гг. в ее составе имелся таможенный пост в Вильнюсском аэропорту. Кроме того, в БССР как и в других союзных республиках находился уполномо­ченный Министерства внешней торговли СССР (с 1946 г. наркоматы переименованы в министерства).

С 1945 г. наблюдается активизация в деятельности таможенной системы. В первой половине года усилился поток грузов за насту­пающими частями Красной Армии, во второй - объем пассажирских перевозок и военной техники в связи с переброской частей на Дальний Восток и возвращением граждан СССР, угнанных в Германию. Основная задача таможенных органов в этот период – контроль товаров и вещей, перемещаемых частными лицами, а также военнослужащими.

Так, в течение 1945 г. через западную границу СССР совместно с пограничниками было пропущено пассажиров: в упрощенном порядке – 19 145 443 чел.; по паспортам и визам – 48 507 чел.

Принято из-за границы: советских военнопленных – 359 730 чел; советских граждан, возвращающихся в СССР – 2 254 238 чел.; эвакуируемых из Польши в СССР – 327 120 чел.; эвакуируемых из СССР в Польшу – 749 710 чел.

Досмотрено и пропущено: поездов – 79 290; самолетов – 11 302; автомобилей – 1 981 279; вьючного транспорта 278 053 единицы.

В 1946-47 гг. состоялся обмен населением между Польшей и СССР. Через границу прошло 350 тыс. чел. Через белорусские таможни проехало почти 240 тысяч переселенцев из западных областей Беларуси в Польшу и 27 тысяч из Польши в Беларусь, везших с собой домашнее имущество и скот. Именно у них часто находили запрещенные к вывозу предметы, в том числе золотые изделия и монеты. Имущество переселенцев пропускалось с минимумом формальностей.

В этот период, за короткий срок, было разработано большое количество руководящих документов по работе таможенных пунктов (инструкций, директив, указаний, памяток и др.), согласовано с заинтересованными ведомствами значительное число различных вопросов, которые раньше в практической работе не встречались.

В послевоенный период таможенники столкнулись с большими трудностями. Не хватало служебных и жилых помещений, отсутствовало необходимое оборудование и инвентарь и т.д.

Но самая главная трудность заключалась в неподготовленности личного состава таможен к выполнению таких специфических и очень ответственных задач в условиях окончания войны и первых мирных лет. Опытных работников, не смотря на принимаемые меры, все еще не хватало. В труднейших условиях они самоотверженно выполняли свой служебный долг. Только к концу 1945 г. в Брестской таможне было задержано 6 нарушителей границы, изъято 369 единиц огнестрельного оружия, задержано контрабандных товаров на сумму 500 тыс. рублей, оформлено и пропущено 212 советских и 267 иностранных поездов.

Работу таможенных органов и учреждений неоднократно прове­рял Госконтроль СССР. При ГТУ была создана специальная ревизионная группа. В марте 1947 г. были выявлены серьез­ные нарушения Таможенного кодекса: досмотр грузов проводился выборочно, часть грузов вообще не досматривалась, допускался досмотр багажа на частных квартирах, неудов­летворительно был поставлен учет конфискованных и задержанных вещей. Из 22 таможен, проверенных Министерством государствен­ного контроля, 17 не обеспечивали полного и тщательного досмотра.

Но таможенная система восстанавливалась и принимались меры по налаживанию работы таможен. В первую очередь укреплялись кадры. Делалась ставка на демобилизованных офице­ров. При Рижской портовой таможне уже в 1946 г. были открыты курсы.

Послевоенное восстановление экономики страны совпало с началом роста политической напряженности между Советским союзом и капиталистическими странами, В «холодную войну» были втянуты и таможенники. В 1946 г. правительство СССР принимает жесткие меры по ограничению доступа на внутренний рынок иностранных товаров, ввозимых частным порядком. Несмотря на запреты, поток ширпотреба на западной границе нарастает. Белорусские таможенники, действуя в соответствии с указаниями директивных органов, производят сплошную проверку ручной клади и пассажиров, пересекающих границу.

В послевоенное десятилетие круг нормативных актов по вопросам таможенного контроля был до­полнен многочисленными тамо­женными документами: постанов­ления и распоряжения прави­тельства, приказы НКВТ / МВТ, пра­вила, инструкции, приказы и распоряжения ГТУ по таможен­ным вопросам. В 1953 г. были приняты Правила оформления и пропуска личной клади и несопровождаемого багажа граждан, следующих через государственную границу Советского Союза. Важным нововведением тут было учреждение формы таможенной декларации, которую должны были заполнять все граждане при пересечении госграницы.

Эти меры помогли организованно укрепить таможенную систему и подготовить ее к выполнению задач в условиях создания в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В связи с расширением связей СССР со странами - участницами СЭВ, с каждым годом увеличивался объем товарооборота, поток транспортных средств и количество иностранных ту­ристов, следующих через государственную границу. В основном они проезжали через Брестскую таможню.

В 1950-е гг. вследствие значительного уменьшения объемов перевозок и поездок граждан число таможен начинает сокращаться. Поэтому с 1 июня 1951 г. Гродненская таможня была преобразована в тампост Берестовицкой таможни. С 15 февраля 1954 г. он был упразднен, а его сотрудники переведены в другие таможни либо уволены. С 1 декабря 1954 г. Берестовицкая таможня ІІ кл. приказом МВТ №203 преобразуется в тампост Минской таможни. Но вскоре и Минская таможня по приказу МВТ СССР от 28 апрель 1955г. преобразована в таможенный пост Вильнюсской таможни ІІІ кл, а соответственно Берестовицкий тампост был закрыт.

Организация и деятельность таможенных органов на территории БССР (вторая половина 1950-х – первая половина 1980-х гг.). Период середины 1950-х – первой половины 1980-х гг. – сложное и противоречивое время. С одной стороны, либерализация внешнеэкономических отношений в конце 1950-х – 1960–х гг., создание единого рынка социалистических стран – СЭВ, с другой обострение и ухудшение политико-экономических отношений со странами «капиталистического лагеря» в 1970-х - 80-х гг.

В 1953 г., после смерти Сталина, СССР активизировал свои международные торговые и культурные контакты. Стали открываться новые транспортные и пассажирские маршруты, происходят серьезные изменения в организации таможенного контроля. Главное из них – отмена принципа сплошного досмотра, включая личный. Вместо него в практику работы вводится принцип выборочного таможенного контроля. Согласно новым правилам отменяется также мелочная регламентация провоза личного имущества. В 1953 г. были утверждены новые «Правила таможенного досмотра и пропуска ручной клади и багажа лиц, следующих через государственную границу страны», которые предусматривали беспошлинный, безлицензионный пропуск через границу предметов в пределах личной потребности, за исключением тех, что были запрещены к ввозу и вывозу.

Однако в конце 1950-х гг. советские таможенники, в первую очередь западные - брестские, вновь в полной мере ощутили свежий ветер «холодной войны». Массовый характер приобретает провоз через госграницу материалов и предметов, которые квалифицировались как «идеологически вредные». Наряду с этим активизировалась борьба с традиционной контрабандой, так называемым «ширпотребом»: одежда, обувь, косметика, галантерея. Из СССР в это время вывозят советские деньги: «червонцы», золотые изделия, натуральные меха.

В этот период стали вновь восстанавливаться таможни и посты на территории БССР. После открытия пассажирского движения Ленинград-Варшава и грузового Гродно-Польша, приказом МВТ СССР № 202 от 1 июня 1957 г. на станции Гродно был открыт таможенный пост, подчиненный Вильнюсской таможне. В начале апреля 1959 г. Гродненский тампост был выведен из подчинения Вильнюсской таможни и реорганизован в таможню, а 22 мая 1959 г. по приказу МВТ СССР №148, ей был подчинен Минский.

Эти меры определенно укрепили таможенную систему в условиях ежегодного увеличения объема товарооборота в рамках СЭВ и потока транспортных средств через государственную границу.

Только за двадцать послевоенных лет перевозка грузов железнодорожным транспортом увеличились в 1,5 раза, число транспортных средств, следующих через границу, возросло почти в 9 раз, количество иностранных ту­ристов, следующих в СССР, в основном через «западные ворота» СССР – Брест со­ставило в 1951 г. - 53 764 чел., а в 1966 г. - 2 546 864 чел. В послевоенный период круг нормативных актов по вопросам таможенного контроля был до­полнен многочисленными документами: постанов­ления и распоряжения прави­тельства, приказы НКВТ, пра­вила, инструкции, приказы и распоряжения ГТУ по таможен­ным вопросам. 11 октября 1962 г. управлением было утверждено «Положе­ние о таможнях и таможенных постах".

В конце 1960-х гг. происходит реорганизация таможенных учреждений на территории БССР. 10 января 1967 г. приказом МВТ № 10 для осуществления таможенного контроля за прибывающими из ПНР грузовыми поездами был восстановлен Берестовицкий таможенный пост Гродненской таможни. 14 мая 1969 г. Приказом МВТ № 151 был создан тампост «Свислочь» (ст. Волковыск) Гродненской таможни.

В 1969 г. началась реорганизация Брестской таможни. Новая структура предусматривала участок по пропуску грузов и почтово-пассажирскую группу. С 1970 г. участки преобразованы в отделы. В составе таможни на это время действовало 2 тампоста: Высоко-Литовский и Минский (с 29 марта 1965 г. ). 5 августа 1975 г. Минский тампост вновь был преобразован в таможню.

В 1969 г. в связи с развитием международного торгового сотрудничества, увеличением людских контактов и возрастающим потоком автотранспорта, пересекающего границу, было принято решение о создании на Брестской таможне отдельного пункта пропуска «Варшавский мост». В этом же году в таможнях, вновь как когда-то в 1920-х гг. была введена должность инспектора по борьбе с контрабандой.

1973 г. ознаменовался очередной перестройкой деятельности таможенной системы – были упрощены таможенные формальности вследствие отмены при пересечении границы тотального досмотра лиц, мест ручной клади и багажа.

В этот период белорусские таможенники с честью продолжали удерживать звание лучших в таможенной системе Советского Союза. В декабре 1974 г. на Всесоюзном совещании начальников таможенных учреждений руководителями ГТУ МВТ было отмечено, что наилучших результатов в «деле осуществления таможенного контроля … борьбы с провозом контрабанды, соблюдения социалистической законности и повышения уровня культуры» добилась Гродненская таможня, а «стоимость конфискатов Брестской, Гродненской и Мостисской таможен вместе взятых за 9 месяцев 1974 г. превышает 2 миллиона рублей, что составляет 50% от общей суммы конфискованных предметов всеми таможнями за этот период». [25]

17 апреля 1974 г. Коллегия МВТ и Президиум ЦК профсоюза работников госучреждений приняли постановление объявить смотр-конкурс на лучшее таможенное учреждение СССР.

Белорусские таможенники активно включились в социалистическое соревнование. На 1979 г. коллективы Гродненской таможни занимали призовые места 5 раз, Брестской – 4, Калиниградской - 5, Выборгской - 3, Московской -2, Шереметьевской (Москва) -2.

Гродненская таможня, в частности, занимала по итогам соцсоревнования среди таможен СССР: І место - 1976, 1977, 1980, 1981, 1982 гг.; ІІ место - 1975, 1978, 1979, 1983, 1984, 1988; ІІІ место - 1989.

В таможнях проявившие себя сотрудники могли быть в зависимости от заслуг отмечены благодарностью, денежной премией, почетной грамотой, занесены на Доску «Лучшие люди таможни», удостоены звания «Лучший инспектор таможни», «Ударник коммунистического труда», зачислены в резерв на повышение в должности, представлен к награждению «Почетной грамотой МВТ», знаком «Отличник МВТ», получением внеочередного отпуска, путевки, внеочередного получения квартиры и т.д. Ежегодно 29 мая к профессиональному празднику советских таможенников начальник таможни объявлял наиболее добросовестным благодарности. Кроме того, еще в 1951 г. Президиумом Верховного Совета СССР был принят Указ "О награждении орденами и медалями личного состава таможенных учреждений СССР за выслугу лет и безупречную работу"»: за 10 лет – медалью «За трудовое отличие»; 15 лет – медалью «За трудовую доблесть»; 20 лет – орденом «Знак Почета»; 25 лет – орденом Трудового Красного Знамени; 30 лет – орденом Ленина.

Московская Олимпиада 1980 г. явилась своеобразным экзаменом для таможенной службы СССР. Накануне Олимпиады штат Брестской и Гродненской таможен был увеличен. Впервые таможенники получили современную технику для эффективного контроля аудиовизуальной продукции. Кроме того, в распоряжении их оказываются портативные рентгеноустановки и приборы для экспресс-анализов. В результате, тысячи иностранных туристов были оформлены без особых инцидентов. Довольно большая группа белорусских таможенников из Бреста и Гродно была откомандирована в Москву для оказания помощи Шереметьевской таможне в период проведения Олимпиады.

9 сентября 1982 г. приказом ГТУ МВТ было утверждено «Положение о таможнях и таможенных постах», которое регулировало деятельность местных таможенных учреждений. Определялось, что в их структуру могли входить следующие отделы: оперативные, пассажирские, почтово-грузовые, дипломатических грузов, контроля за грузами иностранных выставок, контроля за грузами иностранных фирм, технических средств контроля, борьбы с контрабандой, оперативно-технического обеспечения и некоторые другие. Таможни и таможенные посты по их дислокации делились на пограничные и внутренние. По специфике деятельности различались сухопутные, воздушные, морские (речные) таможни (таможенные посты). Незадолго до этого приказа, 26. августа 1982 г. в г. Жлобине, в связи с открытием Белорусского металлургического завода был создан тампост Минской таможни.

24 ноября 1982 г. был принят «Закон о государственной границе СССР», ставший важной правовой основой и для деятельности таможенных органов. Закон определил место таможенного ведомства, его взаимодействия с пограничными войсками КГБ СССР по охране границы.

Резкое увеличение международных транспортных перевозок, возрастающее движение по сооруженному в середине 1970-х гг. автомосту через Буг в районе д. Козловичи, потребовал, от Брестской таможни создания в 1984 г. третьего специализированного ПТО«Козловичи». К середине 1980-х гг. таможня становится самой крупной из сухопутных в СССР, лидируя по величине общего пассажиро- и автопотока и сравнявшись с железнодорожным грузопотоком с украинским погранпереходом «Чоп».

Для обмена опытом ездили белорусские таможенники на таможни Советского Союза. Практически с начала 1960-х гг. и до введения в 1981 г. в ПНР военного положения сотрудники Брестской и Гродненской таможен регулярно встречались и обменивались опытом с польскими таможенниками. Приезжали с визитами к белорусским коллегам и зарубежные гости. В 1989 г. Гродненскую таможню посетила делегация Таможенного комитета Монголии.

Таможенный кодекс СССР 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден Таможенный кодекс Союза ССР и введен в действие с 1 июля 1964 г. 15 июля 1964 г. на 4-й сессии Верховного Совета СССР был принят Закон Союза ССР «Об утверждении Таможенного кодекса Союза ССР». Кодекс определял три главные задачи таможенных учреждений: осуществление контроля за соблюдением государст­венной монополии внешней торговли; совершение таможенных операций; борьба с нарушениями таможенных правил и контра­бандой.

Таможенный кодекс состоял из 120 статей, сгруппированных в 3 раздела. РАЗДЕЛ І. Организация таможенного управления, (7 статей). В разделе определялось, что управление таможенным делом относится к ведению Министерства внешней торговли, осуществлявшего свои функции через Главное таможенное управление. Местные таможенные учреждения - таможни и таможенные посты действовали на основе положения, утверждаемого начальником ГТУ. Однако создание, реорганизация и ликвидация таможенных учреждений производилась министром внешней торговли. Принципиально новым явилось предоставление министру внешней торговли СССР права издавать приказы и инструкции по таможенному делу, обязательные для всех организаций и граждан.

По кодексу таможенная система СССР состояла из центральных таможенных органов и местных таможенных учреждений. Были четко определены порядок подчиненности, отчетности таможенных учреждений, их функции, взаимодействие таможенников с пограничными войсками. Исходя из того, что таможенные органы выступали от имени государства, они были наделены государственными знаками и символами (флагом таможенных учреждений, эмблемой).

РАЗДЕЛ ІІ. Таможенные операции делился на 10 глав (стст.8 – 95): 1. Общие положения о таможенном контроле; 2. Таможенный контроль при водных перевозках; 3. Таможенный контроль при железнодорожных и автомобильных перевозках; 4. Таможенный контроль при воздушных перевозках; 5. Таможенный контроль за международными почтовыми отправлениями; 6. Таможенный контроль за вещами лиц, следующих через границу; 7. Перевозка грузов из одних таможенных учреждений в другие. Транзит грузов через территорию СССР; 8. Досмотр и выпуск грузов; 9. Хранение грузов и передача их для реализации; 10. Таможенные сборы.

РАЗДЕЛ ІІІ. Ответственность за нарушения таможенных правил и за контрабанду (стст.96 – 120) В разделе устанавливался порядок наложения штрафов за нарушения таможенных правил, давалось определение контрабанды и мер ответственности за нее, регламентировался порядок производства таможенных обследований, осмотров и выемок по подозрению в сокрытии предметов контрабанды,

В целом Таможенный кодекс 1964 г. отражал существовавшие в то время в Советском Союзе представления о регулировании внешнеэкономической деятельности и перемещении через таможенную границу физических лиц. Нормы кодекса свидетельствовали о централизации таможенного дела в СССР на основе передачи прав союзных республик в этой сфере центральной власти. Все взимаемые таможенные платежи вносились в доход союзного бюджета, независимо на территории какой республики располагались таможенные учреждения. Как и ранее, кодекс закреплял принцип, согласно которому таможенные пошлины рассматривались как инструмент внешнетор­говой политики, а таможенные органы стояли на страже государственной монополии внешней торговли.

Реформирование таможенного дела в СССР в конце 1980-х гг. и деятельность таможенных органов в БССР в 1987 –1991 гг. Период середины 1980-х – 1991 гг. характеризуется принципиальными изменениями в сфере внешнеэкономической деятельности СССР и ее таможенного обеспечения, ликвидацией государственной монополии на внешнюю торговлю, модернизацией таможенной службы, что привело к созданию самостоятельного таможенного ведомства и образования Белорусского управления ГТК СССР.

Перестройка таможенного дела была неразрывно связана с общими экономическими реформами в стране, провозглашенными Генеральным секретарем коммунистической партии СССР М.С. Горбачевым на апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. разработкой новой стратегии внешнеэкономических связей СССР. Пере­стройка внешнеэкономических связей была направлена на ликвидацию кризисных явлений в советской экономике, восста­новление экономического паритета на международной арене.

Внешнеполитические прорывы на Запад и Восток, заключение договоров и соглашений с США, странами ЕЭС и Китаем, начавше­еся совершенствование механизма взаимоотношений с другими стра­нами открывали широкие возможности перестройки торговых свя­зей. Это потребовало пересмотра структуры и управления ВЭД.
19 августа 1986 г. было принято совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 991 „О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями", положившее начало принципиально новому этапу правового регулирования и управления ВЭД. Вслед за этим появились такие нормативные акты как: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. по вопросам создания в стране совместных предприятий; Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1074 от 17 сентября 1987 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в новых условиях хозяйствования», предоставившее ведомствам право самостоятельно принимать решения о создании совместных предприятий. Были приняты: Постановление Совета Министров СССР № 1405 от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций», предоставлявшее право самостоятельного выхода на внешний рынок всем предприятиям; Постановление Совета Министров СССР № 203 от 7 марта 1989 г. «О марах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности», которое являлось по сути итоговым документом развития законодательства в области ВЭД, начиная с 1986 г. Постановление № 203 установило систему государственного регулирования ВЭД, включавшее в себя: 1). регистрацию участников внешнеэкономических связей; 2). декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу СССР; 3). порядок экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного значения; 4). меры оперативного регулирования внешнеэкономических связей.

Реформа органов внешнеэкономических связей СССР потребо­вала изменений таможенной системы и приведение ее в соответствие и новыми условиями. Ведомственная подчиненность ГТУ Министерству внешней торговли не обеспечивало действительно полного государственного контроля за внешне­торговыми операциями, досмотром пассажиров и борьбой с контрабандой. Это порождало неоднократные служебные злоупотребления. Поэтому решением Совета Министров СССР от 12 февраля 1986 г № 222 на его базе было образовано Главное управление государственного таможенно­го контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров. 13 июля 1987 г. Советом Министров СССР было утверждено положение о ГУ ГТК, по которому оно являлось общесоюзным органом государственного таможенного контроля Важной стороной деятельности таможенного органа явилась борьба с контрабандой и нарушением таможенных правил, обеспе­чение в пределах своей компетенции выполнения обязательств по международным договорам СССР в части, касающейся таможенного дела. Впервыеза всю историю СССР таможенная служба выделялась организационно. Но этот момент имел ряд особенностей: 1 ) несмотря на самостоятельность, функции таможенных органов остались прежними, главной задачей оставался контроль за соблюдением госмонополии на внешнюю торговлю; 2 ) из-за непоследовательного проведения реформ новый механизм регулирования внешнеэкономической деятельности на деле практически не действовал; 3 ) отсутствовала законодательная база для новых условий.

Реформы начали давать свои результаты. С 1 апреля 1989 г. товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу СССР, подлежали обязательному заявлению в таможне; органами Государственного таможенного контроля СССР за проведение таможенных процедур взималась плата; ГУ ГТК СССР разрешалось использовать эти средства на развитие таможенной службы и социальные нужды трудовых коллективов. Также планировалось в 1989-1990 гг. ввести систему сбора, обработки и публикации государственной статистики ВЭД. Вводилась таможенная декларация на перемещаемые через границу грузы. Она по форме и содержанию соответствовала бланку таможенной декларации Европейского экономического сообщества. Таможенная служба СССР начала переходить к активному воздействию на экспортно-импортную деятельность внешнеторговых организаций, прежде всего путем применения экономических методов регулирования.

Являясь самостоятельным государственным органом, ГУ ГТК СССР организовывало свою работу в тесном взаимодействии с компетентными органами при осуществлении ими пограничного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контро­ля, а также контроля за вывозом ценностей культуры и произве­дений искусства, Управление занималось разработкой предложений в области таможенной политики, руководило таможенным делом, осуществле­нием государственного таможенного контроля за соблюдением установленного порядка перемещения через границу товаров и транспортных средств, предметов личного потребления, советской и иностранной валюты и валютных ценностей. Структурные подразделения ГУ ГТК обеспечивали укреп­ление законности, правильного применения Таможенного кодекса и иных государственных актов. Важной стороной деятельности таможенного органа явилась борьба с контрабандой и нарушением таможенных правил, обеспе­чение в пределах своей компетенции выполнения обязательств по международным договорам СССР в части, касающейся таможенного дела, регулирования дальнейшего развитие международного сотруд­ничества с таможенными органами зарубежных стран.

Важным условием обеспечения коренной перестройки работы таможенной системы являлись квалифицированные кадры. Поэтому были приняты меры по пополнению кадров таможенных учреждений за счет квалифицированных экономистов, юристов, работников пред­приятий и учреждений, уволенных в запас воинов Вооруженных Сил. Таможенники регулярно повышали свои профессиональные знания на специальных курсах в Риге, Таллине, обучались в Москве и Ленинграде. В начале 1989 г. был создан институт повышения квалификации таможенников, в котором только за год прошло переподготовку около трех тысяч человек. В интересах повышения ответственности должностных лиц проводилась аттестация таможенных работников, присвоение новых персональ­ных званий начальствующему составу.

Проходившие в период перестройки внешнеполитические прорывы на Запад и Восток, заключение договоров и соглашений с США, странами ЕЭС и Китаем, начавше­еся совершенствование механизма взаимоотношений с другими стра­нами открывали широкие возможности налаживанию внешних торговых свя­зей. Все это потребовало проведения организационных мероприя­тий, пересмотра структуры и управления. Поэтому в качестве постоянного органа Совета Министров СССР была создана Государственная внешнеэкономическая комиссия (ГВЭК). В ее функции входила реализация внешнеэкономической стратегии и разработка внешнеэкономического законодательства. При Комис­сии были созданы Научно-экономический совет и Всесоюзный науч­но-исследовательский институт внешнеэкономических связей.

На ГВЭК возлага­лось руководство деятельностью Министерства внешнеэкономи­ческих связей СССР, Внешэкономбанка СССР и ГУ ГТК при Совете Министров СССР. Кроме того, ГВЭК руководила работой всех министерств и ведомств, выходящих на внешний рынок, занималась планированием и регулированием структуры импорта и экспорта, готовила предло­жения по конкретным направлениям развития экономического сотрудничества с зарубежными странами.

В связи с активизацией внешней торговли Правительство СССР приняло ряд постановле­ний о мерах государственного таможенного контроля. В Постановлениях Правительства СССР от 2 декабря 1988г., 7 марта 1989г. и 30 августа 1989 г. разработана система регулирования ВЭД, предусматривающая: регистрацию участников внешнеэкономи­ческих связей; декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через госграницу СССР. В мае 1988 г., в соответствии с Таможенным кодексом СССР и Законом „О Государственной границеСССР", были созданы таможенные зоны, в которых осуществлялся государ­ственный таможенный контроль за транспортными средствами, товарами, имуществом, вещами граждан, перемещаемыми через госграницу, позднее все контрольные таможенные функции за передвижением товаров стали осуществляться в местах отправки экспорта и получения импорта.

В общем комплексе мероприятий перестройки таможенного дела важным моментом явилось введение с 1 сентября 1989 г. Грузовой таможенной декларации (ГТД), соответствовавшей мировым стандартам. Это позволило поставить под контроль регулирование ВЭД, создать систему статистического учета - важнейшего средства госконтроля. Отныне товары и иное имущество, перемещаемые через госграницу СССР, подлежали обязательному декларированию путем предъявления таможенным органам ГТД. Декларирование производилось участниками ВЭД самостоятельно либо на договорной основе через Всесоюзное внешнеэкономическое объединение «Союзвнештранс» Министерства внешнеэкономических связей СССР или через другие организации, определяемые таможней.

В 1989 г. Правительство СССР приняло постановление № 191, юридически закрепившее отход от принципа государственной монополии во внешней торговле

Эти и другие мероприятия подняли авторитет и роль тамо­женной службы, восстановили в правах таможенную систему, обес­печивающую жизнедеятельность механизма регулирования внешней торговли и решение других задач, возлагаемых на таможенников. ГУ ГТК СССР учредил в 1988 г. ведомственную юбилейную медаль «70 лет таможенной службы СССР». В 1989 г. приказом ГУ ГТК № 31 от 10 февраля был утвержден также знак «Отличник таможенной службы СССР».

Происходившие изменения затронули таможенные учреждения и на Беларуси. Учитывая необходимость улучшения управления таможенным делом и усиления контроля за импортными и экспортными грузоотправлениями, 6 апреля 1987 г. начальник ГУ ГТК издал приказ № 44 о преобразовании Минской таможни в Белорусскую территориальную таможню (БТТ), во главе с П.В. Кречко, распространив зону ее деятельности на всю БССР, кроме Гродненской и Брестской областей. В ее состав входят тампосты Жлобинский, Новополоцкий и тампост «Мачулищи». В 1988 г. приказом ГУ ГТК утвержден порядок создания досмотровых комиссий (представители от администрации и таможенных учреждений) и назначения таможенных уполномоченных на подобных предприятиях, получающих импортную и отправляющих экспортную продукцию эта практика сохранялась до 1991 г.

8 февраля 1989 г. приказом ГУ ГТК №26 был создан авиационный тампост «Минск-2» БТТ.

3 января 1990 г. приказом ГУ ГТК в таможнях была введена новая должность заместителя начальника таможни – коменданта таможенных контрольно-пропускных пунктов.

Приказом ГУ ГТК № 95 от 27 апреля 1990 г., было создано Белорусское управление ГУ ГТК СССР, начальником которого был назначен П. В. Кречко. Почти через 60 лет после ликвидации Белорусского отделения ГТУ, на территории Беларуси вновь было сформировано территориальная таможенная структура.

15 июня 1990 г. Приказом №132 БТТ преобразовывается в Минскую таможню. 24 октября того же года создаются Витебский и Могилевский тампосты Минской таможни. 30 сентября 1990 г. был открыт тампост «Брузги» Гродненской таможни. 14 марта 1991 г. приказом ГУ ГТК создается Гомельский тампост в составе Минской таможни. Одновременно с развитием структуры начинает рости штатная численность таможен. Так, если в 1986 г. в Минской таможне работал 41 сотрудник, то в декабре 1991 уже 148.

Таможенный кодекс СССР 1991 г. В условиях перестройки внешнеторговых связей Советского Союза, Таможенный кодекс СССР 1964 г. был уже не в состоянии адекватно регулировать общественные отношения в таможенной сфере. Его модернизация также не дала бы необходимых результатов, требовались кардинальные изменения в таможенном законодательстве и принятие нового Таможенного кодекса и Закона СССР о таможенном тарифе. В результате Верховным Советом СССР 26 марта 1991 г был принят новый Таможенный кодекс СССР. Проект таможенного кодекса прошел экспертное апробирование в Совете таможенного сотрудничества, проект Закона о Таможенном тарифе – штаб-квартире Генерального соглашения о тарифах и торговле.

Таможенный кодекс 1991 г. состоял из 138 статей и был поделен на 9 разделов. По своей структуре ко



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1079; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.82 (0.033 с.)